Главная страница
Навигация по странице:

  • «Я твёрдо верю в силу воспитания»

  • «Надо понимать движение детского сердца»

  • «Побуждение к труду души»

  • «Одно из наиболее трудных испытаний для педагога»

  • «Мы стремимся к тому, чтобы в школе и стены говорили»

  • «Добрая половина забот-о здоровье детей»

  • «Педагогика должна стать наукой для всех»

  • Конспект статьи Сухомлинского. Сухомлинский. Я твёрдо верю в силу воспитания


    Скачать 36.58 Kb.
    НазваниеЯ твёрдо верю в силу воспитания
    АнкорКонспект статьи Сухомлинского
    Дата05.05.2021
    Размер36.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСухомлинский.docx
    ТипДокументы
    #201802

    Вводная часть

    Еще все живо, еще тысячи людей могут сказать: «Я учился у Сухомлинского», «А ведь я знал Сухомлинского», «Я переписывался с Сухомлинским», еще в сознании нашем не полностью совершился тот поворот, который необходим, чтобы мы поняли и признали значительность человека, не сразу показавшегося нам выдающимся, чтобы слова его, даже самые простые, такие, какие вроде бы может сказать каждый, приобрели для нас особый вес и заставляли задумываться.

    Еще несколько лет назад книги Сухомлинского выпускали тиражом в 9-10 тысяч экземпляров. Сегодня не хватает и стотысячного тиража. Сегодня ссылку на слова Сухомлинского встретишь и в газете, и в статье ученого-педагога, услышишь в простом житейском разговоре: «А Сухомлинский говорил...», «А вы читали Сухомлинского?»

    Сухомлинского читают все больше и больше, популярность его неуклонно растет. Но многие очень важные книги Сухомлинского выходили 10-15 лет назад и с тех пор не переиздавались. Статьи его рассыпаны по журналам и газетам.

    Нет сомнения, сочинения Сухомлинского будут переиздаваться, и тогда педагогические взгляды его предстанут перед нами во всей своей полноте. И все же, думается, есть нужда и в книге такого рода, как этот сборник. Ее цель - помочь читателю войти в круг идей выдающегося нашего педагога. Для этого и собраны здесь выдержки из главных работ Сухомлинского- по страничке, по абзацу, по строчке... При таком отборе неминуемо нарушаются логические связи между двумя соседними абзацами, и читателю самому придется восстанавливать их.

    Пробелы между выдержками - как паузы для обдумывания.

    Однако общую логику Сухомлинского мы старались не только сохранить, но и подчеркнуть. Этой цели и служат вступления, предпосланные каждой главе. В них рассказывается о жизни Сухомлинского и в то же время делается попытка хотя бы в общих чертах раскрыть значение высказываний, собранных в соответствующей главе.

    «Я твёрдо верю в силу воспитания»

    Три тысячи семьсот страниц в записных книжках, которые я веду всю свою учительскую жизнь. Каждая страница посвящена одному человеку - моему ученику...

    Три тысячи семьсот человеческих судеб... Здесь почти все взрослое население нашего села. Недавно мне захотелось полистать эти страницы... Каждый ребенок был миром - совершенно особым, уникальным.

    Для меня было бы самым большим наказанием, если бы подросток прошел через мою жизнь, не оставив следа ни в памяти, ни в сердце. Если он уходит от тебя серым, безликим,- значит, ты не сумел ничего оставить в нем. И вряд ли для учителя может быть что-либо печальнее такого финала. Ибо все, что мы называем воспитанием, есть великое творчество повторения себя в Человеке. 

    Альфой и омегой моей педагогической веры является глубокая вера в то, что человек таков, каково его представление о счастье.

    Подлинно коммунистическое воспитание - это прежде всего забота о настоящем человеческом счастье, то есть о жизни во имя идеи, идеала.

    Свою миссию воспитателя я вижу в том, чтобы формировать тружеников мысли, чтобы примером для подражания был для подростков образ В. И. Ленина. Овладевать знаниями по-ленински, дорожить знаниями по-ленински - это один из краеугольных камней гражданского воспитания на уроках.

    В идеях Великой Октябрьской социалистической революции источник одного из самых важных и ценных нравственных качеств нового человека - его устремленности в будущее.

    Воспитательный идеал советской школы ярко выражен в Программе КПСС. В человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство. Мастерство и искусство воспитания заключается в том, чтобы перед глазами воспитателя всегда было яркое представление о сущности этой гармонии. Коммунистический человек - не механическое сложение всех добрых черт и качеств, а сочетание их в гармоническом единстве.

    ...Чем лучше становится жить, чем больше ценностей бытового характера и духовной культуры предоставляется в распоряжение молодого поколения...тем труднее воспитывать, тем больше возрастает ответственность всех, причастных к воспитанию...

    Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

    Детство - каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

    Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности. Ее всестороннее развитие, нравственное совершенство - цель коммунистического воспитания. Путь к достижению этой цели так же сложен, как и сам человек.

    Любое воздействие на личность теряет свою силу, если нет сотни других воздействий, любая закономерность превращается в звук пустой, если не реализуются сотни других закономерностей. Педагогическая наука отстает в той мере, в какой она не исследует десятки и сотни зависимостей и взаимообусловленностей воздействий на личность. Она станет точной наукой, подлинной наукой лишь тогда, когда исследует и объяснит тончайшие, сложнейшие зависимости и взаимообусловленности педагогических явлений.

    Без научного предвидения, без умения закладывать в человеке сегодня те зерна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель - в неграмотную няньку, педагогика - в знахарство. Нужно научно предвидеть - в этом суть культуры педагогического процесса, и чем больше тонкого вдумчивого предвидения, тем меньше неожиданных несчастий. 

    «Надо понимать движение детского сердца»

    Нет в мире более гуманных профессий, чем профессии врача и педагога. До последней минуты борется врач за жизнь человека, никогда он не даст почувствовать больному, что его состояние плохое, даже безнадежное. Это азбучная истина врачебной этики. Мы, учителя, должны развивать, углублять в своих коллективах нашу педагогическую этику, утверждать гуманное начало в воспитании как важнейшую черту педагогической культуры каждого учителя. Это целая область нашего педагогического труда, область почти не исследованная и во многих школах забытая, хотя о чуткости, гуманности, заботливости общих разговоров немало.

    Я знаю работу многих школ, многих учителей, и это дает мне право утверждать, что слова о чуткости часто лишь провозглашаются и, не реализуясь на практике, превращаются в демагогию, болтовню. Можно ли говорить о чуткости, когда совершенно нормальный, здоровый ребенок из-за неуспеваемости по одному предмету остается на второй год? Можно ли говорить о чуткости в противоположном случае, когда, махнув на все рукой, учитель «натягивает» ребенку тройку, лишь бы не оставить на второй год? И в том и в другом случае - полное равнодушие к судьбе ребенка. И причина такого равнодушия - в незнании ребенка, в отсутствии прочного психологического фундамента работы педагогического коллектива. Для многих, очень многих учителей неуспевающий, отстающий ребенок - это тайна за семью печатями. Без знания души ребенка, особенностей его мышления, восприятия окружающего мира слова о чуткости остаются пустым звуком; без знания души ребенка нет педагогической культуры, нет научного руководства школой.

    Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год - вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя ко­торому- детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира.

    Это не сентиментальность, когда ребенок считает, что игрушечный автомобиль с поломанным колесиком страдает от боли так же, как израненный птенец,- это отзывчивость, основа доброты и поэтичности.

    У ребенка бывают свои - маленькие и большие - тревоги, огорчения, заботы, несчастья. Учитель, обладающий высокой эмоциональной культурой, сразу видит, что у ребенка что-то не в порядке. Это видно прежде всего по глазам... Заметив, что у ребенка не все благополучно, чуткий учитель не станет сразу же расспрашивать. Но он найдет способ как-то дать понять, почувствовать ребенку, что он, учитель, догадывается о его сердечной тревоге... А наедине можно и расспросить. Но если педагог убедился, что ребенок нуждается в помощи, остаться в стороне или забыть о ребенке - значит нанести ему новую травму.

