Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года

  • Станислав Теофилович Шацкий

  • Шульгин Виктор Николаевич

  • Николай Николаевич Иорданский

  • 4. В.Н. Шульгин – теоретик и практик социального воспитания

  • Список литературы

  • Контрольная. В. Н. Шульгин теоретик и практик социального воспитания 9


    Скачать 36.44 Kb.
    НазваниеВ. Н. Шульгин теоретик и практик социального воспитания 9
    АнкорКонтрольная
    Дата24.10.2022
    Размер36.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольная.docx
    ТипДокументы
    #752134


    План




    Введение 2

    1. Основные вопросы социального воспитания 2

    2. Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года 3

    3. Развитие социальной педагогики в России в 20-30 гг. ХХ века (В.Н. Шульгин). 4

    4. В.Н. Шульгин – теоретик и практик социального воспитания 9

    Заключение 10

    Список литературы 11


    Введение
    В нынешней ситуации развития отечественного общества можно выделить одну из его основных характеристик − размытость ценностных представлений и неопределенность жизненных ориентаций у значительной части населения. Это дает возможность говорить об актуальности проблемы становления у подрастающего поколения идеалов и норм, содействующих воспитанию культурной личности гражданина в современных условиях, с учетом вызовов и требований времени.

    Процесс воспитания вышеупомянутого идеала личности предписывает совершенствование системы образования посредством ряда системных взаимосвязанных действий, одним из которых выступает обращение к изучению и пониманию сущности, содержания, целей и приоритетов образовательного процесса, в том числе социального.

    1. Основные вопросы социального воспитания


    Если мы искренне, до конца будем стремиться к осуществлению наших идеалов, мы должны подготовить смену для себя, мы должны воспитать борцов за идеалы рабочего класса. Это наша первая задача. Но мы должны воспитывать не только бойца, но и строителя. Невозможно все взять борьбой, борьба - это не наш идеал, а жестокая необходимость. Еще нужно строить, умело строить здание пролетарского общества, нужно умело класть один кирпич за другим. Это наша вторая задача.

    Но что это значит? Необходимо вспомнить, что подросток знал в прошлом. Он знал о персидских походах, истории Древней Греции, Рима, он знал Закон Божий и латинский язык, но он не знал полностью эпохи, в которой жил, не знал современности. Конец XIX века, в лучшем случае — это та грань, которую ни одна школа не осмеливалась переступить. И неудивительно, что школа давала аттестат «зрелости» тем, кто не мог разобраться в обстановке, кто никогда не учился, не понимал ее. Школа выпускала цивилизованных дикарей, а тех, кто пытался войти в жизнь помимо школы, принимать в ней участие, изучать ее, постигать ее, школа исключала без всякой снисходительности, с большой последовательностью [2].

    Мы говорили о работе как предмете изучения, о работе как методе, работе как основе жизни. Изучая работу, мы можем легко проследить историю человечества шаг за шагом. Но это еще не все. Мы должны приобрести ряд трудовых навыков и умений, через труд мы войдем в общественную жизнь, это свяжет нас с рабочими всего мира, познакомит их с изучением современности.

    Фабрика - это сосредоточенная воля и мысль человечества, фабрика - это тигель, в котором выковываются пролетарская идеология и воля к борьбе, фабрика - это нерв мировой жизни. Она вся в процессе. Она вся в движении, она лучше всего приобщает ребенка к пролетарским идеалам, вовлекает его в строительство. Она - концентрированная современность. В нем пересекаются основные нити. Именно так наши основные требования сливаются в единство. Таким образом, они обязательно вытекают из целей образования.

    Вопрос о двух школах: для хозяев и для рабочих - должен быть нами выброшен. В наших детских домах мы не должны готовить поваров и горничных, и мы не должны готовить неграмотного ремесленника. Мы должны воспитывать борца за пролетарские идеалы, строителя коммунистического общества. Это наша задача, которая совершенно отличается от той, которая стояла в буржуазных государствах [4].

    Какие требования обязательно вытекают из этого? Для достижения этой цели, конечно, недостаточно знать идеалы рабочего класса, нужно уметь коллективно работать, жить коллективно, строить коллективно, нужно уметь бороться за идеалы рабочего класса, бороться упорно, неустанно, нужно уметь организовывать борьбу, организовывать жизнь коллектива, и этому можно научиться не сразу, а с самого раннего возраста через самостоятельную работу, самостоятельное коллективное строительство, через развитие организационных навыков.

    2. Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года

    Виктор Николаевич Шульгин в 20-е годы была разработана концепция воспитания нового человека, отвечающего требованиям социалистического строя.

