Главная страница
Навигация по странице:

  • Общие принципы функциональной и структурной организации ЭВМ.

  • Архитектура ЭВМ

  • Процессоры, каналы ввода-вывода, режим работы и периферийные устройства ЭВМ

  • вычислительные системы в информатике. вычислительные системы (копия). В россии в xvixvii веках появилось намного более передовое изобретение


    Скачать 0.79 Mb.
    НазваниеВ россии в xvixvii веках появилось намного более передовое изобретение
    Анкорвычислительные системы в информатике
    Дата23.05.2023
    Размер0.79 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавычислительные системы (копия).docx
    ТипАнализ
    #1153303
    страница3 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Основные равносильности:

    • А ^А ≡ А      

                 (законы идемпотентности конъюнкции и дизъюнкции);

       АА≡ А

    •       А ^ 1 = А, 1 - истина;

    •       А^ 0 ≡ 0, 0 -  ложь

    •       А v 1≡ 1                                                  

    •       А v 0 ≡А;

    •       А  ^ А  =  0 (закон противоречия);                        

    •       А А ≡ 1 (закон исключенного третьего);

    •        А  ≡ А (закон снятия двойного отрицания);

    •        А (BА)  ≡ А (первый закон поглощения);

    •        А (В ^ А)  ≡ А (второй закон поглощения);

    •        А  ≡ (А ^ В)  v (А В) (первая формула расщепления);

    •        А ≡  (А v В ^  ( А В) (вторая формула расщепления).

    Все эти соотношения легко проверяются по таблицам истинности.

    vРавносильности, выражающие одни логические операции через другие:

    •         Л ↔ В = (А →В )^ (В → А) ≡ ( А^В ) v (А ^ В ) ≡ (А v В ) ^ (А v В) (основная формула доказательств теорем существования);

    •        А→ В ≡ АВ ≡ (А ^ В )

    •        А  vВ ≡ А → В ≡ А^ В;

    •        А ^ В ≡ (А→ В )≡ АvВ;                                      

    •        А ^ В ≡  А  v В (первый закон де Моргана);

    •        А В ≡ А ^ В (второй закон де Моргана);

    •        А ^ В ≡ А v В;

    •        А  v  В ≡ А ^ В.

    Именно из равносильностей этой группы формул следует, что всякую формулу алгебры логики можно заменить равносильной ей формулой, держащей только две логические операции: конъюнкцию и отрицание  или дизъюнкцию и отрицание.

    Равносильности, выражающие основные законы алгебры логики:

    •      А ^  В ≡ В ^ А (коммутативный закон конъюнкции);

    •      Л v В ≡ В v А (коммутативный закон дизъюнкции);

    •      А ^  (В ^ С) ≡  (А ^ В ) ^ С (ассоциативность конъюнкции);        

    •      А v(В vС) ≡ (А v  В) ^ С (ассоциативность дизъюнкции);

    •      А^ (В v С) ≡ (А ^ В) v (А ^ С)  (дистрибутивность конъюнкции относительно дизъюнкции);  

    •      А v(В ^ С) ≡ (А v В ) ^ (А v С) (дистрибутивность дизъюнкции относительно конъюнкции). .

    Формула  А называется тождественно истинной или тавтологией, если она принимает значение 1 при всех значениях входящих в нее переменных. Формула  А называется тождественно ложной или противоречивой, если она равна 0 при всех значениях входящих в нее переменных.

    Формула алгебры логики является функцией входящих в нее элементарных высказываний, ее аргументы принимают два значения 0 и 1, при  этом значение формулы может быть равно 0 или 1.

    Функцией алгебры логики  п  переменных (или функцией Буля) называется функция  п  логических переменных, то есть функцией алгебры логики f(х12,...,хпот п переменных х12,...,хпназывается функция, при мающая значения 0,1, аргументы которой также принимают значения 0, 1.

    Общие принципы функциональной и структурной организации ЭВМ.

