Курсовая работа_Шейко. Православное воспитание как явление русской педагогической культуры
Скачать 124.25 Kb.
|
I.3. Особенности православного воспитания, заключающие в себе его педагогический потенциалУникальность православного воспитания во многом проистекает от того, что в его основах редко можно заметить существенные расхождения с русской педагогической культурой даже тогда, когда она развивалась в соответствии с нормами коммунистического общества. Как пример можно привести цитату выдающегося советского педагога В. А. Сухомлинского, в которой каждый христианин может найти созвучие своим убеждениям: «Я верю в могучую, безграничную силу слова воспитателя. Слово — самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев. Эта книга — о воспитании словом» [17, с. 2]. Слово с большой буквы – это одно из имён Бога в христианстве, о чём с самых первых строк свидетельствует Евангелие от Иоанна. Держа эту мысль в уме, православный педагог-воспитатель с особым чувством прочтёт труды Сухомлинского, пропустит их через призму своего духовного опыта и сможет почерпнуть много нового и полезного, что, несомненно, принесёт большие плоды на практике. Осторожный подход православного воспитателя к воздействию на ребёнка, в том числе и словом, восходит к истокам происхождения самого его призвания – слово «педагог» первоначально имело значение «тот, кто ведёт», и в Древней Греции так называли раба, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с семилетнего возраста. К кому ребёнка ведёт православный педагог в наше время? Конечно, к Единственному Учителю. Как говорится в Писании: «И знай в сердце твоём, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего» (Втор. 8:5) [1, с. 475]. Ребёнок, получивший и принявший для себя православное воспитание, не беспокоится о своих отношениях с преподавателем, его могут не волновать вопросы наличия или отсутствия учительского авторитета – он знает, что наивысший Авторитет для него – Христос, словно от Него Самого принимает знание через посланного Им педагога. Очень интересны размышления К. Н. Вентцеля по поводу того, что может являться критерием правды в воспитании: «Но, что такое правда, долг, благо? Имеют ли все эти вещи какое-либо значение и цену сами по себе? Не представляют ли они только того или другого нашего отношения к жизни? Не существует ли какой-либо высший критерий, с которым должны сообразоваться и от которого получают свое значение все эти великие слова? Да, этот критерий существует и этим критерием является „жизнь". Самое высшее, самое драгоценное – благо и сокровище для человека составляет „жизнь", как та жизнь, носителем которой он сам является, так и та, которая широким потоком разлита кругом него в природе и человечестве» [22, с. 1]. Эти слова не вполне чужды и православному воспитанию. Для человека верующего нет ничего выше и святее Господа, Который и есть Жизнь. Воспитывающийся в православной культуре человек понимает, где Источник его жизни, поэтому ценит её и в первую очередь в своей деятельности руководствуется этим критерием: учится правильно распределять своё время, отделять нужное от ненужного, даже в вопросах образования, совмещать труд и отдых, небесное с земным, знает цену чужим жизням. Это воспитывает в ребёнке стремление к установлению гармонии везде и всюду, желание созидать, как в себе, так и вокруг себя. Продолжить эту мысль можно также словами Вентцеля: «В этом отношении надо с малых лет воспитывать в человеке творческое отношение к практической жизни, надо приучить человека смотреть на каждый проведенный им день в жизни, канувший в вечность, как на продукт его творчества, как на создание, выходящее из его рук или которое могло бы в значительной степени выходить из его рук. Пусть человек на каждый день своей жизни смотрит, как на художественное произведение и научится находить свое высшее удовольствие в том, чтобы эта творческая работа рук его воплощала в себе истину и красоту и являлась бы высоким выражением нравственного идеала» [22, с.7]. Способность к творчеству – это божественное свойство в человеке, вложенное в него Творцом по образу Своему и подобию. Осознать это в полной, доступной ему, мере маленький человечек может, лишь соприкоснувшись с культурой Православия. Встать на новую ступень осознания, для подростка, значит – обрести свободу. Это то чувство, которое кажется в их возрасте недостижимым, но самым желанным. Многие конфликты, как внешние, так и внутренние, происходят от этого желания. Каково же будет удивление ученика, когда он узнает, что, согласно Православию, он уже свободен, ведь христианская свобода, в самой высокой трактовке, какая только может быть – это возможность, что есть у каждого, выбирать добро, когда оказываешься на перепутье между добром и злом, свобода от греха и его тяжких, гнетущих последствий [19]. Примет он свою свободу или нет – это решение уже не за педагогами, но в их силах открыть ему это. И такое наполнение столь значимого для ребёнка понятия может предоставить лишь православное воспитание. Только оно отвечает этой возрастной потребности воспитанника, и в этом, пожалуй, однозначно его преимущество перед другими подходами к воспитанию. Унаследованный православным воспитанием от Нового Завета, Евангелия приподнятый дух, дающий не только силы, но смысл идти вперёд, не боясь ошибок, собирая из них свой личный опыт, в педагогическом смысле мог быть назван опорой на положительное [13]. Не только это, но и многое другое из ранее перечисленного русская педагогическая культура впитала в себя непосредственно из опыта православного воспитания, на протяжении долгого времени успешно реализующегося как её часть. Мы можем проследить единство их целей и ценностей – «научить человека рассматривать себя не как нечто изолированное от всего окружающего мира и противостоящее ему, но как составляющее с этим миром одно целое» [22, с. 16] – а также единое понимание воспитания «как формирование готовности к саморазвитию» [12, с. 189]. Подводя итог данному этапу исследования, можно сказать, что православное воспитание имеет потенциал и в настоящем, и в будущем быть полноценным развивающимся явлением русской педагогической культуры, так как имеет возможность использовать развёрнутую освоенную практику духовного самовоспитания, принадлежащую христианству [15]. Каким образом данный потенциал реализовывался на практике в различные исторические периоды и как может быть использован в дальнейшем, более подробно рассмотрим во второй главе настоящего исследования. |