Задания по философии. Философия №9. В чем суть антропологического материализма Л. Фейербаха
Скачать 15.02 Kb.
|
В чем суть антропологического материализма Л. Фейербаха? Л. Фейербах (1804 - 1872) - немецкий философ, создатель одного из вариантов антропологического материализма. Характерной чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней. Природа - основа духа. Она должна стать основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам. Теория антропологического материализма состоит в том, что: - единственно существующими реальностями является природа и человек; - человек - часть природы; - человек - единство материального и духовного; - человек должен стать главным интересом философии; - идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; - Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; - Бог - плод воображения человека; - природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем неуничтожима; - все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи. Фейербах выступает с атеистических позиций, тесно увязывает проблему Бога с антропологией. Основные положения атеистическо-антропологической теории Фейербаха: - Бога как самостоятельной реальности нет; - Бог - порождение сознания человека; - религия - глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и ничего общего не имеет с реальностью; - распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям; - корни религии - в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности; - мысль о Боге - сверхсильном разумном существе - утешает человека, притупляет его страх и аффекты; - Бог - идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек; - Бог в действительности не является творцом, Он - творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творение) - человек. Основу познания составляют субъект, чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность, и которые познаются разумом. Окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Эта безграничность наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса. |