    При построении функциональных узлов компьютерных систем используются элементы, которые реализуют базовую систему логических функций.  Мы уже знаем, что лю­бую достаточно сложную логическую функцию можно реализовать, имея относительно простой набор базовых логических операций. Первоначально этот тезис был технически реализован “один к одному”: были разработаны и выпускались микросхемы, соответствующие основным логическим дейст­виям.

    Потребитель, комбинируя имеющиеся в его распоряжении элементы, мог получить схему с реализацией необходимой логики. Базовый логический элемент компьютера— это часть электронной логической схемы, которая реализует элементарную логическую функцию.  Ноль изображается на диаграммах низким значением сигнала, а единица — высоким.                                                                

    Кроме приведенных используются еще несколько простейших логических элементов: И - НЕ, ИЛИ - НЕ и операция исключающего ИЛИ. Схема И - НЕ со­стоит из элемента И и инвертора (НЕ), реализующего операцию отрицания. Связь между выходом у и входами х1и х2схемы записывается следующим образом:

    и читается  "инверсия  х1и  х2".

    Таблица 3.1.                       Таблица 3.2                 Таблица 3.3. 

     Истинности                     истинности               истинности элемента

    элемента И – НЕ          элемента ИЛИ – НЕ     исключающее ИЛИ



     Функциональные узлы компьютерных систем

    Основой ячейки памяти является функциональное устройство, которое может хранить бит информации сколь угодно долго и по команде может принять или выдать этот бит.

    Такие устройства называются триггерами.

     Термин "триггер" происходит от английского слова trigger— защелка, спусковой крючок. Триггер собирается из четырех логических элементов: два элемента "логическое НЕ" и два элемента "логическое И-НЕ ".

    Самый распространенный тип триггера — так называемый  RS –триггер (S и Rсоответственно от английских слов  set— установка и reset— сброс).

    Он имеет два симметричных входа S и Rи два симметричных выхода Q и 



     

    Рис. 3.2.. RS - триггер: а — в состоянии хранения бита информации; б — запись в триггер единицы

    Схема, приведенная на рис.3.2. а, поддерживает значение бита, равное нулю. S = 0 и R= 0 — входных сигналов нет. Тогда на входы элементов Dи Dсвязанные с S и R,  будет подана 1 и их выходной сигнал будет зави­сеть от сигналов на противоположных входах. Единица на выходе элемента D4 и единица на выходе элемента D1 поддерживают состояние выхода эле­мента D в состоянии нуля. В свою очередь ноль на выходе элемента D3поддерживает единицу на выходе элемента D4. Такое состояние может поддерживаться триггером бесконечно долго.                       

           Таблица 3.4..Таблица истинности триггера



     Для записи в триггер единицы подадим на вход S  единицу (рис. 3.4. б).  На выходе элемента  D1 получим ноль, который обеспечит на выходе эле­мента Dединицу. С выхода элемента D единица поступит на вход эле­мента  D, на выходе которого значение изменится на ноль. Этот ноль на входе элемента Dбудет поддерживать сигнал на его выходе в состоянии единицы. Теперь можно снять единичный сигнал на входе S , на выходе эле­мента D3все равно будет поддерживаться единица, т. е. триггер сохраняет записанную в него единицу.

    Поскольку один триггер может запомнить только один разряд двоичного кода, то для запоминания байта нужно 8 триггеров, для запоминания кило­байта соответственно 8  ×210  =8192 триггеров. Современные микросхемы па­мяти содержат миллионы таких устройств. Триггер служит основой для по­строения функциональных узлов, способных хранить числа, осуществлять их передачу, а также выполнять с ними некоторые специальные операции. Та­кие функциональные узлы называются  регистрами.

    Регистр—это набор триггеров, число которых определяет разрядность регистра. Кроме того, в состав регистра входят схемы управления его рабо­той. Рассмотрим схему  п- разрядного регистра хранения с синхронной запи­сью и чтением (рис. 3.3). Этот регистр хранения содержит п триггеров, обра­зующих п разрядов. Перед записью информации регистр обнуляется подачей единичного сигнала на вход "Сброс". Запись информации в регистр произво­дится синхронно подачей единичного сигнала на вход "Запись". На тех вхо­дах  х2,...,хпгде присутствует единичный сигнал, произойдет запись еди­ницы. Чтение из регистра также происходит синхронно подачей сигнала на вход “Чтение”

     

     

    Рис. 3.3. n – разрядный регистр

    На основе регистров выполнены устройства, производящие основные ло­гические и арифметические операции над числовыми данными. Такие уст­ройства называются арифметико-логическими устройствами (АЛУ). В ос­нове АЛУ лежит устройство, реализующее арифметическую операцию сложения' двух целых чисел. Остальные операции- реализуются с помощью представления чисел в специальном дополнительном коде.

    Архитектура ЭВМ

    То общее, что есть в строении ЭВМ, относят к понятию архитектуры. Это приводит к тому, что все машины одного семейства, независимо от фирмы  производителя, способны выполнить одну и ту же программу. К архитектуре ЭВМ относят следующие общие принципы построения ЭВМ:

    • структура памяти  ЭВМ;

    • способы доступа к памяти и внешним устройствам;

    • возможность изменения конфигурации компьютера;

    • система команд;

    • форматы данных;

    • организация интерфейса.

    В основу построения подавляющего большинства компьютеров положены общие принципы, сформулированные в 1946 году коллективом авторов во главе с фон Нейманом в статье "Предварительное рассмотрение логической конструкции электронно-вычислительного устройства".

    • Принцип использования двоичной системы для кодирования данных. Ав­торы убедительно продемонстрировали преимущества двоичной системы для технической реализации, удобство и простоту выполнения в ней арифмети­ческих и логических операций.

    • Принцип "хранимой программы". Первоначально программа задавалась путем установки перемычек на специальной коммутационной панели. Это было весьма неудобным и трудоемким занятием. Принцип хранимой про­граммы соединяет запись самой программы и данные к ней в один двоичный код. Отсутствие принципиальной разницы между программой и данными да­ло возможность ЭВМ самой формировать для себя программу в соответствии с результатами вычислений.

    Принцип хранимой программы содержит не­сколько принципиальных идей.

    • Идея, программного управления. Программа состоит из набора команд, выполняемых процессором автоматически в определенной последовательности. Выборка программы из памяти осуществляется с помощью счетчика команд. Этот регистр процессора последовательно увеличивает хранимый в нем адрес очередной команды на длину команды. Поскольку команды программы расположены в памяти друг за другом, то тем самым организуется выборка цепочки команд из последовательно расположен­ных адресов памяти.

    • Идея однородности памяти. Так как программа и данные хранятся в од­ной и той же памяти, то компьютер не различает, что хранится по опреде­ленному адресу памяти — число, текст или программа. Это открывает це­лый ряд возможностей. Во-первых, программа в процессе выполнения может также подвергаться переработке, что позволяет задавать в самой программе правила получения некоторых ее частей. Во-вторых, команды одной программы могут быть получены как результаты исполнения другой программы. На этом принципе основаны методы трансляции — пере­вода текста программы с языка программирования высокого уровня на язык конкретной машины.

    • Идея адресности. Структурно основная память состоит из пронумерован­ных адресов. Процессору в произвольный момент доступен любой адрес. Это дает возможность, присваивать имена областям памяти так, чтобы к запомненным в них значениям можно было впоследствии обращаться или менять их в процессе выполнения программ с использованием при­своенных имен.

    • Принцип логического устройства ЭВМ. Основными блоками по Нейману являются: устройство управления (УУ), арифметико-логическое устройство (АЛУ), память, внешнее запоминающее устройство (ВЗУ) и устройства ввода и вывода.

    Компьютеры, построенные на основе перечисленных принципов, относят­ся к типу фон-неймановских. Однако существуют компьютеры, принципи­ально отличающиеся от фон-неймановских. Для них, например, может не выполняться принцип программного управления, т. е. они могут работать без счётчика команд, указывающего текущую выполняемую команду програм­мы. Для обращения к какой-либо переменной, хранящейся в памяти, этим компьютерам не обязательно давать ей имя.

