практика. Практика 3. В чем состояли различия в развитии западноевропейской и восточной цивилизаций
Скачать 21.65 Kb.
|
В чем состояли различия в развитии западноевропейской и восточной цивилизаций? Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа мировых культур Востока и Запада, а тем более межкультурной коммуникации в целом. Эти явления сложились очень давно, и, присутствуют, и по сей день, они касаются непосредственно прошлого, настоящего, будущего стран и целых народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить вопрос, касающийся влияния процесса глобализации на современную культуру, взаимодействия людей в процессе межкультурной коммуникации. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом этого исследования является подтверждение факта, касающегося знания социокультурных реалий способствует пониманию культуры и менталитета русского и английского народов. Выводами статьи могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей межкультурной коммуникации. Ключевые слова: суеверия, культура, межкультурная коммуникация, традиции, этнос, приметы, языки. Понятия “культура Востока” и “культура Запада” весьма условны. Образно говоря, Восток (под которым обычно понимают Азию) и Запад (представленный Европой и Северной Америкой) — это две ветви одного дерева, развивающиеся каждая в своем направлении, в одно время, параллельно, но по-разному. Ни одна из них не возвышается над другой. Им присуще определенное сходство, но и различий при этом найдется достаточно. Какие существуют основные различия? Что такое культура Востока и культура Запада? Культура Востока — культура таких стран, как Китай, Индия, Япония, а также других азиатских государств, отличающаяся устойчивостью, традиционностью, незыблемостью. Культура Запада — культура стран Европы и Северной Америки, воплощающая динамичный образ жизни, бурное развитие, в том числе и в технологической сфере. С древних времен люди и ученые сравнивали культуру Востока и культуру Запада. В чем же разница между культурой Востока и культурой Запада? Человек Запада, в отличие от человека Востока, имеет свой менталитет, свои взгляды на жизнь, бытие, природу и многое другое. Культуры Востока и Запада отличаются по религиозным, философским, временным рамкам, научным и другим вопросам. Основные культурные различия между Востоком и Западом представлены в таблице. Сравнительный анализ культур Запада и Востока показал, что они относятся к разным цивилизациям, имеют сложную многовековую историю существования. Разная история, условия жизни и производство материальных благ, религии, климатические условия и т. д. привели к формированию иного мировоззрения, менталитета и культуры в целом. 1. Культуре Востока свойственно устойчивое историческое развитие, Запад движется вперед рывками. 2. Западная культура характеризуется динамическим образом жизни, разрушается предыдущая система ценностей — возникает другая. Восточная культура отличается незыблемостью, непротивлением, устойчивостью. Новые веяния гармонично встраиваются в существующую систему. 3. В восточной культуре уживаются рядом множество религий. В западной главенствует христианство. 4. Восточная культура основывается на древних обычаях, устоях. Западу свойственно расшатывание традиций. 5. Для Запада характерно научное, технологичное, рациональное познание мира. Восток иррационален. 6. Человек западного мира оторван от природы, он повелевает ей. Человек Востока слит с природой. Проанализировав особенности культур Запада и Востока, мы можем смело отнести себя к людям с западным мировоззрением. С нашей точки зрения, часто приверженность восточной цивилизации к традициям тормозит ее развитие. С другой стороны, мы не можем не принять того факта, что западный путь развития — это разрушение старых, отживших свое устоев — не всегда верный и правильный. Возможно, что наиболее жизнеспособный и устойчивый вариант — это сочетание деятельной активности и инициативности Запада с восточным уважением к опыту предыдущих поколений. В плане мировоззрения нам чужды как радикальный западный рационализм, так и восточная ориентация на исключительно чувственное восприятие. Тем не менее, мы не считаем, что один из этих подходов исключает другой, и, возможно, человек будущего должен опираться на оба способа познания окружающего мира в равной мере. Исходя из теории и практики глобализации культур, мы будем свидетелями того, как цивилизации Запада и Востока станут единым целым уже в XXI веке. Будет ли это соединение из каких-либо их особенностей или одна поглотит другую, неизвестно. В наши дни на планете не существует государств, неподверженных влиянию извне, уже сейчас имеются глобальная экономическая система, связывающая весь мир. Это, возможно, и означает, что рано или поздно произойдет объединение всех мировых цивилизаций и культур. К сожалению, западная цивилизация в лице Америки и Европы стремится к доминированию и подчинению народов Востока, пользуясь экономическим и военным превосходством, хотя все разногласия между Западом и Востоком устранимы мирным путем. Несмотря на различия в менталитете, мировоззрениях, традициях и обычаях, люди этих цивилизаций имеют одну природу и общие проблемы. Итак, сходства между ними, вытекающие из этого родства, являются ключом к решению проблем, связанных с недопониманием и взаимным отторжением. 