Главная страница
Навигация по странице:

  • Античная цивилизация

  • Документ Microsoft Office Word. В странах Востока, прежде всего в Индии, Китае, нашел классическое выражение восточный тип цивилизации, тип циклического развития. Общества, относящиеся к подобному типу развития, построены на принципах коллективизма


    Скачать 29.46 Kb.
    НазваниеВ странах Востока, прежде всего в Индии, Китае, нашел классическое выражение восточный тип цивилизации, тип циклического развития. Общества, относящиеся к подобному типу развития, построены на принципах коллективизма
    Дата12.11.2018
    Размер29.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Office Word.docx
    ТипДокументы
    #56188

    В странах Востока, прежде всего в Индии, Китае, нашел классическое выражение восточный тип цивилизации, тип циклического развития. Общества, относящиеся к подобному типу развития, построены на принципах коллективизма. Поэтому в них отсутствовала классовая структура и классовые категории к ним не применимы. Личные интересы полностью подчинены общим: общинным, государственным. Личное начало развито слабо. Важнейшим элементом общественного устройства являлась община. Интересы личности в общине полностью подчинены интересам коллектива, который определял все стороны жизни: нравственные нормы, духовные приоритеты, культурные предпочтения, принципы социальной справедливости и социальной защиты, норму и характер труда. В таком обществе есть бедные, есть богатые, но нет собственности как производящего и умножающегося капитала. Понятие частной собственности в полном смысле отсутствовало. Речь могла идти о коллективном (община, племя, корпоративное объединение) праве на пользование, владение ресурсами (водой, землей и т.п.). Верховным собственником всего выступало государство, власть. Принадлежность к власти (должность) опосредованно давало право на собственность (она могла быть и наследственной). Но это не частная собственность. Попытки приватизации собственности пресекались или резко ограничивались. Полная частная собственность не допускалась. Деньги вкладывались в дом, богатый выезд, безумную роскошь, но не превращались в работающий капитал. На Востоке переход от первобытности к цивилизации сопровождался развитием ирригационного земледелия. Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. В результате во всех древних восточных цивилизациях сложилась особая форма государства – деспотия. Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре. Деспотия – в переводе с греческого означает «неограниченная власть»; форма самодержавной власти. В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные работы, строительство, следили за состоянием каналов, набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд. Способ производства, при котором основные экономические решения не только принимаются в соответствии с жестко заданными извне (по отношению к производителю) законами, традициями и обычаями, но это делается централизовано – государственными органами, которые стремятся полностью контролировать не только распределение и потребление, но само производство, как необходимого так и прибавочного продукта, а иногда даже и воспроизводство самого работника, получил название «азиатского», или командно-административного. Этот способ производства основывается на системе тождества, неразделенности власти и собственности. Поэтому его еще называют «система власть – собственность». Обобщая характеристики государственных систем с централизованным управлением экономикой (Шумер Третьей Династии Ура, Спарта, Древний и маоистский Китай, Египет, империя Инков, Византия, Персия), можно выделить следующие типичные черты азиатского способа производства. • На базе использования «естественных» производительных сил, при помощи ирригации создаются природные машины (Нил, Хуанхэ), способные обеспечить большой объем производства добавочного продукта, изымаемого на нужды государственной бюрократии и армии.