    Согласно принципам фон Неймана схему устройства ЭВМ можно изобра­зить так, как показано на рис. 3.4. По-видимому, значительное отклонение от фон-неймановской архитектуры произойдет в результате развития идеи ма­шин пятого поколения, в основе обработки информации в которых лежат не вычисления, а логические выводы.



    Рис. 3.4. Фон-неймановская архитектура ЭВМ

    Современный компьютер состоит из нескольких функциональных узлов: процессор, память, контроллеры устройств и т. д. Каждый узел представляет собой сложное электронное устройство, в состав которого могут входить миллионы логических элементов.

     Для лучшего понимания принципа работы каждого узла и компьютера в целом вводится понятие уровней представле­ния компьютера.

    • Цифровой логический уровень — уровень логических схем базовой систе­мы элементов.

    • Микроархитектурный уровень — уровень организации обработки информации внутри функционального узла.

    • Командный уровень — набор функциональных узлов и связи между ни ми, система команд и данных, передаваемых между устройствами. Набор блоков, связей между ними, типов данных и операций каждого уровня называется архитектурой уровня. Архитектура командного уровня называется обычно компьютерной архитектурой или компьютерной организацией.

     

    Процессоры, каналы ввода-вывода, режим работы и периферийные устройства ЭВМ

    Процессоры

    Центральный процессор  - функционально законченное программно-управляемое устройство обработки информации, выполненное на одной или нескольких СБИС.

     Центральный процессор в об­щем случае содержит:

    • арифметико-логическое устройство;

    • шины данных и шины адресов;

    • регистры;

    • счетчики команд;

    • кэш — очень быструю память малого объема;

    • математический сопроцессор чисел с плавающей точкой.

    Современные процессоры выполняются в виде микропроцессоров.

    С точки зрения потребителей, процессоры характеризуются двумя основ­ными параметрами: разрядностью и быстродействием.

     Разрядность опреде­ляет, прежде всего, количество разрядов обрабатываемых процессором данных.

    Быстродействие процессора зависит от ряда факторов, среди которых основ­ными являются тактовая частота  - величина, обратная количеству эле­ментарных действий процессора за одну секунду, и количество тактов, затра­чиваемых на выполнение одной команды;

    В современных персональных компьютерах различных фирм применяют­ся процессоры двух основных архитектур:

    • полная система команд переменной длины - ComplexInstructionSetComputer (CISС);

    • сокращенный набор команд фиксированной длины - RedukedInstructionSetComputer(RISС).

    Обе архитектуры имеют свои преимущества и недостатки.

    CISС - процессоры имеют обширный набор команд, что позволяет программисту выбрать наи­более подходящую в данном случае. Недостатком этой архитектуры является сложное внутреннее устройство процессоров и увеличенное время выполне­ния микрокоманды на микропрограммном уровне. Команды имеют разную длину и время исполнения.

    Процессор  RISС – архитектуры работает необычайно быстро и способен выполнить любую из своих немногочисленных команд за один машинный такт, в то время как обычно на выполнение простой операции требуется 4—5 тактов. Так как  RISС - архитектура оперирует очень ограниченным набо­ром команд, то если нужной команды не оказывается, ее приходится реализовывать с помощью нескольких команд из имеющегося набора, что увели­чивает размер командного кода.

    Микропроцессор осуществляет следующие основные функции:

    • выборку команд из ОЗУ;

    • декодирование команд, т. е. определение их назначения;

    • выполнение операции, закодированных в командах;

    • управление пересылкой информации между своими внутренними регист­рами, оперативной памятью и внешними устройствами;

    • обработку процессорных и программных прерываний;

    • обработку сигналов от внешних устройств и реализацию соответствую­щих прерываний;     

    • управление различными устройствами, входящими в состав компьютера.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта