Главная страница

логика и культура речи. В понятие дикции входят культура, орфоэпия и логика речи


Скачать 15.26 Kb.
НазваниеВ понятие дикции входят культура, орфоэпия и логика речи
Анкорлогика и культура речи
Дата16.12.2022
Размер15.26 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлалогика и культура речи.docx
ТипДокументы
#848127

В понятие дикции входят: культура, орфоэпия и логика речи.

Культура предполагает знание и соблюдение правил орфоэпии, и правильное ударения в словах (логика речи).

Орфоэпия это единообразное, присущее русскому литературному языку произношение, правильность речи.

Орфоэпия певческая отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованны. Чтобы их пропевать необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых и происходит фонация, здесь огромную роль играет действие языка. В разговорной речи он постоянно устремлен к верхнему нёбу, в пении, необходимо, чтобы он упирался в корни нижних передних резцов и действовал с нижней челюстью, как единое целое.

Звукообразующими органами речи являются: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка зева и голосовые складки. Активную роль выполняют: голосовые складки, язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, нижняя челюсть. Пассивную роль выполняют: зубы, твердое нёбо, задняя стенка зева и верхняя

челюсть. Все вместе они образуют артикуляционный аппарат. Его работу называют артикуляцией. Непринужденность, целесообразность и экономность движений органов речи, их соподчиненность с работой органов дыхания и резонаторами являются надежным условием правильной дикции.

Отличительной особенностью вокальной дикции является использование всеми певцами единых правил и приёмов артикуляции.

Некоторые из них.

1.Красивое, выразительное звучание гласных обеспечивает красоту вокального звука, и наоборот,

плоское звучание гласных приводит к плоскому, некрасивому, невокальному звуку.

2.Если в слове или на стыке слов две гласных стоят рядом, то в пении их нельзя сливать – вторую гласную нужно спеть на новой атаке, как бы произнести вновь, например: ни огня; не увидит; но остался.

3.Чем протяжённей редуцированный гласный, тем ближе его звучание к вокальной речи; чем он короче - тем ближе к разговорной. Например; при исполнении М.И. Глинки «Попутной песни» редуцированные гласные в рефрене, построенном на быстром скандировании, напоминающем

скороговорку, произносятся неясно, как в речи; а в певучих эпизодах - полно и протяжно.

4.Достижение однотембрового звучания гласных тесно связано со стабильностью артикуляционной формы в процессе пения.

5.В отличие от гласных, которые поются максимально протяжённо, согласные должны произноситься в самый последний момент. Согласная, завершающая слог, присоединяется к следующему слогу, а заканчивающая слово при тесном стыке слов, - к следующему слову. Это правило относится в первую очередь к произведением, исполняемым легато; при стаккато

согласные не переносятся.

6.Согласные в пении произносятся на высоте гласных, к которым они примыкают. Невыполнение этого правила ведёт в хоровой практике к так называемым «подъездам», а иногда и к нечистому интонированию.

7.Нечёткое, невнятное произношение заканчивающих слово согласных затрудняет понимание текста.

8.В целях лучшего донесения до слушателей поэтического текста и достижения большей художественной выразительности пения иногда полезно использовать несколько подчёркнутую артикуляцию согласных. Однако приём «удвоенного» и даже «утроенного» их произнесения,

уместен только в особых случаях (произведениях драматического характера, торжественных гимнах). При исполнении пьес в быстром темпе следует произносить слова легко, «близко» и очень активно, с минимальными движениями артикуляционного аппарата. В целом же характер

певческой дикции при условии соблюдения чёткого произношения зависит от особенностей музыки, содержания произведения, его образного строя, стиля, жанра. В спокойных, распевных, лирических сочинениях текст произносится мягко; в драматических - энергично, жёстко,

экспрессивно; в маршевых - твёрдо, скандировано.

На качество произношения текста влияют сила звука и тесситура. Наилучшие условия для создания дикционного ансамбля - умеренная сила звучания в средней части диапазона хоровых партий. В верхнем и нижнем регистре дикционные возможности голосов снижаются в связи с общими вокальными трудностями.

Однако отчётливость произношения - это лишь одно из условий передачи исполнителем поэтического текста сочинения. Не менее, а может быть, и более важно произнести его правильно с точки зрения орфоэпии, ибо орфоэпические нормы, как и нормы грамматические, лексические,

орфографические, характеризуют культуру речи человека и, конечно, артиста, певца, хорового коллектива. Но ещё важнее, чтобы участники хора и хоровые дирижёры владели бы искусством выразительной речи, выразительного, художественного слова.

Необходимо выделить главные несущие основную смысловую нагрузку, а потому ударные и второстепенные слова. Донести смысл каждой фразы. Это и есть логика речи.

Профессор Г.М.П.И. им. Гнесиных Н.К. Мешко, говоря о культуре пения, определяет интонацию как "смысловой посыл звучащего слова. Прежде чем зазвучит песня, певец должен усвоить смысл песни, понять чувства, передаваемые в ней, а затем найти интонацию. Сначала рождается мысль, а потом слово и звук голоса. Неправильные смысловые акценты порождают и искажают содержание песни". Гениальный режиссер К.С.Станиславский, работая в оперном театре, говорил: "Пойте мысль!" Подчеркивая тем

самым необходимость "протянуть" мысль от начала фразы к ее логической вершине. При любом исполнении (прозы или песни) необходимо помнить о смысле.


написать администратору сайта