В. Г. Хандорин отечественная история
Скачать 1.13 Mb.
|
ТЕМА 3 МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО (XVI–XVII вв.) 3.1. Идеология «Москвы – Третьего Рима». Политическая система сословно-представительной монархии. Деятельность Ивана Грозного. «Смутное время» и первые Романовы Период Московского централизованного государства XVI–XVII веков, или Московского царства, явился 3-м и завершающим этапом формирования традиционного общества на Руси. Особенностями политической системы Московского царства были: а) внутренней: 1) деспотический, жестко авторитарный характер государственной власти, обусловленный предшествующими особенностями централизации;2) идеология национально-религиозной исключительности, выраженная в девизе «Москва – Третий Рим», как следствие превращения Руси с XV в. в оплот мирового православия и единственное в мире независимое православное государство; отсюда – 3) закрепление политической и культурной изоляции и отставания от Европы; б) внешней: 1) огромная территория государства (уже изначально, на момент завершения объединения внутренних русских земель – 2,5 млн кв. км);2) ее дальнейший непрерывный рост в ходе колонизации и внешнеполитической экспансии (за одно лишь царствование Ивана Грозного – в 2 раза);3) превращение Руси в многонациональное государство уже в XVI веке. Большинство современных историков, желая подчеркнуть новый характер централизованного Московского государства по сравнению с Древней Русью, употребляют по отношению к нему более позднее название Россия. Однако автор учебника придерживается мнения, что целесообразно следовать документальной традиции, т. к. вплоть до Петра Великого и в быту, и на официальном уровне страна продолжала именоваться Русью. Завершающий этап централизации Русского государства, на котором мы остановились в предыдущей лекции, связан с именем и царствованием внука Ивана III, Ивана Грозного (1547–1584), впервые принявшего в 1547 г. титул царя. Тем самым подчеркивалось отличие нового объединенного государства от прежнего Московского княжества и значение его главы как государя «всея Руси». Позднее, в 1589 г. это было дополнено присвоением главе Русской православной церкви высшего в церковной православной иерархии сана патриарха. Царствование Ивана Грозного принято условно делить на две части, сильно отличающиеся друг от друга по внутренней политике. Первая, продолжавшаяся до 1560 г., – это период реформ т. н. «Избранной рады» – ближайших советников молодого царя во главе с протопопом Сильвестром и дворянином А.Ф. Адашевым. Основное содержание реформ сводилось к следующему: 1. Учреждение Земских соборов (с 1549 г.) – выборных съездов от представителей различных сословий, периодически созывавшихся для совещания с царем по важнейшим вопросам государственной жизни. В отличие от современных парламентов, они не имели решающего голоса, окончательное решение царь принимал самостоятельно. Это знаменовало формирование на Руси нового типа традиционного общества – сословно-представительной монархии, аналогичного тому, что сложился еще несколько раньше в большинстве стран Западной Европы (во Франции роль Земских соборов выполняли Генеральные штаты, в Англии – парламент, в Испании – кортесы, в Германии – рейхстаги). Постоянным же совещательным органом при царе служила еще со времен Ивана III Боярская дума, состоявшая из бояр (характеристику этого сословия см. ниже). 2. Новый Судебник 1550 г., важной чертой которого стало введение ответственности за должностные преступления чиновников, прежде всего за взятки. Если раньше существовала система т.н. «кормлений», когда наместник великого князя «кормился» за счет поборов с местного населения, то отныне все должностные лица переводились на жалованье (оклад), а население было обязано платить подати (налоги) лишь в царскую казну. Это был принципиально новый подход к пониманию роли и места чиновника в государстве, отличавшийся от традиционного права сильного. 3. Введение административно-территориального деления страны вместо прежних княжеских уделов на уезды во главе с назначенными царем воеводами. Эта мера была направлена на изживание остатков удельной раздробленности и ослабление политических позиций родовой феодальной знати. 4. Учреждение отраслевых органов государственного управления – приказов (прообраз современных министерств) с профессиональным аппаратом чиновников. 5. Создание стрелецкого войска, впервые вооруженного огнестрельным оружием (отсюда название). 6. Унификация (установление единообразия) денежной системы, святых, мер и весов (в годы удельной раздробленности они существенно различались в разных землях Руси). Основными итогами реформ стали завершение централизации страны и формирование основ профессионального государственного аппарата. С 1560 г. начинается второй период царствования Ивана Грозного, ознаменованный разгоном «Избранной рады» (при сохранении проведенных ею реформ), переходом к единоличному правлению и политическим репрессиям, вызванным стремлением возмужавшего царя ускоренными темпами завершить централизацию управления и воплотить идею единоличной власти. Сильный отпечаток на события этих лет наложили противоречивые черты личности Ивана Грозного, сочетавшего острый и обширный государственный ум с авторитарным характером, исключительной жестокостью и элементами психопатии (за свою жизнь сменил семь жен, а однажды в припадке бешенства убил старшего сына, что послужило мотивом для известной картины И. Репина).. Кульминацией этого периода стала мрачная и кровавая опричнина Ивана Грозного (1565–1572 гг.). Накануне ее введения царь совершил блестящий политический маневр: внезапно уехал из Москвы и объявил через гонцов народу об уходе от власти, жалуясь на нерадивых и злоумышленных бояр. Начались волнения, угрожавшие расправами с представителями власти. Растерянные и не понявшие царского замысла бояре упросили царя вернуться к власти, но в ответ он поставил им свои условия: неограниченная власть и выделение ему в особый «опричный» удел (от старославянского «опричь», или кроме) ряда уездов, в которых он, по существу, создал государство в государстве с особым управлением, особым войском опричников и развернул массовые переселения и конфискации земли и другого имущества с выселением в остальную часть государства – «земщину». Помимо массовых переселений и конфискаций, опричнина сопровождалась тотальным террором, орудием которого стало войско опричников (или «кромешников», отсюда выражение – «ад кромешный»), набранных в основном из молодых и незнатных дворян во главе с лично преданным царю кровавым Малютой Скуратовым. В исторической науке существует две концепции опричнины. С.Ф. Платонов считал ее направленной против сепаратизма бояр в интересах окончательной централизации государства, а поэтому прогрессивной, несмотря на жестокость. С.Б. Веселовский и В.Б. Кобрин доказывали ее всеобщий, а не классовый характер, подобно сталинским репрессиям и террору Французской революции, и для этого есть веские аргументы. Во-первых, бояре (в отличие от бывших удельных князей) сами были заинтересованы в централизации, имея владения не компактные, а рассеянные по разным уездам, ибо изначально получали их от московских великих князей за службу. Во-вторых, опричный террор шел волнами: вначале истреблялись руками опричников представители наиболее знатных родов (среди них – двоюродный брат царя князь Старицкий), бояре и прежние советники царя, потом началось истребление самих опричников. Очевидно, целями опричнины были преодоление общей политической нестабильности методом репрессий, подавление реальной и потенциальной оппозиции и создание послушного, идеально управляемого общества с неограниченной властью самодержавного царя. Свое понимание задач государства и свою идеологию неограниченной власти Иван Грозный изложил в полемически острой и интересной переписке со своим бывшим соратником, изменившим ему и перешедшим на службу Литвы, князем А. Курбским, а также с английской королевой Елизаветой, которой в разочаровании писал по поводу ее парламента: «Мы-то чаяли, что ты в своем королевстве самодержавная государыня, а ты во всем с торговыми мужиками советуешься, как