Главная страница

Падение Западной Римской Империи. В v в. В 395 г произошло окончательное политическое разделение ранее единой


Скачать 84.93 Kb.
НазваниеВ v в. В 395 г произошло окончательное политическое разделение ранее единой
Дата21.02.2022
Размер84.93 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПадение Западной Римской Империи.docx
ТипДокументы
#368381
страница2 из 3
1   2   3
часть маневренных полевых войск из Британии и Галлии. Этим он ослабил оборону

рейнских границ и всей Галлии. После того как части войск были от­ведены, это

фактически означало, что империя оставляет западные провинции на произвол

судьбы. Этим не преминули воспользоваться племенные коалиции аланов, вандалов

и свевов, которые в 407 году прорвали рейнскую границу и, форсировав реку,

ворвались в Галлию, опустошая все на своем пути. Пришлось провинциальной

аристократии, ко­торая состояла из галло-римской знати, руководить обороной

своих провинций, не надеясь на помощь императорского правительства. Все это

привело к тому, что стоявшие в Брита­нии и в Галлии войска провозгласили

императором Кон­стантина (407-411 гг.). С большим трудом ему удалось

вос­становить положение на рейнской границе: он оттеснил вандалов и свевов в

Испанию и смог стабилизировать внут­реннюю обстановку в Галлии, подавил

восстание багаудов.

Бездействие центрального правительства, которое было занято отражением нового

набега войск Алариха, вторгшихся в Иллирию, способствовало укреплению позиции

узурпатора Константина в Галлии. Неспокойно было и в самой импе­раторской

столице. В 408 году был отстранен от власти и убит казавшийся всемогущим

Стилихон. К власти пришла группировка, которая сразу же разорвала союзные

отно­шения с Аларихом, его войска вновь двинулись в Италию. На этот раз

Аларих выбрал целью своего похода вечный город Рим, который он осадил осенью

408 года. Заплатив огромный выкуп, жители Рима добились снятия осады и отхода

войск вестготов. Аларих пытался договориться с им­ператорским правительством.

Равенне о приемлемом мире, но переговоры были вновь сорваны придворной

группировкой и для того чтобы надавить на императорский двор, и ус­корить

принятие выгодных для себя решений, Аларих повел свои войска на. ослабевающий

Рим опять. На пути следо­вания к готам стали присоединяться беглые рабы.

Город Рим был брошен на произвол судьбы императором, который укрылся в хорошо

укрепленной Равенне. Не получивший никакой поддержки, Рим не смог

сопротивляться войскам вестготов и 24 августа 410 года городские ворота Рима

были открыты рабами. Вестготы ворвались в город и жестоко его разграбили.

Падение Рима произвело огромное впечатление на со­временников. Рим продолжал

существовать и после втор­жения вестготов, однако его мировое значение было

утрачено. «Вечный город» пустел, на римском форуме, где раньше решались

судьбы народов практически всего цивилизованного мира, теперь росла густая

трава и паслись свиньи: Паде­ние и жестокое разграбление Рима у всех

культурных людей Средиземноморья вызвало понимание обреченности римского

государства вообще. Теперь никто не сомневался в близости заката Западной

Римской империи, ее культуры, и общественного устройства. Под влиянием

предчувствия катастрофы один из крупнейших деятелей христианской церкви

начала V века епископ города Гиппона Регия Ав­густин начал работу над своим

знаменитым произведением «О граде божьем» (412-425 гг.), в котором он

размышлял над причинами взлета и падения земных царств, в том числе и Римской

империи. Августин развивал свою теорию бо­жественного города, который должен

прийти на смену зем­ным царствам.

