В настоящее время, когда создаются новые экономические, политические, социальные и культурные отношения интерес к изучению природы права не только не уменьшается, а, напротив, приобретает все большую актуальность
Скачать 132.99 Kb.
|
Введение В настоящее время, когда создаются новые экономические, политические, социальные и культурные отношения интерес к изучению природы права не только не уменьшается, а, напротив, приобретает все большую актуальность. И это вполне закономерно, поскольку в любую эпоху глобальных социальных перемен вырабатываются новые правовые устои. Без овладения правом люди и народы обречены прозябнуть под гнетом и произволом деспотизма, тирании и тоталитаризма. Право в объективном смысле – это система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения либо вытекающих из самой природы, человеческого разума; в субъективном смысле – вид и мера возможного поведения лица, государственного органа, народа, государства или иного субъекта. Право как культурный феномен — часть общечеловеческой культуры. Правовая культура – это весь правовой космос, охватывающий все моменты правовой формы общественной жизни людей. Пока же правовая практика не лишена своих недостатков и продолжает оставаться далекой от идеала. Рассмотренные определения сущности и понятия права в его различении и совпадении с законом позволяют охарактеризовать право под углом зрения онтологии, гносеологии и аксиологии. В общем виде можно сказать, что учение о праве в его различении с законом это и есть онтология права. Правовая онтология – раздел философии права, в котором обосновывается природа права как социокультурного феномена, исследуется сущность права и формы его существования. Практическая онтология права представляет собой часть, выступающую связующим звеном между философией права и практической юриспруденцией. По сути, это применение философско-правовых выводов о мире права для решения сложных проблем юриспруденции. Правовая реальность не представляет какую-то часть реальности, а является лишь способом организации и интерпретации определенных аспектов социальной жизни, бытия человека, причем настолько важным, что при его отсутствии распадается мир человеческого общения. Бытие права - его объективная природа и собственная сущность - представлено в принципе формального равенства, включает в себя и выражает всю совокупность внутренне взаимосвязанных и предполагающих друг друга объективных свойств и сущностных характеристик права как всеобщей и необходимой формы равенства, свободы и справедливости в общественной жизни людей. Анализ онтологической структуры права помогает выявить новые универсалии и категории философии права – такие, как спор и согласие, определенность в праве, правовое концептуальное пространство. Однако обнаружить правовую реальность очень сложно, поскольку в течение веков наслоились догматические представления, камуфлирующие то, чем на самом деле руководствуется человек при совершении значимых поступков. Право – это важнейшая система регулирования в обществе, и его предписания – это не рекомендации, а то, что должно исполняться, а поэтому оно должно состоять из ясных, понятных, определенных норм, доступных для большинства людей. Право – один из побудительных мотивов поведения человека в обществе. 1. Онтологическая природа права Без четкого уяснения онтологической природы права, смысла и содержания понятия правовой реальности, знания основных форм бытия права невозможно понять феномен права в целом. Онтология (от греч. оntos — сущее, бытие и logos — учение) — это учение о сущем. Ее главными понятиями являются категории бытия и небытия, охватывающие природу, общество, человека, культуру. Что же представляет собой бытие с позиции онтологии? Бытие — одна из всеобщих философских категорий. Эвристическая значимость таких предельно широких понятий, как «бытие», «небытие», «действительность» и другие, заключается в том, что они позволяют через общее познать и понять конкретное, единичное. Бытие — это нечто существующее, это то, что есть. Противостоит бытию небытие — как ничто, как то, чего нет. Бытие следует рассматривать не в статике, а в динамике, как процесс. В ракурсе такого подхода можно выделить прошлое бытие, будущее бытие, настоящее бытие, которое именуется действительностью. Прошлое, настоящее и будущее бытие в своем единстве формируют реальность. Реальность — это совокупность существовавшего, существующего и могущего существовать во всех сферах природы и общества. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все, что есть. Ту часть реальности, которая вовлечена в жизнь человека, называют жизненным миром. Часть жизненного мира называют повседневной реальностью — это мир человека в системе различных явлений, связанных с другими людьми. Повседневная реальность, например, — это уборка квартиры, закупка продуктов, приготовление пищи, работа, учеба и т.п. Повседневной реальности противостоит системный нормативно-оценочный мир, подчиняющий человека, диктующий ему моральные, правовые, политические и другие правила и требования. Он регламентирует жизненный мир человека (с такого-то возраста можно идти в школу, вступать в брак, привлекаться к уголовной ответственности, участвовать в выборах органов власти и т.