    Он трактовал образование как сложную систему социальных связей и отношений, охватывающую все сферы общества; он рассматривал его в совокупности естественных воздействий как процесс социализации личности. Он считал необходимым включить в сферу педагогического анализа деятельность не только школы и семьи, но и всех государственных и общественных учреждений.

    Под руководством В.Н.Шульгина были разработаны методы изучения окружающей среды и ее педагогизации, подходы к дифференциации образовательных возможностей социальной среды в условиях промышленного района, сельскохозяйственной коммуны и др. были проверены.

    Основным методом педагогической работы считалось развитие самодеятельности детей и подростков. Он придавал большое значение работе детских и молодежных объединений, особенно пионерской организации.

    Предпринял попытку создать модель нового общеобразовательного института, противостоящего «школе учёбы».

    В.Н. Шульгин сформулировал основные тенденции развития образовательного учреждения типа: школа - мастерская предприятия, отделение колхоза и т.д.). Студенты получали знания непосредственно на предприятиях, в лабораториях, библиотеках и т.д. Учебный процесс строился на трудовых принципах, на включении студентов в жизнь предприятия, классы были преобразованы в помещения для самостоятельной деятельности студентов, учебники заменены специальными рабочими тетрадями, введено комплексное построение учебных программ. Метод проектов был выдвинут в качестве ведущей организационной формы [5].

    3. Развитие социальной педагогики в России в 20-30 гг. ХХ века (В.Н. Шульгин).


    Социальная педагогика в 20-30 гг. Двадцатый век развивался в следующих направлениях:

    - обоснование терминов социальная педагогика, социальное воспитание, окружающая среда;

    - формирование методологических основ взаимодействия школы и окружающей среды;

    - разработка вопросов социального воспитания, методов социально-педагогического обследования ребенка, семьи, ближайшего окружения.

    Проблемы социальной педагогики начали разрабатываться в рамках научного направления «педагогика окружающей среды». Представители этого направления (С.Т. Щацкий, Н.Н. Иорданский, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина и др.) считали, что новая педагогика или социальная педагогика должна изучать, в отличие от старой (традиционной) педагогики, все воздействия на личность в процессе ее социального становления, а не только организованное влияние.

    Станислав Теофилович Шацкий внес большой вклад в развитие идей социальной педагогики. Он был одним из первых, кто сделал предметом исследования влияние условий микросреды на социализацию ребенка.

    Ему принадлежит первенство в разработке таких вопросов: школа - центр образования в социальной среде; функционирование школы как общеобразовательного учреждения (открытая школа); методы педагогического исследования окружающей среды и детской деятельности внешкольных учреждений.

    Он уделял большое внимание работе с деревенскими детьми. Он считал, что в деревне легче изучать процесс воспитания ребенка под влиянием факторов макро- и микросреды, поскольку методически деревня с ее относительно элементарными условиями жизни, небольшими общежитиями и довольно однообразными бытовыми формами представляет определенные преимущества для педагогической работы. Помимо учета специфики села как вида поселения, С.Т. Шацкий считал, что необходимо также учитывать индивидуальные особенности окружающей среды: «Деревня маленькая, большая, старообрядческая, новоселы, деревня давно осевших крестьян. В каждой из этих деревень должна быть своя специальная школа. Надо искать форму школы с натуры» [4].

    Рассматривая городскую среду, Шацкий отметил, что она характеризуется сложными технологиями, разнообразием экономических отношений, профессий людей, интенсивностью политической жизни, большой мобильностью и разнообразием повседневных форм жизни,

    С.Т. Шацкий рассмотрел проблему развития ребенка в конкретных исторических и социальных условиях. В статье «Деревенские дети и работа с ними»(1925г) отражена эволюция его взглядов на особенности воспитательной работы с сельскими детьми. Он рассматривает ребенка не как существо, чьим поведением управляют инстинкты, заложенные в природе, но ребенок отражает социальные условия жизни. Его потребности и мотивы определяются ценностными ориентациями семьи и социальной среды. «Ребенок приобретает хорошо известные навыки, вкусы, привычки в окружающей среде. Никакое детское царство не может быть построено вне конкретных социально-исторических условий общества».

    Шацкий подчеркнул, что школа - это часть образовательной среды, а не единственное место, где действительно можно воспитывать детей. «Я назначаю школе роль фермента, части общего процесса, но никоим образом не способного заменить его. Ее главная роль состоит не в том, чтобы устранить влияние жизни на ее работу - это может быть вредно и неправильно, а в том, чтобы дать правильное воспитание. Речь идет о тщательном изучении положительных и отрицательных сторон окружающей среды, поддержке первых и борьбе со вторыми». Поэтому школе необходимо научиться работать вместе с семейными, детскими, общественными организациями, ставить общие задачи, разрабатывать методы совместной работы и уметь строить план, который вывел бы школу за ее стены". («Школа и жизнеустройство»)

    С.Т.Шацкий выделяет три типа взаимодействия школы и окружающей среды. Первый тип - эмоциональный. Он делает школу участником публичных выступлений, праздников, торжеств и демонстраций и создает общественный подъем в педагогической работе. Второй тип - это ученик: школа наблюдает, исследует, ориентируется в жизненных явлениях и оценивает их. Третий тип - производственный, строительный в узком смысле этого слова – создает из школы непосредственного работника жизни в меру имеющихся в ее распоряжении сил и средств. Он считал, что невозможно говорить о педагогическом процессе, который происходит только в специальных школьных зданиях, но правильнее было бы определить педагогический процесс окружающей среды, то есть деревень, городов, стран [6].

    С.Т. Шацкий о внешкольном воспитании детей. Внешкольные учреждения должны проводить культурно-просветительскую работу среди детей. В своей деятельности они должны исходить из потребностей детей. Основная идея детского клуба - создать центр, где жизнь детей организована исходя из требований, вытекающих из природы детей. В клубе должны быть представлены различные виды деятельности: обработка дерева, кожи, металла, ткани и глины, приготовление пищи (кухня, выпечка). В этих заведениях мастер-классы должны быть разнообразными, чтобы иметь право выбора, так как со временем ребята раскрывают свое внутреннее призвание к тому или иному виду деятельности.

    Шульгин Виктор Николаевич приняв советскую власть, он мечтал о воспитании нового человека, о педагогике нового типа – педагогике социального воспитания. Он был директором Института школьных методов работы, активизировал исследовательскую работу по изучению влияния окружающей среды на личность. В 1924 году вышла его книга «Основные вопросы социального воспитания».

    В.Н. Шульгин утверждал: идея о том, что педагогика должна изучать только специально организованные воздействия на личность, глубоко устарела. Он считал, что педагогика, изучающая исключительно специально организованное воздействие на личность, не может обеспечить эффективную передачу социального опыта от одного поколения к другому. Поэтому предметом социальной педагогики должно быть изучение всех воздействий на личность.

    В.Н. Шульгин выделил три основные задачи новой педагогики. Первой задачей было изучить среду, в которой ребенку нравится и которая влияет на него, так как ребенок является частью окружающей среды. Шульгин видел необходимость изучения специфики городской и сельской среды, чтобы изменить существующие взгляды в правильном направлении. Каждый учитель должен исходить из того, что он живет в классовом обществе. Поэтому задачей школы является выявление социальных установок детей, отражающих интересы различных социальных групп, и формирование точки зрения, соответствующей коммунистической идеологии [3].

    В.Н. Шульгин утверждал, что ребенок предстает как член своего класса. «Нет абстрактного ребенка вообще, а есть ребенок из пролетарской, крестьянской, мелкобуржуазной среды». Ребенок из буржуазной среды изначально воспринимался как испорченный.

    Он разработал методы изучения социальных установок и условий, влияющих на формирование личности. Однако в условиях тоталитарного режима эти исследования были свернуты – потому что их результаты могли быть опасными.

    Второй задачей социальной педагогики было подготовить и воспитать человека, способного изменить окружающую среду;

    Третья задача состояла в том, чтобы обосновать роль школы как центра преобразования окружающей среды, что означает влияние на родителей, общество.

    По его мнению, школа должна врастать в жизнь – внедряться в окружающую среду, влиять на нее и изменять ее. В.Н. Шульгин разработал модель производственной школы, где дети воспитывались бы в различных учебных заведениях и каждый рабочий и колхозник воспитывал бы своих детей в процессе производительного труда.

    В такой школе должно быть мало учителей. Само участие детей в общественно полезном труде стало бы процессом их ознакомления с экономической и политической жизнью общества.

    Предложенный метод проектов должен был решить все проблемы воспитания нового человека. Были предложены политические, промышленные, культурные и бытовые проекты. Так, согласно производственному проекту, планировалось провести электричество в школу, согласно сельскохозяйственному проекту - выращивание сои, согласно культурному проекту - чтение газет в общежитии для рабочих и т.д. Например, в 20-е годы дети осуществляли проект «Поможем колхозникам выполнить и перевыполнить контрольные цифры по хлебопашеству».

    Согласно проекту Шульгина, приобретение знаний было второстепенным делом. Главное - это работа, а работа со взрослыми - это подготовка к жизни. Лучшим вариантом для школы является детская коммуна, где дети жили бы самостоятельно, без родителей. Основными направлениями воспитания являются трудовая, умственная, эстетическая, физическая, а также общественная деятельность. Главная задача школы - выбрать точки приложения детских сил, которые способствовали бы воспитанию коллективизма, научить их взаимодействовать, привлечь максимальное количество детей к общественной работе, чтобы они чувствовали себя участниками социалистического строительства.

    «Держа в фокусе весь процесс социального становления личности в конкретных исторических условиях, основное внимание следует сосредоточить на особом воздействии общества на ребенка. Это необходимо для того, чтобы использовать все положительные аспекты для эффективного привития ученику коммунистических идей» [1].

    Николай Николаевич Иорданский. Его основные работы: «Основы социального воспитания в народной школе», «Основы и практика социального воспитания», «Организация детской среды».

    Н.Н. Иорданский считал, что идея социального воспитания в школе и за ее пределами является лишь отражением переживаний, вызванных революцией (октябрь 1917 г. - прим. автор). Нет необходимости говорить конкретно о социальном воспитании, поскольку оно неотделимо от всех педагогически правильных методов работы. По его мнению, идея социального воспитания идентична идее гражданского воспитания.

    Социальная педагогика - это педагогика социального воспитания, которая изучает адаптацию учащихся к жизни, к социальной среде.

    Н.Н. Иорданский отметил, что в науке нет единого понимания сущности социального воспитания. Он выделил следующие подходы: социальное воспитание понималось в узком смысле как общественное образование; как воспитание общественности, то есть воспитание социальных инстинктов и навыков. Также под социальным воспитанием понималась вся система воспитания в обществе, включающая как социальное, так и семейное воспитание, все учреждения. Кроме того, социальное воспитание рассматривалось как воспитание отдельного человека, вне группы, коллектива, массы людей. В этом случае коллектив рассматривается как «воспитанная среда и как образовательная среда» [3].

    Н.Н. Иорданский отмечал, что воспитывая детей, педагог должен знать их социальную среду. По его мнению, влияние жизни отражается на жизни школы, а также на всех учреждениях социального воспитания, намечаются цели и направления образования, соответствующие интересам и требованиям общества. Он отметил, что школа и общество взаимно воздействуют друг на друга либо плодотворно, либо разрушительно. Он не соглашался с тем, что школа считалась подготовительным этапом к жизни, полностью отрицая самостоятельное значение. Это влияние особенно сильно в периоды резких и резких перемен в жизни. «Меняя жизнь во всех ее основах, резко и смело, революция ставит перед семьей и школой - как образовательной средой - свои цели и задачи, свои требования. Она хочет перестроить свою жизнь через школу... и школа не может отказаться выполнять эти задачи». (Основы и практика социального воспитания)

    Н.Н. Иорданский предложил систему социального воспитания, включающую семейное и социальное воспитание. Семья - это первая государственная школа, где формируются привычки подчинения и уважения к авторитетам. Однако Н.Н. Иорданский считал, что одно семейное окружение является опасным элементом, «она дает много пищи к эгоистическому обособлению».

    Система общественного воспитания включала:

    Во - первых, дошкольные учреждения – очаги-ясли, в которых дети могут находиться с года до семи лет. В яслях осуществляется забота о здоровье детей и начинается социальное воспитание.

    Во – вторых, общеобразовательная школа, которая является основным институтом социального воспитания.

    В- третьих, внешкольные учреждения. К ним относятся:

    - площадки для игр, которые создаются для организации уличной жизни детей, на базе площадок для игр работают временные кружки, организуются праздники;

    - детские клубы являются более организованной формой внешкольного учреждения для детей, имеют устав, постоянное педагогическое руководство;

    - детские организации: организации, связанные с учебными занятиями (библиотечные кружки, кружки любителей природы, географические, исторические кружки, кружки помощи неуспевающим); организации, связанные с развлечением (музыкальные, танцевальные); спортивные организации; организации экономического характера (кооперативы); организации помощи детям – кассы сбережений для оказания материальной помощи нуждающимся детям; организации помощи взрослым –сельскохозяйственные дружины для уборки урожая; юношеские союзы ( скауты, пионеры).

    В – четвертых, культурно-досуговые учреждения для детей – детские библиотеки, детские театры.

    В – пятых, учреждения социального воспитания для отдельных категорий детей: колонии для исправления дефективных (умственно отсталых) детей, колонии для малолетних преступников, детские колонии для детей из бедных социально неблагополучных семей, детские приемники-распределители для беспризорных детей [4].

