Курсовая. Важную роль в формировании морального облика воина играет такое нравственноэстетическое явление, как воинские ритуалы
Скачать 43.62 Kb.
|
Важную роль в формировании морального облика воина играет такое нравственно-эстетическое явление, как воинские ритуалы. Представляя собой явление социальное, воинские ритуалы находятся во взаимосвязи со всей совокупностью проявлений общественного сознания, обладая при этом специфическими чертами и выполняя присущие только им функции. Под ритуалом понимается сложившийся на протяжении жизни многих поколений устойчивый вид общественных отношений, проявляющихся в символической форме и регламентируемых общественным мнением, обычаями, а иногда и законами. Ритуалы эмоционально выражают смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни общества. Это особая форма социального общения. Идейное ядро ритуала составляют идеология и мировоззрение определенных социальных групп, классов или общества в целом. В ритуалах также находят выражение нравственные идеалы. Ритуалы возникают на основе народного опыта, в котором на первый план выступает эстетическая, наглядно-чувственная сторона. Испытывая воздействие нравственности, политики, права, религии, философии, ритуалы не поглощаются ими, а, в свою очередь, влияют на общественное настроение, общественное мнение и в определенной степени на другие формы общественного сознания. Ритуалы принято подразделять на гражданские, бытовые, религиозные и воинские. Воинский ритуал — это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Воинские ритуалы служат закреплению и распространению воинских традиций, они социально обусловлены. Ритуал по отношению к традиции, обычаю, обряду, церемонии может быть определен как своеобразные обрядово-церемониальные, строго регламентированные, как правило, закрепленные в законах традиционные действия и нормы поведения людей. В первобытном обществе, не знавшем войн, не могли оформиться и воинские ритуалы. Появились лишь отдельные их элементы — боевые игры, воинственные пляски, песни, которые исполнялись при встречах возвращавшихся после вооруженных столкновений соплеменников. Обрядовая сторона военной деятельности первобытного человека была связана с необходимостью лучше подготовиться к вооруженному нападению, повторить приемы борьбы, типизировать их, создать необходимое настроение, уверенность в победе. Строевая подготовка ("муштра") являлись жизненно необходимой частью воинского воспитания в исторических армиях, сражавшихся в условиях ближнего боя. ... Ассирийцы, египтяне, греки, римляне, китайцы — это древние народы, которые первыми поставили военное дело на научную основу. ... Солдаты, регулярно маршируя в монолитной массе, послушной командам командира, незаметно для себя теряли индивидуальность. Происходило утрачивание черт эгоцентризма (обычный, неподготовленный человек, перед тем как подчиниться, будет обдумывать каждое слово своего офицера, и уж тем более, он не будет выполнять опасный для жизни и здоровья приказ). Как всякое явление общественной жизни, воинские ритуалы отражают две тенденции исторического развития — упрочение прогрессивных элементов, воспитывающих чувство патриотизма, ответственности за выполнение служебного долга, и насаждение карательных акций, призванных добиться слепого повиновения господствующему классу. Следовательно, по своей роли в развитии общества воинские ритуалы делятся на прогрессивные и регрессивные. Было бы неверно думать, что высокая степень механизации армии и рост мощности боевой техники снимают задачу строевой подготовки или снижают ее роль. Ускоряя ход событий, усложняя взаимодействие и взаимосвязи в боевой обстановке, техника предъявляет все более высокие требования к участникам боя, к четкости, быстроте и точности их действий. В ходе строевой подготовки офицер сплачивает солдат своего подразделения, прививает им необходимые навыки для быстрых, сноровистых и четких действий как в одиночку, так и совместно с другими. Эти навыки и дают возможность точно понимать и выполнять команды и приказания начальника. Без этих условий командир не сможет управлять подразделением в решать боевые задачи. Практика строевых занятий с подчиненными дает офицеру, особенно молодому, навыки в командовании, приучая его к четкости и категоричности в отдаваемых им приказаниях. Она приучает офицера управлять людьми, передавать им свою волю, что развивает в нем и необходимые волевые качества — целеустремленность, настойчивость и др. Значение строевой подготовки состоит и в том, что она воспитывает такие важные для боя качества, как внимательность и выдержка. Офицер в ходе строевой подготовки своего подразделения развивает эти качества не только у солдат, но и в себе самом. Было бы неверно рассматривать строевую подготовку офицера, как фактор, воспитывающий его волевые качества изолированно от строевой подготовки подразделения, которым он командует. Вне связи со строевой подготовкой солдат нельзя понять, для чего она нужна офицеру. Внимание как произвольный процесс сосредоточения сознания на определенном предмете или явлении представляет собой волевой акт. Дело в том, что для сосредоточения внимания человеку обычно приходится преодолевать непроизвольное внимание, когда то или иное явление, помимо желания человека или часто вопреки ему, врывается в его сознание. Явления, отвлекающие внимание или, что то же самое, вызывающие непроизвольное внимание, могут быть различного рода. Например, неправильно надетое снаряжение, неудобное положение тела, вызывая болезненные ощущения или какую-то напряженность, невольно отвлекают внимание. Но такие причины сравнительно легко устранить, что обычно и делает всякий организованный человек. Есть, однако, причины, как, например, шум боя, атмосферные явление, которые человек не может устранить и которые врываются в его сознание. В боевой обстановке иногда приходится выслушивать приказ или распоряжение под огнем противника, когда в непосредственной близости падают снаряды или бомбы, взрывы которых невольно привлекают к себе внимание. В таких условиях внимательно выслушать приказ — значит проявить большую силу воли. Внимание — это не только сосредоточение мысли на предмете, но и готовность приступить к действиям. Эта готовность позволяет своевременно и быстро включить сознание для работы в данном направлении. Состояние внимания обязательно сказывается и на внешности человека — в позе, в выражении лица. Нужна большая тренировка, чтобы быстро мобилизовать внимание и удерживать его в необходимом напряжении. Внимательность, как всякое умение, воспитывается, развивается. В значительной мере воспитание и тренировка внимательности могут быть достигнуты в ходе строевой подготовки. Вопрос о внимании усложняется тем, что здесь речь идет о действиях коллектива, к которому каждый должен приноровиться и в котором действия всех должны быть строго согласованы. Согласование этих действий возможно при своевременной мобилизации внимания йа их выполнение, которое достигается предварительной командой. Иногда можно видеть в простейшем случае — в начале движения или при остановке, как какой-либо солдат отстает или по инерции валится на переднего. Это означает, что солдат не мобилизовал своего внимания по предварительной команде. Требовательный офицер обязательно заметит этого солдата среди сотни других. Из этого факта офицер должен сделать для себя вывод, что если солдат в мирных условиях оказался столь невнимательным к команде, то в бою, например, при рассыпании в цепь, он навряд ли окажется внимательным. Проследить, как каждый солдат выполняет команду, значит тренировать себя в деле контроля и командирской требовательности. Конечно, в боевой обстановке не приходится равняться так, как это принято на строевых занятиях, но все же и в цепи приходится по кому-то равняться. Поэтому, если солдат был столь невнимательным, что не знает, кто направляющий или какой указан интервал в цепи, то это может привести к ее разрыву или к излишней скученности, к нарушению боевого порядка. И сам офицер, скажем, командир взвода, в наступлении должен держать себя в руках, чтобы все обдумать, ничего не упустить, чтобы не нарушить даже формы своей команды. А команда эта часто далеко не односложна. Например, передвигая взвод на тот или иной рубеж, он своей предварительной командой отдает как бы боевой приказ, в котором в определенном, предусмотренном уставом порядке перечисляется целый ряд моментов: прекращение огня (курок), предмет, на который надлежит двигаться, рубеж, направляющее отделение и т. д. Совершенно ясно, что офицер, тренируя на занятиях внимание солдат, должен быть начеку, чтобы, во-первых правильно подавать команды и, во-вторых, замечать малейшее проявление невнимательности у подчиненных. Таким образом, в ходе строевой подготовки тренируется и внимание самого офицера. Действия коллектива требуют не только усиленного, достаточно натренированного внимания от каждого исполнителя, но также и большой выдержки, свойственной уравновешенным людям и столь необходимой в бою. Так, например, форсируя водную преграду по штурмовому мостику, солдаты должны строго придерживаться известной дистанции. Увеличение дистанции срывает темпы, имеющие здесь решающее Значение, сокращение ёе часто невозможно по соображениям технического характера. Выдержка воспитывается в любом виде строевых занятий. Даже предварительная команда, возбуждая внимание, вместе с тем заставляет проявлять известную выдержку, чтобы дождаться исполнительной команды. Иногда можно видеть, как плохо обученный солдат приступает к тому или иному действию, не дождавшись исполнительной команды. Совершенно естественно, что, воспитывая выдержку, темперамент своих подчиненных, офицер тем самым воспитывает и в себе такое качество, как уравновешенность. Это драгоценное качество скажется во всем и всегда: в его отношениях к подчиненным, в отношениях к начальнику, в боевой обстановке. Решая же такую трудную задачу, как улучшение темперамента своих подчиненных, и преодолевая недостатки своего собственного темперамента, офицер закаляет свою волю. Всем своим видом, энергичным характером команды, которую подает офицер, он должен внушить своим подчиненным, что его требование, выраженное этой командой, абсолютно необходимо, и он не допускает никаких уклонений от него. При этом требуется большая выдержка и от него самого. Даже промежуток времени между предварительной и исполнительной командами свидетельствует об известной выдержке офицера. Время, в течение которого возбуждается внимание подчиненных, чтобы изготовиться к исполнению команды, зависит от опыта, умения командира. Опытный офицер чувствует, достаточно ли времени он предоставил подчиненным для изготовки к исполнению его команды, и не затягивает и не укорачивает его. Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы мужества, стойкости и героизма, единство высоких целей, за которые плечом к плечу борются народ и армия. Они охватывают три основные сферы воинских отношений — сферу боевой деятельности, сферу учебно-боевой деятельности и сферу повседневной деятельности. Какие же признаки характеризуют воинские ритуалы? Прежде всего эмоциональность, торжественная приподнятость, красота и величественность. Воинский ритуал — это своеобразное зрелище, массовое театрализованное представление. Революционные и боевые традиции, нашедшие свое отражение в воинских ритуалах, не только убеждают, но и вызывают небывалый прилив энергии, необычайное воодушевление, воспринимаются как непосредственные достоверные факты. Гармоническая соразмерность, стройная и целесообразная организация столь же свойственны воинским ритуалам, как и другим явлениям искусства. Широта обобщений, многовековая традиционная основа, неповторимое своеобразие и убедительность живого созерцания обусловливают действенность и эмоциональность воинских ритуалов. Существенным признаком воинских ритуалов является их своеобразная идеологизация. Воинские ритуалы отличаются своей социальной широтой. Выражением социальной широты воинских ритуалов является их классовый, национальный и интернациональный характер. Воинские ритуалы служат интересам общенародного государства, воплощают в себе боевые традиции подлинно народной армии, призванной вести только справедливые войны, они сочетают национальные и интернациональные традиции, воспитывают воина — патриота и интернационалиста. Воинские ритуалы за многовековой период своего развития изменяют содержание, но продолжают сохранять традиционные формы как дань уважения и признательности предшествовавшим поколениям. В этом их устойчивость. Преемственность воинских ритуалов оказывает заметное влияние на развитие культуры и общества в целом. Преемственная связь между старым и новым является объективной закономерностью общественного развития. Постоянное развитие и совершенствование советских воинских ритуалов — сложный процесс непрерывного изменения как формы, так и их традиционного содержания, порождаемый коренными изменения-ми, происходящими в Вооруженных Силах. Ритуал приведения к военной присяге Основным и нерушимым законом воинской жизни является Военная присяга. Она имеет силу государственного правового документа и является торжественной клятвой воина выполнить свой долг перед Родиной. Время приведения к Военной присяге объявляется в приказе командира воинской части. В назначенное время воинская часть при Боевом Знамени и Государственном флаге Российской Федерации под сопровождение оркестра выстраивается в пешем строю в парадной, а в военное время в полевой форме одежды с оружием. Полк обычно выстраивается в линию ротных или взводных колонн. Военнослужащие, приводящиеся к Военной присяге, находятся в первых шеренгах. Командир воинской части в краткой речи напоминает им о значении Военной присяги и той почетной и ответственной обязанности, которая возлагается на военнослужащих, приведенных к Военной присяге на верность своему Отечеству. После этого командир воинской части приказывает командирам подразделений приступить к приведению к Военной присяге. Командиры рот и других подразделений поочередно вызывают строя военнослужащих, приводимых к Военной присяге. Каждый военнослужащий, приводимый к Военной присяге, читает вслух перед строем подразделения ее текст. Текст действующей Военной присяги утвержден Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе», вступившим в силу 28 марта 1998 г. После прочтения текста Военной присяги военнослужащий собственноручно расписывается в специальном списке в графе против своей фамилии и становится на свое место в строю. По окончании церемонии приведения к Военной присяге списки с личными подписями военнослужащих, приведенных к Военной присяге, вручаются командирами подразделений командиру воинской части. Командир воинской части поздравляет военнослужащих с приведением к Военной присяге, а всю часть — с новым пополнением, после чего оркестр исполняет Государственный гимн. После исполнения Государственного гимна воинская часть проходит торжественным маршем. День приведения к Военной присяге является нерабочим днем для данной воинской части и проводится как праздничный день. Принятие Военной присяги для каждого военнослужащего остается в памяти на всю жизнь. Верность воинскому долгу, Военной присяге — это традиция Российских Вооруженных Сил, и ее соблюдение является мерилом нравственности гражданина, его дел и поступков. Выполняя свой воинский долг, каждый человек держит испытание на гражданскую и нравственную зрелость. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части Боевое Знамя воинской части есть особо почетный знак, отличающий особенности ее боевого предназначения, истории и заслуг, а также указывающий на ее принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации. Весь личный состав воинской части обязан самоотверженно и мужественно защищать Боевое Знамя в бою и не допускать его захвата противником. При утрате Боевого Знамени командир воинской части и военнослужащие, непосредственно виновные в этом, подлежат суду, а воинская часть — расформированию. Для вручения Боевого Знамени воинская часть выстраивается с оружием в установленном порядке. При вручении Боевого Знамени в боевых условиях порядок построения воинской части определяется с учетом боевой обстановки. Для выноса Боевого Знамени к месту построения в распоряжение начальника, прибывшего для вручения Боевого Знамени, командир воинской части назначает знаменщика и двух ассистентов из сержантов, прапорщиков или офицеров, преимущественно из числа награжденных орденами и медалями, отличников боевой подготовки, и знаменный взвод. В установленное время знаменщик выносит Боевое Знамя в чехле и следует в трех шагах за начальником, вручающим Боевое Знамя, к месту построения воинской части. При этом знаменщик держит Боевое Знамя на левом плече, справа и слева от знаменщика следуют ассистенты. Когда лицо, прибывшее для вручения Боевого Знамени, приблизится на 40—50 шагов к строю, командир воинской части подает команду: «Полк, под Знамя, смирно, равнение — направо!» Оркестр исполняет «Встречный марш». Командир воинской части, подав команду, прикладывает руку к головному убору, подходит к лицу, прибывшему для вручения Боевого Знамени, и докладывает ему о том, что полк по случаю вручения Боевого Знамени построен. В момент доклада командира воинской части оркестр прекращает игру. Знаменщик ставит Боевое Знамя к правой ноге вертикально. Лицо, прибывшее для вручения Боевого Знамени, приняв доклад, становится перед серединой строя, здоровается с воинской частью и подходит к знаменщику. Знаменщик наклоняет Боевое Знамя и держит его горизонтально. Вручающий Боевое Знамя снимает чехол и развертывает Боевое Знамя. Затем знаменщик, поставив Боевое Знамя вертикально и придерживая его правой рукой, становится лицом к строю. Лицо, вручающее Боевое Знамя, зачитывает Грамоту Президента Российской Федерации, после чего вручает Боевое Знамя и Грамоту командиру воинской части. Оркестр исполняет Государственный гимн. Командир воинской части, приняв Боевое Знамя и Грамоту, по окончании исполнения оркестром Государственного гимна передает Боевое Знамя знаменщику и подает ему команду следовать за ним. Знаменщик берет Боевое Знамя на левое плечо и следует за командиром. Командир воинской части, в трех шагах за ним знаменщик с Боевым Знаменем и ассистенты следуют к левому флангу строя, затем проходят вдоль фронта строя воинской части к правому флангу. Оркестр во время их движения исполняет «Встречный марш». Воинская часть приветствует Боевое Знамя протяжным «ура». Командир воинской части, выйдя на правый фланг, приказывает знаменщику с ассистентами встать на свое место в строю. Когда знаменщик займет свое место, командир подает знак оркестру для прекращения игры, выходит на середину строя и останавливается рядом с вручившим Боевое Знамя и по его указанию подает команду «Вольно!». Лицо, вручившее Боевое Знамя, поздравляет воинскую часть с его получением. Личный состав части на поздравление отвечает троекратным протяжным «ура». После этого командир выступает с ответным словом. В заключение ритуала воинская часть проходит торжественным маршем перед лицом, вручившим Боевое знамя. Напомним, что Боевое Знамя находится со своей воинской частью при всех условиях и обстоятельствах мирного и военного времени. Оно всегда должно быть под охраной караула, а при выносе его к воинской части — под охраной знаменного взвода. Порядок (ритуал) вручения личному составу вооружения и военной техники Прежде чем разобрать установленный порядок вручения военнослужащему вооружения и военной техники, вспомним положение Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих»: «На военнослужащего возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни». Для подготовки к выполнению возложенных на военнослужащего обязанностей по вооруженной защите Российской Федерации он должен прежде всего в совершенстве владеть вверенным ему вооружением и военной техникой. Закрепление за военнослужащими вооружения и военной техники осуществляется после приведения их к Военной присяге. До вручения личному составу вооружения и военной техники с ним проводятся занятия по изучению их боевых (технических) возможностей, а также требований безопасности действий при вооружении и военной технике. Время и порядок торжественного вручения вооружения и военной техники личному составу определяются приказом командира воинской части. В назначенное время воинская часть выстраивается в пешем строю с оружием при Боевом Знамени и с оркестром. Стрелковое оружие, подлежащее вручению военнослужащим, выносится к месту построения и раскладывается на столах в 10 м от строя. Другое вооружение и военная техника вручаются на местах их хранения. Перед вручением оружия командир воинской части в краткой речи напоминает военнослужащим требования воинских уставов о мастерском владении вверенным вооружением и военной техникой, постоянном поддержании их в готовности к применению для защиты Отечества. Затем объявляется приказ о закреплении вооружения и военной техники за членами экипажей (расчетов), водителями и другими лицами боевых подразделений. После этого командир воинской части приказывает командирам подразделений приступить к вручению стрелкового оружия. Командиры рот (батарей) и других подразделений поочередно вызывают из строя военнослужащих и вручают им оружие. После вручения стрелкового оружия командиры подразделений по команде командира воинской части разводят личный состав к местам хранения вооружения и военной техники. Личный состав для приема вооружения и военной техники выстраивается поэкипажно (по расчетам) и по команде командира подразделения проверяет их состояние и комплектность. Командиры подразделений принимают доклады командиров экипажей (расчетов), водителей (механиков-водителей) или других лиц, за которыми закрепляется вооружение или военная техника. Затем вручаются формуляры (паспорта), в которых личный состав расписывается, и с этого момента отвечает за закрепленные вооружения и военную технику. (Напомним, что военнослужащий обязан знать и содержать в постоянной готовности к применению вверенное ему оружие.) После вручения техники командиры подразделений строят личный состав в указанном командиром воинской части месте и докладывают ему о вручении вооружения и военной техники подчиненному личному составу. Командир воинской части поздравляет личный состав. Ритуал вручения вооружения и военной техники заканчивается прохождением воинской части торжественным маршем. Порядок (ритуал) проводов военнослужащих, уволенных в запас или вышедших в отставку Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту, т.е. когда он достиг предельного возраста пребывания на военной службе, а также по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта. Военнослужащий может быть уволен с военной службы по состоянию здоровья или другим причинам. Проводы военнослужащих, честно отслуживших установленный срок, в запас или отставку проходят в торжественной обстановке. На них могут приглашаться ветераны воинской части, военнослужащие других воинских частей, представители общественности и члены семей военнослужащих. Для проводов уволенных военнослужащих воинская часть выстраивается в пешем строю в повседневной форме одёжды. По решению командира воинской части может быть вынесено Боевое Знамя части. После построения, встречи командира воинской части и выноса Боевого Знамени уволенные военнослужащие по команде командира выходят из строя и выстраиваются по подразделениям в 120—40 м перед строем части, а затем по команде командира смыкаются к середине. Начальник штаба воинской части объявляет приказ об увольнении военнослужащих и о поощрении наиболее отличившихся. Награждение производится командиром воинской части. После этого предоставляется слово нескольким военнослужащим. Командир воинской части благодарит военнослужащих за службу после чего оркестр исполняет Государственный гимн. Проводы завершаются прохождением воинской части торжественным маршем перед строем уволенных военнослужащих Подготовка воинских ритуалов Славные воинские традиции наиболее полно выражаются в различных, но обязательно ярких по форме ритуалах. Чем выразительнее форда ритуала, тем сильнее его воздействие не только на чувства, но и на сознание воинов. Именно образно-художественная природа воинских ритуалов обусловливает их эмоциональную действенность, влияние на психологию и духовный мир воинов. Красота воинских ритуалов заключается как в их традиционном содержании, так и в их форме. Это красота звуков, ритма, красок. Особенность красоты воинских ритуалов — в их своеобразии, неповторимости общих свойств — ритма, симметрии, целесообразности, гармонии. Каждый ритуал представляет собой неповторимость общих повторяющихся свойств, незнакомостъ знакомых особенностей, необычность обычных ситуаций. Форма каждого воинского ритуала сложна и многогранна. Она складывается из разнообразных элементов, оригинальное сочетание которых и придает ритуалу яркую эмоциональность. В воинских ритуалах мы видим синтез ритмических действий, музыки, песни, речи, символики — словом, всех элементов, присущих искусству. Большинство воинских ритуалов представляют собой своеобразные зрелища. Музыка, театрализация, образная речь, символика — эти элементы искусства, присущие воинским ритуалам, выполняют роль выразительных средств, образно раскрывающих их традиционное содержание. Благодаря наличию в каждом воинском ритуале элементов искусства и их своеобразному сочетанию ритуалы обладают яркой индивидуальностью, художественными достоинствами, приподнятостью, величественностью. Все элементы ритуальной формы должны быть расположены в строгом порядке, в определенной последовательности. Всякое нарушение организационной основы ритуала, традиционного порядка его проведения ведет к разрушению ритуала как системы, к резкому ослаблению его эмоциональной действенности. Командиры, политработники, партийные активисты должны проявлять заботу об идейной насыщенности, богатстве содержания, выразительности формы каждого воинского ритуала, о творческом развитии, обогащении ритуалов, добиваться строгого соответствия проводимых церемоний требованиям уставов. Проведению каждого воинского ритуала должна предшествовать всесторонняя, творчески осмысленная подготовительная работа, ибо слова речи командира, текст военной присяги, ритуальная музыка есть сигналы, по которым творческая фантазия воина вызывает в памяти соответствующие представления, впечатления, определенные системы образов. Яркость и полнота эстетического восприятия основывается не только на жизненном опыте и накопленных знаниях, но и прежде всего на знаниях о традиционном содержании и значении того или иного ритуала, полученных в процессе воинской службы. Многое здесь зависит от яркой, целенаправленной пропаганды боевых традиций, постоянной заботы о действенности героико-патриотического воспитания. Внешняя красота ритуала, ритм строевого шага, гармония движения воинских подразделений, согласованность при выполнении команд, стройность каждого воина и строя, качество исполнения ритуальной музыки — все эти элементы появляются не вдруг, а являются результатом напряженной работы командиров и политработников, воинских коллективов. В подготовке и проведении воинских ритуалов не может быть мелочей. Малейшее нарушение слаженности, гармонии, ритмичности при выполнении ритуала сразу бросается в глаза, вызывает отрицательные эмоции у участников ритуала и наблюдающих. Какие же основные принципы научного руководства необходимо соблюдать при подготовке и проведении воинских ритуалов? Главное — иметь правильное представление о роли и значении воинских ритуалов в жизни части, корабля; глубоко анализировать, изучать практический опыт проведения ритуалов; творчески применять все положительное, предварительно проверяя его в узких масштабах; исключить всякого рода необоснованные волевые решения в вопросах обучения и воспитания личного состава. Творческая деятельность командиров и политработников при подготовке и проведении воинских ритуалов требует высокой идейности, вдохновения и таланта, высокого чувства ответственности. Организаторы воинских ритуалов должны использовать все возможности для раскрытия в них великих целен нашего общества, духовного богатства и нравственной чистоты воинов. Тщательно подготовленные и безупречно выполненные воинские ритуалы вызывают глубокие эстетические переживания, воспитывают как участников ритуала, так и тех людей, которые их наблюдают, по законам величественной воинской красоты. Задача командиров, политработников, всех, кто занимается воспитанием молодежи, раскрыть воинский ритуал во всей его красоте, сделать его настоящим явлением искусства, добиться при его проведении высокой воспитательной действенности. Армейская действительность не стоит на месте. Стремление повышать эмоциональный настрой воинов при решении тех или иных задач вызывает к жизни новые ритуалы. Процесс формирования и развития новых воинских ритуалов — процесс управляемый. Долг командиров — собирать, обобщать, проверять на практике в воинской деятельности новые элементы воинской ритуальности, целеустремленно внедрять их в войсках. Хорошо организованные и четко проведенные воинские ритуалы вызывают у воинов светлые патриотические чувства и мысли, зовут их к новым свершениям и подвигам, вдохновляют на борьбу за достойное выполнение задачи, поставленной перед Вооруженными Силами, — надежно стоять на страже мирового, созидательного труда российского народа. Заключение Массовая потребность в красивых и торжественных воинских ритуалах, выражающих мысли и чувства воинов, связанные с боевой, учебно-боевой и повседневной деятельностью войск,— важнейший показатель того, что система общественных социалистических отношений стала сущностью духовного облика воинов армии и флота, вошла в их духовный мир как высшая ценность. Красота воинских ритуалов — прежде всего в их идейно-эмоциональном традиционном содержании. Своим традиционным идейным содержанием воинские ритуалы дают ответ, как строить воинам свое социальное поведение, способствуют формированию тех морально-политических взглядов, которые служат основой сознательного выполнения воинского долга перед Родиной. Воинские ритуалы являются постоянно действующим и эффективным средством коммунистического воспитания воинов. Воспитательное воздействие воинских ритуалов заключается в том, что они всегда олицетворяют красоту воинской деятельности, самоотверженности при выполнении воинского долга. Оказывая влияние на духовный мир воина, обращаясь к его идеалам и вкусам, интересам и переживаниям, воинские ритуалы формируют личность во всей ее полноте, способствуют в процессе воспитания достижению таких целей, которых трудно достичь, используя другие формы воспитания. Современные ритуалы своей эмоциональной насыщенностью привлекают воинов, вызывают у них желание вновь и вновь участвовать в торжествах, восхищаться ими. Под влиянием воинских ритуалов каждый воин сильнее реагирует на красоту окружающей его действительности, тоньше оценивает красоту ратного труда, лучше понимает требования коллектива. Положительные эмоции, порождаемые воинскими ритуалами, не только помогают воину преодолеть трудности воинской службы, но и способствуют быстрому его воинскому воспитанию и обучению. Идейно-эстетическое воздействие ритуалов велико, они вызывают у воина большое эмоциональное волнение, душевный подъем, вдохновляют на ратный труд и подвиг. В знаменах, орденах, памятниках героических битв, фронтовом оружии — частичка истории страны, народа, связь с героями, пролившими кровь за свободу и независимость Родины. В воинской символике аккумулированы слава, мужество, стойкость бойцов прежних поколений и в то же время напоминание о том, чтобы сегодняшнее поколение хранило и умножало эту славу. Воинские традиции которые всегда играли и продолжают играть архиважную воспитательную и обучающую роль в Вооруженных Силах и различных компонентах военной организации государства. Весьма значительное место в системе бевой и служебной подготовки л/состава занимают традиции обучения и воспитания. Ритуалы повседневной деятельности, закрепленные в уставах, наставлениях, инструкциях, положениях, позволяют воинским подразделениям и частям формировать у военнослужащих высокие моральные и боевые качества. Заступление на боевое дежурство, развод и смена боевых караулов, строевые смотры, парады, общие полковые ритуалы вечерней поверки, боевые стрельбы - всё это раскрывает взаимосвязь армейских будней, воспитания, учёбы и условий боевой обстановки, воспитывают необходимые качества защитника Отечества. К основным воинским традициям и ритуалам Вооруженных Сил и войск Национальной Гвардии Российской Федерации относят: верность присяге и Боевому знамени; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; взаимная выручка, боевое братство и войсковое товарищество; уважение к командиру и защита его в бою; отдание воинских почестей погибшим в боях; забота о сохранении жизней и здоровья подчиненных; гуманное отношение к поверженному врагу и др. В истории армии многое посвящено воинским ритуалам. Наравне с традициями они играют очень важную воспитательную и обучающую роль. Воинский ритуал — это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении специальных обрядов, торжественных и траурных церемоний. Здесь можно перечислить такие воинские ритуалы, как празднование государственных праздников, дней части, вручение наград, присвоение воинских званий, вручение военнослужащих личного оружия и некоторые другие. Одним из важных средств, формирующих высокие патриотические качества защитников Родины, являются воинские ритуалы. Изучая их, необходимо раскрыть такие понятия, как обычай, обряд и церемония, ритуал, воинский ритуал. Обычаи — общепринятые, более или менее устойчивые в той или иной среде правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области общественной жизни. Это традиционно принятый порядок, привычный образ действий, соблюдающийся в силу прочно установившихся привычек, передаваемых из поколения в поколение. Под обрядом понимается система традиционных символических коллективных действий, которая устанавливается традицией, обычаем, а иногда и законом и сопровождает всякое сколько-нибудь важное событие общественного или частного характера. Обряд символически и эстетически выражает смысл, содержащийся в событиях или явлениях. Церемония — тот же обряд, но более динамичный, торжественный, официальный. Церемония выражает содержание тех традиций, которые связаны с наиболее значительными событиями общественной жизни. Ритуал — сложившийся на протяжении жизни многих поколений устойчивый вид общественных отношений, проявляющихся в символической форме и регламентируемых общественным мнением, обычаями, а иногда и законами. Слово «ритуал» произошло из латинского языка и означает «священный обряд». Воинские ритуалы — это исторически сложившийся, устойчивый, передающийся от поколения к поколению вид традиций, реализующийся в формах условных и символических действий, строго регламентируемых сначала обычаями и общественным мнением, а затем и законами. Воинские ритуалы выражают внутренний смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни народа, армии и флота. Другими словами, воинские ритуалы — это воинские обряды, торжественные церемонии, совершаемые при повседневной деятельности, во время праздничных торжеств, важных актов военной службы и в других установленных случаях. Воинские ритуалы в вооруженных формированиях на Руси возникли на основе народных и религиозных обрядов. Изначально это были лишь отдельные элементы — боевые игры, воинственные пляски, песни, которые исполнялись при подготовке военных походов, а также при встречах возвращающихся после сражений воинов. Обрядовая сторона военной деятельности была связана с необходимостью лучше подготовиться к боевой службе, повторить боевые приемы, типизировать их, создать необходимое настроение, уверенность в победе. Воинские ритуалы социально обусловлены, они способны к закреплению и распространению сложившихся традиций. «Я не знаю, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у современного человека нажитый и доставшийся ему в наследство скарб обрядов, обычаев и всяких условностей — он все забудет, всему разучится и должен будет начать все сызнова», — отмечал выдающийся русский историк В.О. Ключевский. Воинские ритуалы обладают огромной силой воздействия, активно приобщают воинов к героическому прошлому, воспитывают чувство патриотизма, повышают бдительность и боевую готовность. Они сопровождают российского воина на протяжении всей его службы. Каждый ритуал — своеобразное эстетическое явление, организованное по законам красоты. Исполненный глубокого смысла, освещенный великими подвигами во славу Родины, каждый ритуал имеет строгую целесообразность, суровую красоту. Дополнительный материал. Порядок совершения воинских ритуалов закреплен в уставах, наставлениях и инструкциях. К числу основных воинских ритуалов, закрепленных в общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ, следует отнести: — приведение к Военной присяге; — вручение боевых знамен и орденов воинским частям или кораблям; — вынос Боевого знамени воинской части (в ВМФ — подъем и спуск Военно-морского флага); — вручение личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия; — заступление на боевое дежурство; — развод и смена караулов; — военные парады, салюты, годовые праздники частей (кораблей); — строевые смотры и др. Рассмотрим некоторые из них. Всегда большое значение в воинском воспитании играл ритуал приведения к Военной присяге. Военная присяга — официальная торжественная клятва гражданина, впервые поступающего на военную службу или приносимая в иных, предусмотренных законом случаях, выполнять обязанности по защите Отечества. Развитие отечественной военной организации меняло порядок принятия присяги. В Древнерусском государстве у княжеских дружинников — первых профессиональных военных — существовал ритуал посвящения в воины. Он состоял из двух частей: испытания мужчин на физическую выносливость, ловкость и силу, а также обряда клятвы на верность своему предводителю, князю. В русской императорской армии до октября 1917 г. сложилась традиция принимать присягу в торжественной обстановке, в присутствии высокого начальства, священника, при развернутом знамени части. Солдаты и офицеры при оружии давали обещание служить добросовестно и «во всем поступать как честному, верному, послушному, храброму солдату надлежит». В советских и российских Вооруженных Силах этот ритуал неоднократно изменялся, совершенствовался. Например, после Великой Отечественной войны принятие Военной присяги молодыми воинами начали проводить у памятников боевой славы. В наши дни нередко приведение военнослужащих к присяге проводится в исторических местах, местах боевой и трудовой славы, а также у братских могил воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества, что придает событию особую торжественность, эмоциональность. Одним из самых распространенных и старейших воинских ритуалов является воинское приветствие или, как говорили в старину, ритуал чинопочитания. В древние времена и в Раннее Средневековье четко выраженного обряда воинского приветствия еще не существовало. Знаки уважения демонстрировались общепринятыми на тот период действиями: поклонами, снятием головных уборов. В Средние века у рыцарей, когда они не имели намерений вступить в бой, возник обычай при встрече «в чистом поле» поднимать забрала своих железных шлемов. Шлемы с забралами вскоре исчезли, но обычай подносить руку к головному убору сохранился как знак дружелюбия, уважения. Этот обычай позже был закреплен в уставах как обязательный акт воинской вежливости при встрече военнослужащих. Уже в первом отечественном уставе «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» 1648 г. были регламентированы вопросы чинопочитания. В 1809 г. при военном министре А.А. Аракчееве впервые в истории русской армии ритуал чинопочитания стал выполняться прикладыванием руки к головному убору. В период революционных событий в России 1917 г. была сделана попытка ограничить, а затем и отменить в армии и на флоте отдание воинской чести. Но при строительстве новой регулярной армии Советское правительство вынуждено было восстановить этот ритуал, который стал одним из рычагов восстановления дисциплины и порядка в молодой Красной армии. В Вооруженных Силах РФ ритуал чинопочитания получил название «Воинское приветствие». «Воинское приветствие, — говорится в Уставе внутренней службы ВС РФ, — является воплощением товарищеской сплоченности военнослужащих, свидетельством взаимного уважения и проявлением вежливости и воспитанности». Все военнослужащие обязаны при встрече (обгоне) приветствовать друг друга. Подчиненные и младшие по воинскому званию приветствуют первыми, а при равном положении первым приветствует тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным. Военнослужащие обязаны, кроме того, приветствовать: могилу Неизвестного солдата; братские могилы воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества; Государственный флаг Российской Федерации, Боевое знамя воинской части, а также Военно-морской флаг при каждом прибытии на военный корабль и убытии с него; похоронные процессии, сопровождаемые воинскими подразделениями. Среди символов ратной славы почетное место занимает оружие. С древнейших времен оно является отражением силы, мощи, мужества, а умелое владение им считается необходимым для настоящего воина. В торжественной обстановке от одного воина к другому переходило оружие, покрывшее себя славой в бою, — шашка, пулемет, винтовка, автомат. Ритуал вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия проводится после приведения воинов к присяге, изучения их боевых возможностей и техники безопасности. Особую группу представляют традиции и ритуалы, связанные с повседневной деятельностью войск. К ним относятся: поддержание внутреннего порядка в части и несение караульной службы; соблюдение образцового внешнего вида и проведение строевых смотров; выполнение требований воинского этикета и другие. Значительную роль в организации служебно-боевой деятельности играет ритуал развода и смены караула. В русской армии и на флоте караульной службе всегда придавалось исключительное значение. В XVIII–XIX вв. приверженность некоторых русских императоров к прусской школе подготовки войск приводила к тому, что внешняя форма проведения ритуала стала вытеснять на второй план его суть. При Павле I развод караулов был возведен на высоту торжественной церемонии государственного масштаба и стал основным показателем качества организации всей служебно-боевой