Учебник по философии. В результате изучения курса философии студенты должны
Скачать 1.56 Mb.
|
Тема 5 Гуманистическая философия Ренессанса
Ключевые термины: антропоцентризм, пантеизм, гуманизм, натурфилософия. Рассматривая философию Ренессанса, необходимо обратить внимание на ее переходный характер, обусловленный тем, что данная эпоха сама по себе была переходной от Средневековья к Новому времени. Зарождение буржуазных отношений во второй половине XIII – начале XIV вв. способствовало трансформации личностного характера феодальных отношений в отношения вещного типа. Тем самым происходило возвращение античной ориентации на природно-телесное восприятие мира. Новые общественные отношения требовали возрастания роли светского знания – как технического, так и гуманитарного. Зарождалась новая философская парадигма, представленная мыслителями и деятелями Возрождения (фр. Renaissance от лат. renascor – возрождаюсь). Но, в отличие от вселенской реально-идеальной «предметности» античного Космоса, материальным субстратом ренессансного мира выступает природа, в том числе – природное тело человека. Античные принципы гармонично вписываются в идеалы новой жизни, новых социальных отношений. Поэтому философская культура Возрождения объединяет в себе многие аспекты живого человеческого опыта: материального, духовного, правового, этического и эстетического. Эпоха Ренессанса знаменует собой огромный прогресс в развитии материальной и духовной культуры в странах Западной Европы и, прежде всего, в Италии. Главными для философии Ренессанса являются следующие особенности: 1) господствующим мировоззрением является антропоцентризм и идея гуманизма. Человек – центр бытия, он понимается как деятельный и прекрасный, самодостаточный, осознающий свое право на чувства, мысль, земную любовь и красоту человеческого тела. Великими гуманистами были Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Джованни Боккаччо, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень, Лоренцо Валла и др.; 2) государство, мораль и наука уже не рассматриваются через призму теологии. Идёт процесс секуляризации (отделение) религии от науки, политики от морали. Они самостоятельны (вне религии). При этом вопросы религии, Бога остаются, но они не составляют центр внимания философии; 3) философия Возрождения ищет новые методы познания природы, здесь складывается два направления – сенсуализм и рационализм. Возрастает роль умственного труда, что положительно сказалось на процессе возникновения светской интеллигенции; 4) формируется новое материалистическое мировоззрение – деизм и пантеизм. Проявляется большой интерес к античной культуре и философии в частности. Это требовало знания латинского языка – классического языка Цицерона, Горация, Сенеки и других мастеров латинской литературы; 5) одной из особенностей эпохи Ренессанса является распад феодальных отношений, возникновение богатейших городов-республик в Италии. Эта эпоха знаменита и крупнейшими научными открытиями: появляются первые печатные книги; огнестрельное оружие; возникают такие науки как география и картография, научная анатомия и основы физиологии, медицина и химия, которая порождает целую отрасль – фармакологию. Именно в это время Колумб открывает Америку, Васко де Гама обогнул Африку и нашёл путь в Индию, Магеллан доказал шарообразность земли. Все это требовало освобождения разума от схоластики, разработки логических проблем, естественнонаучного познания мира и человека. При рассмотрении социокультурного контекста философии Ренессанса необходимо уяснить философскую основу гуманизма. Можно сказать, что дух эпохи совершил знаменательный поворот: он покинул интеллектуальный мир и повернул человека к конечной реальности. Задумываясь над способом своего существования, субъект приходил к мысли, что именно его Бог делает проводником собственных идей. Человек-творец стал выводить божественное из самого себя; он добивался признания личностной свободы и обращался к поискам своей внутренней сущности. Поэтому новая, ренессансная культура была не только светской, но и гуманистической, ориентированной на человека как высшую ценность. Ренессансные поэты-гуманисты провозглашали человека величайшим чудом из всех проявлений божественной мудрости и оправдывали его земные устремления. Искусство становилось символом, выражающим высшие ценности. Антропологизм первых гуманистов выражался в обожествлении человека как субъекта творческой деятельности, что стимулировало осмысление свободы воли в ее отношении к высшему провидению. Не случайно богоподобность человека воплощалась в посюсторонней жизни в свободе, любви, творчестве. Если средневековые философы определяли человека как разумное смертное животное, с помощью веры причастное к Богу, то деятели Возрождения задумывались о его способности преодолеть смерть собственным разумом. Необходимо обратить внимание на философское творчество Эразма из Роттердама (1469–1536) и французского мыслителя Мишеля Монтеня (1533–1592), олицетворяющее интенции позднего Возрождения. Эразм осуществлял критику схоластической псевдоучености и настаивал на свободе воли индивида. Монтень, продолживший традиции итальянского гуманизма в моралистической литературе, объединил в своих трудах принципы скептицизма и стоицизма. Скептицизм предстал как метод контроля за процессом познания, иными словами – как принцип сомнения, противостоящий догматике и религиозному фанатизму. В эпоху Возрождения были по-новому прочитаны идеи платонизма. В средние века платоновская ориентация характеризовала философское творчество Августина, Бонавентуры и др. Ренессансный гуманизм был онтологически осмыслен таким выдающимся мыслителем XV в., как Николай Кузанский (1401–1464). Сотворение мира в его концепции представлено в духе неоплатонической идеи эманации («истечения»), как непрерывное разворачивание божественного единства во множество. Тем самым Бог-творец оказывался тождественным своему творению – миру. Так формировалась пантеистическая позиция, согласно которой Бог пронизывает собою все бытие. Пантеизм стал типичным проявлением компромиссной, двухцентровой картины мира, характерной для эпохи Возрождения: творческим центром Вселенной полагался не только Бог, но и человек. Согласно учению Кузанца, многогранность мира нельзя выразить в терминах рационалистической схоластики; необходимо обратиться к жизненному, неформальному знанию. Используя постулаты апофатического богословия, ренессансный неоплатонизм объединил античный космологизм со свойственным христианству пониманием духовности. У истоков Ренессансного миропонимания стоял Франческо Петрарка (1304–1374). Он отвергает схоластику, оправдывает земные стремления человека к счастью, к радости, выдвигает на первый план нравственную философию. Именно самопознание – это цель его гуманизма. Гуманистический антропоцентризм видел в человеке индивидуальное существо, где духовные потребности неотделимы от материальных. Боккачио (1313–1375) в своем «Декамероне» высмеивает распущенность и невежество духовенства и дворянства. Данте (1265–1321) с его бессмертной «Божественной комедией» пробуждает интерес к человеку, ибо из всех проявлений божественной мудрости, утверждает он, человек – величайшее чудо. Судьба человека определяется не рождением, а неустанным стремлением к доблести и знанию. Яркой фигурой эпохи возрождения был Лоренцо Валла (1407–1457), который выступал против светской власти римских пап, доказывал бессмысленность аскетизма, не признавал никаких авторитетов, игнорировал теологию и рассматривал религию как часть эмоциональной жизни человека, ставя тем самым проблему секуляризации – освобождение от религии церкви всех институтов общества. Его философско-этическая концепция проникнута идеями пантеизма и отмечена значительным влиянием эпикуреизма. В ее основе лежат учения о наслаждении, как высшем благе, реабилитация естественных потребностей человека и сенсуалистическая трактовка самого наслаждения. В полемическом сочинении «Об истинном и ложном благе» Валла осуждает аскетическую мораль. Достижение нравственного идеала возможно лишь в полнокровной земной жизни – таков лейтмотив его диалога. Даже христианство осмысливается здесь с позиций эпикурейской этики – райское блаженство мыслится как сочетание бесконечно разнообразных духовных и чувственных наслаждений. Признавая дуализм человеческой природы (тело и дух), он, в отличие от христианской доктрины, понимает его не как антагонизм, а как гармонию, находящую высшее благо в наслаждении. Валла – гуманист, который последовательно развивал идею гармонии человека и природы, приобщая его к разлитому в мире божественному благу. В сочинении «О монашеском обете» он ставит под сомнение правомерность самого существования монашества как церковного института. Полное благочестие не в том, чтобы сдерживать естественные порывы плоти, а в том, чтобы достойно переносить мирские радости и невзгоды. Еще более смелым шагом стало его сочинение «Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина». Валла не только выступил против юридического и морального права пап на светскую власть, но и обличил римский престол в бесчисленных преступлениях, совершенных за тысячелетнюю историю его существования. Недаром его сочинение получило широкий отклик в эпоху реформации. Гуманист активно полемизировал со схоластической наукой. В «Диалектике» он подверг резкой критике средневековую логику за сложный формальный язык. Отверг её претензии на роль универсального научного метода. Схоластике противопоставил гуманистическую филологию, в которой слово рассматривается как носитель исторического и культурного опыта человечества. Гуманистическими идеями пронизано и творчество французского мыслителя, поэта Мишеля Монтеня (1533–1592). Главный