Стоюнин. Заметки о русской школе. В. Я. Стоюнин критиковал российскую среднюю школу того времени за её несамостоятельность, плохое преподавание отечественной истории, родного языка и литературы, он полагал, что уже в народной школе, обучая детей ро
Скачать 19.85 Kb.
|
Стоюнин В.Я. «Заметки о русской школе». Владимир Яковлевич Стоюнин родился 16 декабря 1826 года в Петербурге. Закончил 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию (1846) и Петербургский университет. Работал учителем русского языка и словесности в родной гимназии в 1853—1871 годах; принимал участие в работе петербургских педагогических собраний, Комитета грамотности, руководил воскресной школой, преподавал в 1-м Мариинском училище, затем в Мариинском институте. Организовал комиссию по упрощению орфографии русского языка. Некоторое время был инспектором московского Николаевского сиротского института (1871—1874). Выступал против школы, «дрессирующей» детей для экзаменов, против формализма, схоластики и рутины в обучении и воспитании, против палочной дисциплины. Стремился к созданию бессословной национальной школы. Ратовал за широкое общее образование и воспитание молодого поколения в духе передовых гражданских идеалов. Считал необходимым женское образование и многое сделал для разработки теории и практики женского образования. В. Я. Стоюнин критиковал российскую среднюю школу того времени за её несамостоятельность, плохое преподавание отечественной истории, родного языка и литературы, он полагал, что уже в народной школе, обучая детей родной речи, следует учитывать историю и психологию народа, целостную и неповторимую национальную религиозную культуру. Выступал против механического перенесения школьного опыта и достижений педагогической науки западных стран в школу и педагогику России. Большую роль отводил народным учителям, много делал для вовлечения учителей в работу педагогических съездов, открытия при школах библиотек с необходимой художественной и педагогической литературой. В. Я. Стоюнин последовательно отстаивал идеи самобытности русской педагогической школы, полагая, что и подготовка учителя должна осуществляться в соответствии с национальными, культурными, историческими традициями. Отмечал важность взаимосвязи умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Разработал проект семиклассной реальной гимназии, которая более всего соответствовала бы потребностям общества и развивающегося капитализма. Установил дидактическую связь между приобретением знаний и развитием человека: знания способствуют развитию человека, и чем больше их объём, тем больше они требуют духовной пищи и дополнительных знаний. В. Я. Стоюнин впервые представил методику преподавания литературы как целостную систему. Создал новый тип пособий для учителей, которые включали методику, теорию литературы и конкретный критический анализ. Большое влияние на развитие педагогики в России оказали труды Стоюнина по истории педагогики и народного образования. «Заметки о русской школе» «Заметки о русской школе» были опубликованы в журнале «Вестник Европы» в 1881 (№ 3 и 5), 1882 (№1). В данной работе В. Я. Стоюнин рассматривает историю русской системы образования. Школа предстает во взаимодействии с церковью, государством, обозначены плоды такого сотрудничества. Даются также положения идеальной школы, к которой необходимо стремиться. Основные положения работы: Берегитесь к педагогическим целям школы примешивать еще какие-нибудь политические намерения и идейки и к ним приспособлять ваши школьные программы и нравственность; развратом и гибелью будут они для школы, и не вкусите вы сладких плодов от нее, (Гл.1. Чего не досказали нам немецкие педагоги); Было произнесено живое слово: воспитывайте человека, а не чиновника, и все пойдет хорошо…Мы узнали, что воспитывать человека — значит дать свободно развиваться природным его силам, оберегая их от всех вредных влияний, (Гл.3. Наша преобразованная школа); Школа должна приготовить духовные силы юноши для создания идеала, должна пробудить в нем бескорыстную любовь к истине, правде, добру и прекрасному и стремления к ним; но она не может навязывать никакой теории для жизни, равно никакой исключительной идеи, которой должна быть посвящена жизнь, (Гл.5. Идеальная школа); В настоящее время в большинстве наших школ видится преобладание взглядов «Домостроя» на человеческую натуру, что подсказывает полное незнакомство с законами духовного развития и что должно было случиться при невежественном отношении к науке о природе и человеке, (Гл.6. Школа и семья); Законы, вносимые в школу государством в следствие какого-нибудь временного его политического настроения, часто противоречат педагогическим требованиям, основанным на вечных естественных законах, которыми только и может держаться настоящая школа, (Гл.7. Школа и государство); Возвращаюсь опять к школе: мы хотим сказать, что у нее должны быть свои права, которые бы защищали ее от произвола личностей и которые она сама могла бы защищать на основании законов, чтобы каждый трудящийся в ней педагог не мог чувствовать на себе посторонних давлений и не вынужден был подделываться под нрав какого-нибудь чиновного лица, (Гл.7. Школа и государство). Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/Стоюнин,_Владимир_Яковлевич#Педагогическая_деятельность http://iteach.vspu.ru/10-2019/21955/ |