    • На основные средства производства (землю, воду, рабов) устанавливается коллективная (общинно-государственная) собственность, становящаяся основой системы «власть-собственность». • Строительство ирригационной системы требует координации усилий десятков и сотен тысяч работников, для чего необходимо в огромных масштабах осуществлять перераспределение труда, становящуюся основой тотального рабства, позволяющего концентрировать труд для строительства циклопических культовых сооружений (пирамид, мавзолеев и т. п.). • Изъятие и перераспределение прибавочного и части необходимого продукта требует создания мощного госаппарата и бюрократии, власть которых основана на физическом принуждении и терроре, круговой поруке и коллективной ответственности общинников. Государственная система, основанная на азиатском способе производства, стремится к автаркии – самообеспечению и самоизоляции от других систем, к захвату жизненного пространства – построению территориальных империй. Система культивируемых ценностей носит элитарный характер – власть, слава, доблесть. Интересы отдельного человека полностью подчинены интересам малой группы (семьи, общины, трудового коллектива), малые группы — большим (слоям, классам, кастам), последние — государству. Оно осуществляет общий (тотальный) контроль за поведением и даже образом мыслей каждого гражданина, жестко подчиняя их своим целям. Поэтому общество, основанное на вышеизложенных началах, именуют «тоталитарным», а систему правления государственной бюрократии – тоталитаризмом. На краткосрочных интервалах (15–25 лет) командная система способна обеспечить впечатляющие темпы экономического роста – до 20% годовых. В долгосрочном периоде (от 50 лет) стремится к консервации достигнутого уровня, что ведет к застою и деградации. Возникновение тоталитарных государств с экономикой азиатского типа начинается, как правило, с упразднения или существенного ограничения права частной, семейной собственности. Иногда это делается под предлогом необходимости достижения каких-либо общих целей, например строительства каналов или дорог, отражения агрессии. В других случаях движущим мотивом является желание добиться «справедливого» (уравнительного) распределения ресурсов и благ среди населения или его части, например свободных, воинов, рабочих. Вторым шагом становится ограничение или упраздн Вторым шагом становится ограничение или упразднение рыночных механизмов ценообразования и замена их планированием, директивным распределением ресурсов и благ, назначением цен и тарифов оплаты труда. К

    л развития, шаг от одного витка к другому - поступательное движение. Структура общества. Общество в древних цивилизациях в отличие от первобытности было неоднородным, в нем появились разные социальные прослойки. Это было связано, с одной стороны, с тем, что образовалось государство, которое требовало специального аппарата для управления. С другой стороны, в цивилизованном обществе усиливались профессиональные, функциональные различия (ремесло отделялось от земледелия, возникла торговля и т. д.), росло имущественное расслоение. Уже в древности стала складываться сложная структура общества, которая впоследствии становилась все более дифференцированной и разветвленной. Особенностью восточных обществ была их сильная иерархичность: каждый социальный слой занимал свое четко определенное место и отличался от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями.