    До тех пор, пока ребенка не удалось увлечь детскими радостями, пока в его глазах не пробудился неподдельный восторг, пока мальчик не увлекся детскими шалостями,- я не имею права говорить о каком-то воспитательном влиянии на него. Ребенок должен быть ребенком... Если, слушая сказку, он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение,- это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу.

    Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны. Я уже не раз замечал, какие тяжелые переживания рождаются в детском сердце, когда ребенок чем-то встревожен, огорчен, а воспитатель не знает об этом. Сумею ли я знать, чем живет ребенок каждый день, что у него на душе? Буду ли я всегда справедлив с детьми?

    Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей и порывов. Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка. Вот почему дальнейшее воспитание представлялось мне как все более глубокое познание каждого ребенка.

    Чем ближе я знакомился с будущими воспитанниками, тем больше убеждался, что одной из важных задач, которые стоят передо мной, является возвращение детства тем, кто в семье лишен его.

    «Побуждение к труду души»

    Гуманное отношение к ребенку означает понимание учителем той простой и мудрой истины, что без внутренних духовных усилий ребенка, без его желания быть хорошим немыслима школа, немыслимо воспитание. Настоящий мастер педагогического дела и понукает, и заставляет, и принуждает, но все это делает так, что в детском сердце никогда не угасает этот драгоценный огонек: собственное желание быть хорошим... Подлинный мастер, даже упрекая, выражая недовольство ребенком, изливая свой гнев (учитель также имеет право быть гневным, как и любой эмоционально культурный, воспитанный человек),- даже в гневе всегда помнит: только бы не погасить у ребенка эту мысль - мысль о недостигнутой цели, о желанности достижения цели.

    Каждому вдумчивому педагогу известно, как сильно уязвляется самолюбие ученика, даже первоклассника, если он убеждается, что о нем думают хуже, чем он есть. И наоборот, если ребенок понял и почувствовал, что воспитатель и коллектив замечают и одобряют его личные достоинства, он прилагает усилия к тому, чтобы стать еще лучше. В этом детском стремлении, в этих нравственных усилиях и заключается, по существу, весь секрет педагогического мастерства. Никакой воспитатель не может утвердить в душе ребенка хорошее, если сам ребенок не стремится к этому. Но это стремление есть только там, где коллектив и воспитатель видят в ребенке прежде всего хорошее.

    Самый характер, социальные основы нашего общества требуют, чтобы главной связующей нитью воспитателя и воспитанника были искренние желания: желание воспитанника стать лучше и желание педагога в и деть воспитанника лучшим, чем он есть сейчас.

    ...Причина бессилия воспитателя и даже коллекти­ва перед трудным ребенком кроется не в том, что этот воспитанник неисправим, а в том, что самый процесс воспитания идет по ложному пути: воспитатель стремится только искоренять пороки, в лучшем случае предотвращает их возникновение. Опыт (во многих случаях горький опыт) убедил, что таким путем нельзя воспитать стойких нравственных убеждений... С первого дня пребывания в школе надо уметь увидеть к неустанно укреплять, развивать в ребенке все лучшее.

    ...Путь к сердцу ребенка пролегает не через чистую, ровную тропинку, на которой заботливая рука педагога только то и делает, что искореняет сорняки - пороки, а через тучное поле, на котором развиваются ростки моральных достоинств... Пороки искореняются сами по себе, уходят незаметно для ребенка, и уничтожение их не сопровождается никакими болез­ненными явлениями, если их вытесняет бурная поросль достоинств.

    Чтобы стать настоящим человеком, ученик должен прежде всего уважать самого себя, без этого уважения, без любви к красоте в самом себе немыслима человеческая культура, немыслима и нетерпимость ко всему, что унижает человека. Да, не надо бояться слов «любовь к самому себе» - это не самолюбование, а гордость, чистая вера в доброе начало в самом себе. Литература и должна пробуждать достоинство в человеке, интерес и уважение ко всему внутреннему, человеческому и в другом, и в себе.

    Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, чувство чести, гордости, достоинства - это камень, на котором оттачивается тонкость чувств... Но чтобы воспитать в формирующемся человеке самоуважение, воспитатель сам должен глубоко уважать человеческую личность в своем питомце.

    Каждому нужна моральная поддержка, а особенно тем, кто в силу самых разнообразных обстоятельств чувствует себя посредственностью. В школе не будет ни одной посредственности, а значит, в жизни не будет ни одного несчастливого человека, если мудрость воспитателя «докопается» до «творческой жилки» в каж­дом воспитаннике и если его умело сказанное слово побудит к соревнованию творческих способностей.

    Нельзя никогда ставить воспитаннику в упрек его возраст, физическую силу, как это, к сожалению, иногда делают некоторые педагоги («Ты уже большой, здоровый, выше матери и сильнее ее - почему же ты плохо учишься?» и т. п.).

    Учащийся сам прекрасно осознает свои силы и возможности, и оттенок укоризны в характеристике этой стороны его личности часто угнетает его. Надо идти по другому пути: пробуждать у питомцев чувство гордости своими силами, а если у них встретились какие-нибудь затруднения, например в учении, подбодрить их, вселить уверенность в возмож­ности преодоления трудностей. Проявлением уважения духовных и физических сил юношей и девушек, признанием их зрелости является, в частности, переход воспитателя в обращении к ним с «ты» на «вы».
    «Одно из наиболее трудных испытаний для педагога»
    Тончайшим способом влияния на юную душу явля­ются, по моему мнению, слово и красота. Было время, когда школу критиковали за то, что воспитание в ней «болеет» словесностью. Эта критика (отзвуки ее можно услышать и сейчас) - недоразумение. Большое удивление вызывает она... Отсутствие правильного, умелого воспитания словом в отдельных школах порождает много бед. Тонкость внутреннего мира человека, благородство морально-эмоциональных отношений не утвердишь без высокой культуры словесного воспитания.

    Слово учителя - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу. Я твердо убежден, что множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим источником неумение учителя говорить с учениками.

    Главное, что определяет эффективность слова учителя,- его честность. Ученики очень тонко чувствуют правдивость слова учителя, чутко откликаются на правдивое слово. Еще тоньше чувствуют дети неправдивое, лицемерное слово.

    Педагогическое бескультурье зачастую выражается в том, что воспитатель знает лишь две-три цели словесного обращения к питомцам - разрешение, запрет, порицание. У мастера-воспитателя обращение к воспитаннику имеет множество целей, и одна из самых частых- разъяснение нравственной истины, понятия, нормы.

    Мы считаем, что коммунистическая идейность предполагает уважение к человеку. Претворение в конкретные нормы и правила школьного воспитания идеи уважения к человеку требует большой педагогической культуры и мастерства. Здесь перед педагогом всегда существует опасность либо сбиться на слащавое сюсюканье, всепрощенье (что в конечном счете ведет к равнодушию), либо подменить авторитет грубой силой и безграничной властью.

    Правильно, с достоинством воспринимать горькие, но справедливые слова старшего - очень сложное дело, этому надо долго и настойчиво учить... Нам, педагогам, приходится часто выражать неодобрение, осуждение в десятках, сотнях самых разнообразных оттенков, и делать это надо так, чтобы человек представал перед нами с открытым сердцем, не замкнулся, не увидел в наших горьких словах предубеждения. Если бы меня спросили, какая в нашей сложной профессии самая сокровенная тайна, от овладения которой зависит способность властвовать умами и сердцами, я бы ответил: умение воспитывать у питомцев правильное отношение к моему неодобрению, осуждению.

    Запрещение - это один из очень нужных и эффективных приемов воспитания, если он умело применяется. Запрещением,- если за ним стоит необходимый моральный авторитет запрещающего,- предотвращается многие беды - «прожигание» жизни, необоснованные претензии юнцов на жизненные блага, не заслуженные личным трудом... Ведь желания незрелого человека можно сравнить с побегами на маленьком плодовом дереве: распускается на нем множество ростков, и часть из них - «дикие», так называемые «волчки»; садовод их срезает, оставляя на дереве только плодоносные побеги. Так и с человеческими желаниями в детские и отроческие годы: школьнику хочется очень многого, его желаниям нет конца. Но, если дать волю всему, что зеленеет, плодовое дерево одичает, обильная поросль «волчков» забьет плодоносные ветви. Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребенка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний - тончайшая, филигранная работа «садовода»-воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного. Он умело срезает «волчки», оставляя ростки, которые дадут плоды.

    Чем дольше страдает ребенок этой болезнью, тем более ослабляется его воля. Он, как говорится, не может взять себя в руки. Готовясь к урокам, он больше думает не о содержании материала, а о том, как его вызовет учитель, как он станет придираться к ответу и т. д. У ребенка, подверженного мании несправедливых обид и преследований, рождается и постепенно развивается чувство ненависти не только к учителю, но и вообще ко всему, что связано со школой. Он придумывает самые разнообразные предлоги, чтобы остаться дома. Неправдивость, склонность к обману - одно из характерных проявлений этого заболевания, когда оно становится хроническим. Обманывая, ребенок смотрит в глаза учителю или матери ясными глазами, ложь кажется ему правдой. Ребенок сам убежден, что его ложь - правда, особенно в тех случаях, когда речь идет о приготовлении уроков, о выполнении домашних заданий.

    «Мы стремимся к тому, чтобы в школе и стены говорили»

    Наша школа расположена на окраине большого села, находящегося в 15 километрах от города Кременчуга. Школьный участок площадью около 5 гектаров примыкает к лесу, к плодородным полям колхоза, к реке Омельник - небольшому притоку Днепра, огибающему этот участок с южной стороны. Здесь река запружена, создано большое водохранилище.

    Село утопает в садах. Между школьным участком и колхозными полями мы заложили несколько полезащитных дубрав и рощ. Рядом со школой - спортивный стадион, обсаженный яблонями. С северо-западной стороны школьного участка чернел овраг. Мы обсадили его дубками, а на склонах посадили кусты сире­ни. Возникла дубрава и чудесная сиреневая роща.

    Местность, на которой расположен школьный участок, слегка всхолмленная. Если взойти на один из холмов, открываются изумительные виды на приднепровские дали. С высокого степного кургана в ясную погоду видны поля Полтавщины за Днепром, синяя гладь Кременчугского моря, на горизонте - очертания гидроэлектростанции, в туманной дымке - корпуса вагоностроительного и автомобильного заводов. На западе и на юге раскинулись широкие поля с разбросан­ными по ним древними скифскими курганами.

    Думается, что школа будущего должна как можно полнее использовать для гармонического развития человека все, что дает природа и что может сделать человек для того, чтобы природа служила ему. Уже по одному этому мы должны беречь и пополнять имеющиеся природные богатства. Забота наших детей об умножении природных богатств в течение сравнительно короткого времени - двух десятилетий - существенно изменила, преобразила окружающую обстановку. За эти 20 лет мы превратили в тучные нивы и цветущие сады 40 гектаров неплодородной, глинистой почвы.

    Учебные занятия в нашей школе проводятся в четырех зданиях. Главное здание с десятью классными комнатами предназначается для V-X классов (V-VII классы - на первом этаже, VIII-X классы - на втором). В трех расположенных рядом зданиях - классные комнаты I, II, III и IV классов. В каждом здании- учительская.

    В каждом доме живет как бы небольшая семья, в которой все дети знают друг друга, постепенно они входят в жизнь и общешкольного коллектива. Нет суеты, толкотни, от которой маленький ребенок быстро устает. Из своего дома ребенок выбегает сразу же в сад, на зеленые лужайки; по бетонированным дорожкам он в любую погоду, буквально не замочив ног, может добраться в любое здание- к своим старшим или младшим товарищам.

    В главном учебном корпусе, кроме классных комнат, находятся также математический кабинет, кабинет языка и литературы, кабинет иностранных языков с фонотекой, радиолаборатория (со школьным радиоузлом), музыкальная комната, пионерская комната, комсомольская комната, школьный музей, методический кабинет, уголок для родителей, фотолаборатория, уголок изобразительных искусств, спортивный зал, тихий уголок (здесь ученик может уединиться, чтобы подумать, помечтать, поговорить с товарищем, почитать книгу или газеты), склад инвентаря для самообслуживания.

    «Юноши и девушки. Перед вами названия книг, которые вошли в художественную сокровищницу человечества. Их надо прочитать несколько раз. Эти книги научат вас жить, откроют перед вами красоту искусства».

    Южную, западную и северную части школьного участка занимает плодовый сад площадью 2 гектара, в нем растут все виды плодовых деревьев, которые культивируются на Украине (яблоня, груша, слива, абрикос, персик, вишня, черешня, орех). Заложенный учениками 20 лет назад, сад с каждым годом расширяется. Рядом с главным учебным корпусом - виноградник (его площадь 0,2 гектара) - любимое детище учеников и педагогического коллектива. С мая по ноябрь дети любуются сначала морем густой листвы, потом созревающими гроздьями.

    Между плодовым садом и виноградником находятся теплица № 1 и зеленая лаборатория. В теплице выращиваются цветы и овощи, ставятся опыты. Один из стеллажей расположен в центре теплицы, вокруг него складные скамейки, рабочие места для класса. Теплицу построили ученики, они же провели сюда центральное отопление и водопровод. В самые холодные зимние дни температура в теплице держится не ниже 27 градусов.


    «Добрая половина забот-о здоровье детей»
    Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей. Подавляющее большинство бесед с родителями, особенно в первые два года обучения детей в школе,- это беседы о здоровье малышей.

    Наблюдения и специальные исследования, проведенные в течение ряда лет, привели к тревожному выводу: уходя в школу, 25% детей младшего возраста не завтракают-утром им не хочется есть; 30% едят утром меньше половины того, что необходимо для нормального питания; 23% детей едят половину полноценного завтрака и только 22% завтракают так, как требуют нормы. После нескольких часов пребывания в классе у ребенка, не позавтракавшего утром, сосет под ложечкой, появляется головокружение. Ученик приходит из школы, несколько часов он не ел, но настоящего, здорового аппетита у него нет (родители часто жалуются, что дети не хотят есть простой здоровой пищи - супа, борща, каши, молока; им хочется поесть «что-нибудь вкусное»).

    ..Мы приучали малышей не бояться сквозняков; жизнь убеждала, что никакие сквозняки не страшны, если человек привык к ним с детства. Выработать нетерпимость к душному воздуху непроветренного помещения - так же важно, как и привить санитарно-гигиенические навыки.

    Эликсиром здоровья является воздух, насыщенный фитонцидами злаковых растений - пшеницы, ржи, ячменя, гречихи, а также луговых трав. Я часто водил детей в поле, на луг - пусть дышат воздухом, настоянным на аромате хлебных растений. Посадите под окном спальни ваших детей несколько ореховых деревьев, советовал я родителям. Это растение насыщает воздух фитонцидами, убивающими многие болезнетворные микробы. Запах ореха не переносят вредные насекомые. Там, где есть орех, нет мух и комаров. Позаботился я и о том, чтобы в каждой семье во дворе был летний душ.

    В качестве главных видов занятий по физической культуре школа избрала гимнастику и легкую атлетику... Цель таких упражнений - воспитать чувство красоты движений, силу, гармоничность, ловкость, выносливость. При разучивании движений на занятиях по физкультуре большое внимание уделяется эстетическому совершенству, красоте. Самовоспитание красоты осанки - один из главных стимулов, побуждающих учеников ежедневно делать утреннюю гимнастику.

    При выполнении таких упражнений, как бег, ходьба на лыжах, плавание, мы придаем большое значение эстетическому удовлетворению. По этим и другим видам спорта у нас стало правилом проводить соревнования на первенство по красоте, изяществу, гармонии движений, а скорость считается второстепенным элементом. Здесь не только демонстрируется, но и создается красота, физическое совершенство, т. е. достигаются главные цели физического воспитания. Вообще, мы считаем недопустимыми соревнования, где единственным критерием успеха является быстрота движений. Это прививает нездоровый азарт, честолюбие. В таких соревнованиях часто нет красоты, отсутствуют эстетические требования и, что особенно недопустимо, нет настоящей массовости и учета индивидуальных возможностей. Нельзя превращать спорт из средства физического воспитания всех детей в средство борьбы за личный успех, нельзя делить детей на способных и не способных к занятиям спортом, нельзя разжигать нездоровые страсти ажиотажем борьбы за мнимую честь школы.

    Спорт становится средством воспитания тогда, когда он - любимое занятие каждого.