д.), предписывает, как вести себя, скажем, по отношению к старшим, женщинам, нуждающимся в помощи. Повседневная реальность и системный мир формируют жизненный мир как реальность, в которой осуществляется жизнедеятельность человека. Одно из важнейших мест в нем принадлежит правовой реальности. Правовая реальность не представляет какую-то субстанциональную часть реальности, а является способом организации и интерпретации определенных аспектов социальной жизни, бытия человека. Но этот способ настолько существенен, что при его отсутствии распадается сам человеческий мир. Бытие права отличается от бытия социальных объектов. Ибо мир права — это мир долженствования, а не существования. Введение в правоведение категории «правовая реальность» позволяет рассматривать право не просто в качестве надстроенного явления (общественного отношения, института, формы общественного сознания), а как особый мир, автономную область человеческого бытия, имеющую собственную логику и закономерности, с которыми нельзя не считаться. Таким образом, смысл проблемы правовой реальности заключается в выяснении вопроса о бытии права. В то же время следует учитывать специфичность онтологии права, поскольку бытие права — это «бытие-долженствование». Право — это сфера должного, то есть того, чего в привычном смысле нет, но реальность которого, тем не менее, значима для человека. Правовая реальность представляет собой систему, существующую в рамках человеческого бытия. Как любая система она состоит из элементов, наделенных индивидуальными функциями. С точки зрения элементного подхода правовая реальность представляет собой надстроечное явление, включающее правовые учреждения, правовые отношения и правовое сознание. Правовые учреждения — это специально созданные государством органы и организации, которые регулируют правовые отношения, формирующие у граждан правовое сознание, обеспечивающие правопорядок, функционирование права, принятого в государстве. К ним относятся суды, прокуратура, исправительно-трудовые учреждения, органы дознания и др. право философский онтологический реальность 2. Онтология права – ее виды и сущность Онтология (ontology) — раздел философии, занимающийся установлением природы фундаментальной сущности вещей в мире (например, существуют ли разумы). Онтологические аргументы — также явная (или неявная) особенность социологической теории, например, материализм Маркса и его упор на способах производства и производственных отношениях. Термин «Онтология» был предложен Рудольфом Гоклениусом в 161 году в его «Философском словаре», и чуть позже Иоганом Клаубергом в 1656 году в работе «Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia», предложившем его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию «метафизика». В практическом употреблении термин был закреплён Христианом Вольфом, явно разделившим термины «онтология» и «метафизика». Основной вопрос онтологии: что существует? Основные понятия онтологии:
Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания существующего, не ограничиваясь данными отдельных наук. Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих. Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов. В философии XX века была сформулирована концепция трёх миров: (1) мира физических объектов и состояний, (2) мира психических и ментальных состояний сознания и (3) мира объективного содержания мышления (сюда входят содержание научных гипотез, литературные произведения и другие не зависящие от субъективного восприятия объекты). Онтология права также была разделена на 3 составляющие – легистскую, естетсвенно-правовую и либертарно-юридическую онтологию. 1. Легистская онтология – отрицание объективной правовой сущности, независимой от субъективной воли и произвола законодателя, и сведение права к закону в онтологическом плане означает, что бытие права для легистов — это наличное существование эмпирически-реального явления, т.е. определенного феномена официально-властного характера. Реальность данного феномена представлена в виде текста соответствующего официального документа, который трактуется в качестве нормативно-правового акта и источника права. Этим обусловлен и повышенный интерес легистов к юридико-догматическому анализу текста акта, к его трактовке с позиций легистской лингвистики и герменевтики (теории толкования текстов). Легистская онтология права, таким образом, носит феноменалистский характер, причем право как феномен лишено правовой сущности. Здесь бытие права не зависит от каких-либо объективных оснований, а целиком и полностью определяется и задается авторитетом власти, ее собственным субъективным усмотрением и решением. 2. Естественно-правовая онтология – согласно онтологии юснатурализма, представлено в двух противоположных формах: в форме подлинного бытия права и в форме неподлинного бытия. Под подлинностью имеется в виду объективная преданность (богом, природой, разумом и т.д.) права как определенной сущности, выражающей истинный смысл того, что есть право. Естественно-правовая онтология впадает в другую крайность — в отрицание необходимости инобытия права, т.е. выражения сущности права в форме установленного государством общеобязательного правового явления — правового закона. Однако подлинность права — это не только его истинность как сущности, но и его реальность как общеобязательного правового явления. 3. Либертарно-юридическая онтология — это реальное, наличное бытие правового закона, т.