Эссе по произведению Мольера Тартюф. Эссе Тартюф. В семнадцатом веке во Франции развивается такое литературное направление, как классицизм
Скачать 24.58 Kb.
|
В семнадцатом веке во Франции развивается такое литературное направление, как классицизм. Жанрами классической драматургии являлись трагедия и комедия, которые противопоставлялись друг другу не только по содержанию самих произведений, но и делению на «высокий» и «низкий». Комедия до Мольера первой половины 17 века имела развлекательный характер. Комедия показывала обыкновенную, повседневную жизнь, которая становилась предметом иронии или же осмеивания. Одним из выдающихся представителей классицизма является Мольер. Комедия как жанр развивается в творчестве драматурга. Новаторство Мольера заключается в создании новой разновидности комедии «высокой комедии», так как ранее этот жанр считался «низким», в которой не просто осмеивается что-то, а поднимается социальная проблема. Автор отодвигает на второй план развлекательные задачи. Мольер пишет комедию не прозой, как это было с обычной комедией, а александрийским стихом, что присуще «высокой комедии», как и трагедии. В 60-е годы семнадцатого века начинается расцвет творчества драматурга. В 1664 году Мольер пишет известную комедию «Тартюф, или Обманщик», вокруг которой возникло множество споров. В первом издании произведения автор поднимал вопрос волнующий его в то время, целью написания являлось обличить пороки духовенства, но данную пьесу запретили ставить. Через некоторое время Мольер создает второе издание, в котором расширяет произведение до пяти актов и корректирует так, чтобы угодить духовенству. Проходит еще два года, и, наконец, пьесу разрешено ставить на сцене. Произведение пользовалось большой популярностью среди современников. «Тартюф, или Обманщик»- это социальная комедия, затрагивающие жизненные проблемы, Мольер выбирает данный жанр, чтобы произведение было понятным для большинства. Автор показывает, как может быть ограничен и несостоятелен представитель высшего общества, на примере хозяина дома и главы семейства-Оргона, и какой алчный и жадный бывает человек низшего слоя общества, Тартюф. Героями произведения являются обычные люди, сталкивающие с проблемами, что и делает пьесу доступнее в понимании народу. Действие пьесы происходит в доме дворянина Оргона, оказавшимся под влиянием «святоши» Тартюфа, с которым главный герой однажды встретился в церкви. Оргон, пораженный набожностью Тартюфа, приглашает жить незнакомца в дом. Тартюф же начинает распоряжаться всем в этом доме. Кульминация произведения происходит в четвертом действии, когда Оргон, наконец, осознает, что был обманут «святошей». Пьеса заканчивается победой добра над злом, Тартюфа уводит полицейский. Особенность композиции заключается в том, что с одним из главных героев читатель знакомится изначально со слов остальных действующих лиц, через их призму чувств к данному персонажу, так у читающих складывается уже определенное впечатление. В первом действии автор показывает отношение действующих лиц к Тартюфу, Оргон и г-жа Пернель считают Тартюфа прекрасным человеком, которому они всецело доверяют, другие же герои не поддерживают их, особенно остро не любит Тартюфа служанка Дорина: «нищий, что сюда явился худ и бос»,/ «мнит себя владыкой». Во втором действии подчеркивается влияние «святоши» на главу семьи Оргона, а также на жизнь остальных членов семейства. Только к третьему действию появляется Тартюф, что является необычным для комедии семнадцатого века. Сам автор описывал так причину такой особой композиции: «...Я работал над нею со всей осмотрительностью, которой требовала щекотливость предмета, и ... все мое искусство и все мои старания я приложил к тому, чтобы отличить образ Лицемера от образа истинно верующего. Поэтому я целых два акта употребил на то, чтобы подготовить появление моего негодяя. Он ни одной минуты не держит слушателя в сомнении; его сразу же узнают по тем приметам, которые я ему дал; и от начала и до конца он не произносит ни одного слова, не совершает ни одного поступка, которые не живописали бы зрителям дурного человека и не оттеняли бы подлинно честного человека, которого я ему противопоставляю». Третий и четвертый акты построены довольно идентично: Тартюф попадается на уловки Эльмиры, и его истинное лицо раскрывается еще больше. Без стеснения «святоша» пытается соблазнить жену Оргона. Для разоблачения Тартюфа Мольер использует довольно традиционную сцену фарса «муж под столом», наконец, правда раскрыта. В пятом акте комедия приобретает черты трагедии. Слепо верив « святоше», Оргон вызывал только смех, когда он осознаёт серьезность ситуации, его