    Высокое положение в обществе занимал и многочисленный аппарат чиновников, поэтому ученость приносила большие практические выгоды. Особую прослойку составляли купцы, которых поддерживало государство, заинтересованное в поставке иноземных и редких товаров. Благодаря купцам осуществлялась экономическая связь, пока еще очень слабая, между отдельными районами. Особую категорию населения составляли воины. Находясь на службе в постоянной армии, они получали снабжение от государства. После удачных походов устраивалась раздача земель, рабов, кроме того, воины жили за счет разграбления захваченных земель. В мирное время их часто привлекали к тяжелым работам: например, в Египте воины трудились на каменоломнях. Довольно многочисленны были ремесленники, большей частью они жили в городах, но были и ремесленники (очевидно, зависимые), которые работали в мастерских, принадлежащих храмам, царю или знати, под плетью надсмотрщиков. Основную часть общества составляли свободные общинники-крестьяне. Сельская община и в древних цивилизациях, и в эпоху средневековья, вплоть до индустриальной революции, была основной производственной ячейкой. Она уходит корнями в далекое прошлое, в эпоху первобытности, когда люди группировались сначала в родовые, а потом в соседские общины. На основе первобытной соседской общины и сформировалась община сельская. Впрочем, в ней могли сохраняться и семейные, родственные связи. Основной хозяйственной единицей в общине была большая патриархальная семья, которая имела свой дом, имущество, иногда рабов, приусадебный участок. От общины она получала надел земли и пользовалась урожаем с него, но такие наделы считались собственностью всей общины. Все члены общины были связаны круговой порукой – это означало и взаимопомощь, и ответственность за совершенные кем-либо из ее членов преступления. Община, например, должна была компенсировать убытки от воровства, платить штрафы за провинившихся, если они сами не могли этого сделать. Государство налагало на общину ряд обязанностей: следить за состоянием ирригационной системы (на своем участке), принимать участие в осушительных работах, строительстве каналов, поставлять рекрутов в случае войны. Кроме того, каждый общинник должен был платить налог государству, т. е. царю, который, как уже говорилось, формально владел всей землей. Несмотря на достаточно тяжелые повинности, принадлежность к общине была привилегией: свободные общинники обладали гораздо большими правами, чем те, кто лишился земли. Образ жизни общины имел свои особенности: она была сама производила все необходимое для своего существования. Государство вмешивалось в ее жизнь в основном когда нужно было собирать налоги или вести войну. Такая обособленность общины подкреплялась правом самоуправления. Спорные вопросы решались на собраниях общинников. Даже в отношении религии община была вполне самостоятельна: почти в каждой местности были свои особые божества и культы. Человек в общине чувствовал себя, прежде всего, частью коллектива, а не отдельной личностью, которая может сама, независимо от других, строить свою жизнь. И поэтому изгнание из общины рассматривалось как суровое наказание. Существование общины было построено на традиционности, неукоснительном соблюдении древних, тысячелетиями не менявшихся обычаев. Во многом это объяснялось тем, что малейшее отступление от опыта, выработанного предшествующими поколениями, грозило большими потерями для хозяйства и даже гибелью. В результате жизнь общины, и хозяйственная, и духовная, была очень консервативной. Однако не все крестьянство принадлежало к общинам; многие лишались своих наделов, так как в общине шел, хотя и очень медленно, процесс имущественного расслоения. Оказавшиеся вне общины крестьяне, как правило, работали на землях, находившихся во владении храмов, знати или самого царя. Они тоже получали надел, но уже на других основаниях, как бы в аренду; при этом они не только должны были платить оброк, но и не имели права уйти со своих участков. В древних восточных цивилизациях существовало рабство. Рабы, как правило, входили в состав большой патриархальной семьи, поэтому такой вид рабства принято называть домашним. Труд рабов использовался также на землях и в мастерских, принадлежавших знати, в дворцовых и храмовых хозяйствах, на рудниках и строительстве. Рабами становились в основном военнопленные, но существовали и внутренние источники – например, долговое рабство, которое росло по мере расслоения общины. Впрочем, долговое рабство необязательно было пожизненным: отработав свой долг, вчерашний невольник вновь становился свободным человеком. Численность рабов могла быть весьма значительной: скажем, в Китае в Ш в. до н. э. работорговля приняла такие размеры, что создавались рынки для продажи невольников. ВЕгипте во II тысячелетии до н. э. рабов имели даже люди среднего достатка: ремесленники, садовники, пастухи. Труд рабов оставался на Востоке дополняющим по отношению к труду свободных и зависимых крестьян и ремесленников: он не играл определяющей роли в экономической жизни. Устойчивость и живучесть общины привели к тому, что численность рабов на Востоке была сравнительно невелика; рабский труд здесь не стал основой всего хозяйства, а главной производительной силой общества оставались крестьянеобщинники и в известной степени ремесленники. Восточное рабство носило патриархальный, домашний характер и в основном было приспособлено к обслуживанию личных нужд рабовладельцев. Но в государственном хозяйстве - на строительных работах, сооружении храмов, каналов, плотин, искусственных водоемов, рабов усиленно использовали. Ирригация в древневосточных государствах дала возможность развиваться здесь полеводству, огородничеству, садоводству (виноградарство и разведение оливкового дерева). В храмовых хозяйствах расширялось применение рабочего скота, началось разведение племенного скота. Наряду с мотыгой и плугом стали использоваться новые земледельческие орудия - металлические серпы, грабли. Все более важное место в хозяйстве народов Древнего Востока занимает ремесло – текстильное, гончарное, кузнечное производство, обработка дерева, камня, кожи, слоновой кости, драгоценных металлов (золота и серебра). В Египте было освоено производство папируса, использовавшегося для письма. Получило развитие кораблестроение, особенно в Египте и Финикии. Стала развиваться военная техника – осадные орудия боевые колесницы. Древний Восток внес весомую лепту в строительное дело: рациональная организация массового применения труда свободных общинников и рабов позволила соорудить огромные дворцы и храмы, грандиозные пирамиды. Более заметно стала развиваться торговля, главным образом внешняя (со странами Средиземноморья). Возникли первые металлические деньги (медные, серебряные и золотые слитки и монеты.