е. позитивно-правового явления, выражающего объективную сущность права (свойства и требования принципа формального равенства). Бытие права, его существование и действие предполагают необходимую связь между правовой сущностью и правовым явлением, взаимосвязанное единство которых и есть право как особая форма и специфический регулятор общественных отношений. Либертарно-юридическая онтология направлена против односторонних представлений, будто право — это либо некая идеальная сущность, существующая сама по себе, без ее внешнего выражения в виде общеобязательного явления, как считают юснатуралисты, либо некое общеобязательное явление, лишенное объективной правовой сущности, как полагают легисты. Согласно либертарно-юридической онтологии правовая сущность — это сущность общеобязательного позитивно-правового явления (закона), а общеобязательное позитивно-правовое явление (закон) — это государственная форма проявления, выражения и конкретизации этой объективной правовой сущности (формального равенства). Бытие права включает в себя всю совокупность внутренне взаимосвязанных и предполагающих друг друга свойств и характеристик права как необходимого единства правовой сущности и правового явления, права как общеобязательной формы равенства, свободы и справедливости в общественной жизни людей. 2.1 Либертарно-юридическая концепция философии права Предшествующее изложение разных типов правопонимания и соответствующего понимания уже содержит в себе либертарно-юридическую концепцию философии права и государства, предмет которой - право (как сущность) и закон (как публично-властное, официально-обязательное явление) в их различении и соотношении (совпадении или несовпадении). Из изложенного ясно также, что любая концепция правопонимания – это одновременно и соответствующая концепция понимания и понятия государства. Поэтому везде, где для краткости речь идет о философии права, подразумевается и соответствующая концепция философии государства. Предметная область философии права согласно либертарно-юридической концепции – это понятие права и соответствующее правовое понятие государства. В этом смысле можно сказать, что предмет философии права и государства – это правовой закон и правовое государство. Либертарно-юридическое понимание сущности права как формального равенства дает основание для конкретизации приведенных выше определений предмета философии права в следующем виде: предмет философии права - это формальное равенство и формы его проявления. Поскольку всякое равенство в социальной сфере - это именно формальное равенство, приведенное определение можно сформулировать в более краткой форме: предмет философии права - это принцип равенства и его проявления. К правовым явлениям, таким образом, относятся все те реальные явления, которые соответствуют принципу формального равенства, представляют собой формы внешнего выражения и осуществления требований данного принципа. Все эти явления входят в предмет философии права не в виде эмпирических объектов, а лишь как правовые явления, как конкретизированные формы выражения формального равенства, т.е. только в их правовых измерениях и свойствах. Сформулированное с либертарно-юридических позиций понимание предмета философии права имеет и общее значение в плане выявления, уяснения и определения того общего для различных учений о праве познавательно-смыслового момента, который выражает и определяет их философско-правовой характер и профиль. Таким общим моментом, имеющим значение для всей философии права, является понимание права в целом как сущности и как явления, т.е. теоретическое различение и соотношение особой правовой сущности объективного характера и официально-обязательного явления (закона), зависимого от субъективного фактора. С позиций либертарно-юридического понятия права и соответствующего понимания предмета философии права вся предшествующая (до либертарно-юридической концепции) философия права - это по существу философия естественного права, предмет которой - естественное и позитивное право в их различении и соотношении. 2.2 Метод либертарно-юридической философии права Каждая более или менее развитая концепция философии права прошлого и современности - это определенная совокупность теоретических знаний о праве (как сущности и как явлений), которая представляет собой взаимосвязь и единство предмета и метода соответствующего философского правового учения. Выделение в единой философско-правовой теории ее предмета и метода является лишь мысленной абстракцией, необходимой для более углубленного и адекватного постижения познавательных свойств, характеристик, смысла и значения данной теории. В любой последовательной философско-правовой теории ее предмет (определенное знание об объекте) методологически осмыслен, а метод (способ, форма познания, понимания, объяснения объекта) предметно выражен. Именно поэтому такая теория имеет методологическое значение, обладает функцией метода познания и выполняет эту роль или непосредственно, или опосредованно (как составной момент последую щей философско-правовой теории). Однако при этом следует учитывать, что соответствующие методы (прошлых и современных) философско-правовых теорий, познавательно связаны с предметами своих теорий и вне их познавательного смыслового единства со своим предметом приобретают в других теориях иное познавательное значение и другое предметное выражение. Так, у разных приверженцев диалектического метода (Гераклита, Гегеля, Маркса, Маркузе и т.д.) - совершенно различные учения о праве и государстве. То же самое можно сказать о концепциях приверженцев других общефилософских и общенаучных методов. Дело в том, что всякое новое философско-правовое учение - это новая теория со своим новым предметом и новым методом. Сохранение чего-то познавательно-ценного из других (прошлых и современных) теорий - это не его повторение, а его развитие и обновление в адекватных формах новой познавательной ситуации, в смысловом контексте новой теории. Либертарный или либертарно-юридический метод – это понятийно-правовой метод юридизации изучаемой действительности в качестве правовой действительности, метод производства и организации знания о праве как принципе формального равенства и внешних формах его проявления. В методологическом плане принцип формального равенства - это метод формально-логического понимания права и соответствующей юридической формализации предметной сферы правовой регуляции и действия права. Либертарный метод – это всеобщий способ правового моделирования познаваемой действительности по принципу формального равенства, способ познания действительности с позиций и в границах данного понятия права, способ правового (формально-равного) понимания, выражения, измерения, квалификации и оценки изучаемой действительности. Этому методу присущ правовой взгляд на мир, правовое виденье действительности. Таким способом познанная действительность предстает как правовая действительность, т.е. как система правовых свойств и связей познаваемой действительности. Эта правовая действительность воплощает и выражает искомую истину и выявленную сущность мира философско-правового познания. И если пифагорейцы с позиций математики утверждали, что сущность мира есть число, с позиций либертарной философии права можно сказать, что сущность мира – в это формальное равенство. Каждый при этом имеет в виду тот мир, который он познает и знает: математик - мир чисел, юрист - мир права. Аналогичным образом физики, химики, биологи ищут соответственно свою физическую, химическую или биологическую формулу для познаваемого ими физического, химического или биологического мира. Заключение В процессе изучения онтологии права стало очевидно, что юридический концепт действительности реально существует и является частью правовой реальности. Реально существуют три мира – физический, духовный, моральный (юридический), три анклава в рамках одной всеобщей реальности. В пределах психического общения обнаруживается онтология языка, искусства. В сфере юридического общения, в юридической действительности появляются такие правовые субъекты, как юридические лица. Поскольку правовая реальность – это не только настоящее, но и прошлое, будущее, в юридическом концепте следовало бы развивать идеи о правах будущих поколений человечества. Уже сейчас есть отдельные нормы экологического и финансового права, касающиеся прав будущих поколений. Такова избирательная природа человеческого мышления и познания. Различные формулы разных миров выражают по существу нечто общее - всеобщие законы изучаемого мира (объекта всех наук), т.е. правила упорядоченности этого мира и порядка в нем. Познавательные возможности либертарного метода заданы творческим потенциалом самого либертарно-юридического понятия права и ограничены его смысловыми рамками, границами его теоретических значений, сферой предмета данной философско-правовой теории. Новое понятие права означает и соответствующий новый подход к изучению, пониманию и трактовке как самих эмпирически данных объектов философии права, так и уже накопленных теоретических знаний о них. С позиций неологии (учения о новом) можно сказать, что история философии права - это история новых понятий права и формирующихся на их основе новых философско-правовых теорий. В теоретико-познавательном плане новое понятие права - это всегда более формализованное (более конкретное по своим формально-определенным свойствам и характеристикам), логически более последовательное и «чистое» постижение и выражение предметного смысла права. Благодаря этому такое новое понятие права (и соответствующая новая концепция философии права) удерживает и сохраняет научно значимые результаты предшествующей философско-правовой мысли и на новом, более высоком уровне познания развивает их дальше с более глубоких теоретических позиций и в более широком и адекватном смысловом поле и контексте. на Allbest.ru Список использованной литературы 1. Бернацкий Г.Г. Онтологические основания естественного права в учении И.В. Михайловского // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2001. – №4. – С. 18-23. 2. Власов В.И. История политических и правовых учений: учебник для магистров / В.И. Власов, Г.Б. Власова, С.В. Денисенко. – М.: Юрайт, 2013. – 411 c. 3. Власов В.И. История политических и правовых учений: учебник для академического бакалавриата / В.И. Власов, Г.Б. Власова, С.В. Денисенко и др. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 411 c. 4. Гартман Н. К основоположению онтологии / Н. Гартман. - М.: Наука, 2015. – 640 c. 5. Графский В.Г. Право как результат применения правила законной справедливости (интегральный подход) // Государство и право. – 2010. – № 12. – С. 5-13. 6. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены / Д. Лукач. – М.: Прогресс, 2017. – 412 c. 7. Матузов Н. И., Малько А. В. Правовая культура // Теория государства и права: курс лекций. — М., 2007. – 689 с. 8. Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учебное пособие для вузов / И.Ф. Мачин. – М.: Юрайт, 2013. – 412 c. 9. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. – М.: Юрайт, 2013. – 694 c. 10. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. – М., 2003. – 848 с. 11.Рубаник С.А. История политических и правовых учений. Академический курс: учебник для вузов / С.А. Рубаник. – М.: Юрайт, 2012. – 477 c. |