маркузе и концепция одномерного человека. маркузе. В "Одномерном человеке" Г. Маркузе пытается дать социальнополитический портрет развитого индустриального общества
Скачать 13.48 Kb.
|
Герберт Маркузе (1898-1979), немецко-американский философ и социолог. один из основателей Франкфуртского института социальных исследований. Формирование взглядов Маркузе происходило под влиянием идей М. Хайдеггера и особенно Г. Гегеля и З. Фрейда. После же опубликования философско-социологической работы "Одномерный человек" - Маркузе стали приглашать на всевозможные семинары философов, социологов, начали переводить эту и другие работы на различные языки. В "Одномерном человеке" Г. Маркузе пытается дать социально-политический портрет развитого индустриального общества. Индустриальную цивилизацию описывал как царства сытой, комфортабельной, демократической несвободы. Общество навязывает свой контроль над личностью, при этом апеллирует к идеям справедливости и равенства. Государство (ведомое элитой) через СМИ формирует одномерное видение мира и создает одномерного человека. Это делается так: развитие производства ведет к росту потребления. У человека возникает огромный выбор из тысяч предметов. Любой каприз за ваши деньги! Есть все. Одновременно технологическое развитие отождествляется в духовным. Единственный класс, способный бороться против одномерности - носители двумерного сознания, то есть интеллектуалы. Они могут восстать против "умиротворенного существования" и изменить общество, обеспечить ему прорыв в будущее. Но это невозможно без того, чтобы люди не нашли путь от ложного сознания к истинному, от мелких, второстепенных интересов к подлинным. Чтобы спасти общество от прямой дороги в стоячее болото, надо, чтобы у людей возникла потребность в изменении своего образа жизни. Впрочем, Маркузе смотрел на это весьма скептически. Он склонялся к тому, что одномерный человек, скорее всего, победит. Основная идея, проходит через всю книгу - эта концепция "одномерности". Маркузе приходит к выводу, - что все более возрастающий уровень жизни и потребления в развитых странах Запада, успешное создание буржуазными правительствами "общества потребления" и "общества благоденствия" - явно отрицательно сказываются на перспективе социалистических революций в этих странах. |