Курсовая работа_Шейко. Православное воспитание как явление русской педагогической культуры
Скачать 124.25 Kb.
|
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» Академия психологии и педагогики Кафедра начального образования Курсовая работа на тему: «Православное воспитание как явление русской педагогической культуры» Выполнила студентка 1 курса, гр.о1 Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (Начальное образование) Шейко Ангелина Евгеньевна Научный руководитель: канд. пед. н., доцент Бондарев Максим Германович Ростов-на-Дону 2021 О Г Л А В Л Е Н И Е Введение 3 Глава I. Характеристика православного воспитания как неотъемлемого элемента русской педагогической культуры 7 I.1. Духовное наполнение русской педагогической культуры 7 I.2. Ценности, составляющие основу воспитания 10 I.3. Особенности православного воспитания, заключающие в себе его педагогический потенциал 14 Выводы по главе I 18 Глава II. История осуществления православного воспитания в реалиях русской школы и заложенные в нём перспективы на будущее 19 II.1. Идеалы православного воспитания и воспитателя, воплотившиеся в трудах русских мыслителей, педагогов, служителей Церкви 19 II.2. Примеры реализации православного воспитания в разные периоды русской истории 24 II. 3. Православное воспитание в современном мире 32 Выводы по главе II 39 Заключение 40 Список использованной литературы 43 ВведениеПедагогическая культура, в том числе и русская, прошла непростой путь в своём развитии, опираясь на изменяющееся под влиянием исторических процессов сознание людей и преобладающие в обществе идеи. В настоящий момент сложно даже представить, сколь широк диапазон педагогических воззрений и огромен багаж основывающихся на них научных трудов. Однако, каждый педагог-исследователь, как и педагог-практик, прежде, чем предложить миру свою концепцию преподавания, должен ответить самому себе на вопрос, по какому праву он собирается оказывать воздействие даже не на одного ребёнка – на десятки неокрепших умов, а то и сотни, если его предложения окажутся интересны, полезны и заслужат признание в педагогической среде. По мнению профессора В. В. Зеньковского, «наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, чтобы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие. Раскрытие образа Божия, становление внутреннего человека» [11, с.51]. Таким образом, следует прийти к выводу – известному в педагогике с давних пор и занявшему в ней должное главенствующее место, но от этого не всегда получающему достаточное внимание в реальной школьной жизни, – о том, что действенность педагогического воздействия на ребёнка будет высока только тогда, когда будет пробужден его внутренний, глубинный человек, чувствующий и мыслящий, твёрдый в своих убеждениях и откликающийся на всё новое. Особенно тесно с этой задачей связано воспитание, неотрывность которого от обучения и развития в настоящий момент не подвергается сомнениям. Воспитание же, как многие личностно-социальные процессы, требует не только прямого воздействия, но и готовности воспитанника принять этот факт и позволить оказывать на себя влияние, чего очень нелегко достичь. Шаг ребёнка навстречу своему воспитателю может осуществиться исключительно на почве радости и счастья, когда он чувствует, что со стороны педагогики исходит бережное отношение к его жизнелюбию, и почва эта упрочняется и удобряется взрослыми [12]. У воспитания православного, опирающегося на христианскую веру, в самом стержне которой лежат заповеди о радости и блаженстве, есть все основания добиться успеха в данном аспекте педагогического процесса. Ещё К. Д. Ушинский, основоположник российской научной педагогики, писал следующее: «Оставляя в стороне чисто религиозное значение православия и глядя на него только со стороны жизни земной, общественной, мы видим в нем единственную религию, которая, сохраняя нерушимо не только общие, основные истины христианства, но и свои древние формы, может стать религией великого и образованного народа, быстро и неуклонно идущего по пути общей европейской цивилизации» [20, с.2]. Но вечная проблема христианской нравственности – единой по своей сущности для многих людей, не только верующих – заключается в том, что она говорит на общечеловеческом языке, оперируя понятиями «любви», «свободы», «добра», в которые разные люди вкладывают совершенно разные значения, зачастую даже противоположные тому, что под ними подразумевает православие [19]. То, что для человека осознанного является сокровищем и приобретается трудом, через духовные ограничения, людям «мира сего» кажется привычным и обыденным, тем, что, по их мнению, априори есть или должно предоставляться государством. В таких условиях богатство, которое готово дать ребёнку православное воспитание, выглядит в глазах общества в лучшем случае невыигрышно. Радостный духовный труд и признание его двигателем роста сознания и ума были переданы по наследству русской педагогической культуре через христианское миропонимание. И в этом мы можем увидеть актуальность данного исследования: каждый день, час, миг мир меняется, и православное воспитание также стремительно, но в тоже время последовательно и ясно должно подтверждать в нём свою основательность, не только в теории, но и на практике, показывая обилие своих плодов, подтверждать, что за благолепием его архаики скрыты остро необходимые современному ребёнку и человеку остовы для построения духовно-богатой личности, имеющей гармонию не только в своих отношениях с Богом и собой, но окружающими людьми и сферой, в которой она развивается. Следовательно, решением проблемы нашего исследования будет ответ на вопрос: как связаны православное воспитание с русской педагогической культурой и каковы пути его реализации в этой сфере? Тема исследования: «Православное воспитание как явление русской педагогической культуры». Объект исследования: русская педагогическая культура как материальная и духовная сфера, непосредственно связанная с воспитанием детей. Предмет исследования: православное воспитание, имеющее потенциал значимой части русской педагогической культуры. Цель исследования: выявление особенностей православного воспитания, которые позволят ему и в настоящее время, и в будущем быть органичным явлением русской педагогической культуры. Гипотеза исследования: православное воспитание служит явлением педагогической культуры, не только напоминающим о духовных и нравственных ценностях народа, но и имеющим возможность помочь в решении злободневных задач русской педагогики. Задачи исследования: 1. изучение сущности понятия педагогической культуры и раскрытие связи русской педагогической культуры с православием; 2. раскрытие культурной и педагогической обоснованности опоры на христианские ценности в воспитании личности ребёнка; 3. выявление особенностей и педагогического потенциала православного воспитания; 4. рассмотрение идеала реализации православного воспитания в трудах мыслителей, педагогов, священнослужителей; 5. анализ истории применения на практике православного воспитания в русской образовательной среде; 6. выявление проблем осуществления православного воспитания в реалиях русской жизни разных исторических периодов; 7. формулировка выводов о способах решения существующих проблем и о путях к предотвращению появления новых в будущем; 8. обобщение результатов исследования в виде данной курсовой работы. При написании курсовой работы применялся такие методы исследования как теоретический анализ источников, сравнение и обобщение педагогического опыта. |