деятельности. В настоящее время ритуал «Развод караулов» регламентируется Уставом гарнизонной и караульной служб ВС РФ. Но, несмотря на все изменения ритуала, постоянным оставалось его назначение — проверка готовности караулов к несению службы, мобилизация воинов на качественное выполнение боевой задачи, переход личного состава в подчинение строго определенным лицам и предоставление права смены заканчивающих службу караулов. С появлением частей, выполняющих боевые задачи в мирное время, появился и ритуал заступления на боевое дежурство. Несение боевого дежурства является выполнением в мирное время боевой задачи. Важную роль в жизни воинских коллективов играет воинская традиция и ритуал «Строевой смотр». Начало свое эта традиция берет со смотра княжеских дружин перед выступлением в боевой поход. В конце XVIII — начале XIX века строевой смотр стал занимать одно из центральных мест в боевой подготовке армии, а в ряде случаев он видоизменился в торжественную церемонию — плац-парад. В петровскую эпоху смотры выполняли функцию контроля наличия личного состава, оружия и формы одежды. В последующие десятилетия эта функция была искажена. Военное руководство во главе с российскими императорами видело в смотрах одну из разновидностей парадов. Внимание уделялось, прежде всего, внешнему виду военнослужащих и строевым приемам, что существенно снижало содержательную часть ритуала. В советский период смотры продолжали использоваться как форма проверки старшими начальниками воинских частей с целью определения степени их строевой выучки, боевой слаженности, состояния вооружения и техники. В настоящее время цели проведения строевого смотра диктуются необходимостью контроля личного состава, состояния его обмундирования и вооружения. Смотр имеет большое воспитательное значение, так как на нем военнослужащие могут обратиться с жалобой, личными вопросами, получить оценку от начальников за свои старания в службе. Большим событием в жизни каждого подразделения является прием молодого пополнения и распределение его по подразделениям. Это один из первых ритуалов, в котором участвуют молодые воины. Прибывшее пополнение распределяется по подразделениям после изучения личных, деловых и профессиональных качеств каждого солдата (матроса). Одна из важных боевых традиций российских Вооруженных Сил — сохранение памяти о воинах, павших в сражениях. Павшим в боях и при исполнении служебных обязанностей всегда оказывались символические знаки уважения, их проведение было закреплено Уставом воинским 1716 г. как торжественно-траурный ритуал «Погребение с воинскими почестями». Наряду с этим в русской армии с 40-х годов XIX в. стало святой традицией начинать вечернюю перекличку именами героев, навечно зачисленных в списки части за геройские поступки. Современный Устав внутренней службы (ст. 231) также содержит описание ритуала упоминания на вечерней поверке фамилий военнослужащих, навечно зачисленных в списки подразделений. На протяжении всей отечественной истории одним из главных воинских ритуалов праздничного характера являются парады. Они вызывали у воинов гордость за принадлежность к могуществу и славе русского оружия, причастность к героизму и мужеству, проявленными их предшественниками. Демонстрация военной мощи на военных парадах вселяет в граждан уверенность в полной готовности Вооруженных Сил отстаивать интересы России на полях сражений. С парадами неразрывно связаны салюты. Наиболее распространенной формой салюта в ознаменование особо выдающихся событий является салют выстрелами. Салюты вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть всенародных торжеств, знаменательных дат нашей истории. Этот ритуал, как и многие другие, вызывает внутренний подъем, радость и восторг у всех, кто становится его свидетелем. Огромное значение в воинских ритуалах традиционно имели музыка и строевые песни. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех элементов образной формы ритуалов она является наиболее устойчивой, вносит в ритуалы особенную торжественность, создает приподнятое, праздничное настроение, вдохновляет, воодушевляет, сплачивает военнослужащих. В свое время А.В. Суворов сказал: «Музыка удваивает, утраивает армию... С крестом священника, развернутыми знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил!» Особое место в системе российских воинских ритуалов принадлежит маршевой музыке. Например, при выносе Боевого знамени, в ритуалах торжественных встреч исполняется «Встречный марш» — более быстрый по темпу, чем строевой или походный. Строевые смотры, прохождения в строю и другие воинские ритуалы сопровождаются песнями. При исполнении песни в строю каждый воин особенно остро чувствует себя частицей воинского коллектива. «Солдат без песни, что без ружья», — говорил А.В. Суворов. Это меткое замечание не потеряло своего значения и в наши дни. Наряду с перечисленными и другими ритуалами сформировались ритуалы, отражающие специфику служебно-боевой деятельности других видов и родов войск, силовых ведомств, военных образовательных организаций. Воспитательное воздействие ритуалов усиливается в связи с торжественностью, эмоциональностью, красотой и величавостью их проведения, которые не только убеждают в необходимости следовать традициям, но и воодушевляют военнослужащих на добросовестное отношение к служебному долгу. Таким образом, традиции и ритуалы представляют собой своеобразное общественное явление, особую форму общественных отношений, проявляющихся в переходящих от поколения к поколению действиях, обычаях, принципах и нормах взаимоотношений между людьми. В них отражаются морально-боевые качества воинов, нормы и правила их поведения на службе и в бою, везде, где приходится охранять государственные интересы нашей Родины. Это элементы их боевого наследия, это нравственные и моральные ориентиры, позволяющие новым поколениям избирать правильную линию поведения в сложных и экстремальных ситуациях. Как убедительно показала жизнь, традиции и ритуалы формируют у военнослужащих стремление как можно лучше выполнить свой воинский долг, быть достойным славы старших поколений. |