Осенью 410 года императорское правительство в Ра­венне оказалось в очень

тяжелом положении. Вестготы, которые разграбили Рим, и предводителем которых

после неожиданной смерти тридцатичетырехлетнего Алариха в 410 году стал его

племянник конунг Атаульф, фактически блокировали Италию. В Галлии правил

узурпатор Кон­стантин, а в Испании хозяйничали прорвавшиеся туда пле­менные

союзы аланов, вандалов и свевов. Начался по­степенный процесс развала

империи, остановить который было уже невозможно. В подобных условиях

правитель­ство в Равенне было вынуждено изменить свою политику по отношению к

варварам: римляне пошли на новые ус­тупки. Отныне отряды варваров не только

нанимались на службу империи, как это практиковалось с IV века, императоры

были вынуждены согласиться на создание по­лусамостоятельных варварских

государств на территории империи, которая сохраняла лишь видимость власти над

ними. Так, в 418 году, для того чтобы удалить вест­готов из Италии и

отстранить от власти узурпатора, вест­готы во главе с королем Теодорихом

получили для поселения Аквитанию — юго-западную часть Галлии.

Вестготы поселились здесь на постоянное жительство всем своим племенем, они

пришли с женами и детьми. Вои­ны их, а также знать, получали земельные наделы

за счет конфискаций у местного населения. Вестготы тут же при­ступили к

налаживанию собственного хозяйства, используя действующие в их среде правовые

нормы и обычаи. С ме­стными жителями, римскими гражданами и

землевладель­цами, у которых продолжали действовать нормы римского права, тут

были установлены определенные отношения. Вестготы рассматривались как

завоеватели, хозяева всей территории, хоть и считались союзниками

(федератами) императорского двора. Таким образом, в 418 году возникло первое

варварское королевство на территории Западной Римской, империи.

Но еще в 411 году императорское правительство при­знало в качестве федератов

империи племенные союзы све­вов, которые теперь прочно осели в северо-

западной части Испании. Был признан и племенной союз вандалов, ко­торые, не

смогли закрепиться в Испании и воспользова­лись приглашением африканского

наместника Бонифация, переправились в 429 году в Африку и образовали там свое

вандальское королевство во главе с королем Гензирихом. В отличие от

вестготов, которые поддерживали мирные отношения с местными жителями, вандалы

в своем коро­левстве установили жестокий режим по отношению к ме­стному

римскому населению, в том числе и к землевла­дельцам, и к христианским

иерархам. Они разрушали города, подвергали их грабежам и конфискациям,

превра­щали жителей в рабов. Местная римская администрация делала слабые

попытки принудить вандалов к покорно­сти, но это не приводило ни к каким

результатам. В 435 году империя была вынуждена' была признать официально

Вандальское королевство как союзника империи, формально это королевство брало

обязательство вносить ежегодную подать Равенне и защищать интересы

императора, но на самом деле „значительная часть африканских провинций для

императора была потеряна.

Из других варварских государственных формирований на территории империи можно

назвать королевство бургундов, которое возникло в Сабаудии (юго-

восточная.Галлия) в 443 году, и королевство англосаксов в юго-восточной части

Британии (451 год).

Новые полусамостоятельные королевства подчиня­лись распоряжениям

императорского двора лишь в том случае, если это соответствовало и их

интересам. На са­мом деле они проводили собственную внутреннюю и внеш­нюю

политику, императоры были бессильны привести их к повиновению. В подобной

сложной политической обстановке императорский двор всякими маневрами

под­держивал видимость существование Западной Римской империи в 420-450-х

годах. Варварские королевства и области лишь считались ее составными частями.

Послед­нее относительное объединение Западной Римской им­перии произошло в

годы страшной опасности, которая угрожала ей со стороны гуннских племен.

В 377 г. гунны захватили Паннонию и в конце IV - и.1 чале V веков не

представляли серьезной опасности для Рима. Как мы знаем, наоборот, римляне

охотно вербовали гунн­ские отряды для достижений своих военно-политических

целей. Так Флавий Азций - один из известнейших римских политиков,

пользовавшихся большим влиянием при дворе императора Валентиниана III (425-

455 гг.), часто использовал наемные гуннские отряды против других племен -

бургундов, вестготов,, франков, багаудов и т. д. Однако в начале 440-х годов

произошло резкое усиление гуннов во главе с, их предводителем Аттилой (433 -

453 гг.).

Гунны присоединили к своему союзу ряд племен и, пользуясь слабостью как

Западной Римской империи, так и Ви­зантии, которая в это время вела тяжелые

войны с вандалами в Африке и с персами на Евфрате, начали опустошительные

набеги на области Балканского полуострова. С помощью откупа, а также успешных

боевых действий византийцам удалось отразить нападение гуннов и тогда в

начале 450-х годов они вторглись на территорию Галлии, грабя и сжигая все на

своем пути. Полчища гуннов представляли смертель­ную опасность не только для

галло-римлян, римских граждан и землевладельцев, но, и для многочисленных

варварских племен, которые жили в Галлии на территории империи и уже успели

вкусить блага римской цивилизации. Против гуннов была создана сильная

коалиция, которая состояла из франков, аланов, армориканцев, бургундов,

вестготов, саксов, а также военных поселенцев. Антигуннскую коа­лицию

возглавил Флавий Азций, который ранее охотно ис­пользовал их наемные отряды в

интересах империи.

Решающая битва между коалицией и гуннскими племенами произошла на

Каталаунских полях в июне 451 года. Эта была одна из крупнейших и

кровопролитнейших битв в истории человечества. Готский историк Иордан

утверждает, что потери с обеих сторон составили огромную цифру в 165 тысяч

человек, существуют сведения, что количество убитых доходило до 300 тысяч

человек. В результате битвы на Ка­талаунских полях гунны потерпели поражение.

Их обширное и непрочное государственное образование стало распадаться, а

вскоре после смерти предводителя Аттилы (453 год) оно окончательно

развалилось.

На некоторое время гуннская опасность сплотила друг с другом разнородные силы

вокруг империи, но сразу же после Каталаунской победы и после отражения

гуннского вторжения процессы внутреннего разъединения империи усилились.

Варварские королевства одно за другим переста­вали считаться с императорами в

Равенне и начинали про­водить самостоятельную политику.

Вестготы предприняли завоевание большей части Испании. Они расширили свои

владения за счет имперских областей Южной Галлии. В это же время вандалы

захватили значи­тельную часть африканских провинций и построили собственный

флот, после этого они стали совершать опустоши­тельные набеги на Сицилию,

Сардинию и Корсику. Пользуясь бессилием равеннского двора, вандалы напали на

истори­ческую столицу империи — город Рим (455 год), который оставался

резиденцией главы Западной Римской церкви — папы. Вандалы взяли и подвергли

невиданному в истории 14-тидневному разгрому «вечный город». Они бессмысленно

уничтожили все, что не могли увезти с собой. У этого времени слово «

вандализм» стало нарицательным.

В Галлии все больше и больше укрепляло свое поло­жение королевство бургундов.

Сюда усилился приток фран­ков, которые прочно обосновались в ее северных

областях. Местная знать Испании и Галлии считала, что ей выгод­ней установить

отношения сотрудничества с варварскими королями, которые являлись реальными

хозяевами захва­ченных ими областей, чем поддерживать отношения с да­леким и

бессильным равеннским императором.

Итогом развала Западной Римской империи стала грызня за призрачную

императорскую власть, которая началась сре­ди различных группировок

придворных и командиров от­дельных армий. Группировки одна за другой стали

возводить на равеннский престол своих ставленников, с которыми уже никто не

считался и которых быстро сбрасывали с престола.

Исключение составлял лишь император Юлий Майориан (457 — 461 гг.). Он пытался

найти среди всего хаоса и разрухи средства для внутренней и внешней

консолидации империи. Майориан предложил несколько важных реформ, которые

должны были упорядочить само налогообложение, а также укрепить городские

курии и среднегородское зем­левладение. Все это должно было оживить городскую

жизнь и восстановить города, освободить от задолженностей жи­телей оставшихся

римских провинций. Кроме этого, Майориану удалось стабилизировать сложную

внутреннюю об­становку в Галлии и Испании, где он на какое-то время укрепил

римское господство.

Могло создаться впечатление, что могущество империи возрождается. Однако

восстановление сильной. Западной Римской империи было уже не выгодно ни

представителям провинциальной знати, ни, тем более варварским королям.

Император Майориан был убит, а в месте с ним похоронили последнюю попытку

восстановления империи. Отныне пре­стол Западной .Римской империи стал

игрушкой в руках вождей варварских дружин. Марионеточные равеннские

императоры быстро сменяли друг друга в зависимости от влияния той или иной

придворной группировки.

