Главная страница
Навигация по странице:

  • Дхарма (Буддизм

  • Манихейство

  • Шортанбай Канайулы Родоначальник направления «зар заман» Махамбет Утемисулы

  • Шоже Каржыбайулы Записал лучший вариант народного эпоха «Козы Корпеш – Баян Сулу» Мурат Монкеулы

  • Биржан-сал Кожагулулы

  • Акан-серэ Корамсаулы

  • В истории развития архитектуры и строительного дела в Казахстане в условиях зарождения и развития феодализма выделяются четыре периода раннего феодализма viix вв., установления развитых феодальных отношений Xxii вв


    Скачать 42.45 Kb.
    НазваниеВ истории развития архитектуры и строительного дела в Казахстане в условиях зарождения и развития феодализма выделяются четыре периода раннего феодализма viix вв., установления развитых феодальных отношений Xxii вв
    Дата29.11.2022
    Размер42.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаDOC-20221121-WA0010..docx
    ТипДокументы
    #819136

    1 вопрос

    В истории развития архитектуры и строительного дела в Казахстане в условиях зарождения и развития феодализма выделяются четыре периода: раннего феодализма VI­-IX вв., установления развитых феодальных отношений X­XII вв., монгольского завоевания XIIIXIV вв. и позднего средневековья XV­-XVIII вв. Особенно развитие городов и строительного искусства достигает своего расцвета в X­XII веках. В это время наблюдается не только количественный рост городских поселений, но и качественный скачок в архитектуре и декоративном искусстве. Подъем городской культуры в Казахстане был обусловлен многоотраслевым хозяйством, установлением развитых феодальных отношений и приходом ислама. На юге Казахстана и в Семиречье, приняв ислам в качестве главной идеологической опоры, свое господство утверждает знать из династии Караханидов. В городах Караханидского государства Баласагуне, Таразе, Отраре, Сайраме, Баба­Ате и др. в соответствии с потребностями феодалов появляются новые формы архитектурных композиций и строительных приемов. Это города с цитаделями и рабадом, с целым рядом общественных и культовых зданий ­минаретами, сардобами, караван­сараями, окруженными крепостной стеной со сторожевыми башнями. В эту эпоху создаются первые литературные памятники в Казахстане «Кудатгу билик» Юсуфа Баласагуна и «Словарь тюркских языков» Махмуда Кашгари. Археологические исследования на Сырдарье, в Семиречье, Мангыстау привели к многочисленным открытиям памятников средневекового зодчества. Результаты этих исследований отражены в трудах А.Ю.Якубовского (Сыгнак), М.Е.Массона (Туркестан), С.П.Толстова (низовья Сырдарьи и берега Аральского моря), К.А.Акишева, (Отрар, Семиречье) и др. Большое число архитектурных памятников и следов поселений находится в Тургайской и Улытауской степях, в долинах рек Нура, Сарысу, Кенгир и др. О них в свое время писали Н.П.Рычков, Х.М.Френ, П.С.Паллас, Г.И.Спасский, А.И.Левшин, А.И.Шренк, М.М.Иванин и др. О сооружениях из жженного кирпича, выложенных фигурной кладкой, о самобытных памятниках доисламского времени писал Г.Ф.Генс. Эти памятники встречаются на огромном пространстве от Улытау до Иртыша, от озера Кургальджино до Сырдарьи. «Всякий исторический процесс для него [казахского народа] не прошел незаметным, ­ писал Я.Я.Палферов. ­ Памятники прошлого многое скажут пытливому уму об исторической жизни степи и прольют свет на социально­духовные явления прошлого».
    Среди традиционных духовных ценностей, веками формировавших национальный менталитет казахского народа, есть культ вселенческого космическогог божества – Тенгри. Тенгри – как бог, писал Валиханов.

    В просторечье Тенгри казахами используется как синоним мусульманского «аллаха» и персидского «кудая». Выражения типа: « Тэнiр жарылкасын! – да благословит тебя Тенгри», «иттiн иесi болса, тулкiнiн тэнiрi бар» – «если у собаки есть хозяин, то у лисы есть Тенгри»; собственные имена(Тэнiрберген, Хан-Тенгри) указывают на глубокое проникновение культа тенгри в различные сферы жизни народа.