есть пошлая девка…». В ходе опричнины царь лично участвовал в пытках и казнях, порой сопровождая их театральными сценами: так, боярина Федорова он силой усадил на трон и со словами: «Ты этого хотел» – проткнул посохом. Одним из активных и жестоких руководителей опричнины был боярин Алексей Басманов. Когда же настал его черед, по приказу царя его убил родной сын, Федор Басманов. Позже был казнен сам Федор. Не избежала репрессий и церковь. Ее глава, московский митрополит Филипп (из бояр Колычевых), выступил с критикой опричнины. По приказу царя его выволокли из храма во время богослужения и отправили в монастырь, где его позже лично задушил Малюта Скуратов. Одним из наиболее мрачных событий опричнины стал кровавый погром Новгорода, учиненный лично царем в 1569 г. в целях окончательного истребления самой памяти о былых «вольностях» города. Когда политика террора достигла поставленных целей, Иван Грозный официально упразднил опричнину и запретил само упоминание этого слова. Кроме того, опричное войско оказалось мало боеспособным и не сумело защитить Москву от набега крымского хана Девлет-Гирея в 1571 г., сжегшего ее почти дотла. Частичные же репрессии для поддержания атмосферы страха продолжались до самой смерти Ивана Грозного. Итогами опричнины были: 1) утверждение самодержавия – практически единоличной власти царя; 2) разорение хозяйства страны; 3) результатом этого стало введение крепостного права (с 1581 г.) – закрепление крестьян с землей за помещиками без права перехода от одного к другому (ранее существовало такое право раз в год, в Юрьев день, но массовое бегство крестьян в условиях террора и разорения вынудило дворянство обращаться с просьбами к царю об их закрепощении). Внешняя политика Ивана Грозного была весьма активной и до определенного времени плодотворной. В 1552 г. было покорено Казанское ханство – один из крупнейших осколков Золотой Орды, в 1556 г. – Астраханское ханство. В результате в состав Русского государства вошло Поволжье, ставшее важнейшей транспортной артерией страны вплоть до Каспийского моря, через которое начала развиваться торговля с Персией (Ираном). В 1581 г. снаряженные уральскими купцами Строгановыми казачьи отряды атамана Ермака впервые в истории Руси перевалили за Уральские горы и покорили Сибирское ханство. С этого момента начался великий процесс присоединения и освоения русскими Сибири. Таким образом, к концу царствования Ивана Грозного были уничтожены почти все осколки Золотой Орды, кроме Крымского ханства, а территория Русского государства далеко расширилась на юг и на восток. Понимая необходимость выхода к морям для нормального развития торговли, Иван Грозный развязал Ливонскую войну (1558–1583) за выход к Балтийскому морю, занятый до того времени владениями Ливонского ордена немецких рыцарей-крестоносцев (в свое время побежденных Александром Невским). К 1561 г. Ливонский орден был полностью разгромлен и распался, русские заняли значительную часть Прибалтики. Однако затем в войну против Руси вступила коалиция европейских государств во главе с Польшей и Швецией. Польша особенно усилилась после присоединения к ней Литвы с Украиной и Белоруссией по Люблинской унии 1569 г. Победы русских сменились серией неудач, и в результате затянувшаяся на четверть века война закончилась поражением. Из других событий внешней политики в царствование Ивана Грозного большое значение имело начало интенсивной внешней торговли с Англией (через Белое море), на длительный период ставшей главным внешнеторговым партнером Руси. Хозяйственный кризис как результат опричнины и Ливонской войны и последующее закрепощение крестьян как его итог (подтвержденное в 1597 г. указом о 5-летнем розыске беглых крестьян) привели к нарастанию социальных противоречий на Руси. Дело осложнилось династическим кризисом, с которым стране и народу пришлось столкнуться впервые. В 1598 г. умер последний представитель династии Рюриковичей – сын Ивана Грозного, бездетный царь Федор, человек богомольный и, по существу, слабоумный, фактическим правителем государства при котором был его