Главная страница
Навигация по странице:

  • Какие грани национального характера высвечивает проза Шукшина Что ближе всего автору в «простом» человеке

  • Шукшин. В. С. Шукшин в чем новизна тематики и героев прозы В. Шукшина Что внесли в русскую прозу его чудики


    Скачать 15.38 Kb.
    НазваниеВ. С. Шукшин в чем новизна тематики и героев прозы В. Шукшина Что внесли в русскую прозу его чудики
    Дата09.03.2021
    Размер15.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаШукшин.docx
    ТипДокументы
    #183135

    14 апреля

    В. С. Шукшин

    В чем новизна тематики и героев прозы В. Шукшина? Что внесли в русскую прозу его «чудики?

    Благодаря своей малой родине, Шукшин научился ценить землю, труд человека на ней, научился понимать и чувствовать сельскую жизнь. С самого начала творческого пути Василий Шукшин находит новые пути в изображении человека Его герои непривычны и по своему социальному положению, и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту Его интересовала одна тема судьба русского крестьянства Память, размышления о жизни всегда приводили писателя в село, где он видел "острейшие схлесты и конфликты". Самобытность этого писателя обменяется не только его талантом, но и тем, что он с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую правду. Наверное, поэтому герой Шукшина оказался не только незнакомым, а отчасти и непонятным

    Василий Шукшин сумел создать в своей прозе новый образ крестьянина Это человек большой души, он независим и немного чудаковат. Эти качества героев Шукшина и подкупают нас, когда мы читаем его произведения. "Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке", — говорил Василий Шукшин.

    Какие грани национального характера высвечивает проза Шукшина? Что ближе всего автору в «простом» человеке?

    Шукшин не выдумывал своего героя, он брал его из жизни. Именно поэтому он непосредственный, порой непредсказуемый: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока. Сам Шукшин признавался: "Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная душа" Герои писателя действительно импульсивны и естественны. Они остро и порой непредсказуемо реагируют на унижение человека человеком Серега Безмененов отрубил себе два пальца, когда узнал об измене жены ("Беспалый"). Оскорбил очкарика в магазине хам продавец, и он впервые в жизни напился и попал в вытрезвитель ("А поутру они проснулись..."). Герои Шукшина могут даже покончить с собой ("Сураз" "Жена мужа в Париж провожала"), потому что они не выдерживают оскорблений, унижений, обиды. Чаще всего поступки героев Шукшина определяют сильнейшее стремление к счастью, к утверждению справедливости ("Осенью"). Василий Шукшин не идеализирует своих странных, "с чудинкой" героев. Но в каждом из них он находит то, что близко ему самому Чудик у Шукшина - это человек большой душ», он независим и немного чудаковат.

    Каковы особенности сюжета и проблематики таких рассказов, как «Срезал, «Миль пардон, мадам? Чего в них больше: занимательности или драматизма? Как соотносятся в них герой-одиночка и окружающая его публика?

    Характерная для рассказов Шукшина коллизия — столкновение «городского» и «деревенского» — не столько выявляет социальные противоречия, сколько обнаруживает конфликтные отношения мечты и реальности в жизни «маленького человека». Исследование этих отношений и составляет содержание многих произведений писателя.

    Русский человек в изображении Шукшина — человек ищущий, задающий жизни неожиданные, странные вопросы, любящий удивляться и удивлять Он не любит иерархию — ту условную житейскую «табель о рангах», согласно которой есть «знаменитые» герои и есть «скромные» труженики Противясь этой иерархии,

    шукшинский герои может быть трогательно-наивным, как в рассказе «Чудик», невероятным выдумщиком, как в «Миль пардон, мадам», или агрессивным спорщиком, как в рассказе «Срезал» Такие качества, как послушание и смирение, редко присутствуют у персонажей Шукшина Скорее наоборот: им свойственны упрямство, своеволие, нелюбовь к пресному существованию, противление дистиллированному здравомыслию Они не могут жить, не «высовываясь». Шукшинский герой часто не знает, куда себя деть, как и на что использовать собственную душевную «широту», он мается от собственной бесполезности и бестолковости, он совестится, когда причиняет неудобство близким Но именно это делает характеры героев живыми и устраняет дистанцию между читателем и персонажем: шукшинский герой безошибочно угадывается как человек «свой», «нашенский».

    Об этом — один из самых ярких и глубоких рассказов Шукшина, рассказ «Срезал». Центральным персонажем рассказа Глебом Капустиным владеет «пламенная страсть» — «срезать», «осаживать» выходцев из деревни, добившихся жизненного успеха в городе Из предыстории столкновения Глеба с «кандидатом» выясняется, что недавно был повержен приехавший на побывку в деревню полковник, не сумевший вспомнить фамилию генерал-губернатора Москвы 1812 года На этот раз жертвой Капустина становится филолог, обманутый внешней нелепостью вопросов Глеба, не сумевший понять смысла происходящего. Поначалу вопросы Капустина кажутся гостю смешными, но скоро весь комизм исчезает для кандидата это настоящий экзамен, а позже столкновение перерастает в словесную дуэль. В рассказе часто встречаются слова «посмеялся», «усмехнулся», «расхохотался» Однако смех в рассказе имеет мало общего с юмором он то выражает снисходительность горожанина к «странностям» живущих в деревне земляков, то становится проявлением агрессивности, выявляет мстительность, жажду социального реванша, которая владеет разумом Глеба.


    написать администратору сайта