В 476 году командующий императорской гвардией, которая состояла из германских

наемников, 0доакр, сам по проис­хождению из германского племени скиров,

низложил 16-ти летнего императора, который по иронии судьбы носил имя

мифического основателя города Рима и римского государ­ства, Ромула. За свое

малолетство Ромул был прозван не августом, а августулом. Таким образом

Одоакр уничтожил сам институт западно-римской империи, а знаки

император­ского достоинства отослал в Константинополь. Он образовал в Италии

собственное королевство - государство Одоакра. Западная Римская империя

перестала существовать, на ее развалинах стали возникать новые государства,

новые по­литические образования, в рамках которых формировались феодальные

общественно-экономические отношения. И хотя падение власти западно-римского

императора, который уже давно потерял престиж и влияние, не воспринималось

как крупное событие, во всемирной истории 476 год стал тем ру­бежом, когда

прекратил существование древний мир — ра­бовладельческая социально-

экономическая формация. В истории наступил новый период — средневековье.

Таким образом всемирно-исторнческре значение падения Западной Римской империи

заключается не с самом факте ее гибели, а в том, что крушение Западной

Римской им­перии ознаменовало собой гибель рабовладельческого строя и

рабовладельческого способа производства вообще. Вслед за разложением

рабовладельческих отношений на Восто­ке, которые рухнули ранее всего в Китае,

пала главная ци­тадель рабовладения на Западе. Получил развитие новый,

исторически более прогрессивный способ производства.

Говоря о гибели рабовладельческого общества Западной Римской империи,

следует, прежде всего, иметь в виду глубокие внутренние причины, которые

привели к этому. Рабовладельческий способ производства уже давно изжил себя,

он исчерпал возможности своего развития, что привело рабовладельческие

отношения и рабовладельческое общество в тупик. Рабство стало помехой для

дальнейшего развития производства.

В римском; обществе времен поздней империи наблю­дались сложные

противоречивые сочетания старых ра­бовладельческих отношений с элементами

новых отноше­ний — феодальных. Эти отношения и формы порой причудливо

переплетались со старыми: они сосущество­вали, ибо старые устои были еще

достаточно стойкими и живучими, а зарождающиеся новые формы были оку­таны

густой сетью тех же старых отношений и пережитков;

В те годы началось разложение рабовладельческой формы собственности. Как уже

не раз говорилось выше, мелкое и среднее землевладение, связанное с городами

и сохранив­шее в наибольшей степени черты рабовладельческого хо­зяйства

прежних времен, переживало в период поздней им­перии глубокий упадок. Вместе

с тем происходил рост крупных поместий (сальтусов), которые уже не были

связаны с городами. По мере своего развития эти поместья превра­щались в

замкнутое целое и в экономическом, и в полити­ческом отношении. Они

становились фактически незави­симыми от центральной власти. Такие поместья

уже существенно Отличались от классической рабовладельческой латифундии и

предвосхищали в своей структуре некоторые черты феодального поместья. Однако

в условиях поздне-римской империи эта новая форма, собственности не мог­ла

получить беспрепятственного и полного развития и по­местья римских магнатов

IV — V веков должны были стать лишь эмбрионом новой формы собственности.

Кроме этого, нельзя недооценивать удельный вес мелкого и среднего

землевладения в экономике поздней империи. Хозяйства мелких земельных

собственников и куриалов не были полностью поглощены крупными поместьями. Ряд

юри­дических (в первую очередь - кодекс Феодосия) и лите­ратурных (Сидоний

Аполлинарий, Сальвиан) источников недвусмысленно подтверждает существование

курий и свя­занных с ними форм земельной собственности вплоть до разрушения

Западной Римской империи. Это обстоятельство приобретает тем большее

значение, что упадок городов нельзя представлять себе как явление

одновременное и повсеме­стное, не говоря уже о важной роли городов восточной

части империи или Африки. Следует отметить, что города западных провинций в

отдельных случаях продолжали сохранять зна­чение местных экономических и

политических центров, осо­бенно в прирейнских и междунайских областях.

