Главная страница
Навигация по странице:

  • Происхождение сказок о животных

  • Система образов в сказках о животных

  • Сказки о животных. реферат. В. И. Даль определяет сказку, как вымышленный рассказ


    Скачать 21.68 Kb.
    НазваниеВ. И. Даль определяет сказку, как вымышленный рассказ
    АнкорСказки о животных
    Дата21.10.2022
    Размер21.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат.docx
    ТипРассказ
    #746760

    Введение
    Большую часть русского фольклора составляют сказки. В.И. Даль определяет сказку, как вымышленный рассказ, небывалую и даже несбыточную повесть, сказание [Даль 2013: 448]. Сказка является одним из самых популярных жанров фольклора, так как она отличается ярким и интересным сюжетом и самобытными героями. Сказка погружает читателя в особый мир, в котором может произойти все, что угодно. Несмотря на то, что сказочный мир является вымышленным, он отражает мир настоящий, человеческие чувства и взаимоотношения. Сказки говорят читателю о силе доброты и справедливости, передают народную мудрость, приобщают к русской культуре и родному языку.

    Сказки имеют широкий тематический диапазон, заключают в себе множество мотивов и персонажей, а также огромное количество вариантов разрешения конфликта. Все это делает задачу определения жанра той или иной сказки очень сложной. Тем не менее, среди многообразия русских сказок отдельным жанром ученые выделяют сказки о животных. Сказки о животных – это те сказки, в которых главными действующими героями являются дикие звери или домашние животные. Персонажи разговаривают друг с другом, ссорятся, попадают в приключения. В образах животных четко прослеживаются человеческие черты, при этом сохраняется их «животное» начало.

    Помимо животных в данном жанре сказок встречаются рыбы, птицы, растения. В.Я. Пропп выделяет следующие виды сказок о животных:

    1) сказки о диких животных;

    2) сказки о диких и домашних животных;

    3) сказки о человеке и диких животных;

    4) сказки о домашних животных;

    5) сказки о птицах, рыбах и др.;

    6) сказки о прочих животных, растениях и др. [Пропп 2000: 412]

    Происхождение сказок о животных
    В связи с тем, что животный эпос всех народов имеет глубокие исторические корни, а также международные связи, определить, как и где зародились сказки, главными героями которых являются животные, очень сложно. Е.А. Костюхин предполагает, что сказки о животных складывались исходя из анимистических и антропоморфических представлений и понятий людей. Животные наделялись способностью думать, говорить, принимать решения. Многие ученые предполагают, что на становление сказок о животных повлияла вера людей в сверхъестественную связь между человеком и каким–либо существом – тотемизм [Костюхин 1987: 269].

    Многие мотивы в русских сказках являются заимствованными. Так, еще в античности были известны басни, главными героями которых были животные. Современным исследованиям известны такие басни Эзопа, как «Лиса и журавль», «Собака и волк», «Лиса и рак», которые схожи с популярными русскими народными сказками.

    В средние века животный мир представлен в «физиологиях» и «бестиариях», в которых собраны истории о животных и мифических существах, например, единорог или феникс. Пристальному вниманию подвержен образ лисы, который прослеживается во многих произведениях. В 1148 году в Генте появляется поэма «Yzengrimus». Впервые животные получают имена (лиса – Рейнард, волк – Изенгрим). Во Франции известен роман 1230 года «Roman de Renart», в нем также фигурирует образ лисы и волка. В европейской культуре такой персонаж, как лиса известен из поэмы «Von den Vos Reinaerde». В данной поэме образ волка представляет монашество, а лев олицетворяет феодальную власть.

    В русской литературе средних веков образ лисы не прослеживается, но сюжеты западноевропейского животного эпоса сопоставляются с сюжетами русского фольклора [Пропп 2000: 412].

    Система образов в сказках о животных
    Герои сказок о животных имеют за собой закрепленный образ, который отражает и воспроизводит их характерные черты. Каждый персонаж вызывает ассоциации с определенной моделью поведения. Чаще всего в сюжетах сказок встречаются такие животные как: лиса (хитрость), волк (глупость), медведь (доверчивость), заяц (трусость), петух (легкомысленность, самоуверенность), кот или кошка (мудрость), собака, баран, мышь, рыбы, насекомые и т.д. Образ героев складывается из их внешнего вида и естественного поведения в природе. В сказках животные наделяются качествами человека, они разговаривают, ведут себя, как люди, занимаются человеческими хлопотами (нарубить дров, растопить печку, приготовить пищу и т.д.). Воплощение человеческих качеств в характере животных привносит в сказку иносказательный смысл.