шурин, зять печально известного Малюты Скуратова боярин Борис Годунов. Наследник – младший сын Ивана Грозного – малолетний царевич Дмитрий за несколько лет до этого был убит агентами Бориса Годунова (дело было представлено как несчастный случай). Впервые вопрос о преемстве власти был передан на рассмотрение Земского собора, который избрал на царский престол Бориса Годунова. Однако избранный царь не имел в религиозном сознании людей того времени такого авторитета, как наследственный «помазанник Божий», а социальные противоречия продолжали накапливаться. И хотя Борис Годунов проявил себя не только энергичным политиком, но и достаточно дальновидным государственным деятелем (что гораздо сложнее), он не сумел предотвратить массового голода в стране, разразившегося на рубеже веков в результате трех лет катастрофического неурожая. В результате всех этих событий в стране разразилась средневековая гражданская война, получившая название Смутного времени (1604–1613). Некоторые современные историки ведут отсчет Смутного времени с момента пресечения династии Рюриковичей в 1598 г., но нам это представляется неправомерным, т. к. социальный взрыв произошел в 1604 г. В Смуту оказались втянуты не только крестьяне, боровшиеся против закрепощения, но и другие социальные слои – боярские группировки в борьбе за власть между собой, мелкопоместные дворяне, недовольные засильем бояр, многие жители городов (посадские), казаки, в те времена служившие ядром всех бунтов и мятежей, и др. Смута началась с выступления самозванца – беглого монаха Григория Отрепьева, присвоившего себе имя убитого царевича Дмитрия (якобы «чудом спасшегося»). Лжедмитрия Самозванца поддержали и помогли ему снарядить войско Польша и папа Римский, рассчитывавшие с его помощью распространить свое влияние на Русь. К отрядам самозванца примкнули все недовольные политикой и режимом Бориса Годунова. В разгар войны в 1605 г. Годунов внезапно умер, его противники умертвили его детей и распахнули ворота Москвы Лжедмитрию, который вступил на престол. Однако видимых улучшений не наступило, а засилье поляков, начавшееся при самозванце, вызвало возмущение москвичей, и уже через год, в 1606 г., в Москве произошло восстание, закончившееся убийством самозванца, поруганием и сожжением его праха (самозванство считалось в русском народе тягчайшим грехом; не случайно в народной памяти остался Стенька Разин, действовавший под своим именем, но были прокляты оба Лжедмитрия и Пугачев). Земский собор избрал на царский престол князя Василия Шуйского – родовитого боярина и опытного политика, оказавшегося, однако, слабым государственным деятелем. Фактически он правил в согласии с Боярской думой и опирался на бояр, что вызывало недовольство мелкопоместного дворянства. Тем временем социально-экономический кризис в условиях Смуты прогрессировал. Вскоре появился новый самозванец – Лжедмитрий II, опять же собравший под свои знамена всех недовольных и осадивший Москву; поскольку он расположился с войском лагерем в подмосковном селе Тушино, его прозвали «Тушинский вор». Однако взять Москву за два года ему не удалось, в дальнейшем самозванец был убит, а его войско распалось. В конце 1609 г. поляки решились на собственную вооруженную интервенцию на Русь. В обстановке военных поражений и всеобщего упадка в 1610 г. Василий Шуйский был свергнут с престола боярами и насильно пострижен в монахи (умер в польском плену), после чего боярское правительство открыло ворота Москвы полякам и присягнуло польскому королевичу Владиславу. Открытое вторжение поляков, чуждых русскому народу по религии и культуре, привело к национальному сплочению. В 1612 г. Москва была освобождена народным ополчением, организованным нижегородским патриотом купцом Кузьмой Мининым и возглавленным опытным воеводой князем Дмитрием Пожарским. В 1613 году Земский собор избрал на царский престол династию Романовых, правившую Россией более 300 лет (до революции 1917 г.), с которой связан небывалый прежде исторический и культурный подъем страны. Романовы были нетитулованным боярским родом, один из представителей