2. Каковы причины борьбы между светской и духовными властями в Западной Европе? В конце XI — начале XII веков в католической церкви начинается движение за проведение реформ, получившее название «григорианские реформы» по имени папы Римского Григория VII, отметил в своем выступлении на тему «Символическое Средневековье» Дидье Панфили. Чтобы пояснить, как вырабатывалась идеология реформы, докладчик представил анализ текстов, связанных с крупным французским аббатством Конк, в частности это «Книги чудес святой Веры» Бернарда Анжерского и монастырских хартий, а также продемонстрировал фрагменты изображения тимпана (портала) церкви. «Тимпан можно считать идеологическим дискурсом аббатства в Конке. Анализ его фрагментов помогат понять религиозную практику того времени и проследить эволюцию взаимоотношений между церковью и светской элитой, монархами», — рассказал Дидье Панфили. «Григорианские реформы» были в основном нацелены на борьбу с моделью имперской церкви, согласно которой император имел над церковниками почти полный контроль. В условиях соперничества духовенства и светской элиты возникает одержимость идеей Страшного суда, осуществляются попытки привить мирянам чувство вины и сознание собственной греховности. «Вот почему изображение Страшного суда на тимпане аббатства вполне логично», — отметил Дидье Панфили. К основным проблемам при проведении «григорианских реформ», относится запрет священнослужителям иметь семью. Реформаторы настаивали на целибате, и к XII веку главными атрибутами монашества стали целомудрие и чистота. Считалось, что только целомудренный человек может быть посредником между небом и землей. Еще один аспект борьбы церкви против контроля со стороны мирской элиты заключался в неприятии симонии, то есть купли-продажи церковных должностей или духовного санa, в более широком понимании — продажи благодати Святого Духа, таинств или священнодействий (причастия, исповеди, отпевания и прочего). Священнослужители, уличенные в подобном грехе, отлучались от церкви сразу. Церковь ужесточала контроль и в области догматики. Никогда прежде борьба с еретиками, в частности с катарами, не велась так интенсивно. С середины XII века все труднее было «попасть» в рай. «В центре тимпана аббатства в Конке мы видим изображение Христа не мучеником, а триумфатором и судьей, — отметил Дидье Панфили. — Вообще ад интересовал реформаторов куда больше, чем рай, так как необходимо было показать нерадивым мирянам, что будет за непослушание». Свой контроль церковь пыталась распространить и на рыцарей, чиня всевозможные препятствия к их военной деятельности. Однако убийство нехристиан наоборот поощрялось, позже такое поощрение воплотилось в крестовых походах за освобождение святых мест. Под церковным контролем оказалась и сексуальная активность мирян. Отсюда противопоставление Евы как искусительницы и Девы Марии как символа абсолютной чистоты. Третьего варианта не предлагалось, чем навязывалось негативное отношение к женщине вообще — недостойной рая и опасной для клириков. Как рассказал Дидье Панфили, изображение скупого на тимпане и осуждение этого греха призвано было стимулировать любыми способами дарение в пользу церкви. В первую очередь, конечно, деньги шли на обеспечение культа мертвых (поминальные) службы и помощь бедным. Наиболее значительный конфликт между церковью и светской властью в средневековой Европе разгорелся за право назначения епископов и аббатов. Противостояние, сопровождающееся военными действиями, а также назначениями антипап и антиимператоров, длилось около 50 лет и завершилось победой папы над императором. Таким образом, «григорианские реформы» усиливали централизацию и контроль папской власти над мирянами. «Тимпан аббатства в Конке, как пропаганда понтификальной монархии, показывает нам не только образ Страшного суда, это еще и социальный «снимок» Средневековой Европы начала ХII века», — подытожил лекцию Дидье Панфили. 3.О чем свидетельствует учреждение сословно-представительных органов – о силе или слабости власти? Представительство, в котором принимают участие разные слои общества для того, чтобы влиять на управление государством и составление законов. Сословное представительство — это тоже, что и сословно - представительный орган власти. Например, в Англии этот орган называется - парламент. 4.В каком регионе в средневековье существовали империя Гуптов и Делийский султанат? Государство в Индии под началом династии Гупта, существовавшее в IV—VI веках. Время правления Гуптов вошло в историю Индии как своего рода золотой век, когда были выработаны основные каноны национальной литературы, изобразительного искусства, архитектуры и философии. 5. Какой значимый торговый путь контролировал Китай? «Шелковый путь» представляла собой систему, образованную караванными маршрутами, простирающимися от Китая до Средиземного моря, способствующую созданию концепции «евразийства» и объединению экономики Азии и Европы на протяжении веков. |