    Античная цивилизация Прогрессивный тип цивилизации, связанный с постоянными изменениями в жизни человека и устремлениями в будущее, опираясь на уроки прошлого начал возникать на берегах Средиземного моря. В древности наивысшего развития он достиг в древней Греции и Древнем Риме. В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок. Появился первый в мире образец народовластия – демократия. В экономической истории Древней Греции выделяют ряд периодов: 1. Крито-микенский (о. Крит и г. Микены на полуострове Пелопоннес) – III тыс. до н.э. –XII в. до н.э. 2. Гомеровский период – XI–IX вв. до н.э. 3. «Великая греческая колонизация», полисное общество – VIII–VI вв. до н.э. 4. Афинское рабовладельческое государство – VI–IV вв. до н.э. Важнейшие завоевания цивилизации периода архаики были развиты в период классической Греции (от рубежа VI–V вв. до н.э. до 338 г. до н.э.). Это был период великого расцвета полисной организации общества, оказавшей влияние на все сторо- 29 ны жизни. Полис представлял собой гражданскую общину, важной особенностью которой было сочетание общинного характера и своеобразных черт, отличавших эту общину от родовой, семейной, территориальной и т. п. В ее основе лежала античная форма собственности, которая была одно

    Экономика полиса базировалась на земледелии и скотоводстве, виноградарстве и садоводстве. Основным принципом его хозяйства была идея автаркии (самообеспеченности). Средства существования, не зависящие от внешних, природных факторов, рассматривались как экономическая основа свободы. Излишки продуктов составляли предмет продажи и обменивались через рынок. Огромную роль в жизни греков играло море. Обилие удобных бухт и островов способствовало раннему развитию мореходства и обмена. Таким образом, полис осуществлял экономические, военные и политические функции. В соответствии с основными принципами полиса выработалась полисная система ценностей: полис – высшее благо; существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. К ценностям полиса относились также признание превосходства земледельческого труда над иными видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта, где ценностью считалась и война); неизменными экономическую основу и приоритет традиций. Желание накопительства осуждалось как антиценность. В тот период началось распространение рабства классического типа. Например, в Афинах раб не только не имел собственности на средства производства, но и представлял собой «говорящее орудие», принадлежавшее его хозяину. Право собственности рабовладельца на раба ничем не ограничивалось. Дети рабынь назывались «приплодом» и также становились рабами. Рабы в Греции – это, как правило, захваченные во время военных походов или пиратских набегов военнопленные, которые поступали на невольничьи рынки и становились «живым товаром». Источником рабов было и долговое рабство в результате захвата знатной верхушкой (евпатриды) лучших земель и закабаления обедневших общинников. Однако долговое рабство соплеменников было изжито довольно быстро; рабами становились только военнопленные, возможно поэтому, как предполагают историки, граница между рабом и свободным была такой отчетливой, а отношение к рабам – особой жестокостью (по сравнению с домашним рабством на Востоке). Образование рабовладельческих городов-государств совпало с колонизацией греками ряда иноземных территорий и регионов в погоне за рабами, хлебом, скотом, металлом, солью, рыбой, в стремлении завоевать новые земли с целью их заселения. Различают три основных направления греческой колонизации: 1. Северные и восточные берега Черного моря – Херсонес, Феодосия, Пантикапей (Крым), Фанагория (устье Кубани, Ольвия (устье Буга). 2. На запад, в строну Аппенинского и Пиренейского полуостровов – берега Италии и остров Сицилия – города Сиракузы, Неаполис, Тарент и др. 3. Северная Африка. Колонизация дала толчок развитию торговых отношений между Древней Грецией и остальным (неэллинским) миром, что способствовало еще большему развитию рабовладельческих отношений. Колонизация открыла огромные возможности для торговли, которая ускорила развитие судостроения и всех разнообразных ремесел, с ним связанных. Колонизация вызвала массовый отток населения, покидавшего родину из-за нехватки земли или частых внутренних усобиц. В результате число недовольных среди свободного населения Греции сокращалось, и это в какой-то степени снимало социальную напряженность. Заключительный период в экономической истории Древней Греции – IV вв. до н.э. – время расцвета Афинского рабовладельческого государства (юго-восток Греции). Афинам удалось укрепить свое могущество в результате победы в кровопролитных греко-персидских войнах (500–479 г. до н.э.), когда была захвачена большая добыча и масса пленных. Афины возглавили союз всех греческих государств, образовав Афинский морской союз, из которого затем выросла Афинская морская держава. Афины становятся центром политической и экономической жизни Древней Греции. В V в. до н.э. жизнь Афин достигла наивысшего расцвета, в основе которого лежала широкая эксплуатация рабского труда. Рабы стали использоваться во всех отраслях хозяйства: на сельскохозяйственных работах, на строительстве новых зданий, в качестве гребцов на кораблях, в ремесленных мастерских, каменоломнях, рудниках. В Афинах основная масса рабов использовалась в промышленном производстве. Широкое распространение в Афинах получили рабовладельческие ремесленные мастерские – эргастерии, в которых рабы изготовляли различные металлические изделия, оружие, глиняную посуду, мебель, обувь, украшения. Преобладали мастерские с 10–12 рабами, но встречались эргастерии, имевшие несколько десятков рабов. Эргастерии приносили большой доход, не меньший, чем морская торговля, считавшаяся наиболее прибыльной отраслью. Эргастерий был главной, но единственной формой эксплуатации рабов. Крупные рабовладельцы сдавали в аренду своих рабов для работы на государственных рудниках, в каменоломнях, на строительстве. В сельском хозяйстве преобладали мелкие крестьянские хозяйства, и труд рабов применялся в ограниченных размерах.