становится жалко, особенно грустно, что помощи в борьбе с обманщиком неоткуда ждать. Не отходя от закона жанра, Мольер заканчивает произведение счастливой развязкой: Тартюфа приказано арестовать . В произведении автор использует различные художественные приёмы: фарс, например, когда главный герой, «отец семейства» прячется под стол, чтобы услышать признание Тартюфа, комедия интриги, здесь можно отметить историю о «ларце» с важными бумагами, комедия характеров Оргона и Тартюфа, сатирическая гиперболизация: раздавив блоху во время молитвы, Тартюф приносит извинения Богу, что убил живое существо. В пьесе автор порицает обман, которым и пользуется Тартюф, и глупость, отразившаяся не только в Оргоне, но и в его матери г-же Пернель. Мольер высмеивает Тартюфа, так как он пытался выдать себя за того, кем далеко не является, играя роль «святоши», человека аскетичного, целомудренного и набожного. Оргон же нелеп, так как не видит происходящего вокруг, не видит того, что для нормального человека обязательно бы бросилось в глаза. В герое, сильнее, чем в остальных, отразились такие черты характера как недалекость, несостоятельность, ограниченность. Но неудивительно, что именно Оргон попадает под такое влияние Тартюфа, так как он воспитывался матерью в строгих условиях подчинения авторитетам. Консерватизм взглядов не дает ему здраво оценивать ситуации. Будучи тонким психологом, Тартюф играет чувствами доверчивого главы семейства. Втереться в доверие к Оргону очень несложно, и тогда наивный Оргон готов раскрывать любые секреты, чем и пользуется Тартюф, осознавая, какой властью теперь он обладает. Чтобы поменять мнение о «святом» Тартюфе, Оргон должен был сам убедиться, что его обманывают. Услышав признание Тартюфа, главный герой быстро всё понимает. Иллюзия набожности рассеивается, так как есть неоспоримые доказательства. Стоит уделить внимание героини пьесы Дорине, служанки, так как она наиболее остро воспринимает Тартюфа. Ее речь полна дерзких фраз, с теми, кто доверяет Тартюфу. Дорина не только едко отзывается о «святоше», но и пытается всеми силами разоблачить его. Она-важный персонаж комедии, так как именно она не боится вслух высказывать то, что не говорят благочестивые обитатели дома. Еще одним значимым женским образом в произведении является Эльмира, жена Оргона. Мать Оргона, г-жа Пернель, нелестно отзывается о невестке: «Но вы себя во всем ведете препостыдно». Но героиня ведет себя спокойно и достойно. Когда же над ее семьей возникает угроза, а именно Тартюф, Эльмира сразу же готова защищать семью. Благодаря хитрому плану героини у Оргона открываются глаза, каков на самом деле Тартюф. Также отмечу еще одного героя, Клеанта, его монологи полны протеста и возмущения от сложившейся ситуации. Именно он призывает Оргона здраво посмотреть на ситуацию: «Как? Неужели вы не видите того,/Где благочестие и где лишь ханжество?», а Тартюфа к совести: «Я вам советую уладить все добром». В образе Тартюфа Мольер показывает такие пороки общества, как лицемерие, плутовство, ханжество. Тартюф- образ собирательный, социально-обобщенный, в котором показаны черты французского общества 17 века. Теперь рассмотрим черты классицизма, которые нашли отражение в произведении Жан Батиста Мольера. Первая черта, характерная для данного жанра, это принцип трех единств-места, времени и действия. Художественное пространство пьесы- дом семьи Оргона, все действующие герои либо уже находятся в этом месте, либо же приходят, так Валер, г-н Лояль, г-жа Пернель не являются постоянными жильцами дома. Единство времени- действие произведения ограничивается 24 часами, но в произведении не до конца соблюдается этот принцип, так как в сюжете присутствует история о знакомстве Оргона и Тартюфа. Единство действие позволяет читателю сосредоточиться на сюжете. Следующая черта классицизма-это деление героев на «положительных» и «отрицательных». Каждое действующее лицо воплощает определенные черты характера. В образе Оргона автор показывает недалекость ума, затуманенное мнимой моралью, подверженность авторитетам. Он ведом, не раздумывая, доверяет всему, что говорит «святоша». Тартюфу присуще неискренность. Хотя данному герою характерны много различных пороков, но лицемерие выносится на первый план. Его не страшит быть обличенным в обмане или же в сластолюбии к жене Оргона: «…Его ль боятся нам? Да он настолько простодушен, Что проведем отлично мы его!….». В образе Тартюфа лицемерие гиперболизировано, и все больше и больше раскрывается к концу пьесы. Эльмира обладает неоднозначным характером. Г-жа Пернель называет ее расточительной: «Вы расточительны. Одеты как принцесса…». Но благодаря ее желанию спасти семью от Тартюфа, раскрывает глаза Оргона на правду: Вы сами можете пресечь его порывы,/Увидя, в меру ли они красноречивы,/И заявить себя защитником жены,/Как только будете во всем убеждены». Что касается Марианны и Дамиса, детей Оргона, они абсолютная противоположность друг драга, она робкая, застенчивая девушка: «Что ж, я о нем скажу все, что угодно вам», он вспыльчивый, порывистый юноша: «Пусть разразит меня на этом месте гром,/Пусть прослыву везде первейшим подлецом,/Коль дам себя смирить почтеньем или страхом/И сам не порешу всего единым махом!». Образ Клеанта воплощает нравственность, автор показывает его мудрым, просвещенным человеком. Жених Марианны, Валер, предстает благородным человеком, готовым помочь Оргону избежать ареста. В конце произведения помощь короля спасает семейство из беды: «Бумаги, что к сему попали негодяю,/По воле короля вам, сударь, возвращаю». Мольер наделяет короля снисходительностью и мудростью, что показывает приверженность к классицизму. Еще одной чертой классицизма является дидактизм, воспитательная направленность присутствует во многих произведениях классической драматургии. В комедии Мольер высмеивает те человеческие пороки, которые мешают на пути к идеальному существованию. Комедия «Тартюф» считается классической комедией, но в произведении просматриваются элементы барокко. Во-первых, амбивалентность образа, в барокко обыгрывает антитезу «быть» или «казаться». Так в пьесе Тартюф скрывает истинное «я» под маской «святоши». Характерный образ героя создают его «святость»: «Он в церкви каждый день молился близ меня, в порыве набожном колени преклоня». Он довольно обходительный человек, но скрывается за желанием властвовать. Следующий элемент барокко-смешение комического и трагического. Несмотря на то, что жанр произведения Мольера-комедия, но и трагичность присуща произведению. Находясь под влиянием Тартюфа, Оргон становится безразличным к семье, он даже говорит: «Правдивый, честный друг, мной избранный в зятья, мне ближе, чем жена, и сын, и вся семья». Он причиняет боль дочери, решая выдать замуж за Тартюфа. Но из-за глупости он не только доставляет страдания семье, но и себе, доверив документы «святоше», так как ему угрожает нищета и арест. Положение его довольно трагично. Также хотелось бы отметить непостоянство Оргона по отношению к Тартюфу. Данная черта относится к барокко, так как классицизму присуще статичность на протяжении всего произведения. Изначально Оргон описывает «святошу», восхищаясь им: «Вот это человек... Ну, словом... человек!», но как только он понимает, каков Тартюф, его отношение меняется, и он говорит о Тартюфе уже так: «мерзавец знаменитый». Еще одной особенностью барокко можно выделить неожиданный поворот сюжета, противоречивший классицизму: офицер, которого приводит Тартюф, арестовывает по указу короля мошенника, а не Оргона, как предполагалось. Приведя черты классицизма и барокко в данном произведении, можно сделать вывод, что «Тартюф»- классическая комедия, несмотря на некоторые элементы барокко. Комедия Мольера занимает очень значимое место в творчестве великого комедиографа. Соединив традиции обычного классицизма с новаторскими идеями, автор создал новый жанр «высокой комедии». Он не только открывает новую страницу во французском и мировом театре, но и обозначает дальнейший путь развития драматургических жанров. Нельзя не отметить важность комедии для самого Мольера. Претерпев столько трудностей, автор всё-таки добился того, чтобы мир увидел его прекрасную работу. Таким образом, можно судить о значимости данного произведения для Мольера. В пьесе просматриваются идеи антиклерикализма. Благодаря образу Тартюфа автор показывает «святошу», человека якобы аскетичного и невероятно набожного, но падкого на власть, праздные удовольствия и даже месть. Именно через злодеяния Тартюфа, Мольер подчеркивает уязвимость людей, доверяющим таким «святошам». Автор обличает духовенство, прячущееся под маской морали. Образ Оргона имеет не менее важное значение. Благодаря данному образу героя Мольер показывает абсолютную приверженность народа и готовность верить лжи. Слепая преданность дает возможность Тартюфу обмануть его . Комичности предает нежелание раскрыть глаза и здраво оценить сложившуюся ситуацию. Комедия Мольера-это уже не семейно-бытовая пьеса, в которой рассматривается частная жизнь семьи, а социальная, где показан общественный порок-лицемерие. Творчество Мольера — это одна из вершин мировой драматургии. Оно не только оказало значительное воздействие на дальнейшее развитие французской комедиографии, но и способствовало утверждению реалистических тенденций в европейском театре последующего времени. |