    ...Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Если ребенок, очарованный красотой полей, мерцанием звезд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой гармонии тела и духа. Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка,- это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является ра­дость творчества.


    «Педагогика должна стать наукой для всех»
    По моему глубокому убеждению, педагогикадолжна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей. И мы стараемся дать каждому родителю минимум педагогических знаний. Для этого у нас существует родительская школа, куда родители записываются за два года до поступления их ребенка в школу, посещая затем занятия до окончания им средней школы. Курс психологии и педагогики в родительской школе рассчитан на 250 часов. (Кстати, это значительно больше, чем любой институтский или университетский курс)...

    Программа охватывает все разделы институтского курса, но особенное внимание мы уделяем возрастной психологии, психологии личности, теории физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания. Мы стремимся к тому, чтобы теоретические знания, получаемые в родительской школе, каждый отец, каждая мать соотносили с духовной жизнью своего ребенка. Это требует от нас, учителей, большого такта и чуткости.

    Нам удалось добиться того, что родительскую школу посещают 95-98% родителей. Примерно из 25% семей на занятия родительской школы приходят и мать и отец. Получается, что родители после 2-3 лет дошкольного отделения родительской школы потом в течение 4 лет посещают младшее школьное отделение, 3 года учатся в подростковом отделении и 3 года - юношеском (VIII класс у нас относится к юношескому возрасту). Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей.

    Одну из лекций во всех отделениях родительской школы я специально посвящаю вопросу: как ребенок повторяет старших; очень большой интерес для родителей представляет показ того, как отдельная черточка родителя, старшего, казалось бы незаметная, в новых условиях гипертрофируется, превращается в определенную черту характера ребенка. Вот этот кропотливый анализ, - что откуда берется, как передается, как развиваются черты нравственного облика младших,- и представляет собой содержание повседневной работы с родителями - как коллективной, так и индивидуальной. Это очень важно для достижения единства педагогических воздействий школы и семьи - добиться, чтобы родители видели в своих детях самих себя, понимали диалектику развития ребенка.

    Семья без книги, без библиотеки в лучшем случае не оказывает никакого влияния на школьное воспитание, а в худшем случае такая семейная среда отупляет ребенка, ограничивает его умственное развитие, и школе приходится прилагать большие усилия, чтобы ограниченность интеллектуальных интересов семьи чем-то компенсировать.

    Семейная библиотека, создание и обогащение которой мы считаем важной задачей, нужна не только для того, чтобы ученикам было что читать,- она нужна для того, чтобы читали родители; ведь их интеллектуальные интересы для нас не менее важны, чем чтение детей.

    Без семьи мы - я имею в виду свою школу - были бы бессильны. Десятилетия ушли у нас на то, чтобы дать родителям азбуку педагогической культуры. Нынешние родители - это наши бывшие ученики; мы готовили их к родительской миссии, еще когда они сидели за партой - это очень важно! Безграничное уважение и доверие к школе - вот что самое главное для коллектива наших родителей. Для семьи в вопросах этической культуры, образования, воспитания нет авторитета выше, чем школа. Нам удалось достигнуть того, что в семье царит культ книги и чтения. И сейчас добрая половина наших усилий по воспитанию подростков и юношества направлена на то, чтобы подготовить их хорошими отцами и матерями. Может быть, это покажется кому-то странным, может быть, мы ошибаемся, но главное, ведущее в нашей работе по «профессиональной ориентации» - это воспитание будущих родителей-воспитателей уже за школьной партой...

    Я верю в могучую силу коммунистического воспитания. Верю в то, что детей и юношество можно воспитывать так, чтобы надобности в наказаниях вообще не было. Верю в то, что бутылка водки будет стоять в шкафу много месяцев и молодому человеку не захочется даже вспомнить о ней. Верю в то, что счастье и наслаждение для человека в полной мере откроются в духовной полноте и насыщенности жизни, в идейном богатстве мыслей, стремлений, порывов, в познании красоты и величия бытия, в желании стать завтра лучше, чем сегодня, в повторении собственной красоты в детях, в нетленном и вечном труде на благо людей и Отечества.


    написать администратору сайта