его философский труд «Опыты» – это несистематические очерки на разные темы, это о человеке той эпохи, о сущности его бытия и познания. Он отвергал схоластику и академичность философии, делал упор на самостоятельность суждений, восхищался свободомыслием античных мудрецов, однако был равнодушен и к Платону, и к Аристотелю. Монтень отдаёт предпочтение скептикам, подчёркивая недостоверность чувственного познания, относительность всей совокупности человеческого знания. Его девиз – «А что я знаю?» – висел на стене в кабинете самого мыслителя. Он утверждал идею о том, что, если хочешь излечиться от невежества, в нем нужно признаться. По его мнению в начале всякой философии лежит удивление, источник ее развития – исследование, а конец – незнание. Его скептицизм был направлен против догматизма и схоластики, которые настаивали на абсолютной истине своих суждений. По словам Монтеня, люди ничему не верят так твердо, как тому, о чём они меньше всего знают. Он много размышляет о свободе человека и его достоинстве, выступает против лицемерного конформизма, эгоизма и корыстолюбия, осуждает подлость и подобострастие. Таким образом, скептицизм Монтеня – это скорее критицизм по отношению к знанию своей эпохи, то есть к тому, что считалось тогда научным знанием. Изучив историю античных философских школ, мыслитель делает вывод о том, что гордость тех, кто приписывает человеческому разуму способность познавать все, заставила других проникнуться убеждением, что разум совершенно бессилен. В утверждении невежества они держатся такой же крайности, какой другие – в утверждении знания. По его убеждению познание движется между знанием и незнанием. Монтень стремится к полному освобождению разума от богословия. Признавая непознаваемость Бога, считал, что ни одна религия не имеет преимуществ перед истиной. Боги создаются людьми по своему подобию. Могущество Бога заменяется у него могуществом природы. Он отрицал наличие чудес, и указывал, что за ними всегда скрывается незнание конкретных причин чего-либо. Природа подчинена не Богу, а единому вселенскому порядку. Она не лишена ни души, ни жизни, ни разума, ибо только присутствие этих свойств может объяснить их присутствие в самом человеке. Природа у него лишена Бога. Натурализация человека, фактически, означала отчуждение его от Бога. Человек признается неотъемлемой частью природы. По мнению Монтеня, мир порождает нас, и мы – часть мира, жалкий человек может пыжиться сколько угодно, он нисколько не выше животных – своих собратьев и сотоварищей. Монтень своим натурализмом перечеркивает антропоцентризм, преувеличивает возможности животного мира. По его мнению, человек своими навыками владения строительством, ткачеством, врачеванием обязан животным. Природа у него главенствует над искусством человека, давая ему образцы для подражания. Мыслитель отрицает бессмертие души человека и считает, что смерть – такой же элемент вселенского порядка, как и сама жизнь. В реальной жизни, которая дана человеку один раз, нужно руководствоваться как природой, так и разумом. Счастье и удовольствие – основной двигатель человеческих поступков, хотя есть и страдание, но они оттеняют удовольствие. Философия в его трактовке выступала в виде наставницы, ведущей человека к правильной, естественной доброй жизни. В целом, Монтень, как и его последователь, Пьер Шаррон (1541–1603), стремился к примирению скептической философии и христианства. Многие представители Ренессанса разделяли идеи неоплатонизма. Религия понималась ими как философски-теологическая доктрина. Неоплатонизм был представлен в живой философской форме. Так, византийский мыслитель Георгий Гемист (1360–1425) способствовал оживлению платонизма в Италии. Он представил мир как гармоническое единство, в котором человек является средним звеном, соединением данной гармоничности. Идеи неоплатонизма пронизывали и творчество итальянского гуманиста Пико Делла Мариндолы (1463–1495). Он считал, что чувственный мир возник из высшего бестелесного начала, из хаоса, неупорядоченность которого интегрирует Бог. Мир прекрасен в своей гармоничности и противоречивости; Бог постоянно присутствует в природе. Человек – это особый микрокосм, имеющий исключительное право на то, чтобы творить свою личность собственной волей и свободным выбором. Человек – сам творец своего счастья, способный стремиться к божественному совершенству. Таким образом, основные философские проблемы Ренессанса формулировались с позиций гуманизма и антропоцентризма. Гуманизм – это культурное движение эпохи Ренессанса, целостная система взглядов, признающая ценность человека как личности, право на свободу, счастье, развитие своих творческих способностей. Благо при это понималось как главный критерий оценки социальных институтов, а принцип равенства и справедливости – ведущей нормой отношений между людьми. Философия природы Ренессанса обусловлена