тест. Философия эпохи Возрождения 2. В широком смысле
Скачать 3.51 Mb.
|
Термин «Возрождение» понимается в широком смысле как период быстрого и интенсивного культурного развития, приходящий на смену длительным периодам духовной и творческой инертности. В узком смысле слова «Возрождение» — это возрождение идеалов и ценностей античной культуры, начавшееся в XIV в. в Северной Италии и в XVI в. охватившее большую часть Западной Европы. «Возрождение» (как и «Средние века») — категория не столько хронологическая, сколько духовная. Именно в области духовной жизни лежит основание своеобразия этой эпохи, позволяющее четко отграничить ее как от Средних веков, так и от Нового времени. Главной чертой духовного своеобразия Возрождения является глубокое почтение к природе и к каждому проявлению жизни как к символу, образу Абсолюта. Средние века познавали Бога, уходя от мира. Новое время познавало мир, уходя от Бога. Только Возрождение, познавая мир, познавало Бога — не «от следствий к причине», как у Фомы Аквинского, а от образа к Прообразу, от знака к смыслу. Бруно и Кампанелла, умирая и подвергаясь пыткам, которые бывали страшнее смерти, отстаивали не свой частный взгляд на истину и не свое право познавать мир научно, они отстаивали божественное достоинство человека и мира и каждой вещи в нем. Причем отстаивали даже не столько перед лицом инквизиции, а перед лицом появляющихся дельцов, которым природа нужна была в нераздельное пользование. Изменение отношения к природе, произошедшее в эпоху Возрождения, можно проиллюстрировать крылатым изречением Николая Кузанского: «Вселенная — это сфера, центр которой — везде, а окружность — нигде» . Для сравнения, в Средние века Вселенная считалась, в соответствии с метафизикой Аристотеля и космологией Птолемея, ограниченной непроницаемой «сферой неподвижных звезд». Беспредельность пугала и разум, и воображение. Земля, хотя и считалась центром мироздания — но все же худшей его частью (как «подлунный мир», низшая сфера, куда свет Единого доходит в наиболее преломленном виде), поэтому она недостойна того чтобы ее познавать и совершенствовать — все чаяния и устремления человека должны быть связаны с Небесами и посмертным воздаянием. От земли нужно просто бежать — per aspera ad astram(Известное изречение, означающее «Через усилие к победе», «Через трудности к триумфу». Его авторство приписывается Луцию Аннею Сенеке), к звездам духа через тернии материи. Мыслители Возрождения знали о бесконечно разнообразных формах живых существ, потому считали любой мир пригодным для жизни — и планеты, и звезды. Для них Космос был прекрасным населенным городом, где царят согласие и любовь. Эпоха Возрождения была поворотной как в культурной жизни, так и в развитии цивилизации. В XV — XVI вв. были сделаны открытия, изменившие до основания ход жизни народов европейского континента, вызвавшие ускорение ритма жизни и расширение масштабов деятельности от узко местных до мировых. Главные среди этих открытий — компас, порох и книгопечатание. 1) Компас. Открытие компаса позволило мореплавателям пуститься в рискованные плавания через океаны, в неизведанное. Узкие границы средневекового мира были взломаны великими географическими открытиями, и хрустальная сфера неподвижных звезд, сковывавшая Вселенную, была разбита. Человеческая мысль вышла из «мирового яйца» и устремилась в беспредельность. Человек вновь начинал ощущать себя «гражданином мира», складывалось «глобальное мировоззрение». 2) Порох. Открытие Европой пороха (давно известного в Китае, как и компас) сразу же было использовано для создания новых разрушительных типов вооружения — пушек и стрелкового оружия. Венецианский арсенал, полный пушек и ядер, вошел в легенды как символ военного могущества Венеции и опоры ее торговых и культурных связей с Востоком. 3) Книгопечатание. Первые книги вышли в Европе в XV в. в Германии (так наз. инкунабулы), но тогда они были еще сравнительно редки и дороги. В XVI в., как с гордостью утверждает Томмазо Кампанелла, вышло больше книг, чем их вышло за предыдущие 5000 лет, и это, скорее всего, правда. Возрождение античной философии — первая заслуга философии Возрождения. Хотя произведения многих латинских античных авторов были известны и в Средние века, но переписывались и трактовались они на вульгате — простонародной, испорченной латыни, из которой впоследствии развился итальянский язык, и использовались в основном для схоластических штудий. Оригиналы же греческих текстов были практически неизвестны и невостребованы. С самого начала Возрождения гуманисты страстно искали оригинальные греческие и латинские тексты, переписывали их (а с распространением книгопечатания в XV — XVI вв. — печатали), изучали, сравнивали, подвергали филологической критике. До конца XVIII в. европейские философы знакомились с античными авторами по переводам, сделанным в эпоху Возрождения. Тремя основными тенденциями (иногда — этапами) философии Возрождения принято считать: 1) гуманизм; 2) неоплатонизм; 3) натурфилософию. Периодом расцвета гуманизма считается промежуток от середины XIV до середины XV в., неоплатонизма — от середины XV до первой трети XVI, натурфилософии — остаток XVI в. Но гуманизм не перестал быть свойственным мыслителям Возрождения с развитием неоплатонизма, он просто принял другую форму, более философскую и теоретически обоснованную, сохранив все свои основные положения. «Гуманистами» в широком смысле можно назвать почти всех мыслителей Возрождения. Большинство представителей философии Возрождения могут быть названы в том или ином смысле «пантеистами». Эпоха Возрождения отличалась существенным прогрессом науки и радикальным изменением миропонимания, которое явилось следствием появления гелиоцентрического учения великого польского астронома Николая Коперника (1473-1543). В своем труде «Об вращении небесных сфер» Коперник утверждал, что Земля не является центром мироздания. На основе большого числа астрономических наблюдений и расчетов Коперник создал новую, гелиоцентрическую, систему мира. Возникло принципиально новое миропонимание, которое исходило из того, что Земля — одна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговым орбитам. Совершая обращение вокруг Солнца, Земля одновременно вращается и вокруг собственной оси, чем и объясняется смена дня и ночи, видимое нами движение звездного неба. Но гелиоцентрическая система мира, предложенная Коперником, не сводилась только к перестановке предполагаемого центра Вселенной. Включив Землю в число небесных тел, которым свойственно круговое движение, Коперник высказал очень важную мысль о движении как естественном свойстве небесных и земных объектов, подчиненном некоторым общим закономерностям единой механики. Тем самым было разрушено догматизированное представление Аристотеля о неподвижном «перводвигателе», якобы приводящем в движение Вселенную. Учение Коперника подрывало опиравшуюся на идеи Аристотеля религиозную картину мира. В 1616 г. этот труд был занесен в папский «Индекс» запрещенных книг, откуда был вычеркнут лишь в 1835 г. Одним из активных сторонников учения Коперника, поплатившихся жизнью за свои убеждения, был знаменитый итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548-1600). Но он пошел дальше Коперника, отрицая наличие центра Вселенной вообще и отстаивая тезис о бесконечности Вселенной. Бруно говорил о существовании во Вселенной множества тел, подобных Солнцу, и окружающих его планетах. Причем многие из бесчисленного количества миров, считал он, обитаемы и, по сравнению с Землей, «если не больше и не лучше, то, во всяком случае, не меньше и не хуже». Инквизиция имела серьезные причины бояться распространения образа мыслей и учения Бруно. В 1592 г. он был арестован и в течение восьми лет находился в тюрьме, подвергаясь допросам со стороны инквизиции. 17 февраля 1600 г., как нераскаявшийся еретик, он был сожжен на костре на Площади Цветов в Риме. Однако эта бесчеловечная акция не могла остановить прогресса познания человеком мира. В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо Да Винчи (1452-1519). Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и ученого стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. Леонардо определенно имел интерес "ко всем вещам". Биология, анатомия, ботаника и инженерное искусство являлись частью его картин. Когда Леонардо писал человека, склонившегося в поклоне, он детально выписывал каждый мускул. Чтобы правильно изобразить каждую деталь, необходимо знать и понимать человеческое тело. Чтобы правильно написать поднявшуюся на дыбы лошадь, необходимо было знание анатомии лошади. Для Леонардо написание картин являлось таким же упражнением в науке, как и в искусстве. Одним из величайших вкладов Леонардо в науку явилось изучение человеческой анатомии. В то время как большинство художников расценивали анатомию в качестве инструмента для своих рисунков, Леонардо заинтересовался пониманием работы, совершаемой человеческим телом. Его не напугало негативное отношение Церкви к анатомическому изучению мертвого тела. В общем Леонардо изучил более тридцати тел методом резекции. В результате этих изучений он смог сделать модель человеческого сердца, глаза и мозга. Он произвел детальное описание своих исследований при рассечении тел, которые показали, что его знания о человеческом теле намного опережали его время. В процессе исследований Леонардо сделал множество зарисовок. Одним из них является рисунок вскрытого чрева с эмбрионом человека внутри. Он уделял особое внимание человеческому глазу и понял то, что сейчас известно как основные принципы оптики. Другим интересом Леонардо являлись полеты. Его записи "О полетах птиц" явились результатом изучения птиц и летучих мышей.. Он проводил много времени, пытаясь изобрести способ полета человека как птицы. Его проекты потерпели поражение, потому что он брал за основу маховые мягкие крылья, вместо жесткой конструкции современных самолетов и потому что он не имел современных источников энергии, но его чертежи показывают, что он уже задумывался о планере. Если бы он занимался этими проектами больше, то возможно, ему удалось бы поднять человека в воздух. Он также сделал чертежи для геликоптера и парашюта за сотни лет до их конструкции. Как конструктор Леонардо да Винчи во многом опередил свою эпоху. Он создал немало проектов, ставших прообразами выдающихся достижений в последующие столетия. 