которого (дед первого царя из этой династии) приходился братом первой жене Ивана Грозного; среди русской феодальной верхушки были гораздо более знатные княжеские роды прямых потомков Рюрика и Гедимина, и избрание этой династии на престол являлось во многом следствием компромисса между враждовавшими боярскими группировками, тем более что первый царь династии Романовых – Михаил Федорович – не представлял из себя ничего как личность и являлся по характеру и уровню интеллекта копией последнего из Рюриковичей, царя Федора (фактически в царствование Михаила правительство возглавлял его отец, глава Русской церкви патриарх Филарет, в миру Федор Романов). Избрание на престол Романовых ознаменовало конец Смуты. Борьба с поляками, однако, продолжалась еще несколько лет и закончилась перемирием в 1617 г. Аналогами русской Смуты в средневековой Европе, вызванными сходными причинами социального характера, были война Алой и Белой розы в Англии, Гугенотские войны во Франции, Тридцатилетняя война в Германии. В целом Смута тяжело отразилась на общем состоянии страны. Ее итогами были, во-первых, разорение страны и крайний упадок экономики, и, во-вторых, внешнеполитическое ослабление с частичными территориальными потерями. В эпоху первых Романовых – в царствование Михаила Федоровича (1613–1645), его сына Алексея Михайловича (1645–1676) и недолгий период правления его старших детей Федора и Софьи (до перехода власти к Петру Великому), т. е. на протяжении большей части XVII века, в экономической, общественной и политической жизни Руси появляются новые черты. Главными характерными изменениями политической системы стали: 1) укрепление царской власти, пошатнувшейся в Смутное время, закрепленное в новом своде законов – Соборном уложении царя Алексея Михайловича 1649 года, отразившем постепенное складывание самодержавного строя, несмотря на сохранение Земских соборов; 2) отмена местничества (с 1682 г.) – средневекового принципа старшинства бояр по знатности рода в Боярской думе, с заменой принципом выдвижения только по заслугам и личным способностям. Внешняя политика первых Романовых ознаменована двумя грандиозными событиями. В 1-й половине XVII века русские казачьи отряды атаманов С. Дежнева, Е. Хабарова и др. освоили и присоединили к Руси всю Сибирь и большую часть Дальнего Востока, вплоть до Тихого океана (Камчатку – уже на рубеже XVII–XVIII вв.), что имело не только колоссальное историческое значение и последствия для России, но и явилось уникальным по своему размаху и масштабам историческим подвигом русских. Вторым крупнейшим событием стало воссоединение с Русью украинских земель. В 1648 г. на Украине, тяготившейся чужеродным польским владычеством и навязанной поляками церковной унией с Ватиканом, вспыхнуло мощное национально-освободительное восстание под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого. В дальнейшем повстанцы обратились за помощью к русскому царю и изъявили согласие перейти под покровительство единоверной и единокровной Руси. С одобрения Земского собора в 1654 г. было провозглашено воссоединение Украины с Русью (на условиях сохранения автономного местного самоуправления), после чего Русское государство вступило в войну с Польшей. Война продолжалась до 1667 г. По условиям заключенного затем перемирия Польша была вынуждена признать переход Левобережной Украины (к востоку от Днепра) под верховную власть русского царя (земли к западу от Днепра – Правобережная Украина еще долгое время оставались под властью поляков). Позднее, по условиям заключенного между Русью и Польшей «вечного мира» 1686 г. к Руси отошла также ее древняя столица Киев. 3.2. Сословный строй Московского царства и крепостное право. Церковный раскол и его социальные причины. Новые черты в экономике в XVII веке Особенности сословного и социально-экономического строя Московского государства: 1. Формирование сословий не столько под влиянием социально-экономических причин (как на Западе), сколько под воздействием потребностей быстро растущего государства, с распределением обязанностей между ними. При этом верхние сословия – боярство и дворянство были обязаны нести государственную и военную службу, низшие – обеспечивать их и само государство экономически. 2. Возможность оттока недовольных на отдаленные окраины страны, обусловленная ее громадными размерами и служившая определенной отдушиной, сдерживавшей накал социальных противоречий. 3. Огромный фонд государственных земель (из конфискованных земель бывших удельных князей), почти равный частному и служивший опорой экономической мощи государства, а как следствие – укреплявший его авторитарную власть. Основными сословиями Московского царства были: Бояре – крупные феодалы, владевшие землей по наследству (вотчины) и входившие в состав постоянного совещательного органа при царе – Боярской думы. Дворяне – небогатые феодалы, получавшие землю в условное владение за службу царю. Духовенство, подразделенное по православному обычаю на белое – с правом жениться, но без возможности карьеры, и черное (монашествующее) – без права жениться, но с перспективой карьеры вплоть до высших санов. Купечество – торговое сословие, прообраз будущей буржуазии. Посадские – основное население городов, занимавшееся по преимуществу ремеслами. Стрельцы – войсковое сословие, не являвшееся, однако, регулярным; в мирное время стрельцы занимались ремеслами и торговлей в своих слободах. Казаки – в то время войсковое сословие вольных общинников на окраинах государства, включая беглых крестьян (особенно многочисленное на Дону). Казаки охраняли границы государства и первоначально жили на началах военной демократии во главе с выборными атаманами. Параллельно они занимались разбоями и нередко служили ядром бунтов и мятежей – Лжедмитрия, Тушинского вора, Стеньки Разина, Пугачева и др. Впоследствии казачество было превращено царями в полностью подчиненное, регулярное военно-земледельческое сословие с рядом привилегий, ставшее надежной опорой престола. По особенностям своей истории и уклада казачество представляет исторический феномен России (до ликвидации украинской автономии в XVIII в. казачество существовало также на Украине, в которой играло еще большую роль). Крестьяне – наиболее многочисленное земледельческое сословие, по своей принадлежности подразделявшееся на помещичьих, государственных (в то время назывались «черносошными»), дворцовых (принадлежавших царской семье, позднее назывались удельными) и монастырских (церковных) крестьян. В ту эпоху крестьянство жило в обстановке формирования и усиления крепостного права. Этапами складывания и усиления крепостного права были: 1581 – начало закрепощения, ознаменованное отменой права перехода от одного помещика к другому в Юрьев день; первоначально это предусматривалось как временная мера, обусловленная разорением помещиков и общим упадком хозяйства в результате опричнины и Ливонской войны, но «аппетит приходит во время еды». В дальнейшем – последовательное возрастание сроков закрепощения и розыска беглых крестьян. 1649 (по Соборному уложению царя Алексея Михайловича) – окончательное закрепощение с правом бессрочного возврата беглых и даже их потомков, рожденных на воле. 1718 (при Петре Великом) – введение личной крепостной зависимости от помещиков с правом продажи крестьян без земли (после установления подушной подати), тогда как раньше они были прикреплены к земле. Вторая половина XVIII в. (при Екатерине Великой) – закрепление юридической власти помещиков над крестьянами с запрещением им жаловаться на помещиков. В отличие от стран Западной Европы, где крепостное право отмерло еще в средние века (хотя личная зависимость крестьян сохранилась), в России и др. странах Центральной и Восточной Европы (Германии, Польше) оно складывалось позднее и приобрело более тяжелый характер, близкий к рабству. Стимулами усиления крепостного права в России служили: 1) быстрый рост дворянского сословия; 2) относительно малая плодородность земли, подталкивавшая дворян «выжимать все соки» из крепостных. Не случайно эксплуатация крестьянского труда мелкопоместными дворянами была значительно выше, чем крупными землевладельцами-боярами, – подобно тому, как сегодня