    Древний Рим Наивысшего развития распространение рабства достигло в Риме, начиная со II в. до н.э. и привело к противопоставлению раба и свободного гражданина. Последний считал для себя зазорным, если его подозревали в «рабских пороках» (ложь, лесть) или «рабских занятиях», включавших в отличие от Греции, не только ремесло, но и сочинение пьес, работу скульптора и живописца, игру на сцене. Делами, достойными римлянина, особенно выходца из знатного аристократического рода, признавались только политика, война, законотворчество. Наиболее развитыми элементами римской культуры были право и красноречие. Римское право складывалось на протяжении нескольких веков. В нем была разработана система правовых норм, регулировавших имущественные и другие хозяйственные отношения, связанные с правом собственности, установлены правила обеспечения договорных обязательств и ответственности, весьма совершенные нормы наследования имущества. Римские юристы делили право на частное, относившееся к «пользе отдельных лиц» и публичное, касавшееся «состояния Римского государства». В императорскую эпоху появилась доктрина, согласно которой воля императора – закон для всех граждан. Императоры издавали различные законы, декреты, мандаты, объединявшиеся общим названием «конституция». Главным источником рабства в Римском государстве были войны, также долговая задолженность, наследственное рабство, морское пиратство. Во II и особенно в I в. до н.э. труд рабов полностью оттеснил свободный труд. В конце I в. до н.э. из 1500 тыс. чел. общего числа населения города Рима свободных людей было 600 тыс., а рабов – 900 тыс. Рабы делились на городских (занятых в ремесленных мастерских, рудниках и каменоломнях, а также ткачи, носильщики, повара, учителя, актеры, музыканты, переписчики) и сельскохозяйственных (основная масса рабов). Доминирующее значение в римской экономике занимало сельское хозяйство (в отличие от хозяйства Древней Греции, где ведущее место занимали ремесло и торговля). На базе рабского труда в Риме возникло большое количество обширных рабовладельческих хозяйств – латифундий («обширное имение»), котодельческих хозяйств – латифундий («обширное имение»), которые производили продукты с меньшими издержками, чем мелкие хозяйства свободных крестьян, т. к. использовали дешевый рабский труд, простую кооперацию, а также передовые агрономические методы и технический опыт крестьянских хозяйств. Это приводило к разорению мелкого крестьянства и пополняло ряды рабов, положение которых было крайне тяжелым. Жестокая эксплуатация огромного количества рабов привела Рим значительному хозяйственному и культурному развитию, хотя техника производства оставалась на самом низком уровне. Широко развивались разнообразные отрасли сельского хозяйства: животноводство, садоводство, виноградарство, зерновое производство (пшеница, ячмень, просо). Росло ремесленное производство, особенно горнорудный промысел. В Испании (римской провинции) на рудниках по добыче серебра было занято до 40 тыс. рабов. Рост ремесла приводил к его территориальной специализации. В г. Капуе было сосредоточено производство медной посуды, ведер, канатов, в г. Тарквинии - текстильных изделий, в г. Путеолы – железа и оружия, в самом же Риме – кожевенное и текстильное производство. Все это создавало условия для развития строительства (в Риме сооружаются дворцы, храмы, цирки, бани, водопровод, многоэтажные здания). Хотя рабовладельческое хозяйство сохраняло натуральных характер, но развитие ремесел и сельского хозяйства спо- 34 собствовали развитию внутренней и особенно внешней торговли. В основном развивался ввоз из завоеванных стран предметов роскоши, рабов. В качестве денег все чаще выступала металлическая монета. В начале I в. н.э. Римская империя простиралась от Испании на западе до Персии – на Востоке и от Англии на севере до Египта на юге. Но постепенно хозяйство Рима приходит в упадок. Военные победы стали сменяться поражениями, источник пополнения рабов стал иссякать. Кроме того, все сильнее стали проявляться отрицательные стороны малопроизводительного рабского труда, который был эффективен только в условиях массового применения. Все это ведет к уменьшению населения, гибели ремесел, запустению городов, сокращению торговли. Поскольку крупное рабовладельческое производство становится экономически невыгодным, римские рабовладельцы начинают отпускать на волю значительные группы рабов. Латифундии дробились на мелкие земельные участки, к которым стали прикреплять рабов, отпущенных на волю. Это был новый слой мелких производителей, занимавших промежуточное положение между свободными и рабами и имевших некоторую заинтересованность в результатах своего труда. Они назывались колонами и являлись предшественниками будущих средневековых крестьян. Разложению римского рабовладельческого хозяйства способствовало также обострение классовой борьбы, а также нападения со стороны варварских народов и племен. В 478 г. Рим пал. Гибель Римской империи одновременно означала гибель рабовладельческого общества в целом. Следует сказать об огромном вкладе античной цивилизации в развитие экономики. Речь идет не столько о введении термина «экономика» (первоначально как порядок ведения домашнего хозяйства), сколько о возникновении разнообразных форм организации производства, собственности, обмена, финансово-кредитных и денежных отношений и т. п. В научный оборот термин «экономика» был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом (ок. 430–355 или 354 гг. до н. э.), написавшим труд под названием «Экономикос», и Аристотелем (384–322 гг. до н. э.). Последний науку о богатстве делил на «экономию» (совокупность потребительных стоимостей) и «хрематистику» (искусство делать деньги).