Серьезным препятствием для развития новой формы соб­ственности было то

обстоятельство, что в позднеримском сальтусе эта новая форма была опутана

густой сетью еще неизжитых рабовладельческих отношений. Использование труда

колонов и рабов, посаженных на землю, не приоб­рело, еще характера феодальной

эксплуатации — в этом за­ключается принципиальное отличие позднеримского

сальтуса от феодального поместья.

Несмотря на сохранение больших масс рабов и использование их труда как в

крупном, так и в среднем земле­владении, ведущей фигурой

сельскохозяйственного произ­водства поздней империи, бесспорно, стали колоны.

Это особенно верно для последних двух столетий существования Западной Римской

империи, когда происходила определенная нивелировка положений всех категорий

зависимого насе­ления. Своеобразный характер этой нивелировки заклю­чался в

том, что она как бы объединяла два идущих друг другу навстречу процесса:

наряду с общим ограничением свободы, закрепощением различных категорий

зависимо­го населения произошло распространение на все эти кате­гории, в том

числе и на колонов, правовогр статуса, который нес в своей основе

экономические отношения рабовладель­ческого общества.

Значительная близость колона ко всей системе рабовла­дельческих отношений,

промежуточный характер его по­ложения между классическим рабом и

средневековым кре­постным крестьянином определяется, в частности, тем, что

он, как и другие категории зависимого населения, не по­лучил собственности на

орудия производства. Из античных источников хорошо известно, что в период

ранней импе­рии собственник земли давал колонам в пользование все орудия

труда. В последние века существования империи права земельных собственников

на инвентарь, которым поль­зовались колоны, и вообще на все имущество

колонов, были закреплены законодательно. Так, например, в законодатель­стве

времен Аркадия и Гонория (конец IV века) указывается, что все имущество

колона принадлежит его господину, в кодексе Феодосия говорится, что колон не

имеет права от­чуждать землю и вообще что-либо из своего имущества без

согласия господина. В начале VI века кодекс Юстиниана законодательно

подтвердил, что все имущество колона при­надлежит его господину. Таким

образом, колон, хотя он и вел самостоятельное хозяйство, не пользовался

никакой имущественной правоспособностью и не имел собственности на орудия

производства. Это и было существенной чертой, которая отличала колона от

феодального крестьянина. Отношения к орудиям производства и те формы

распределения продуктов производства (оброки и повинности колонов), которые

господствовали в:позднерим6кой империи, в значительной степени сближали

колона и раба в смысле их малой заинтересованности в результатах собственного

труда. Одно из наиболее характерных противоречий рабовладель­ческого способа

производства, таким образом, сохранилось и при этой новой форме эксплуатации

и в труде новой ка­тегорий непосредственных производителей.

Отсутствие права собственности колона на орудия про­изводства было

одновременно той особенностью, которая отличала позднеримский сальтус от

феодального поместья. Наиболее характерной и определяющей чертой последнего

следует считать то, что в нем наряду с феодальной собст­венностью на землю

существует единоличная собственность крестьянина на орудия производства и на

свое частное хо­зяйство, основанное на личном труде. Имущественная

не­правоспособность колона, приближавшая его в этом смысле к рабу, исключала

подобную возможность. Так над всеми этими новыми формами более прогрессивного

общественного строя (новая форма земельной собственности, новые формы

зависимости) тяготели старые отношения рабовладельче­ского общества, которые

тормозили и ограничивали раз­витие элементов феодального способа

производства.

Господствующая аристократия позднеримской империи также находилась в

состоянии разложения. Выделялась вер­хушка земельных магнатов, которые были

связаны с крупным землевладением — владельцы сальтусов. Определенное

зна­чение сохранила довольно узкая прослойка денежной и тор­говой знати.

Положение куриалов-рабовладельцев в послед­ние века существования Римской

империи катастрофически ухудшилось, но все-таки курии, как это сказано,

сохраня­лись, а, следовательно, куриалы представляли собой еще определенную

социальную и политическую силу.