натуралистической трактовкой философско-мировоззренческих проблем. Однако именно в эту эпоху натурфилософии границы специфически человеческого в природе начинают размываться, и пантеистические представления о мире нередко уступают место деизму. Представителями натурфилософии были Леонардо да Винчи (1452–1519), Николай Коперник (1473–1543), Парацельс (1493–1541), Бернардино Телезио (1509–1588 гг.), Джордано Бруно (1548–1600), Галилео Галилей (1564–1642), Иоганн Кеплер (157–1630) и др. Выдающиеся художники, ученые и философы рассматривали человеческий опыт не как пассивное наблюдение, а как целеустремленное вмешательство в природу согласно с ее законами. Человеку отводилась роль высшего орудия природы, своеобразного микрокосма, который прямолинейно воспроизводит макрокосм окружающего мира. Хотя отношение человека к Богу оставалось актуальной проблемой, на первый план выходил интерес к исследованию самой природы как телесной материи. Возникая вследствие божественного творческого усилия, материя далее обретала черты вечности и неизменности, заполняя собою все пространство. Необходимо уяснить, что открытия Н. Коперника, Г. Галилея и Д. Бруно были не просто научными изысканиями; они сыграли существенную роль в развитии философской мысли. Совершив переворот в естествознании и создав гелиоцентрическую картину мироздания, эти ученые внесли новое содержание в схоластические понятия конечного и бесконечного, причины и следствия, единого и множественного. Также следует иметь в виду, что философия природы имела тесную связь с неоплатонизмом; в этом контексте можно говорить о натурфилософии Н. Кузанского. Кроме того, натуралистическая тенденция была характерна для философии Пьетро Помпонацци (1462–1525), который фактически отождествлял судьбу, фатум с физической необходимостью. В эпоху Ренессанса активно развивались социальные и футурологические теории, а также зарождалась политическая философия. Большая часть этих теорий приходится на начало XVI в. – исторического периода, характеризующегося религиозными войнами, социально-политическими и национальными противоречиями. В центре внимания мыслителей Возрождения вновь оказались проблемы необходимости и свободы воли индивида, тесно связанные с проблемами морали и веры. Наиболее показательными в этом плане были учения Никколо Макиавелли (1469–1527), Томаса Мора (1478–1535), Томмазо Кампанеллы (1568–1639), Мартина Лютера (1483–1548). Макиавелли был убежден, что сила фатума не может подавить свободу воли субъекта. Размышляя о стимулах человеческой деятельности, он особо выделял интерес, причем делал упор на экономический интерес, т. е. на стремление сберечь и приумножить имущество. Считая главной бедой державы политическую раздробленность, он выступал за сильную государственную власть. Абстрагируясь от моральных оценок, Макиавелли тем самым стремился освободиться и от религиозных оценок. Впоследствии это привело к упрощенной трактовке термина «макиавеллизм» как синонима аморализма в политике. Проблемы государственного устройства волновали и мыслителей, мечтавших об идеальной организации общества. Томас Мор создал проект подобного социального идеала – Утопию, где социальные отношения основывались на общественной собственности, равенстве и веротерпимости. Позднее Томмазо Кампанелла воплотил эти идеи социалистической утопии «Город-солнце», где идеальная община характеризовалась отсутствием семьи и частной собственности, развитием просвещения и т. д. Показательно, что всеобщее благоденствие у обоих мыслителей основывалось не только на общеобязательном труде, но и на жесткой регламентации личной жизни. Данная идея восходит к «идеальному государству» Платона, где каста мудрых правителей регулирует жизнь остальной части населения в соответствии с принципами общественного блага. Необходимо также обратиться к учению Мартина Лютера, в котором нашли выражение идеи мистического пантеизма и неоплатонизма. Призыв Лютера вернуться к первичной чистоте христианского учения выражал стремление к устранению влияния духовенства и подчинению его светской власти. Более радикальным вариантом Реформации стал кальвинизм с его идеей иррационального характера божественного выбора так называемых «избранных», причем избранным мог стать любой. Следует уяснить историческую роль лютеранства, которое стало идейным знаменем антифеодальной борьбы (Крестьянская война в Германии, гуситские войны в Чехии и т. д.). Подводя итог изучению философии эпохи Ренессанса, следует подчеркнуть, что данная эпоха была не просто переходным звеном от Средневековья к Новому времени. Ренессанс дал ощутимый толчок развитию науки, искусства, философии. Ориентируясь на человека как индивидуальность и выявляя своеобразие человеческой личности, мыслители Возрождения формировали совершенно новое, гуманистическое мировоззрение, приблизившее Европу к эпохе Нового времени. |