    В эту эпоху впервые сложилось (особенно в период расцвета Римской империи) многоотраслевое хозяйство, в значительной мере ориентированное на рынок, сочетавшее мелкое производство независимых крестьян, ремесленников, полузависимых колонов, крупные латифундии и эргастерии, организованные как мануфактурные производства с разделением труда и насчитывавшие до 1000 работников – рабов, вольноотпущенных, вольнонаемных. Эргастерии существовали в горном деле, в производстве мебели, керамических, текстильных и металлических изделий, оружия. Это были предвестники будущих ремесленных цехов и мануфактур. Не следует недооценивать и такое экономическое изобретение, как появление банков (в V в. до н.э. в Греции возникли храмовые и частные денежные банки, выдававшие ссуды под процент).

    https://docviewer.yandex.ru/view/651003398/?*=5zNSiJWgpCC7ul0GaatXa3KEgXV7InVybCI6InlhLWJyb3dzZXI6Ly80RFQxdVhFUFJySlJYbFVGb2V3cnVFcVpDZnhTRXdMTHFDbXAyN3A0NjY3WEtMN014NUVmcUJ4dUI2ZkQ2NEliLUladVJuZGNpV09MdEJiVTRVVWlJQncwbU1OSS1wRzZSUzBxM3FGdFhSMjItZThuRHNwcHRIcDNxbmkyOUdlM1h0MXp0UERzU0FDcTIySmFmQVNGbGc9PT9zaWduPS1vWXB2MnZ0elpHTzFwTk5zSnVmS19XUkg4dEk5Tzc1cUlPcFhZNk9DZTg9IiwidGl0bGUiOiJwcm9nX3JhYi5kb2MiLCJ1aWQiOiI2NTEwMDMzOTgiLCJ5dSI6IjgwMTIyODMxMTE1MTg2NzYxNTgiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTQxNjc2Mjc4MDQ3fQ%3D%3D&page=23


    написать администратору сайта