Господствующий класс римского общества и в период ранней империи, и даже в

период республики никогда не представлял собой единого целого, однако новое

заключалось в том, что позднеримские земельные магнаты владели своими

огромными поместьями на иных основах, чем крупные зем­левладельцы эпохи

республики или ранней империи — не на правах членов коллектива свободных

рабовладельцев и землевладельцев. В свое время принадлежность к подоб­ному

коллективу, как известно, было необходимым условием владения земельной

собственностью. Позднеримские земель ные магнаты, наоборот, выделились из

этих коллективов, отделились от городов, а в ряде случаев, и от центральной

власти, и поэтому нередко чувствовали себя в своих огромных поместьях

самостоятельными правителями и независимыми царями. Но перерождения этой

правящей верхушки в класс феодалов не произошло и не могло произойти, так как

в основе их экономического и политического могущества лежала еще не

феодальная форма собственности.

Следует также подчеркнуть консервативный характер надстройки позднеримского

общества и, в первую очередь, его политической надстройки. Превращение

римского го­сударства в гигантскую машину для выкачивания налогов и поборов

достаточно ярко свидетельствует о его тормозящей роли, о том, что оно было

серьезным препятствием для раз­вития более прогрессивных отношений. Так,

например, за­крепляя юридически отсутствие у колона права собственности на

орудия производства, государство пр мере своих сил пре­пятствовало

превращению их в производителей типа сред­невековых крестьян.

Императорская власть в Риме в IV — V веках пыталась лавировать между новыми

земельными магнатами и старыми рабовладельцами-куриалами. Если, как нетрудно

убедиться из вышеизложенного, правительство императора Константина открыто

поддерживало крупных земельных магнатов, то в более позднее время, а именно

при императоре Юлиане, наблюдается стремление возродить городские курии. В

этом лавировании также проявлялась известная консервативность римского

государства, оно теряло свою социальную опо­ру. Возможно, оно продолжало быть

необходимым куриалам, но они, постепенно все более и более ослабевая, сами не

могли служить ему достаточно прочной опорой. Для земель­ных же магнатов,

которые все более отходили от центральной власти, государство с определенного

момента, а именно с середины IV века, стало помехой. Правда, в тех случаях,

когда речь шла о подавлении восстаний, крупные земельные магнаты оказывались

заинтересованными в существовании государства и его помощи. Римское

государство даже в по­следние столетия своего существования в основе

оставалось рабовладельческим, ибо оно было продуктом развития именно

рабовладельческих отношений, охранялось и поддерживалось чисто

рабовладельческим правом (юридическое закрепление отсутствия права

собственности у колонов на орудия труда) и чисто рабовладельческой идеологии

— воспитание у сво­бодных граждан презрения к рабам.

Однако и в области идеологии произошли существенные изменения, крупнейшим из

них была победа христианства. Христианское учение, которое возникло в форме

социаль­ного протеста городских плебеев, превратилось затем в

го­сударственную религию рабовладельческой империи, но это произошло уже в

период разложения рабовладельческих отношений, в период кризиса полисной

идеологии — ан­тичной философии, морали, права. Именно потому, что

христианство было наиболее ярким выражением этого кри­зиса, впоследствии

оказалось возможным приспособить его к нуждам того общественного строя,

который пришел на смену рабовладельческому. В целом же элементы нового, те

феодальные институты, которые возникли в зародыше в римском обществе, не

имели перспектив свободного раз­вития и тормозились стойкими, еще неизжитыми

рабовла­дельческими отношениями. Подобное положение вполне закономерно и

понятно, так как все эти институты фор­мировались в Римской империи. В

обстановке гибнущей ци­вилизации, в обстановке рабовладельческого общества,

ко­торое находилось в состоянии глубокого кризиса.

Единственным средством, которое могло бы обеспечить свободное развитие новым

силам, была «коренная рево­люция», способная окончательно похоронить

рабовладель­ческое общество с его еще достаточно мощной политической

структурой. Однако этот переворот не мог быть произведен только внутренними

силами римского общества. Широкие народные движения III — V веков, какими

были восстания багаудов, движения агностиков, несомненно расшатали Рим­скую

империю, но оказались не в состоянии ее окончательно разрушить.

Для этого потребовалось сочетание борьбы внутри об­щества с таким внешним

фактором как вторжение варваров на территорию империи. В результате

объединённого воз­действия этих исторических факторов наступила гибель

За­падной Римской империи, гибель рабовладельческого строя.

1   2   3


написать администратору сайта