Главная страница

Курсовая работа_Шейко. Православное воспитание как явление русской педагогической культуры


Скачать 124.25 Kb.
НазваниеПравославное воспитание как явление русской педагогической культуры
Дата17.01.2022
Размер124.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая работа_Шейко.docx
ТипКурсовая
#333574
страница7 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

II. 3. Православное воспитание в современном мире


При попытках включения православного воспитания в современную систему образования был порождён ряд противоречий. Не было дано конкретного теоретического обоснования необходимости целостного протекания процесса духовно-нравственного становления личности ребёнка именно в христианской семантической среде. Кандидат педагогических наук, зав. кафедрой православной педагогики Самарской Православной духовной семинарии игумен Георгий (Шестун) формулирует данные теоретические и практические противоречия следующим образом:

  1. Противоречие между традиционным восприятием жизни как вечной и образовательным обеспечением только одного, земного, этапа этой жизни как единственного и самоценного.

  2. Противоречие между семейным воспитанием, основанным на традиционных воззрениях народа, являющихся по своей сути религиозными, и проектированием образовательной среды без учета традиций семейного воспитания.

  3. Противоречие между идеализированными представлениями о человеческой природе, на основе которых проектируются личностно-ориентированные образовательные модели, и православного взгляда на природу человека как на поврежденную первородным грехом и требующую исцеления прежде своего развития.

  4. Противоречие между гуманистической (антропоцентрической) основой образовательных систем, способствующих личностному развитию ребенка, и традиционной для России христоцентрической основой образования и воспитания.

  5. Противоречие между процессом психофизического развития ребенка и процессом духовного становления, возникающее при создании образовательной среды без учета условий, необходимых для правильного духовного становления личности [25, с.1].

Подход православных воспитателей чаще всего сопровождён установкой на то, что воспитуемые имеют базовые представления о православной вере и культуре и осознают, для чего им нужны дальнейшее углубление познаний в этой области. Однако на практике редко дела обстоят именно так. Случается, что и дети из воцерковлённых семей далеко не всегда понимают второстепенность внешней стороны религии и принимают её внутреннюю глубину в качестве двигающей силы интересов своего личностного развития и становления духовной жизни. Не говоря уже о том, раз мы ведём речь о светской школе, что большинство современных детей вообще имеет поверхностное знание о вере и не испытывает потребности в изучении данной сферы общественной жизни. На наш взгляд это являлось основной проблемой православного воспитания прошлых веков, а в настоящее время выявляется уже не как проблема, а факт воспитательного процесса, сопряжённого с православием. Как будет решён данный вопрос в будущем покажет только время, однако одной из задач нашего исследования является анализ существующих ошибок включения православного воспитания в образовательный процесс и формулировка выводов, которые позволят сделать заключение о том, каким образом можно будет избежать появления проблем в будущем в тех целях, чтобы педагогический потенциал православного воспитания не остался нереализованным.

Помимо вопросов, вызываемых православным направлением, современная российская система воспитания сама по себе содержит весьма серьёзные проблемы. Известный ученый и организатор педагогической науки Н. Д. Никандров выделяет недостаточность гуманитарной части образования, «разлад между словом и делом» (как «вообще давнюю проблему и нашей страны, и, соответственно, педагогики, да и всей системы социализации»), доступность, пропаганда и масштабы воспроизведения той или иной массовой культурной продукции в мере её влияния на ребёнка, в идеологических посылах, которые она несет: всевластие денег, культ «красивой жизни», практическая неизбежность, а во многом и необходимость насилия, перегруженность сексуальной тематикой, антипатриотическая направленность. [14] И чтобы иметь значение в педагогическом пространстве, православное воспитание также должно быть готовым предоставить собственные пути решения данных проблем, исключая перекладывания своей доли ответственности на Господа Бога и Его промысел.

В России научные изыскания в области православной педагогической культуры были возобновлены с середины 90-х годов XX века. Они посвящены изучению влияния православия на развитие отечественного образования, анализу духовно-нравственных традиций, принципов и форм православного воспитания, исследованию творчества православных ученых, педагогов, святых отцов и учителей Церкви [6].

Большинство исследователей пришли к выводу, что основой взаимодействия участников воспитательного процесса в данном случае выступает соборность как духовное единение, в котором индивидуальность не подавляется, но развивается на духовной основе. Подобная духовная интеграция преодолевает обезличенность коллективизма и негативность индивидуализма для общества. Соборность воплощается в духовной жизни Церкви, семьи и православной школы [6].

Однако несмотря на такую позицию, основной проблемой воспитания в православной педагогической культуре выступает духовно-нравственное становление личности. Направленность организации педагогической деятельности концептуально-теоретически выделенными принципами (христоцентричности; воцерковления; воспитания к свободе; принятия ребенка как образа и подобия Божьего; воспитания индивидуальности; сочетания иерархичного и всестороннего развития личности; личного примера и согласованности педагогического влияния Церкви, семьи и школы; послушания; раскрытия православия как радостной полноты жизни во Христе; культуросообразности [6]) не гарантирует вовлечённости каждого ребёнка в интересы собственной духовной жизни и принятия им оказываемого на него воспитательного воздействия.

Решение данного вопроса предлагается искать, основываясь на утверждении, которое наиболее ярко можно сформулировать, перенося слова Ф. М. Достоевского о семейном воспитании на отношения учителя и ученика: «Верите ли вы, что ревностный отец даже должен иногда совсем перевоспитать себя для детей своих» [8, с.91]. Исключая необходимость уже оговоренного ранее личностного и профессионального роста воспитателя, его педагогической компетентности и индивидуальной идеологической гибкости, выделяется мировоззренческий компонент. Согласно ему в православной педагогической культуре воспитание зиждется на синергии человеческих психофизических сил (процесс самовоспитания), благодати Божией (воспитание, взращивание человека Богом), а также воздействии на человека других людей (родителей, педагогов, общества в целом) в процессе оказания ими поддержки ребенку и взаимодействия с ним [6]. Таким образом, православным воспитателем в первую очередь должны быть учтены истоки уже имеющегося воспитания ребёнка, пройден процесс принятие его (воспитания) несовершенств и возникающих, в связи с этим, препятствий оказания собственного педагогического воздействия.

Однако это вовсе не означает, что должны быть отброшены все условности, система правил и меры педагогического поощрения и наказания. «Современные либеральные представления о свободе как вседозволенности, освобождении человека и его греховной природы от всяческих ограничений не вмещают православного взгляда на свободу как независимость от греха, страстей и смерти. С православной точки зрения, смирение и послушание - добродетели, характеризующие свободную личность. Смиренный человек способен понять, что ему в этом мире позволяется и чего он должен избегать, то есть, способен отличить добро от зла. Для этого необходимо иметь критерии различия. В православном мировоззрении все, что Богоугодно – добро» [25, с.2].

Но и здесь всё ещё главенствует столь нужный для педагогического такта принцип меры. Любая нагрузка, образовательная или воспитательная, а особенно касающаяся нравственной и духовной сферы развития ребёнка должна быть строго дозирована в соотнесении с его способностями, возможностями и потребностями. Особенно это касается сакральных вопросов православной культуры. По словам прот. Бориса Ничипорова: «Важно достичь правильного сочетания, баланса мистического и реального в душе ребенка. Преобладание мистицизма порождает душевную болезненность, а реализм сам по себе, вне глубинной духовной ориентации становится причиной цинизма, скепсиса и меркантильности» [15, с.10].

«Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть» – утверждает Ф. М. Достоевский [9, с.195]. Относительно качества и содержания воспитательных программ нельзя не консолидироваться с точкой зрения митрополита Сурожского Антония (Блума), который писал, что нужна «детям не осведомленность, а живой контакт, который может взволновать душу, вдохновить, нужна не просто история». [15].

На этом этапе крайне важно выделить и подчеркнуть имеющийся в Православии принцип соподчинения духовного, душевного и телесного в структуре личности. Каждый человек, как уже говорилось, трёхсоставен сточки зрения православной веры, но не следует забывать о том, что устремления человека подчиняются именно тому уровню внутренней жизни, на котором он находится – телесному, душевному или духовному. Ни в коем случае нельзя требовать от ребёнка, для которого в первую очередь важны душевные переживания, соответствия духовному уровню! В этом заключается также одна из главных задач православного педагога – определить уровень иерархии соподчинения внутренней жизни воспитанника и исходить из этой первоначально заданной точки вектора его предполагаемого развития. «В воспитании мы ведем дитя, помогаем ему достичь такой силы личности, при которой оно достаточно овладевает тайной свободы в себе; воспитание плодотворно лишь в той мере, в какой оно обращено к духовной жизни, пронизано верой в силу Божию, в человеке светящую, как образ Божий, способно зажечь детскую душу любовью к добру и правде» [10, с.9-10].

Итак, можно сделать вывод, что, кроме огромного и ценного педагогического опыта современной российской школы, содержание реализуемых в ней образовательных и воспитательных программ «не затрагивает основной тайны в человеке, проходит мимо самого существенного в жизни. Физическое здоровье, культура ума и чувств, сильный характер, здоровые социальные навыки не спасают от возможности глубоких, часто трагических конфликтов в душе человека» [21, с.429]. Православное же воспитание не обособляет духовную жизнь в человеке от душевной и телесной, и понимается как стремление к правильному иерархическому устроению человека и его учёту в педагогическом воздействии на ребёнка. Глубоко-личный подход, который рекомендуется использовать православным педагогам является не только единственно верным в современных реалиях, но и предложенным самим Священным Писанием: «…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф.18:3) [1, c.24].
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта