Политология в России. В. Н. Татищев (16861750) разработал оригинальную теорию происхождения государства и социального неравенства. Большое место в произведении Татищева отведено формам правления
Скачать 16.7 Kb.
|
Политическая мысль России была весьма разнообразна: для одних было характерно «следовать Западу», для других характерно стремление не допустить этого и сохранить старое, а для третьих, подчиняясь «духу времени», учесть негативные явления Запада, избежать их и найти для своей Родины наилучший (свой) путь развития. В области политических взглядов типично направление учений об абсолютной монархии, утверждающих абсолютизм как форму организации верховной власти в государстве. А.Л. Ордин-Нащокин, Симеон Полоцкий и Юрий Крижанич - эти мыслители признавали божественное происхождение царской власти, обращая внимание на человеческую природу ее носителя, устанавливая «природное» равенство царя и подданных, открывающее возможность критики даже действий венценосца. В «Политике» Ю. Крижанич рассмотрел сущность, происхождение и назначение государства, классификацию форм правления, отношение справедливости и права, судоустройства. Он утверждал, что хорошие законы не должны нарушать природных прав человека. Крупный государственный деятель, автор «Истории Российской» В.Н. Татищев (1686-1750) разработал оригинальную теорию происхождения государства и социального неравенства. Большое место в произведении Татищева отведено формам правления. В учениях российских политологов прослеживалась идея разделения властей. Так, С.Е. Десницкий направил Екатерине II «Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи». Теория разделения властей предполагала разделение всей власти в государстве. Взгляды А.Н. Радищева устанавливали тесную связь закона, народного суверенитета и естественного права. В основе закона должно лежать естественное право. Для Радищева народ - не объект, а субъект исторического процесса. В первой половине XIX в. в России возникают либеральные государственно-правовые идеи и теории. К важнейшим представителям либерализма в России следует отнести Н.С. Мордвинова и М.М. Сперанского. Михаил Михайлович Сперанский был автором обширных планов государственно-правовых преобразований и в принципе выступал за переход к конституционной монархии, уделяя много внимания проблеме разделения властей. Отделяя законодательную власть от исполнительной, он предоставлял право принятия «коренных» законов и основных законоположений исключительно законодательному органу. Им был поставлен вопрос о подзаконности исполнительного аппарата. М.М. Сперанский уделял очень большое внимание внедрению принципа законности в деятельность государственного аппарата, упорядоченности государственного механизма империи, составлению общего свода законов. В сокровищницу Российской политической мысли входят взгляды и конституционные проекты декабристов. В проектах Конституции и других документах Н.М. Муравьев развивал общедемократические идеи народного суверенитета, называя народ источником верховной власти. В системе органов государственной власти по конституционным проектам Н.М. Муравьева были заложены принципы разделения властей и федеративного устройства государства. Высший представительный орган - Народное вече - должен был состоять из двух палат: Палаты народных представителей и Верховной думы как органа, представляющего державу и области, на которые делилась страна. Верховная исполнительная власть, согласно Конституции Н.М. Муравьева, предоставлялась наследственному императору; был проведен принцип независимости суда в правосудии, в конституционных проектах много внимания уделялось правам и свободам граждан. Н.М. Муравьев считал, что нужно иметь законы, обеспечивающие человеку право развивать его природные, физические и моральные силы и одновременно гарантирующие неприкосновенность личности. Павел Иванович Пестель, автор «Русской правды», при выработке общетеоретических понятий пользовался естественно-правовой аргументацией и ссылками на единую человеческую природу с ее стремлением к своему и общему благоденствию. П.И. Пестель провозгласил в «Русской правде» идеи народного суверенитета и неоспоримое право участвовать в государственных делах; он выступал за полную ликвидацию царизма вплоть до требования уничтожить всю императорскую фамилию. Согласно Конституции - Государственному Завету, высшими органами власти в республике должны стать выборные органы: Народное вече, Державная дума, Верховный собор. Структура органов государственной власти у Пестеля строилась по принципу разделения властей, но отвергалось правило равновесия властей и принималось правило определительности круга действий. П.И. Пестель считал, что необходимой формой государственного устройства России является унитарное государство с предоставлением права на создание самостоятельной республики. «Русская Правда» предусматривала введение в России важнейших общедемократических прав и свобод, создание правовых гарантий неприкосновенности личности, утверждение новых органов правосудия. В конституционном проекте П.И. Пестеля так же, как и у Н.М. Муравьева, частная собственность провозглашалась священным и неприкосновенным правом. Таким образом, в истории русской политической мысли много ценного, оригинального и самобытного, что соответствовало и российскому социокультурному опыту, и традициям народа. Виднейшим государственным деятелем России был П.А. Столыпин, которым была разработана либеральная программа, утвержденная Думой 6 марта 1907 г. Цель этой программы сам П.А. Столыпин определил так: «Преобразованное <...> отечество наше должно превратиться в государство правовое» . Помимо аграрного вопроса центральное место в программе занимали и вопросы политического характера: а) религиозная терпимость и свобода совести; б) неприкосновенность личности; в) совершенствование системы самоуправления; г) административная реформа - создание целостной системы гражданской администрации, организация административных судов; д) трудовое законодательство - введение различных видов страхования, узаконение экономических забастовок; е) модернизация народного просвещения. Среди оригинальных мыслителей Российской политической науки был Б.Н. Чичерин, выдающийся ученый аристотелевского типа. Конституционные идеи Б.Н. Чичерина, профессора Московского университета, включали: происхождение и сущность государства, формы государства, власти и закона; типологии политических партий, особенно партий промышленного и земледельческого состава. Б.Н. Чичерин полагал, что в основе стабильности и развития общества лежат четыре союза: семья, гражданское общество, церковь и государство. По мнению Б.Н. Чичерина, государство есть выражение разумной воли, политико-правовая форма всего общества, властный союз народа, управляемый верховной властью ради общего блага. Он был сторонником конституционной монархии (английской политической системы) при разделении властей на законодательную, исполнительную, судебную. Б.Н. Чичерин являлся лидером Кадетской партии, апологетом частной собственности и свободы, критиком марксизма и социализма. Российская политическая наука была весьма развита и строилась на трех структурных элементах - философско-методологической основе, теоретическом содержании и программных требованиях. Генезис политических идей в истории цивилизации весьма разнообразен и противоречив. Неразрывная связь человека и политики - такова аксиома политических концепций: эпохи рабовладения, Средневековья, периода буржуазных революций, утопического социализма и марксистской политической мысли, анархо-радикальной идеологии и современности. Для науки это обширный материал и широкое поле для политического эксперимента. Изучение политических концепций должно благотворно сказаться на пути становления нашего гражданского общества и правового государства. |