Главная страница

Росия история. Россия, Украина история. В настоящее время между восточнославянскими этносами существуют признанные различия. При опросах и переписях белорусы, русские и украинцы учитываются отдельно


Скачать 95.33 Kb.
НазваниеВ настоящее время между восточнославянскими этносами существуют признанные различия. При опросах и переписях белорусы, русские и украинцы учитываются отдельно
АнкорРосия история
Дата03.11.2022
Размер95.33 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРоссия, Украина история.docx
ТипДокументы
#769281
страница1 из 5
  1   2   3   4   5

1.

Введение

 

В настоящее время между восточнославянскими этносами существуют признанные различия. При опросах и переписях белорусы, русские и украинцы учитываются отдельно. В республике Беларусь, Российской Федерации и на Украине официально приняты и развиваются три разные формы литературного языка.

Культура России и Украины тесно связаны между собой, чему способствовало большое количество факторов: во первых население обеих стран - это славяне, во вторых обе страны граничат между собой и имеют одинаковое географическое положение, относительно долго Украина находилась в составе России, но не смотря на все эти общие факторы есть и отличия, которыми эти страны различаются. Этими отличиями является фольклор, народные традиции, танцы, одежда, блюда и многое другое.

Однако все наблюдающиеся различия соизмеримы со внутренним разнообразием таких наций, которые в этнографической и политической практике принято считать едиными.

Так, например, единая китайская нация (хань) состоит из субэтносов минь, у, юэ, хакка и других, языки которых различаются сильнее, чем языки восточных славян. Внутри французской нации сосуществуют северные ойль-язычные и южные ок-язычные субэтносы. В Норвегии законным статусом пользуются нюношк- и букмолязычные диалекты. Панджаби, лахнда и другие протонародности, слагающие пенджабскую нацию, сохраняют общую самоидентификацию по обе стороны индо-пакистанской границы. Наличие многочисленных этнических групп и племен, населяющих полтора десятка суверенных стран, не препятствует осознанию арабского национального единства.

Все перечисленные выше сложносоставные народы развивают единую национальную культуру, а в сфере политического строительства - образуют единые государства или создают устойчивые сообщества, выступающие целым фронтом на международной арене (например, Организация американских государств). Такая солидарность является естественным способом защиты национальных интересов и идентичности пред лицом глобальной унификации.

Наглядным примером являются фамилии украинцев и русских. Фамилии у украинцев появились гораздо раньше, чем у русских. Например, фамилии с суффиксом –енко (Овчаренко, Ткаченко, Коваленко), распространенные в среде украинцев, происходили от имен и прозвищ отцов: Овчар, Ткач, Коваль. С суффиксом -ск- (-цк-) – от названий родовых поместий: Вишневецкий, Скоропадский, Острожский. Многие фамилии образовывались от профессий или вида деятельности их носителей: Бондарчук, Гончарук, Мельничук, Пономаренко. Впоследствии по тем же принципам были образованы и русские фамилии, только, в отличие от украинских, они обычно заканчивались на –ов или -ин.

Недавно, отвечая в ходе «Прямой линии» на вопрос о российско-украинских отношениях, сказал, что русские и украинцы — один народ, единое целое.
Эти слова — не дань какой-то конъюнктуре, текущим политическим обстоятельствам. Говорил об этом не раз, это моё убеждение.”

Из статьи Президента России Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев» от 12 июля 2021 года

В XXI веке для русских и украинцев также жизненно необходимо осознание своего единства - как не только наиболее эффективный ответ на современные вызовы, но и органичное продолжение линии нашего предшествующего национального развития.

.

Общая древняя история

 

Теснейшее родство восточных славян, наше происхождение от единого корня подтверждается данными разнообразных отраслей современной науки.

При генетическом картировании Восточно-Европейской равнины невозможно выделить русский, украинский и белорусский кластеры со сколько-нибудь явными границами.

Геномные исследования свидетельствуют, что межрегиональные различия в популяциях Российской Федерации, Украины и Белоруссии выше, чем межстрановые, а генофонд населения в смежных приграничных областях практически одинаков.

Топонимика Юго-Западной и Северо-Восточной Руси указывает на древние миграционные связи между ними. Города Владимир-на-Клязьме и Владимир-Волынский, Переяславль-Залесский и Переяславль в Приднепровье, Галич костромской и Галич прикарпатский, Перемышли галицкий, московский и калужский - живые свидетели исторического родства наших народов. О единстве обитателей древнерусских земель говорят также наименования рек - Трубеж в Ярославской и Рязанской области, владимирская и рязанская Лыбедь, владимирский Рпень-Ирпень с притоком Почайна, которые абсолютно идентичны гидронимам киевского региона.

Украинский и русский народы ведут свое происхождение от единого корня — древнерусской народности.

Согласно позиции украинских историков, государству Украина и украинской нации семь тысяч лет и именно украинцы населяли эту землю 45 тысяч лет назад.

Авторы, как и подавляющая часть исследователей, убеждены, что предыстория и первая стадия русского и украинского этногенезов полностью совпадают.

В том и другом случае идет речь об одном и том же корне — о восточных славянах, ставших позднее древнерусской народностью княжеств Киевской Руси.

Предки обоих народов жили в могущественном древнерусском госу­дарстве — Киевской Руси, а Киев нередко называют «матерью городов русских» и колыбелью восточнославянской православной цивилизации.

"Мать городов русских — перифраз из древнерусской литературы, обозначающий Киев. Наиболее известен по фрагменту статьи 882 года «Повести временных лет», согласно которой эту фразу произносит князь Олег: И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него славяне и варяги, и прочие, прозвавшиеся Русью”.

В период X-XII веков множество близкородственных племен достигло здесь национальной зрелости, сложившись в один народ с общим самосознанием и самоназванием. Напоминанием о том времени служат осколки нашего древнего этноса - русины - еще в средние века отрезанные от национального целого и поныне сохраняющие реликтовую древнерусскую идентичность на территории Венгрии, Словакии, Югославии.

В Киевский период сложилась и единая национальная элита, вобравшая в себя выходцев из разных уголков Руси, тесно связанная со всеми землями нашего древнего государства. Так, например, Ярослав Мудрый прежде великого киевского княжения побывал князем Ростовским и князем Новгородским. Его сын Изяслав до киевского престола возглавлял Туров и Новгород, а внук Ярослава Владимир Мономах до Киева руководил Ростовом, Смоленском, Черниговом и Переяславлем.

Не менее широка родовая география дочери Ярослава, знаменитой Анны Киевской, королевы Франции. Ее бабушка, Рогнеда Рогволодовна, была княгиней города Полоцка на территории современной Белоруссии. В Новгороде, где до 1036 года оставался княжеский двор Ярослава, прошло раннее детство Анны. С 1036-го по 1048-й, до момента сватовства французского короля, Анна Ярославна проживала в Киеве. Очевидно, что национальные лидеры того времени не могут быть приватизированы современными государствами-наследниками, они являются нашими общими предками, в равной степени принадлежат прошлому России и Украины.

Государственность Киевской Руси была общим истоком для институциональных форм организации русских и украинцев. Древняя (Киевская) Русь во главе с династией Рюриковичей за время своего существования смогла проявить себя как достаточно жизнеспособная структура, сдерживая и отражая нападение степных кочевников с юга, развивая

хозяйственные и политические связи с соседними и более отдаленными странами Запада, Ближнего Востока, осмысляя в лице своих правителей и представителей духовной среды того времени базовые цели и смыслы государственного строительства.

Немаловажно то, что население княжеств вокруг Киева позволило русским и жившим с ними другим народам осмыслять себя как единое сообщество, консолидированный общей верой — православием.

Фундаментальным фактором духовного единства восточных славян стала Православная церковь. Она утвердила общепризнанные нравственные критерии и культурные ценности, выдвинула общенациональные образцы для подражания - святых подвижников, обозначила общенациональный идеал жизнеустройства - Святую Русь.

Крещение, принятое нашими предками в 988 году, позволило нашим народам обрести национальное призвание - стать мировым оплотом Православной веры после падения Византии. Верность сделанному выбору определила нашу историческую миссию - защищать христианские ценности.

Велика заслуга Православной церкви в развитии единого культурного пространства Руси. Универсальный церковнославянский язык богослужения содействовал сближению региональных говоров, совершенствовал строй официальной речи, стал мерилом высокого литературного стиля. Ежегодно отмечаемый круг церковных праздников оказал огромное влияние на формирование общенациональной бытовой традиции.

Наглядным примером сплочения всех земель древней Руси вокруг Православной церкви служит наша важнейшая святыня - Киево-Печерская Лавра. Ее общенациональное значение хорошо видно по составу ее насельников. Так, Антоний Первоначальник, основатель Ближних Пещер Лавры, родом из городка Любеч, лежащего на границе современных Украины и Белоруссии. Его ученик Феодосий, основатель Дальних Пещер, - уроженец Курска. Первый игумен обители Никон - крымчанин из Тьмутаракани. Чудотворец Прохор Лебедник из Смоленска, Исаакий Затворник из тверского городка Торопец, Николай Святоша из Чернигова, Агапит Целитель - киевлянин. Киево-Печерская, Троице-Сергиева и Почаевская Лавры, Оптина пустынь и Дивеево - наши общие религиозные центры, привлекающие неиссякаемый поток паломников со всех концов восточнославянского мира.

Характерные примеры единения двух народов запечатлены общей историей.

Во всех летописях отражено такое величайшее событие, как обряд крещения своего народа князем Владимиром, который крестил не народ Украины, а народ Киевской Руси, а Ярослав Мудрый (1019—1054) создал в Киеве первый законодательный кодекс под названием «Русская правда».

Подобные примеры, убедительно доказывающие, что никакой самостоятельной Украины в те времена не существовало, а была Русь, можно привести множество Поставить эти реальные исторические факты под сомнение никому не под силу.

Вместе с тем киевский период был «детством» отечественной государственности, которое не миновали политические опасности, социальные дисбалансы, военные конфликты.

В новой учебной литературе Украины фрагменты традиционной российской истории стали окрашиваться в украинские цвета. Так, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и другие киевские князья говорили на «древне-украинском языке» в отличие от также называвших себя русскими финно-угров, населявших Ростовское, Владимирское и Суздальское княжества.

Позднее территории Древнерусского государства ждала весьма различная, но одинаково трагическая участь. Падение авторитета верховного княжения в Киеве, нарастающее давление степных народов, закончившееся походами монголо-татар, конфликты внутри княжеских домов — все это привело к тому, что с XIV века единые земли с единым населением, языком, верой и историческими задачами оказались разделены между слабыми и бедными княжествами волго-окского бассейна, находящимися в политической зависимости от Золотой Орды, и набирающим силы Великим княжеством Литовским.

В XII столетии это древнерус­ское государство распалось на ряд крупных самостоя­тельных феодальных княжеств-полугосударств: Киевское,Новгородское, Ростово-Суздальское, Чернигово-Северское,Галицкое, Владимиро-Волынское и другие.

Распад древне­русского государства ослабил русскую землю в военном и политическом отношении, и это было одной из основных причин завоевательных успехов татаро-монгольских орд в Восточной Европе.

Монгольское владычество стало нелегким испытанием для ранней русской государственности. Перемены вели к тому, что на территориях Древнего Киева начинали происходить во многом иные процессы, нежели это было до монголов. В условиях монгольской агрессии были заложены будущие — на много столетий вперед — расколы, а в некоторых случаях — противостояния потомков древнерусской народности.

Так, драматический характер приобрела разъединенность русских, живших на Киевщине и на Червонной Руси (Предкарпатье и Закарпатье), и с русским миром северо-восточной части Европы.

Некоторые историки считают, что представители древнерусской народности вокруг Киева были почти поголовно уничтожены и современные украинцы не являются прямыми ее потомками. После разгрома Киева монголами в 1241 г. его земли опустели, и только через 150—200 лет к малочисленным потомкам древнерусской народности стали присоединяться выходцы с южных и западных от Киева территорий, т.е. с Ближнего Востока, с Карпат, из Литвы, Польши. На бывшей территории Древнего Киева начинали хозяйничать то одни, то другие государства и племена. И так длилось несколько столетий, на протяжении которых созревали формы будущего малоросского (точнее, центрально-украинского), а также русинского, галичанского (западноукраинского) характера и поведения.

Ослаблением русских земель в результате разграбления их татарами воспользовались соседние феодальные государ­ства, и прежде всего Литовское княжество и Польское королевство. В середине XIV столетия литовские феодалы захватили Приднепровье и Побужье (Брацлавщину), а в 1387 году польские феодалы установили свое господство в Галиции. В конце XV и в начале XVI столетия часть По­долья и Буковину подчинило себе Молдавское княжество,которое само вскоре стало добычей султанской Турции. За­карпатье было захвачено венгерскими феодалами еще в XI столетии.

Таким образом, с того момента как древняя Русь распалась под ударами армии Батыя, ее северо-восточные и южные земли попали в зависимость от Золотой Орды, юго-западные в зависимость от Польши и Венгрии, а западные - в зависимость от Литвы, - бытие всех частей русской общности было подчинено одной сверхзадаче: сохранить свою идентичность, русское самосознание, православную веру и восстановить утраченное единство. Совместная борьба является осевой линией нашей истории.

При этом, современные историки считают, что если русский и украинский языки произошли независимо из общего древнерусского языка, то примерно в этот период времени наметились различия между языками, которое окончательно оформилось в XIV веке.

Нельзя забывать о том, какими бедами обернулось разделение сил наших народов, раздробленность единой прежде Руси, о чем напоминают судьбы тысяч славянских пленников, проданных на невольничьих рынках.

В XII веке впервые упоминается летописцами термин «Украина», но этот термин отнюдь не означал существование независимого государства на территории нынешней Украины до нашествия татаро-монголов на русские земли. Согласно мнению отечественных историков, термин «Украина» означал нахождение «у края», т. е. речь шла об окраине уже существовавшего на протяжении ряда веков древнерусского государства.

Северо-Восточной Руси через два с лишним века удалось преодолеть феодальную раздробленность и сформировать мощное и единое Русское государство.

Так княжества на русской земле к востоку от Киева, оказавшиеся под властью монголов, а также к северо-востоку, которые монголы не занимали, сохранили многие формы прежней русской самоорганизации, государственности и культурной жизни, которые монголы контролировали, но не разрушали. Здесь началась политика русских князей, направленная на собирание земель вокруг Москвы. Этому способствовали проповедничество православной церкви, а также формируемые в борьбе за свое государство этнопсихологические качества русских людей: преодоление страха перед беспощадным противником, умение выжидать момент его ослабления и одновременно готовиться к открытой борьбе.

Борьба русского народа за воссоединение всех земель,входивших ранее в состав древнерусского государства,встречала самое широкое сочувствие и отклик у украинского и белорусского народов, долгое время находившихся под иноземным игом.

Современников поражало быстрое территориальное расширение Московии, включение в ее состав множества иных народов, среди которых оказались и недавние завоеватели-монголы, а также сообщества, этногенез которых только зарождался (современные татары).

Вместе с тем, украинский народ находился до сих пор под властью польских феодалов, которые ввели здесь польскую административную систему и польское право, за­претили употреблять в административных и судебных учреждениях украинский язык, преследовали и уничтожали украинскую культуру.

Украинские учебники в разделах «Украинская культура» упоминают таких деятелей «украинской» литературы как Феофан Прокопович, Димитрий Ростовский, ученых и педагогов, в том числе, автора первого русского учебника математики Л. Магницкий, филолог И. Срезневский и других, а Иван Федоров был первым украинским книгопечатником.

В 1569 году Литовское княжество и Польское королев­ство объединились по так называемой Люблинской унии в федеративное государство — Речь Посполитую. Польские паны стремились подчинить себе и Российское государство, превратить его в свою колонию, а русский на­род поработить. Агрессивные планы шляхетско-магнатской Польши, направленные против России, встречали под­держку со стороны германских императоров, немецких кня­зей и баронов, а также Ватикана.

Борьба украинского народа против панской Польши началась сразу же после захвата последней украинских земель. Уже в 90-х го­дах XV столетия в Галиции произошло крупное крестьян­ское восстание под руководством Мухи. В отрядах Мухи на­считывалось до 10 тысяч повстанцев.После подавления этого восстания украинское крестьян­ство на протяжении всего последующего столетия не раз поднималось на борьбу. Особенно широко стала развертываться антифеодальная борьба кре­стьянства, казачества и городской бедноты на Украине в конце XVI столетия, когда фактически крепостничество в Польше граничило с грубейшими формами рабства.

При этом, католическая церковь, занимавшая в Польше господствующее положение, преследовала украин­ское православное население, добиваясь насильственного обращения его в католичество.

Вместе с тем казачество росло как военная сила, дли­тельное время принимая на себя удары турецко-татарских завоевателей.

Позже у идиологов «самостийной» государственности закрепились романтизированные представления о типичном украинце. В их основе — качества запорожских казаков (боевое братство, свободолюбие, бессребреничество, преданность православию), а также трудолюбие и хозяйственность, идущие от крестьянской среды и горожан. С этих позиций описывал наиболее пассионарную русскую часть запорожских казаков Н.В. Гоголь в книге «Тарас Бульба».

В эту трудную пору борьбы против турецко-татарских агрессоров и против гнета шляхетской Польши украинский народ искал поддержки у братского русского народа.

Так, уже во время восстания 1591—1596 годов запорожский гетман Косинский обратился к русскому правительству с просьбой принять казаков в русское подданство. Русское правительство дало на это согласие и послало запорожским казакам жалованье деньгами и сукном, предложив одновре­менно донским казакам воевать против турок и татар сов­местно с запорожцами, однако, смерть Косинского, погибшего в 1593 году в боях под Черкассами, и подавление Польшей восстания временно ослабили политические связи запорожских казаков с рус­ским правительством.

В 1622—1624 годах представители украинского духовен­ства в лице митрополита Борецкого, епископов Копинского и Борискевича ставили перед русским правительством вопрос о воссоединении Украины с Россией, однако, Россия, обессилен­ная польско-шведской интервенцией 1604—1612 годов и войной с Польшей 1618 года, не могла вступить в новую войну, которая была бы неминуема, если бы Украина в то время воссоединилась с Россией.

Новая освободительная война украинского народа против гнета шляхетской Польши началась весной 1648 года, а во главе восставшего украинского народа встал казацкий сотник Богдан Хмельницкий.

Воссоединение Украины с Россией — историографический и публицистический термин, которым обозначают событие, выраженный в переходе Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины (Гетманщина) в российское подданство в 1654 году”.

Гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий обратился с прошением о переходе на службу к царю Алексею Михайловичу. Просьба была удовлетворена царём и утверждена Земским собором в Москве.

Обращения к Алексею Михайловичу относительно принятия Украины под высокую руку Москвы гетман Украины отсылал на протяжении 6 лет, но принятие этого решения означало военный конфликт с Польшей, и потому царь так долго не давал своего согласия на обращения украинского гетмана.
  1   2   3   4   5


написать администратору сайта