эксплуатация труда рабочих мелкими предпринимателями выше, чем крупными финансово-промышленными магнатами. Среди социальныхпоследствий закрепощения крестьян были Смута, другие народные бунты XVII–XVIII вв. (Стеньки Разина, Пугачева и др.) и церковный раскол (см. ниже). Новыми чертами в экономике и социальных отношениях в XVII веке (при первых Романовых) были: 1) с одной стороны, развитие хозяйственной специализации регионов и связей между ними; 2) появление мануфактур – первых промышленных предприятий с разделением труда, хотя еще основанных на ручном труде; 3) с другой стороны, усиление эксплуатации крестьян и крепостного права (окончательно – с Соборного уложения 1649 г.), а также общий рост эксплуатации низших сословий, отсюда – серия народных восстаний (Соляной и Медный бунты в Москве в 1648 и 1662 гг., восстания в Новгороде и Пскове в 1648–1650 гг., крупнейший казацко-крестьянский бунт Стеньки Разина на Волге и Дону в 1670–1671 гг.). Подобно странам Западной Европы того времени, социальный протест вылился (в полном согласии с мировоззрением средневековых людей) в религиозную форму. Но если в Европе он приобрел окраску протестантской Реформации, т. е. борьбы против традиционной римско-католической церкви, то особенностью данного процесса на Руси явилась, наоборот, защита традиционных религиозных обрядов, или старообрядчество, поскольку власть сама поддержала церковную реформу. Народу же в той обстановке важен был повод для протеста. Церковную реформу инициировал в 1654 году патриарх Никон. Официальной ее целью было устранение накопившихся на протяжении столетий отклонений в обрядах русской церкви и приведение их в соответствие с каноническими греческими правилами (крестное знамение тремя пальцами вместо двух и др.). Скрытой целью Никона была, по всей видимости, подготовка почвы для возрождения всемирной организации православной церкви (наподобие римско-католической), но теперь уже под эгидой не Византии, а Руси. Царь поддержал реформу Никона, а все недовольные слои населения отвергли ее. Так произошел раскол Русской православной церкви. Идеологом раскола и главным оппонентом Никона выступал протопоп Аввакум, позднее сожженный на костре по приговору церкви как еретик. Протест старообрядцев принимал самые различные формы – от активных, вплоть до восстаний против власти, до пассивных, вроде бегства в леса, где они основывали свои поселения (скиты) вдали от мира. Фанатизм раскольников доходил до массовых самосожжений. Парадокс в том, что сам инициатор реформы, патриарх Никон, стал жертвой собственных далеко идущих политических замыслов. Он совершил единственную в истории России попытку утвердить главенство духовной власти (т. е. церкви) над светской (т. е. царем) и потерпел поражение. В 1666 г. он был лишен сана патриарха и сослан в отдаленный монастырь. Результатами церковного раскола были: 1) присоединение к старообрядцам недовольной властью и усилением крепостного права части народа; 2) ослабление церкви и усиление ее зависимости от государства. 3.3. Культура Руси в XVI–XVII вв. Самобытная московская культура зарождается еще в период возвышения Московского княжества в XIV–XV вв. В то время наиболее ярким ее представителем был знаменитый иконописец Андрей Рублев. Крупнейшими достижениями зодчества московского периода русской истории стали Московский Кремль, в окончательном виде построенный при Иване III, созданный при нем же приглашенными итальянскими архитекторами ансамбль кремлевских церквей во главе с Успенским собором (арх. А. Фиораванти), созданный при Иване Грозном собор Василия Блаженного на Красной площади, в котором сказались и восточные влияния (зодчий Барма), уникальный 22-главый храм в Кижах (Карелия) XVII в. В целом культура и быт этого периода были типичными для традиционного общества, строго патриархальными, подчиненными влиянию церкви. Своеобразным морально-бытовым «кодексом» того времени стал «Домострой» XVI века, полный суровых назиданий и духа авторитарного подчинения народа духовной власти церкви и светской власти царя, а в семье – власти мужа и отца. |