20 самых знаменитых изобретений Леонардо да Винчи ссылка https://basetop.ru/20-samyih-znamenityih-izobreteniy-leonardo-da-vinchi «Кодексы» да Винчи ссылка https://dzen.ru/media/id/5e5b7f5807fa2c0a66348142/lesterskii-kodeks-leonardo-da-vinchi-5e82483a4b7ab909516e2bdc Да Винчи говорил, что единственным критерием истины является опыт. Вокруг нас множество информации, зачастую противоречивой, как же выбрать? Леонардо утверждает, что нужно исходить из своего собственного опыта. Если знание не согласуется с ним, то вам лгут. И в то же время, если знание не основано на каком-либо опыте, а является чисто теоретическим рассуждением, плодом фантазий и предположений, то очень редко такое знание будет достоверным. «Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться» Нам кажется, что это одна из важнейших цитат Леонардо да Винчи. На наш взгляд, она описывает главную причину его гениальности. Способность «повсюду находить, чему учиться» – это ключевой навык развития личности. Галилео Галилей (1564-1642) - ученый, физик и астроном. Галилео Галилей, которому принадлежат, пожалуй, одни из самых важных открытий в области астрономии, менее известен по своим достижениям в сферах математики, механики и философии. Галилео Галилей по праву считается изобретателем телескопа. Труба, сконструированная Галилеем, давала увеличение в 8 раз, а после доработки – в 34 раза. Галилей является основателем научного метода исследования действительности, который включает в себя эксперимент и его разумное теоретическое объяснение. Научным методом Галилео Галилей изучал свободное падение и обнаружил закономерность: вес тела не влияет на его падение. Существует мнение, что эксперименты со свободным падением Галилео проводил, сбрасывая с Пизанской башни различные предметы Ученый предложил прибор, который с помощью маятника отсчитывал время. Этот прибор послужил прототипом для механических часов. Галилей был обвинен в том, что Библия начала терять авторитет. Из-за этого, в частности, его произведения при жизни запрещали публиковать. Многие из них были опубликованы после его смерти, когда Галилей был оправдан. В начале 1980-х церковь реабилитировала Галилея, признав, что инквизиция в 1633 году совершила ошибку, силой вынудив учёного отречься от теории Коперника. Крупнейшим гуманистом всего Северного Возрождения был Эразм Роттердамский (1469-1536). Особенно популярными в веках стали его шедевр социальной и нравственной критики — «Похвала Глупости», в которой сочетаются сила сатиры, ирония, изящество стиля, а также своеобразная энциклопедия его педагогических и этических идей — цикл диалогов «Домашние беседы» («Разговоры запросто»). Как 500 лет назад философ Эразм Роттердамский предлагал воспитывать детей, и почему с ним согласны в XXI веке? Философ считал необходимым воспитывать ребенка без принуждения, через игры, находя нужные формы обучения в зависимости от темперамента, характера ребенка. Начинать занятия следовало с трех лет, лучшим занятием для этого возраста ученый называл изучение языков. Эразм рекомендовал тренировать память, а главное, между ребенком и учителем должны были складываться особенные доверительные отношения, без которых прогресс в учебе невозможен. Философ считал важным физический труд, который нужен для развития личности. Николай Кузанский (Николай Кузанец, Кузанус, настоящее имя Николай Кребс 1401-1464) — кардинал Римской католической церкви, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель. Философские интересы Кузанского были необычайно обширны и разносторонни. В своих произведениях он цитирует Пифагора, Демокрита, Платона, Аристотеля, Прокла и Боэция - философов, которые повлияли на его гуманистическую ориентацию и, конечно, на математические идеи и символы, пронизывающие его сочинения. С именем Николая Кузанского связаны также важные натурфилософские представления о движении Земли, которые не привлекли внимания его современников, но были оценены позже. Заметно опередив своё время, он высказал мнение, что Вселенная бесконечна, и у неё вообще нет центра: ни Земля, ни Солнце, ни что-либо иное не занимают особого положения. Все небесные тела состоят из той же материи, что и Земля, и, вполне возможно, обитаемы, хоть их жители могут быть несоизмеримыми с земными. Почти за два века до Галилея он утверждал: все светила, включая Землю, движутся в пространстве, и каждый наблюдатель вправе считать себя неподвижным. Видимое движение небосвода он объяснял осевым вращением Земли. У него встречается одно из первых упоминаний о солнечных пятнах. Николай Кузанский сомневался в астрономической точности юлианского календаря — и призывал к календарной реформе (эта реформа долго обсуждалась и была реализована только в 1582 году). Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) — итальянский философ-гуманист. Стяжал славу самого образованного и всеобъемлющего ума своего времени, знал 22 языка, в том числе древнееврейский и арабский. Философская антропология Пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного «я». Он ставит в центр внимания свободу выбора, как главное условие всякого деяния и его моральной оценки. Пико дела Мирандола стремился к всеобщему «примирению философов», исходя из того, что все религии и философские школы являются частным выявлением единой истины и могут быть примирены в универсально понятом христианстве. Таким образом, первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства, возвращение к классической «золотой латыни». Так, в Италии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья произведения античной скульптуры, архитектуры. Его представители вовсе не отбрасывали достижения средневековой культуры и с известной долей критичности относились к античному наследию. Мыслители Возрождения полагали, что человек, наделенный Богом свободной волей, является творцом самого себя и этим выделяется из природы. |