    Основной религией древних тюрков было поклонение Тенгри(Небу). Именно по воле Неба правили каганы, которые именовались «Небоподобными и на Небе рожденными»: «Небо, которое, чтобы не пропало имя и слава тюркского народа, возвысило моего отца-кагана и мою мать-катун, Небо, дарующее (каганам) государства, посадило меня самого, надо думать, каганом, чтобы не пропало имя и слава тюркского народа», - так пишет Бильге-каган о своем восшествии на престол. По воле Неба тюрки одерживали победы или терпели поражения. Небо и Земля-вода спасали тюркский народ в лихую годину. Тюркские ханы в своих подписях постоянно призывают Небо быть благосклонным к ним.
    Дхарма(Буддизм) распространялась и по караванным тропам Великого Шёлкового пути. Западный Тюркский каганат оказывал значительное покровительство буддизму с начала VII до начала VIII века. На территории Узбекистана правители Западного Тюркского каганата построили новые монастыри. Распространение буддизма на территории Киргизии и юго-восточного Казахстана в период с конца VII до начала VIII веков произошло благодаря одной из ветвей западных тюрок – тюргешским племенам. Восточный Тюркский каганат правил Монголией с конца VI до середины VIII века. Под покровительством его правителей индийские, центральноазиатские и китайские мастера перевели множество буддийских священных писаний на древнетюркский язык..Древние тюрки привнесли в свою форму буддизма поклонение традиционным древним тюркским богам, или «тенгри», а также зароастрийским богам, о которых они узнали от других центральноазиатских народов.
    В середине V в. От христианской церкви отделилось направление несторианство. Данное учение получило свое название от имени патриарха Нестеория, который был осуждён на Вселенской Соборе в Эфесе в 431 году.

    Усилиями миссионеров несторианство было широко распространено среди иранских, тюркских и монгольских народов Центральной Азии и Великой степи, в том числе осетин, хорезмийцев, согдийцев, тюркютов, хазар, половцев, каракитаев, кереитов, меркитов, найманов, уйгуров, карлуков, киргизов. К VII-VIII вв. Относится строительство христианских храмов, церквей в городах Тараз и Мерке.
    Манихейство было создано в Персии в конце III века. А в 762 году в манихейство обратился Бегю-каган — глава уйгурского государства; официальной религией оно было до разгрома каганата в 840 году, но впоследствии сохранилось в уйгурском Гаочанском государстве.
    Завоевательные войны, которые вело первое исламское государство в VII—VIII веках, привели к распространению ислама в странах Передней и Средней Азии, Северной Африки, части Индии и Закавказья. Через Турцию ислам также проник и на Балканский полуостров.
    2 вопрос

    Одним из главных признаков цивилизации являются писменность и язык. Таковые имелись на территории древних тюрков. Древнетюрскские письмена (или «битики») возникли предположительно в начале VII века по приказу одного из каганов. Каменные памятники с этими письменами служили сводами государственных законов, правил, указов, наставлений и завещаний каганов. Судя по этим данным, которые являются одними из самых достоверных и древних источников о тюрках, мы можем сделать вывод о том, что тюрки являлись высокой цивилизацией. Уже на то время они имели структуру сложнее, чем в примитивных обществах, социальное раслоение, использовали дары природы, тем самым "сепарироваясь" от неё, занимались торговлей и ремеслом. Так как примерные годы создания Орхоно-енисейской письменности сходятся с годами распада тюрского каганата, можно предположить, что наши предки хотели оставить нам урок "как делать не нужно". У древних тюрков уже тогда было осознание того, что нужно запечатлять историю письменно, дабы оставить назидание будущему поколению.
    В Орхонских памятников наблюдается множество культово-поминальных комплексов,

    посвященных известным каганам и правителям. Среди них – в честь Билге кагана,

    Кюльтегина, Тоньюкука, Кюличура, Ел етмиш ябгу («Онгинский»), Алтын тамган

    тархана, Ел етмиш кагана (Мойын-чура) и др. Одна из главных особенностей древнетюркской письменности основана на графеме, состоящей из 40 тамго-образных знаков, в своей структуре имеет фоно-морфемный характер. Знаки были универсальными, поэтому все тюркские народы легко могли их читать и писать. От того данные письмена были распространены на громадное географическом пространстве.
    3 вопрос

    Махмуд Кашгари — один из тех, кто способствовал культурному развитию Караханидского каганата. В трудах этого тюркского философа и энциклопедиста прослеживается любовь к народу, родной земле и языку. Благодаря острому уму и жизненной энергии Кашгари сделал многое для развития культуры тюркского народа.

    Деятельность ученых и мыслителей lX-Xl веков внесли огромный вклад в развитие многих сфер науки. Произведение «Диван лугат ат-турк» Махмуда Кашгари внесли вклад в сохранение памяти Тюркского государства. Оно стало тюркской энциклопедией в полном смысле этого слова. В нём собран и обобщен обширный историко-культурный, этнографический и лингвистический материал «Диван>> ал-Кашгари -памятник тюркской культуры, запечатлевший этические ценности и нормы поведения, специфическое мировосприятие тюркских народов XI в., впитавшее в себя все предшествующее наследие предков.

    Поэма «Кудатгу билиг» — одновременно и художественное произведение, и этико-дидактический и политико-философский трактат. Произведение Юсуфа Баласагуни это этико дидактический, политический трактат, в котором в художественной форме высказывает свои взгляды по вопросам политики, государственного управления и военной организации страны. Действующие лица поэмы - аллегорические образы, олицетворяющие справедливость, счастье, разум и довольство. Сочинение построено в форме диалогов между основными персонажами

    Аль-Фараби был оснвооположником арабского парапатизма. Поэтому его представления о бытии близки идеям аристотелизма, а также неоплатонизма.Согласно учению Абу Насра аль-Фараби, все сущее распределяется на шесть стадий – начал, связанных отношениями причины и следствия. по своей природе делятся на два типа: возможно существующие и необходимо существующие. К первому типу относятся вещи, сущность которых не обязательно следует из их существования. Для вещей второго типа характерно, что их существование необходимо вытекает из их сущности. Все, что принадлежит возможному существу, нуждается в определенной причине, чтобы быть. Такая причина есть необходимо существующее или единосущное божество, производящее мир в вечности, тогда как другие причины присущи множеству.

    В лексике и образах Ясави мы видим реалии кочевой жизни. Насколько прочно духовные искания поэта-мыслителя вошли в тюркское сознание можно судить, в частности, по творчеству казахских акынов. Самоопределение человека невозможно без духовного напряжения, без искренней самоотдачи вплоть до готовности пожертвовать жизнью - таков важнейший идейно-нравственный урок, который подсказывается жизнью и творчеством Ахмета Ясави.
    4 вопрос

    Основным видом хозяйства было кочевое и полукочевое скотоводство.Скот находился в семейно-частной собственности.Основные виды скота:овцы,лошади( могут тебеневать).

    Скотоводство бывает меридиальное (летом на север,зимой на юг),вертикальное(летом поднимаются выше в горы), пастбищное.

    Есть 4 вида пастбищ:Джайляу,коктеу,кузеу,кыстау.Каждый сезон имел круг обязательных работ.

    Считается,что именно кочевниками были изобретены штаны,сабля и конская упряж.

    В быту они использовали много различных орудий труда : Ножницы для стрижки,ножи,топоры,плётки,иглы и м.д.

    Для военных вылазок ковали смертоносные орудия из металла и крепкую конскую броню.

    В кочевом обществе сильно развиты ремесла: ткачество,резка по камню и дереву,изготовление ковров, кузнечное и ювелирное дело, изготовление мебели.Визитной карточкой кочевых казахов является юрта-переносное жилище,сделанное из войлока и шерсти.

    Между кочевыми племенами происходило постоянное взаимообогащение, номады имели торговые отношения с соседями.В особенности торговля цвела на юге Казахстана.Стоит упомянуть ВШП,сильно повлиявшее на экономический подъем кочевников.

    Вывод:Их культура очень своеобразная и великая.
    5 вопрос

    Культура Казахстана в XVI - XVIII вв. являлась культурой сложившейся казахской народности, вобравшей в себя культур­ные ценности своих предков. Вместе с тем господствующий в ту эпоху общественный строй нашел свое отражение в формиро­вании в культуре двух тенденций - народной и феодальной.

    Домашние ремесла и промыслы: Основной тип хозяйства наложил свою печать на характер домашних промыслов и ремесел. Письменные источники и памятники материальной культуры, восходящие к XVI - XVIII вв., свидетельствуют о нали­чии у казахов ряда профессиональных ремесел. Ведущее место среди них занимали кузнечное, ювелирное, слесарное, горное, кожевенное, портняжное, сапожное.
    Казахи издавна умели выделывать кожу и войлок и окрашивать их в различные цвета, владели техникой тиснения, ап­пликации и узорного шитья по войлоку и коже.
    Особой популярностью пользовалось искусство казахских резчиков по дереву. Резчики вытачивали из березовых корней красивые по форме и богато орнаментированные геометрическим узором чаши, изящные ковши для кумыса. Ремесленники также делали доспехи и парадное оружие, луки, колчаны для стрел, щиты, ножны, рукоятки сабель.

    В основе своей казахское хозяйство XVI - XVII вв. было натуральным. Большая часть изделий домашних промыслов шла на удовлетворение потребностей семьи производителя, не превращаясь в товар. Однако, это не говорит еще о том, что товар­ного хозяйства не существовало. Например: Деревянные остовы юрт сбывались в полупустынные и степные местности, обме­нивались на скот.

    Жилище: Абсолютное большинство населения Казахстана XVI - XVII вв., занимавшееся кочевым и полукочевым ското­водством, обитало в переносных жилищах.
    Они различались своей формой, размерами и конструкцией. В теплое время года скотоводы жили в легких переносных жилищах, в холодное - большей частью (исключая кочевников) в постоянных теплых помещениях - землянках и наземных домах.
    Наибольшее распространение имела юрта, которая относится к типу легко разборного жилища, приспособленного к коче­вому образу жизни.

    Одежда. Казахи обычно носили рубашки, поверх них бешмет, камзол и разнообразного типа халаты (шапан). Зимней одеждой были широкий теплый кафтан, изготовленный из овечьей или верблюжьей шерсти и покрытый плотной мате­рией. Казахи носили также широкие штаны (шалбар). Зимние - из дубленой овчины шерстью внутрь, летние - из материи, армячины, козлиной или сайгачьей шкуры без шерсти.

    Свадебные обычаи: Духовная культура народа, как известно, раскрывается в обычаях, в частности, в свадебных.
    По казахским народным преданиям, инициатива в выборе невесты для молодого человека принадлежала его родителям. Обычай требовал, чтобы невеста была из другого рода, ибо внутри рода бракосочетание запрещалось до седьмого колена.

    Религия: В XVI - XVII вв. казахи официально исповедовали ислам. Основными центрами его распространения были Тур­кестан, Хорезм, Бухара, Астрахань.
    Однако среди трудового народа ислам не пустил глубоких корней, народные массы еще были далеки от догм ислама и больше придерживались верований доисламского времени, основанных на культе тенгри.
    Казахи полагали, что почитание духа предков несет им счастье, обилие продуктов, помогает им сохранить стада. Духам приносили жертвы, устраивали в их честь поминки. Культ предков, основанный на почитании образа родоначальника, сохра­нился у казахов и до более позднего времени, что подтверждают русские источники.

    6 вопрос

    В Новое время продолжаются традиции средневековой Казахской культуры. В литературе преобладает устное направление - эпические сказатели (жырау) эпохи борьбы с джунгарами; лирические певцы - сал, серэ;импровизаторы - акыны. На смену патриотическим тонам VIII в. приходит поэзия "зар заман" XIX века. В музыкальным искусстве преобладают кюйши - композиторы народной музыки. Также развивается материальная культура, в связи с распространение оседлости и влиянием российской мануфактуры.

    К концу XIXвека (1897 г.) казахи достигли 3,4 млн человек (80% населения края), из которых 18% уже перешли к оседлости. Кочевое скотоводство начинает разрушаться, а после джута в 1880 г. кочевники массово переходят к сенокошению.

    В ремесле казахи преуспели в кожевенном деле, в войлочном ремесле и в ткачестве. Также развивалось кузничное и ювелирное дело. В качестве украшений в основном использовались орнаменты, а именно эооморфные и растительные мотивы.

    Уникальные традиции и обычаи народа придавали степному обществу стабильность и единство, оберегая от внешнего воздействия. Степняки превыше всего заботились о репутации, стараясь проявлять гостеприимство, щедрость, уважение к старшим и памяти предков. Однако многие традиции были утеряны в связи с колониальной экспансией и советской пропагандой.

    Национальные игры: аударыспак, кокпар, кыз куу, кумис алу и др.
    Праздники: Наурыз, согым, сундет той.
    Обычаи: журтшылык, асар, жылу,тю саркыт, бата, тамыр и др.

    Некоторые известные личности в творчестве народа

    Шортанбай Канайулы

    Родоначальник направления «зар заман»

    Махамбет Утемисулы

    «Обращение к Жангиру», «Аргымак», «Долог ненасытный день». Призывал к освобождению народа от власть имущих и а дружбе с русским народом

    Шоже Каржыбайулы

    Записал лучший вариант народного эпоха «Козы Корпеш – Баян Сулу»

    Мурат Монкеулы

    Автор поэмы «Уш олке» - разоблачает политику царского правительства

    Биржан-сал Кожагулулы

    Композитор, певец и поэт. «Жанбота», «Айбозым», «Лайлим-шырак». Наставник Акан-серэ.

    Жаяу Муса Байжанулы

    Композитор, поэт. Песня «Аксиса» - против социальной несправедливости. Сочинил музыку к стихи Алтынсарина «Кел, балалар, окылык»

    Акан-серэ Корамсаулы

    Более 40 песен. Важнейшая – «Кулагер» - о гибели скакуна от рук злодеев, полная раскаяния и грусти по ушедшей молодости.


    7 вопрос

    Становление казахской литературы начиная с 20-х годов, складывалась как часть многонациональной советской литературы. У её истоков стояли такие деятели как: Сейфуллин, Байтурсынов, Дулатов, Жумабаев, Муканов, Мусрепов и др. Большой популярностью среди Казахской революционный молодёжи пользовалось стихотворение Сейфуллина "Марсельеза Казахской молодёжи". Жумабаев в стихотворении "Свобода" воспевает пролетарскую революцию, позволившую воспрянуть духом  всем голодным и обездоленным.
    В середине 20-х годов разгорелся дискуссия о месте и роли литературы в жизни общества и о наличии Казахской пролетарской литературы, в ходе этой дискуссии такие поэты и писатели, как Жумабаев, Байтурсынов, Аймаутов, Дулатов и др. были обвинены в национализме. Власти устанавливали политический контроль (цензура) над творчеством пролетарских писателей.
    Дальнейшее развитие литературы происходило вопреки царской власти, что впоследствии привело к репрессиям.

    В 1920-1930-е годы, несмотря на непрекращающиеся репрессии, продолжают развиваться и традиционные жанры. До середины 1920-х годов в Казахстане существовали лишь любительские театральные труппы, наиболее известными из которых были Семипалатинская и театр Оренбургского казахского института народного образования. На базе последнего в январе 1926 года в Кзыл-Орде был открыт первый профессиональный казахский театр, где работали М. Ауэзов, Ж. Шанин, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев и другие талантливые драматурги, режиссеры и артисты.
    В 1930-е годы в республике появляется ряд новых театров. В 1937 году в Кзыл-Орде был открыт Корейский музыкальнодраматический театр, В 1937 году Казахский театр стал академическим, а целый ряд актеров получил звания народных и заслуженных артистов республики.

    Музыкальное искусство всегда занимало значительное место в общественной и духовной жизни казахского народа. Казахская музыка веками впитывала в себя духовный опыт поколений.
    Известный ученый-этнограф А. Затаевич посвятил свою жизнь сбору и систематизации музыкальных произведений казахов. В 1925 году он опубликовал свой труд - плод многолетней работы -«1000 песен казахского народа», в 1931 году опубликовал «500 казахских песен и кюев». целях популяризации народной музыки и песенного искусства в крупных городах стали проводиться концерты казахских исполнителей (кюйши). В 1925 году в Париже в составе делегации советских артистов выступил акын А. Кашаубаев, вызвав восторженные отклики французской прессы. Большую известность получили акыны и музыканты Ж. Жабаев, К. Азербаев, И. Байзаков, Т. Амренов и др.

    8 вопрос

    Система образования в казахском обществе в 20-30-е годы прошлого века претерпела большие изменения. Государство стало принимать в свою компетенцию систему светского образования и просвещения. В октябре 1920 года был образован Народный комиссариат просвещения Казахской АССР, начался новый этап системы образования на казахской земле. Государственный и общественный деятель Алаша Ахмет Байтурсынулы был назначен нарком просвещения.
    Деятели Алаша начала ХХ века внесли огромный вклад в развитие светского образования в стране и нововведения.
    Просвещение положило начало общественной деятельности алашской интеллигенции, жившей в сложный период прошлого века.

    В соответствии с проводимой реформой в сфере образования в 20-30-е годы ХХ века был достигнут ряд изменений: увеличилось количество школ, перешедших на современную систему образования; среднее образование и государственные учебные заведения перешли на всеобщее обучение профессиональному образованию; утверждены системы образования Наркомпроса; открыты новые вузы; была систематизирована деятельность музейного, библиотечного дела, пресс-просвещения; изданы учебники, основанные на системе светского образования и просвещения; сформированы теоретико-методологические основы исследования системы светского образования и просвещения.

    9 вопрос

    Наука
    • В начале войны была создана «Комиссия Академии наук СССР по мобилизации ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана на нужды обороны». Научные рекомендации Комиссии легли в основу развития военной экономики Казахстана.
    • В республике в годы войны были сосредоточены крупнейшие научные силы страны. В Боровом вели научные исследова­ния академики В. М. Алексеев, А. Н. Бах, Л. С. Берг, С. Н. Бернштейн, Н. Д. Зелинский и др.
    • Академик А.С.Орлов изучил казахский языки составил русско-казахский словарь, написал труд «Казахский героический эпос», вышедший уже после возвращения ученого из эвакуации.
    • В Алма-Ате разместились свыше 20 научно-исследовательских институтов, в том числе институты философии, географии, физиологии АН СССР, физико-механический институт АН УССР, академия архитектуры СССР.
    • В 1942 г. К.И.Сатпаев удостоен Государс­твенной премии за многолетний труд по Джезказганским медным месторождениям.

    Образование
    • Эвакуированые высшие и средние учебные заведения в Казахстан - Московский авиационный институт, Московский институт цветных металлов и золота, объединенный Украинский государственный университет (Киевский и Харьковский).
    • В годы войны были созданы высшие учебные заведения:
    - Алма-Атинский государственный педагогическии институт иностранных языков;
    - Чимкентский технологический институт;
    - Казахская государственная консерватория;
    - Казахский государственный женский педагогический институт;
    - Институт физической культуры.

    Культура
    Огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне внесли работники культуры Казахстана. В годы войны господствующей темой в литературе были патриотизм и защита Отечества. Огромную популярность приобрели стихотворения Жамбыла Жабаева («Ленинградцы, дети мои!»)
    Многие писатели и поэты с оружием в руках участвовали в боевых действиях: А. Жумагалиев, Б. Булкышев, В. Чугунов пали смертью храбрых. С первых дней войны около 90 поэтов и писателей ушли на фронт. Личным примером боевой отваги, а когда нужно, страстным писательским словом вдохновляли они на бой с врагом своих товарищей-солдат, увлекали их на героические подвиги.
    Делу укрепления морально-политического единства советского народа отдавали свой талант ведущие мастера казахской художественной прозы: Г. Мусрепов («Солдат из Казахстана»), Г. Мустафин («Шиганак»)
    10 вопрос

    10. Культура, образование и наука в Казахстане в 50-60 гг в 20 в.

    В 50гг высокими темпами развив народное образов. Число ср школ увеличилось и достигло около 40 тыс. Вместо 7милетнего образования вводилось всеобщее 8летнее. Начиная с 9го кл учащиеся должны были осваивать производительные профф. Этим делалась попытка соед обучения с производит трудом. В 1956г гос-во отменило плату за обучение в ВУЗе. Позже были изменены правила приема,могли поступить те лица которые имели трудовой стаж после окончаеия ср школы и те кто демобилизован из оядов Совет Армии. Эта мера расширяла пополнения интелигенции. В начале 80гг возросло кол-во ВУЗов. По численности специалистов с высшим образованием СССР занимало одно из ведущих мест в мире. Наука-Гос-во оказывало поддержку и содействие развитие науки в том числе разработкам оборонного значения и космичесс исслед. В целях поощреня выдающихся работ в обл науки и техники в 1950г было восстанов ежегодное присуждение Ленинских премий. Советские ученые добились выдающихся успехов в обл естествен наук. Огромны были достижения ученых в обл теории реактивных двигателей. Советская культура 60-80г оставалась сложной и противоречивой приобретает черты разнообра как по тематике так и в художественных средствах. В литер продолжали работать писатели заявившие о себе в 50-60г. Противоречитовость загадочность культ советс общества 50-80г проявляются также в том что в условиях цензуры идеологического давления она давала замечательные всходы во всез видах искусс. Развивалось музыкальное искусс. Это были произвед различных жанров симфонии,оратории,кантаты,романсы,песни,инструмент произведения. В 60-80г были созданы балетные спектакли которые отличались образами лирического и драмматич,комедийного и героичес.

    11 вопрос

    Развитие культуры и науки в Казахстане в 1970-1980 гг.

    Наиболее важными компонентами общества духовной жизни общества является сложной социаль-ной системой, состоящей из многообразия объединяющих его элементов. Важную составляющую духовной жизни общества представляют образование и наука, литература и искусство, театр, кино и культурно-просветительные учреждения.

    В области образования существовавшая на протяжении десятилетий советская система сочетала в себе позитивные и негативные стороны. За годы советской власти Казахстан достиг впечатляющих успехов в области образования. В 1970-е годы происходили важные изменения в системе школьного образования.

    Определенную роль в переходе к всеобщему среднему образованию молодежи сыграли постанов-ления ЦК КПСС и Совет Министров СССР "О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы", "О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-техни-ческого образования",  "О мерах по дальнейшему улучшению условий труда сельской общеобразо-вательной школы"

    Так, в начале 1970-е годы в 8 910 общеобразовательных школах обучалось – 3 257,2 тыс. учени-ков, а с середины 70-х годов наблюдалась  тенденция уменьшения количества учащихся,  что было вызвано демографическими причинами .

    За два десятилетия с 1960 по 1980 годы, число учащихся в общеобразовательных школах респуб-лики увеличилось в 1,8 раза, в сельской местности в 1,7 раза. Число учащихся сельских средних школ в 1980/81 учебном году в сравнении с 1960/61 учебным годом увеличилось в 3,6 раза .

    С каждым годом увеличивалось  число учащихся, обучающихся и в средних специальных учебных заведениях. Так, в 1977 году в них обучалось 7,5 % выпускников восьмых классов, а в 1986 году - 9,8 % . Также, быстро развивалась система профессионально - технического и среднего специального образования. Важным звеном получения среднего образования являлось средние профессионально - технические училища. В 1977 году в таких училищах обучалось 14,0 %, окончивших восьмые классы, в 1986 году - 23,7%.

    Определенную роль в осуществлении всеобщего среднего образования занимали вечерние (смен-ные) и заочные средние школы. Все это было направлено на то, чтобы удовлетворить запросы и потребности всех желающих учиться без отрыва от производства. Если в начале 1970-е годы аттес-таты в школах рабочей молодежи были выданы свыше 77 тыс. юношам и девушкам то, к середине 1970-х годов в вечерних и заочных средних школах получили полное среднее  образование 709,3 тыс. человек. В 1980-е годы высшие учебные заведения без отрыва от производства окончили - 14,0 тыс. человек, техникумы - 26,5 тыс. молодых специалистов,  вечерние школы – 73 тыс. рабочих.

    В  1989/90  учебном году действовало  49 % общеобразовательных школ Министерства народного образования Казахстана, где училось 67 % учащихся,  вели обучение на русском языке, 32 % школ - на казахском языке.

    В вопросе успешного претворения в жизнь реформы общеобразовательной и профессиональной школы очень важную роль играли подбор учительских  кадров.

    Коллегиями Министерства просвещения была проведена определенная работа по обеспечению общеобразовательных школ и дошкольных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами. Педагогические кадры готовились в КазГУ, 13 педагогических и учительских институтах и 23 педагогических училищах.

    В 1970 и 80-е годы открылось ещё 27 высших и свыше 100 средних специальных учебных заведений, то есть почти столько же, сколько за  весь предыдущий период. В 1986 году в 55 вузах и 246 техникумах и училищах обучались 550 тыс. студентов и учащихся более 200 специальностям, было подготовлено 211 тыс. специалистов высшей и 383,5 тыс. средней квалификации .

    Шел также интенсивный  процесс становления казахстанской науки. В области науки крупнейшим событием стало открытие Академии наук Казахстана. В состав действительных членов (академиков) АН Казахской ССР вошли выдающиеся учёные , , -нов, , членов-корреспондентов - , , -гулан, и другие. Первым президентом Академии наук Казахской ССР был избран видный ученый-геолог, член-корреспондент Академии наук СССР, академик АН Казахской ССР Каныш Имантаевич Сатпаев .

    Ученые Казахстана, участвуя в восстановлении и дальнейшем развитии народного хозяйства, приложили немало усилий и труда, чтобы результаты научных исследований внедрялись в произ-водство. Благодаря огромной постоянной помощи ЦК Компартии и Совета Министров Казахстана  в Академии наук значительно улучшилось деятельность её научных учреждений, было организовано и создано Центрально – Казахстанское отделение при Академии в Караганде.

    Казахстан являлся одним из крупных научных центров. 1980-е годы в 30 научно-исследователь-ских институтах  и научных подразделениях, работало 11 тысяч человек, в том числе 200 докторов и 1 500 кандидатов наук. Учёные академии стали авторами более 800 изобретений, ими получено 70 патентов и продан ряд лицензий, передано было производству свыше 500 рекомендаций. Прово-дили научные исследования по 516 темам и 22 комплексным научно-техническим программам, в народном хозяйстве республики было использованы 231 разработки. Признанием заслуг казахстан-ских учёных в решении актуальных проблем явилось награждение Академии наук Казахской ССР орденом Дружбы народов, а трех её институтов - орденами Трудового Красного Знамени, присвоение  семи учёным звания Героя  Социалистического Труда, 17 – присуждение Ленинской премии, более 60 учёным – Государственной премии СССР и Государственной премии Казахской ССР .

    Ряд  научных разработок Академии наук получил мировое признание. Например, группе учёных Казахстана, в том числе , члену-корреспонденту Академии Казахской ССР, была присуждена Ленинская премия, в 1978 году был удостоен Государственной премией Казахской ССР академик АН Казахской ССР за многолетний труд "Казахский фразеологический словарь". Яркий и глубокий след в филологической науке республики оставил прославленный герой Великой Отечественной войны, академик АН КазСС. Он был удостоен  ряда премий, избран действительным членом Академии  педагогических наук СССР.

    В 1960-1980-е годы казахская литература добилась успехов благодаря творчеству И. Есенберлина, М. Макатаева, О. Сулейменова, М. Шаханова, К. Мырзалиева, Ф. Онгарсыновой, А. Кекильбаева, О. Бокеева и  многих других.

    С другой стороны, в духовную сокровищницу советского народа вошли произведения Джамбула, С. Сейфуллина, М. Ауэзова, С. Муканова, Г. Мусрепова, Г. Мустафина, Т. Молдагалиева, А. Нурпеисова, А. Тажибаева, Т. Ахтанова, О. Сулейменова и др. Признание советских людей получили такие яркие произведения художественной литературы, как "Возвращение учителя", "Гонец" и "Стрела Махам-бета" А. Алимжанова, "Вешние снега" М. Магауина, "Предрассветные сумерки" А. Кекильбаева. Казах-скую поэзию характеризовала высокая гражданственность, идейность, животворная связь с жизнью народа. Одна из главных тем казахской поэзии была - дружба народов. Она в стихах и поэмах А. Тажибаева,  С. Мауленова, Джубана  Мулдагалиева,  О. Сулейменова

    Всемирную славу казахской  литературе принесли подлинные шедевры, переведенные на десятки иностранных языков. Книги казахских писателей и поэтов приобрели широкую известность не только внутри, но и за рубежом. Во многих странах Европы, Азии и Африки переведены и изданы книги ведущих писателей республики.

    Например, книги М. Ауэзова и особенно его эпический роман "Путь Абая" – четырехтомная эпопея, посвященная поэту - просветителю, мыслителю и художнику слова Абаю Кунанбаеву, принес автору всемирную известность – книга переведена более чем на тридцать языков народов мира и вышла миллионными тиражами. Его с большим интересом читают в Китае, Англии, Франции, Чехо-словакии, Индии, Польше, Румынии и других странах мира. Также, книга А. Алимжанова "Сувенир из Отрара" переведена на многие иностранные языки и удостоена международной премии им. Джавахарлала Неру. уэзова отведено достойное место в учебнике  для студентов "История литератур Азии и Африки", вышедшем в ЧСССР, и в книге "Советские писатели", изданной в ГДР. Также,  популярны за рубежом произведения и других наших известных писателей и поэтов: Г. Мусрепова, Т. Ахтанова,  О. Сулейменова,  А. Нурпеисова и др.

    Казахстанская драматургия развивалась как многожанровая и многонациональная. В ней были представлены трагедия и драма, комедия и сатира, пьесы для детей.

    В республике 1970 - 1980-е годы работал ряд профессиональных театров в том числе: Казахский, Русский театр драмы, Уйгурский театр музыкальной комедии, Корейский музыкально-драматический театр, театр юных зрителей (ТЮЗ), театр кукол, областные казахские театры в Караганде, Семипала-тинске, Кзыл-Орде, Гурьеве, Джамбуле, Аркалыке, Чимкенте и Талды-Кургане. А, областные русские театры в Семипалатиске, Актюбинске, Кзыл-Орде, Гурьеве, Джамбуле, Аркалыке, Чимкенте, Талды-Кургане, Караганде, Кустанае, Павлодаре, Уральске, Кокчетаве, Целинограде, Усть-Каменогорске и Петропавловске. В 1980 году в республике был открыт Немецкий  театр драмы в г. Темиртау.
    12 вопрос

    Реформы в системе современного образования и науки .

    Программа «Болашак»

    Основные этапы реформирования

    Образование - основной фактор новой экономики , один из глобальных факторов перспективного развития современного общества . Это одни из немногих тезисов, определяющих современную политику государства в области образования. Об основополагающей роли образования в развитии государства говорит и Президент, провозглашая «образованных, грамотных людей основной движущей силой развития человечества в XXI веке». Однако так было не всегда. До 2000-х гг. образование финансировалось по остаточному принципу, процесс оптимизации привел к повсеместному закрытию дошкольных учреждений, сокращению количества средних школ, дефициту учительских кадров. С улучшением в стране социально-политических и экономических показателей с начала 2000-х годов трансформация системы образования выходит на новый этап.

    В настоящее время в системе образования Казахстана выделяют несколько этапов реформирования.

    Первый этап - становление законодательной базы (1991-1993 гг.);

    второй этап - концептуально-программная модернизация образовательной сферы (1993-1996 гг.);

    третий этап - децентрализация управления и финансирования сферы образования (1996-1997 гг.);

    четвертый этап - стратегическое ориентирование развития системы образования (с 1998 г.)

    Данная периодизация отражает ключевые моменты реформирования системы образования в 1990-е годы. В то же время, по нашему мнению, поворотным пунктом в этом процессе стало принятие 30 сентября 2000 года первой государственной программы «Образование». Именно она определила основу реализации государственной политики в сфере образования. Во главу угла концепции развития республики были поставлены образование и наука. За сравнительно небольшой промежуток времени были приняты документы стратегического характера, подкрепляющие эту концепцию. Это Стратегия развития образования до 2010 г. (2001 г.), Программа информатизации учебных заведений начального и среднего профессионального образования (2001 г.), Государственная программа развития образования на 2005-2010 годы (2004 г.), Концепция развития образования в РК до 2015 г. (2004г.), Государственная программа «Ауыл мектебЬ на 2003-2005 годы, Государственная программа развития технического и профессионального образования на 2008-2010 годы (2007 г.), Государственная программа развития науки на 2007-2012 годы (2007 г.), закон РК «Об образовании» (2007 г.).

    Программа «Болашак»

    Международная образовательная стипендия Президента РК была учреждена в 1993 году и с тех пор ее стипендиатами стали около 13 тысяч человек (по состоянию на 1 июня 2018 года). На данный момент на обучении находятся 1 255 стипендиатов. Почти половина из них выбрали для учебы Великобританию и Ирландию, чуть меньше (около 37%) — США и Канаду, и малая часть (около 5%) выбрала страны континентальной Европы, Азии, Океании и России.


    написать администратору сайта