Главная страница

Менталитет. В настоящее время особую актуальность приобрели социальнопсихологические проблемы, связанные с разработкой и изучением различных аспектов ментальности личности или менталитета группы в целом


Скачать 52.17 Kb.
НазваниеВ настоящее время особую актуальность приобрели социальнопсихологические проблемы, связанные с разработкой и изучением различных аспектов ментальности личности или менталитета группы в целом
Дата21.12.2021
Размер52.17 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаМенталитет.pdf
ТипДокументы
#312212

В настоящее время особую актуальность приобрели социальнопсихологические проблемы, связанные с разработкой и изучением различных аспектов ментальности личности или менталитета группы в целом. Это обусловлено общемировой динамикой развития современного общества с его знаковостью, технологичностью, наконец, с тенденцией к глобализации, где личность как социокультурный фактор становится высшей ценностью и мерой всех вещей.
В то же время в российском обществе, как и на всем постсоветском пространстве, продолжаются кардинальные изменения социального, политического и экономического слоев, что не могло не отразиться на формировании принципиально иной картины видения мира у различных этнических и социальных групп россиян.
В сущности, ментальность и представляет собой исторически переработанные архетипические представления, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности: пространства, времени, искусства, политики, экономики, религии, а шире – культуры, цивилизации
До недавнего времени в вопросе о движущих силах развития общества наиболее известными были три концепции – экономической, культурной и технологической детерминации.
Одним из ярких провозвестников второй концепции стал М. Вебер (1990). Он пытался объяснить экономическую жизнь капиталистического общества, исходя из базисных ценностей, которые постепенно формировались начиная с эпохи Ренессанса и
Реформации. Вебер полагал, что возникновение капитализма имело духовные истоки, среди которых важнейшая роль принадлежала протестантской этике, объявившей труд и честное накопление богатства богоугодным делом. Согласно Веберу, существует определенная взаимосвязь между господствующей в обществе религиозной моралью и экономической деятельностью, разные типы религиозной веры различным образом мотивируют людей к трудовой деятельности.
Менталитет стимулирует развитие общества двумя способами – опосредованно и непосредственно. Осуществляя технические изобретения и вводя организационно- технологические новшества, он развивает материальное производство, которое, в свою очередь, влияет на все другие сферы социума; влияние материального производства на остальной социум было хорошо показано Марксом. Посредством духовного творчества менталитет вызывает изменения правовых, политических, нравственных отношений, обусловливает развитие искусства, педагогики, спорта, досуга и быта людей.
Ни орудия труда, ни финансы, ни природные богатства, ни другие вещественные элементы производительных сил не осуществляют творчества и не создают необходимой для прогресса конструктивной напряженности в системе
«производительные силы – производственные отношения». Например, «технологические открытия, а именно переход к железу, в котором часто видят причину глобальных цивилизационных изменений… являются следствием фундаментальных изменений ментальности» (Пелипенко, Яковенко 1998: 307). Роль профессионального менталитета в развитии экономики показывает тот факт, что «новые знания, воплощенные в технологиях, оборудовании и организации производства, в промышленно развитых странах обеспечивают свыше 75 процентов прироста валового внутреннего продукта»
(Степашин 2005: 117).

Менталитет, как и весь духовный мир человека, имеет информационную природу, выполняя отражательную и регулирующую функции. Регулирование активности может быть направлено либо на сохранение существующих социальных отношений, либо на их изменение. В первом случае менталитет воспроизводит привычные образцы деятельности, во втором – создает новые программы. Соответственно регулирующая функция менталитета разделяется на две основные социокультурные функции: 1) поддержание преемственного существования общности и ее единства через устойчивость поведения и воспроизводственной деятельности входящих в нее членов; 2) стимулирование социальных системных изменений посредством постепенной смены ментальных особенностей общности – ее культурных приоритетов – через новые программы воспроизводственной деятельности. В стабильных социальных условиях указанные социокультурные функции менталитета уравновешены.
Таким образом, установка в частности и ментальность в целом характеризуют предрасположение, предуготовленность человека к активности в определенном направлении и включают когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.


написать администратору сайта