    Таким образом, когда мы встречаем в сказке лису, мы понимаем, что это хитрая плутовка, которая может обмануть. Несмотря на то, что лиса является отрицательным героем, ее образ не вызывает негативных ощущений. В разных сказках чаще всего лиса взаимодействует с волком, медведем, петухом или зайцем. Образ волка вызывает двоякие ощущения: с одной стороны он недогадливый и глупый, зачастую становится жертвой обманов лисы, а с другой, он олицетворяет злую сторону и несет смерть, например, съедает других героев.

    Благодаря системе образов в сказках о животных обличаются и высмеиваются человеческие пороки, такие как, лень, жадность, алчность и др. Судьбы героев показывают, что всегда побеждает правда, доброта, храбрость. Главной связующей мыслью сказок является то, что добро всегда побеждает зло [Ведерникова 1975: 135].

    Структура сюжета сказок о животных
    Сказки о животных строятся на простых действиях, которые лежат в основе повествования, конец таких сказок зачастую предсказуемый. Несмотря на то, что герои сказок наделены фантастическими способностями, те действия, которые они совершают, близки и понятны читателю. Во многих сказках фигурирует какой-нибудь коварный совет, который дает отрицательный герой. Например, лиса советует волку ловить рыбу на свой хвост, опущенный в прорубь. Также встречается неожиданный испуг. Методом испуга выгоняют хозяина из жилища или врага, который хочет его занять. Так, петух с помощью угрожающей песни выгоняет лису из своего жилища. Часто можно встретить, как герой ослушивается совета своего товарища, а злодей обманывает его. Например, Котик-братик наказывает Пете (петуху) ждать, когда он вернется из леса и не открывать окно, а Лисица под окном говорит, что на дорогу просыпали горох, тем самым заманивает Петю.

    Сказки о животных зачастую имеют кумулятивную или цепочную структуру. Таким примером являются сказки «Теремок» и « Колобок», где персонажи появляются по очереди, сменяя друг друга. Также, популярен прием встречи животного с животным или животного с человеком. Встреча позволяет свести, столкнуть в сюжете любых животных, наградив их соответствующими качествами и поступками, передать, таким образом, самое невероятное и фантастическое.

    Говоря о композиции сказок о животных, можно выделить два вида. Первый случай, когда сказка имеет определенную завязку, развитие и развязку, представляет что-то законченное, цельное и не соединяется с другими сюжетами. Но, чаще всего, сказка не обладает самостоятельностью своего сюжета и соединяется с другими. Мотивы не имеют точных границ, четко не отделяются друг от друга, а переходят один в другой.

    Сказка может начинаться с привычной фразы «жили-были» или же сразу с завязки. Главная функция приведенных зачинов - удивить и зацепить читателя нестандартной ситуацией, приковать его внимание к невероятному и необычному. Далее следует развитие сюжета. Как уже говорилось ранее, сюжет обычно прост и может состоять из одного эпизода. Завершается сказка предсказуемым концом, где наказывается отрицательный герой [Лазутин 1981: 221].

    Заключение

    В настоящее время сказки о животных ориентированы на детскую аудиторию. Яркие образы героев привлекают внимание детей, а способность сюжетов таких сказок взаимодействовать друг с другом позволяет комбинировать их.

    Сказки о животных широко публикуются в многочисленных детских книжках и школьных хрестоматиях. Как правило, они повторяют одни и те же тексты, чему способствует небольшой размер сказок и ограниченность числа сюжетов. Это объясняет, почему записи сказок о животных имеют лишь незначительные вариантные различия. Стирание в сказках местных особенностей приводить установлению единого общерусского репертуара сказок о животных, стабильных в сюжетном построении и поэтике.

    Сказки о животных раскрывают нравственные ценности, через образы животных они показывают человеческие аспекты добра и зла, стороны человеческого поведения, делают равными человека и животное, снимают некую идеализацию человека, факт его превосходства над животным миром.

    Список используемой литературы и источников
    1. Аникин В.П. Русская народная сказка [Текст] / В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1977. – 430 с.

    2. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки [Текст] / А.Н. Афанасьев, В.П. Аникина. – М.: Худ. лит., 1977. – 348с.

    3. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка [Текст] / Н.М. Ведерникова. – М.: Наука, 1975. – 135 с.

    4. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль; Под ред. В.П. Бутромеев. – М.: Олма Медиа Гр., 2013. – 448 c.

    5. Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса [Текст] / Е.А. Костюхин. – М.: Наука, 1987. – 269 с.

    6. Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора: Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов [Текст] / С.Г. Лазутин. – М.: Высш. Школа, 1981. – 221 с.

    7. Пропп В.Я. Русская сказка: Собрание трудов [Текст] / В.Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 2000. – 412с.


    написать администратору сайта