Главная страница
Навигация по странице:

  • Список использованной литературы

  • Курсовая работа_Шейко. Православное воспитание как явление русской педагогической культуры


    Скачать 124.25 Kb.
    НазваниеПравославное воспитание как явление русской педагогической культуры
    Дата17.01.2022
    Размер124.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая работа_Шейко.docx
    ТипКурсовая
    #333574
    страница8 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Выводы по главе II


    В ходе анализа были выявлены следующие положения: в качестве идеального образа православного воспитания приверженцами русской культуры был определён педагог, заинтересованный прежде всего в собственном духовном, личностном и профессиональном развитии и руководствующийся новозаветной моделью воспитания, основанной на принципе безусловной любви; на протяжении многих веков делались попытки реализовать данную систему православного воспитания в условиях русской школы, однако излишнее стремление многих православных педагогов держать во внимании незыблемость догматов и основных нравственных положений Церкви препятствовало осуществлению этого в полной мере, в следствие того, что упускалась необходимость учёта потребностей ребёнка того или иного времени и корректировки воспитательных подходов в соответствии с образовательными реалиями общества. В главе также были представлены противоречия, возникающие при внедрении элемента православного воспитания в современную российскую систему образования, сформулированы основные принципы, исходя из которых современный православный учитель должен строить свою педагогическую деятельность, выбирать содержание, наполнение, формы и методы воспитательного воздействия.

    Заключение


    В современном мире сосуществует большое количество разнообразных псевдо-вероисповеданий и сектантских религиозных течений. Неподкованный в вопросах духовности человек, не знакомый с тем, что из себя представляют традиционные мировые религии, не владеющий глубоким внутренним представлением о религиозных истоках классической культуры может легко попасть в их сети. В случае противоположном, когда человек и вовсе закрывается от любых проявлений веры в реальность духовного мира, это является лишь защитной реакцией и отрицанием, что в конце концов приводит лишь к устранению от проблемы выбора, нравственного и религиозного.

    Сосуществуя во взаимодополнении и взаимопроникновении на протяжении многих столетий, русская и православная культуры создали особое семантическое пространство, национальный код которого содержит в том числе и христианские смыслы. Без умения «считывать» эти смыслы человек не сможет свободно ориентироваться в духовном наследии и традициях своей страны. Православное воспитание, как явление русской педагогической культуры, могло бы способствовать вхождению человека в это национально-идеологическое поле, его социализации и аккультурации. Однако нельзя допустить, чтобы из-за некомпетентности православного педагога для его воспитанника мир православной культуры оказался чуждым, а внешняя сторона Православия казалась фальшивым благочестием, пытающимся скрыть косность взглядов и грубость нравов. Только грамотный педагогический подход, основанный на принципах, сформулированных православными исследователями, может сделать возможным не только появление интереса к истории и культуре своего народа, но и стремление к собственному духовному росту.

    С точки зрения Православия вовсе необязательно в светской среде проводить для своих воспитанников «уроки Закона Божия» и катехизиса. Православный воспитатель уважает дарованную Создателем личную духовную свободу каждого человека, даже маленького, и признаёт за ним право поступать, согласно собственным моральным установкам. Задачей православного педагога является только подготовка детских сердец к принятию Истины такой, какой она излагается в христианстве, но уже вне его компетенции допытываться, произошла ли личная встреча ребёнка с Богом или нет.

    Сущность педагогики в представлении православной культуры – это душеспасительное попечение и служение бóльших меньшим [10]. В одном этом определение уже содержится и характер, и направление воспитательной деятельности. Православие видит раскрытие образа Божия в растущем человеке не в подавлении его воли и искоренении пороков, в развитии и укреплении душевных сил ребёнка, важных для земной жизни и в то же время не препятствующих движению к жизни вечной. Безусловная любовь и наличие системы определённых правил способствуют формированию сильной личности, не только не страшащейся, но умеющей выражать себя в социуме, что и есть главная цель духовного взаимодействия воспитателя и его подопечного. Православный педагог в рамках современной российской школы не может ставить своей целью привить детям религиозность, но он может – и это вполне позволяют осуществить основы православного вероучения и культуры – воспитать их нравственно и психологически здоровыми и духовно богатыми.

    Единственное наставление о воспитании подрастающих поколений, дающееся взрослым в Евангелии, звучит следующим образом: «…пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19:14) [1, c.27]. Из этих слов Иисуса Христа видно, как часто взрослые становятся препятствием на пути детей к Богу, и мешает в этом, прежде всего, педагогический эгоцентризм, авторитаризм, волюнтаризм и другие формы «бездетной педагогики», где в центре педагогического процесса не дитя, не Господь, а не кто другой, как слышащий себя и утверждающийся перед детьми учитель [10].

    Язык любви, считающийся основой человеческих взаимоотношений и отношений новозаветного человека с Богом, изложен в Священном Писании и одинаков для всех. Но не стоит забывать, что каждый человек видит его практическое воплощение по-своему, в том числе и дети. Подбор индивидуального языка любви к конкретному ребёнку является тем методом православного воспитания, который будет наиболее эффективен в реалиях современной российской школы. Тогда, в наилучшем случае, «ученики и учитель ощущают себя единомышленниками, устремленными к поиску Истины» [27].

    Список использованной литературы


    1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета с иллюстрациями Гюстава Доре. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 1200с., ил.

    2. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях: Научно-методическая разработка. Ростов-н/Д, 1995.

    3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания /Учебное пособие //Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.

    4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

    5. Дивногорцева, С. Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России / С. Ю. Дивногорцева ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. – Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012. – 264 с.

    6. Дивногорцева, С.Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: автореферат дис. доктора педагогических наук: 13.00.01 / Дивногорцева Светлана Юрьевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2011. - 39 с.

    7. Достоевский, Ф.Д. Дневник писателя. 1876. Февраль. Глава вторая. V. Геркулесовы столпы. // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1994. Т. 13. С. 77—82.

    8. Достоевский, Ф.М. Полное собр. соч. в 30-ти т. / Ф.М.Достоевский. Л.: «Наука», Ленинградское отделение. – 1983. – Т.25. – 470с.

    9. Достоевский, Ф.М. Полное собр. соч. в 30-ти т. / Ф.М.Достоевский. Л.: «Наука», Ленинградское отделение. – 1976.– Т.15. – 620с.

    10. Зелененко А., прот. О концепции Православной педагогики и ее основополагающих принципах // Знаменские чтения: сб. материалов. 2000-2004. СПб., 2006.

    11. Зеньковский В.В., Педагогика, Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2002.

    12. Лызь Н.А. Основы современной педагогики: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014 – 346с.

    13. Никандров Н. Д. Православные ценности и воспитание в современной России // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 2. – С. 3–9.

    14. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация молодежи: проблемы гармонизации/ Никандров Н.Д.// Проблемы современного образования. – 2011. – №2. – С. 5-11.

    15. Ничипоров Б., прот. Принципы христианской педагогики и нравственное воспитание русских детей // Вестник духовного просвещения. – М.: 1994 г. – №1.

    16. Стрижев, А.Н. Школа православного воспитания. – М., 1999. С. 231.

    17. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская – М.: Педагогика 1990. — 288 с.

    18. Сухомлинский, В.А. О воспитании / Политическая литература. – Москва. – 1982 - с.270.

    19. Уминский А., прот. Православное воспитание и современный мир // Альфа и Омега – № 24 – 2000.

    20. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в воспитании // Православная Церковь и образование. – М., 2015. – С. 47-51.

    21. Шестун Е., прот. Православная педагогика: Учеб. пособие / Протоиерей Евгений Шестун; Координац. совет по взаимодействию М-ва образования России и Моск. патриархии Рус. правосл. церкви. - 2. изд., испр. и доп. - М.: Про-Пресс: Правосл. педагогика, 2001. - 559 с.

    22. Вентцель К. Н. Основные задачи нравственного воспитания. [Электронный ресурс] / Вентцель К. Н. – Электрон. текстовые дан. – 2016. – Ре-жим доступа: https://azbyka.ru/deti/wp-content/uploads/2016/09/Venttsel-K.-OSNOVNY-E-ZADACHI-NRAVSTVENNOGO-VOSPITANIYA.doc, свободный.

    23. Киселева О. Традиции православного воспитания [Электронный ресурс] / Киселева О. – Электрон. текстовые дан. – Азбука воспитания, 2020. – Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/traditsii-pravoslavnogo-vospitaniya-olga-kiseleva. – Электрон. версия печ. публикации.

    24. Меньшиков, В.М. Воспитание как сфера общества [Электронный ресурс] / Образовательный портал «Слово». – URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/41592.php?sphrase_id=182729 (дата обращения: 15.04.2021).

    25. Шестун Г., игум. Основные проблемы современного образования [Электронный ресурс] / Образовательный портал «Слово». – URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37852.php?ELEMENT_ID=37852&sphrase_id=182729&PAGEN_1=2 (дата обращения: 08.04.2021).

    26. Шувалов, А.В.О реализации национального воспитательного идеала в современном отечественном образовании [Электронный ресурс] / Образовательный портал «Слово». – URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/47191.php?sphrase_id=182729 (дата обращения: 10.04.2021).

    27. Янушкявичене, О. Л. О возрастных особенностях детей и методике преподавания ОПК / Образовательный портал «Слово». – URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/46801.php (дата обращения: 03.05.2021).
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта