Главная страница
Навигация по странице:

  • Таблица: мифология, религия, философия

  • Религия (с лат. - набожность, святыня, благочестие) Философия (с греч. - любовь к мудрости)

  • Способ отражения

  • Форма отражения

  • Уровень отражения

  • Возникно- вение

  • Задание № 2-на тему: Философия и картина мира

  • Философия. философия Костубаева. В чем состоит назначение философии


    Скачать 24.93 Kb.
    НазваниеВ чем состоит назначение философии
    АнкорФилософия
    Дата22.10.2021
    Размер24.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия Костубаева.docx
    ТипЗадача
    #253167

    Эссе

    В чем состоит назначение философии

    Философия-это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. К задачам философии на протяжении веков относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей.

    На мой взгляд, философия обязательна для изучения в самых различных учебных заведениях, разных возрастах и в самых разных её проявлениях. Чем-то философия напоминает самопознание, так как обсуждается человек как личность, его характер, поведение, отношение к окружающему миру, но к тому же, философия сочетает в себе также часть истории, к которой мы прибегаем в разговорах о великих мыслителях и их биографии.

    Сам по себе предмет недооценён. Нужно очень постараться для того, чтобы действительно заинтересовать нынешнюю молодёжь, ведь по большей части они находят предмет неинтересным и ненужным, хоть это совсем не так.

    Философия поднимает много важных вопросов, существует в виде множества различных философских учений, которые являясь, порой, достаточно разными, все же дополняют друг друга. Логика является первичным атрибутом философии. Для того чтобы суметь анализировать различные философские концепции нужно владеть навыками критического анализа, что не так просто как кажется.

    Человек в своей жизни может столкнуться с проблемами, с которыми его мировоззрение не справляется и для их решения может потребоваться более высокий уровень отношения к миру, на таком уровне и находится философия.

    Я считаю, что одной из ролей философии в настоящий момент является в том, чтобы уметь налаживать диалог между людьми, группами, культурами и целыми странами. Философ должен как никто другой разбираться и участвовать в том, чтобы стать посредником для коммуникации в самых разных ситуациях. Философия должна удерживать и удовлетворять тягу к познаниям, заниматься просвещением и налаживать диалог между самыми разными участниками.

    И, к завершению, как писал Аристотель о философии в своём сборнике сочинений «Метафизика»: «…все другие науки более необходимы, чем она, но лучше нет ни одной».

    Эссе

    Критическое мышление в контексте модернизации общественного сознания

    Критическое мышление - залог духовного здоровья общества и главный враг всех без исключения социальных недугов - подвергалось и подвергается опасности со стороны тех, кто не заинтересован в нормальном развитии человека и общества. Тем более важно понять истоки и смысл социально-философского критицизма в условиях глобальных институциональных и ценностных изменений, которые характеризуют современность.

    Особую актуальность избранной теме придает ситуация, когда все возрастающий темп и все углубляющееся содержание социальных изменений рождают качественно иную социальную реальность, нуждающуюся в иных формах коллективного самосознания и ином качестве социально-критической рефлексии. Критическое мышление не может существовать в прежних формах в условиях постиндустриальной экономики и постмодернистской культуры, когда потоки информации преобразуют возможности критики, а посттрадиционализм и глобализм изменяют ее границы.

    Социальные институты формируют нормы, а те, в свою очередь, основываясь на ценностях, рождают другую ситуацию, когда сами институты осмысливаются и воспринимаются участниками социального взаимодействия как некие ценности. Более того, адекватность и стабильность данного восприятия является фундаментальным условием социальной нормы, и любые процессы трансформации этих ценностей не могут не быть объектом пристального внимания научного сообщества обществоведов, ибо от их направленности и смысла зависит как будущее, так и настоящее данного социума. Современность требует выработки приемлемых форм критики, которая вела бы к их совершенствованию, а не деструкции.

    Важность обращения к теме критического мышления обусловлена еще и тем, что в социальной философии последних десятилетий усилились тенденции гиперкритицизма и социального нигилизма, благодаря все более радикальной пропаганде идей эпистемологического, морального и политико-правового релятивизма. Критическое мышление лишь тогда является подлинным благом, когда критика направлена на улучшение и совершенствование тех или иных аспектов социального бытия, а не на его разрушение. Функциональность критического мышления определяется его конструктивным и созидательным потенциалом, условия накопления и реализации которого также изменились. Исследование произошедших изменений должно открыть новую роль критики в жизни современного общества, что позволит скорректировать социальную теорию.

    Критическое мышление реализует себя в обществе посредством классических и неклассических форм. Классической формой критической мысли является анализ сущности тех или иных идей, действий, институтов и ценностей путем ее отделения от внешних проявлений и учета социальных, моральных и иных последствий. К неклассическим формам социальной критики следует отнести герменевтическое вопрошание смысла, позволяющее разобраться в сути происходящего в условиях сложного и многомерного социального бытия.

    Гуманистические ценности являются аксиологической основой критического мышления, тогда как онтологическую основу социального критицизма создает антропоцентризм. Потребность в свободе и уникальность человеческой личности создают условия для преобразования критического мышления из простого средства отделения истины от заблуждения в способ социального бытия.

    Современная цивилизация вступила в такую стадию развития, когда потребность в критическом мышлении испытывает не только общество в целом, но и отдельные индивиды. Сложность задач, которые приходится решать человеку в условиях все увеличивающейся свободы выбора, требует все большей способности к критической и самостоятельной оценке происходящего. Благодаря этому критическое мышление приобретает новое качество, обусловленное принципиально иным отношением к прошлому, настоящему и будущему.

    Критическое мышление является одним из наиболее важных факторов, оказывающих влияние на развитие общества. В различные времена оно по-разному влияло на восприятие социального мира человеком, но в том, что процессы, происходящие в обществе, во многом виделись и понимались людьми так или иначе, играло все большую роль такое мышление, которое вместе с развитием общества, культуры, науки, философии приобретало новые черты, трансформировалось в различные формы.

    Все вышеупомянутое дает основания полагать, что важным этапом в появлении доктрины социального развития будет осмысление роли критического мышления в его социологическом и философском аспектах.

    Таблица: мифология, религия, философия

    Критерии сравнения

    Миф (с греч. - предание, сказание, легенда)

    Религия (с лат. - набожность, святыня,

    благочестие)

    Философия (с греч. - любовь к мудрости)

    Предмет отражения

    Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире.

    Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и мировосприятии), мироощущение (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и др.

    Философское понятие: отражение – глубокое сопоставление сущности человека и окр.мира, мыслящей материи и природы. Отражение – реакция (изменение, отпечаток, след) любой вещи (явления) взаимодействующей с другой вещью: такая реакция всегда находится в определенном соответствии или сходстве с какой – либо стороной воздействующей на нее вещи.

    Способ отражения

    Мифологический тип мышления порождается на протяжении всей челове­ческой истории и причина этого кроется в невозможности для обычного человека осознать всю сложность мира, компетентно разобраться во всех явлениях природы и социальной жизни. Поэтому нам свойственно додумывать, домысливать о том, что мы не понимаем, о чём у нас не хватает достоверной и компетентно изложенной информации.

    Религиозное сознание- это “наполовину чувственное, наполовину размышляющее сознание” (К. Маркс). Способами существования и выражения содержания религиозного отражения являются различные системы знаков. В религии отражаются самые различные явления и процессы объективного мира - природные и общественные, а также феномены человеческой психики и сознания.

    Первая — теоретическая. Посредством знания человек теоретически, концептуально овладевает предметом познания, преобразует его идеально в своём сознании.

    Вторая — содержательная. Раскрывая особенности знания как совокупности идей, теорий, концепций, доктрин возникает вопрос об их содержании, то есть что они собою представляют в отношении к объективной реальности. В этих двух составляющих знания кроется суть принципа отражения.

    Форма

    отражения

    "Предание", "сказание") - форма общественного сознания отражающаяся в виде образного повествования, фантастического представления о природе, обществе и личности. В общей сложности она - это соединение мифологических точек зрения и видений, верований, и в некоторой сложности, культов славянского народа.

    Религия является отражением (хотя и фантастически) окружающей действительности, поэтому она развивается и изменяется одновременно с изменением самой жизни.

    Отражение в марксистско-ленинской философии — всеобщее свойство материи, как обладающей «свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения», проявляющееся в способности материальных систем воспроизводить определенность других материальных систем в форме изменения собственной определенности в процессе взаимодействия с ними.

    Структура

    1) составляет историю подвигов сверхъестественных существ;

    2) это сказание представляется как абсолютно истинное (так как оно относится к реальному миру) и как сакральное (ибо является результатом творческой деятельности сверхъестественных существ);

    3) миф всегда имеет отношение к «созданию», он рассказывает, как что-то явилось в мир или каким образом возникли определенные формы поведения, установления и трудовые навыки; именно поэтому миф составляет парадигму всем значительным актам человеческого поведения;

    4) познавая миф, человек познает «происхождение» вещей, что позволяет овладеть и манипулировать ими по своей воле; речь идет не о «внешнем», «абстрактном» познании, но о познании, которое «переживается» ритуально, во время ритуального воспроизведения мифа или в ходе проведения обряда (которому он служит основанием);

    5) так или иначе миф «проживается» аудиторией, которая захвачена священной и вдохновляющей мощью воссозданных в памяти и реактуализированных событий.

    Вера является духовным стержнем человека, представляет собой познавательную способность и психологическое явление. Важнейшим видом религиозной деятельности является культ, который является средством сплочения религиозной группы. К культовым средствам относятся храмовая архитектура, живопись, скульптура, музыка, различные предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь, священническое облачение). Средства и способы культовой деятельности имеют символическое значение.

    Взаимосвязь трех частей, включая онтологию, гносеологию и аксиологию, которые достаточно тесно объединены. Чаще всего ее значение трактуют в качестве единого целого, но состоящего из нескольких разделов: Онтология, рассказывающая про бытие; Гносеология, рассказывающая про познание; Аксиология, рассказывающая про ценности. Структура философии как науки – это взаимосвязь социальной философии, антропологии, культурной, исторической и правовой философии, изучаемых по отдельности и в качестве единого целого, поскольку они тесно взаимодействуют.

    Уровень отражения

    Мироощущение, мировосприятие


    Мироощущение, мировосприятие

    Миропонимание

    Источники

    Жизненно-повседневная деятельность

    Жизненно-повседневная деятельность

    Интеллектуально-познавательная деятельность

    Возникно- вение

    Стихийно

    Стихийно

    Целенаправленно

    Возникно- вение

    В первообщинном обществе

    В целенаправленном обществе

    На этапе развития цевилизации

    Функции

    Регулятивная, компенсаторская

    Утешения

    Рефлекторно-педадогическая



    критерии

    Мифологическая картина мира

    Обыденная картина мира

    Религиозная картина мира

    Научная картина мира

    Один мир или несколько

    Несколько

    Один

    Один

    Один


    Каким образом возник и что из себя представляет

    Создан Богами

    Эволюция

    Создан Богом (одним)

    Эволюция

    Задание № 2-на тему: Философия и картина мира


    написать администратору сайта