    4. В.Н. Шульгин – теоретик и практик социального воспитания

    В.Н. Шульгин создал оригинальную концепцию взаимодействия школы и среды. Его основные компоненты: изучение окружающих школу сфер семьи, улицы, производства и т.д. К субъектам воспитательного воздействия В.Н. Шульгин относил школу, детский сад, семью, предприятия, культурно-просветительские учреждения и т.д. Апробировал эти идеи, руководя Станцией социалистического воспитания Трёхгорной мануфактуры.

    В конце 20-х гг. В.Н. Шульгин выступил за более глубокое осмысление предмета педагогики, против ограниченного понимания педагогики только как теории воспитания в дошкольном учреждении и школе; обосновал необходимость разработки частных педагогик — партийной, профсоюзной, военной.

    Педагогическим воззрениям В.Н. Шульгина свойственно некоторое принижение роли школы в системе других социальных институтов образования и воспитания. Выдвинули теорию «отмирания школы»: переход от традиционной «школы учёбы», к «школе труда», тесно связанной с окружающей жизнью. Важнейшая роль в обучении и воспитании принадлежит общественно полезному труду школьников. Пытались обосновать необходимость нового типа учебного заведения – «школы-производства».

    Проблемы политехнизации школы В.Н. Шульгин связывал с усилением общественно-политического воспитания, с новым подходом к содержанию и организации учебного процесса, к учебной литературе, которая, по его мнению, должна иметь чётко выраженную практическую направленность, отражать взаимодействие со средой, основываться на краеведческом материале.

    Виктор Николаевич Шульгинв 20-х гг. разрабатывал (совместно с М.В. Крупениной) концепцию воспитания нового человека, отвечающего требованиям социалистического строя [2].

    Воспитание трактовал как сложную систему социальных связей и отношений,охватывающих все сферы жизни общества; рассматривал его во всей совокупности стихийных влияний как процесс социализации личности. Считал необходимым включить в сферу педагогического анализа деятельность не только школы и семьи, но и всех государственных и общественных институтов (партии, советов, производств, коллективов, армии и др.).

    Под руководством В.Н. Шульгина были разработаны методики изучения среды и её педагогизации, апробированы подходы к дифференциации воспитательных возможностей социального окружения в условиях индустриального района, сельскохозяйственной коммуны и др.

    Основным методом педагогической работы считал развитие самодеятельности детей и подростков. Большое значение придавал работе детских и юношеских объединений, особенно пионерской организации.

    Предпринял попытку создать модель нового общеобразовательного института, противостоящего «школе учёбы».

    В.Н. Шульгиным сформулированы основные тенденции развития учебного заведения типа: школа – цех предприятия, отделение колхоза и т.п.). Учащиеся получали знания непосредственно на предприятиях, в лабораториях, библиотеках и т.п. Учебно-воспитательный процесс строился на трудовых основах, на включении учащихся в жизнь предприятия Классы переоборудовались в комнаты самостоятельной деятельности учащихся, учебники заменялись специальными рабочими книгами, вводилось комплексное построение учебных программ. В качестве ведущей организационной формы выдвигался метод проектов [5].

    Заключение

    Проблема развития личности в социуме отражена в работах всех ведущих ученых прошлого столетия. Формирование гармоничного социума невозможно без работы, направленной на развитие отдельной личности. Ведь именно от частного к общему, а затем от общего к частному происходит развитие общества.

    Пути развития отдельной личности и повышения уровня ее социальной культуры отечественные педагоги видят в гуманистической направленности воспитания; системной работе над формированием устойчивой системы морально-нравственных ценностей и объективно правильных ориентиров. Комплекс обобщенных взглядов на проблему организации социального воспитания должен лежать в основе современного воспитания подрастающего поколения, так как приведенные выше направления соответствуют целям, указанным в основном государственном документе в данной области, действующем на современном этапе.
    Список литературы

    1. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева. - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c.

    2. Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). − М.: Книга, 1991. − 446 с.

    3. Бобылева О. А. Российские педагоги и мыслители ХІХ−ХХ вв. о ценностях социального воспитания и о формировании социальнонравственной личности //Историкопедагогический журнал. − 2013. −№ 4. − С. 108−120.

    4. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. − 1995. − № 4. − С. 29−36.

    5. История педагогики и образования От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. Под редакцией академика РАО А.И. Пискунова М.,2001г

    6. Шульгин, В. Н. Основные вопросы социального воспитания/В. Н. Шульгин - М., 1924.


    написать администратору сайта