дизайн. В современном мире проектирование, распространяясь почти на все сферы жизни человеческого общества, становится естественной чертой нашего сознания
Скачать 30.81 Kb.
|
В современном мире проектирование, распространяясь почти на все сферы жизни человеческого общества, становится естественной чертой нашего сознания. Конкретизируя проектирование как деятельность, цель которой «положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде» можно утверждать, что реальная проектность как ценность и содержание многих видов деятельности человека, как особый тип его мышления - есть проектная культура. О ней много размышляют, обозначив ее как «третью (после материальной и духовной) культуру». По существу дизайн, включающий в себя различные виды инженерно-технической деятельности (графическое, знаково-кодовое отображение, проектирование, моделирование и т.п.) и поисково-исследовательской работы, можно трактовать как проектную культуру. В основе специфики дизайна заложен синтез многих видов искусств, охватывающий огромное поле деятельности: от проектирования отдельных вещей до проектирования процессов жизнедеятельности. Однако, понятия - «искусство», «художественное творчество» - раньше никогда не употреблялись по отношению к проектированию рядовых жилищ, работе ремесленников по созданию одежды, обуви и других необходимых в быту вещей, и только с победой технической революции в XVIII - XIX вв. заговорили об активном вмешательстве художника в процесс производства «бытовых» и промышленных изделий. В 30-х гг. XIX в. начали появляться специальные комитеты по поощрению связи искусства с техникой, промышленностью, одновременно стало входить в употребление понятия: "applied art" (прикладное искусство) и «industrial art» (промышленное искусство). Синтез искусств - это сочетание разных видов искусства, рассчитанное на многостороннее эстетическое воздействие, и определяется единством идейно-художественного замысла конкретного произведения или целостным взаимодействием отдельных элементов ансамбля (предметно-пространственного комплекса). Идея ансамбля должна зарождаться в совместной работе мастеров (профессионалов) разного профиля. Синтез искусств есть прежде всего создание единой целостной композиции, воплощающей художественный образ за счет слияния в нем образов, создаваемых каждым из видов искусства собственными средствами. Причем именно композиция служит признаком возникновения ансамбля. Особенно это важно для предметных и средовых ансамблей в дизайне, где зачастую соседствуют весьма разноречивые по исходным сходствам слагаемые. Синтез искусств связывает отдельные его виды не только композиционно, но и на более высоком уровне взаимодействия - концептуальном и стилеобразующим. Синтез искусств - взаимодействие между собой отдельных видов художественного и проектного творчества - обязательное условие формирования подлинно гуманистической среды обитания человека. С другой стороны, выделяют современное искусство как явление художественной жизни, характерное не столько временными границами, сколько сущностными особенностями, отличающими современное искусство от искусства традиционного. Современное искусство отличают принципиальная экспериментальность, связанная с неподражательностью, отсутствие прямых отсылок к реальности. Современное искусство характерно использованием компонентов художественного воздействия, таких как цвет, ритм, фактура и др., непосредственно как повода для создания произведения. Современное искусство отличает концептуальность. Существуя рядом с традиционном искусством, явление современного искусства обнаруживает себя в разных жанрах не только изобразительного, но и декоративно-прикладном искусстве, в музыке, литературе, архитектуре, дизайне. Таким образом, сегодня дизайн - это не просто предметно-пространственное оснащение нашей жизни. Дизайн - актуальная форма жизни современного искусства, искусство нового этапа развития цивилизации, эры прав человека и рыночных отношений, основанных на приоритете потребительских ценностях в укладе жизни общества. Дизайн – это деятельность, синтез проектного мышления и творчества, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий (промышленный дизайн). Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрение потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн – синтез наук, технологий, эстетики. Искусствоведы выделяют средовой дизайн, графический, ландшафтный, промышленный. В. Глазычев в своих очерках по теории и практике дизайна пишет: «Хотя частных историй-определений дизайна можно сопоставить не меньше десятка, мы остановимся лишь на трех наиболее популярных описаниях рождения дизайна, тем более, что остальные являются промежуточными по отношению к этим основным. Библиографическая ссылка Шитикова И.Б. ДИЗАЙН КАК АКТУАЛЬНАЯ ФОРМА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 3. – С. 105-106; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=24734 (дата обращения: 25.05.2021). |