Валерий Брюсов. Валерий Яковлевич Брюсов
Скачать 67.41 Kb.
|
1 2 ТемаМожно назвать романтические отношения в стихотворении его темой. Антоний испытывал влюбленность к Клеопатре. Но это угадывается между строк. Брюсов использовал небольшую недосказанность, чтобы заинтриговать читателей. КомпозицияПоэт использует интересный ход: он выступает в роли рассказчика, передающего сюжетную линию. Можно назвать автора одним из героев произведения. ЖанрПроизведение можно отнести к символизму. По жанру же его можно назвать историческим стихотворением со свободным сюжетом. 20Средства выразительностиБрюсов очень избирателен в тропах, поэтому каждый из них уместно использован в произведении. ЭпитетыНа закатном небосклоне, вечно юный, за египетской кормой – эпитеты. Брюсов создаёт понятные образы, используя описания. Однако иногда есть смысл искать скрытые послания читателям, обращая внимание на компоновку слов. ОлицетворениеОдна черта делила – олицетворение, использованное поэтом. МетафорыВспененных боем струй, в веках величье и позор – метафоры. Их пафос обосновывается жанром и тематикой стихотворения. «Ассаргадон» Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон. Владыки и вожди, вам говорю я: горе! Едва я принял власть, на нас восстал Сидон. Сидон я ниспроверг и камни бросил в море. Египту речь моя звучала, как закон, Элам читал судьбу в моем едином взоре, Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон. Владыки и вожди, вам говорю я:горе. Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне? Деянья всех людей — как тень в безумном сне, Мечта о подвигах — как детская забава. Я исчерпал до дна тебя, земная слава! И вот стою один, величьем упоен, Я, вождь земных царей и царь — Ассаргадон. История созданияБрюсов обожал тему историческую, в которой он черпал силы, находил своё вдохновение. Также он уделял внимание полководцам и известным личностям, которым посвящал многие стихотворения. Среди них стоит отметить ассирийского царя Ассаргадона, проживающего в 7 столетии до нашей эры. Эта личность была неоднозначной, и Брюсов 21 был привлечен к ней; поэтому поэт и решился на создание стихотворения. ТемаВ тексте повествование ведется от лица самого ассирийского царя. При этом затронута тема кончины. Царь по сути сам себе читает эпитафию. Но это следует из контекста. Присутствует и отчетливо слышится тема величия Ассаргадона. Композиция2 четверостишия и 2 трёхстишия – вот композиция стихотворения. Мысли излагаются последовательно. В конце царь называет себя, утверждая собственное земное величие. ЖанрСтихотворение написано в жанре сонета, при этом его можно назвать своеобразной эпитафией, Средства выразительностиТропов много: это объяснимо тем, что говорит сам царь. Да и не стоит забывать о специфике жанра, оценивая средства выразительности в произведении. ЭпитетыЗемных царей, мощный трон – вот пафосные эпитеты, уместно вписанные в полотно стихотворного текста. ОлицетворениеЕгипту речь моя звучала – олицетворение. МетафорыНа костях врагов, величьем упоен, читал судьбу – вот примеры метафор, которых в стихотворении Валерия Яковлевича много. «Кинжал» Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный. Лилейная рука тебя мне поднесла В знак памяти, в минуту расставанья, И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла, Но светлая слеза — жемчужина страданья. 22 И черные глаза, остановясь на мне, Исполнены таинственной печали, Как сталь твоя при трепетном огне, То вдруг тускнели, то сверкали. Ты дан мне в спутники, любви залог немой, И страннику в тебе пример не бесполезный: Да, я не изменюсь и буду тверд душой, Как ты, как ты, мой друг железный. ТемаАвтор затрагивает важную тему для всех творческих людей. Лирический герой рассуждает о месте поэта в мире и его предназначении. По его мнению, стихотворец должен служить людям, обнажая острые проблемы современности. КомпозицияВ основе стихотворения четырех и шестистопный ямб и перекрестная рифма. Автор разделяет произведение на пять строф. В первом катрене Брюсов заявляет о единстве поэта и народа. Далее он рассказывает о моментах, когда из-за пассивного настроя общественности, уходил во временное затишье. В третьем четверостишии герой откровенничает о несогласии с режимом, установившемся в стране. Последние две строфы показывают возрождение боевого настроя поэта и поддержку набирающего обороты революционного движения. Жанр«Кинжал» - яркий пример гражданской лирики Валерия Яковлевича. Стих посвящен актуальным вопросам, которые назрели в обществе. Эпитеты«Позорно-мелочный, неправый, некрасивый», «робкий», «отточенный и острый» - определениям с негативным окрасом, относящимся к правящему строю противопоставляются эпитеты о кинжале. ОлицетворениеОбраз кинжала, символизирующий поэтический дар» олицетворяется и проходит через все стихотворение. «Из ножен вырван», «блещет», «верной стали». Метафоры«Шумит гроза», «в страну молчанья и могил», «зов трубы», «огнистые знамена», «молнии сверкали» - красочно рисуют возрастающее недовольства населения и стремление к переменам. 23 Заключение Проведенная работа раскрывает своеобразие художественного изображения города на разных этапах творчества В.Я. Брюсова. Обратившись к образу города в поэтических произведениях данного поэта и проследив его эволюцию, мы приходим к следующим выводам. Наметившаяся в раннем творчестве тема города, хотя и отражает картины реальной городской жизни, все-таки навеяна символистскими пристрастиями поэта. Ночь, звезды, луна, мечты - свидетели происходящих на улице событий. Город раннего Брюсова полон намеков, он словно туманный. Отношение поэта к нему тоже пока неопределенное. Брюсов обращается к городу как к месту действия его героев и одновременно как к месту, от которого они все бегут. Из произведений, относящихся к зрелому периоду творчества поэта, город дышит настоящим и будущим, отметая все старое. Брюсов не принимает старый город, подобно Н.Гоголю и Ф.Достоевскому, подчеркивая его закостенелость и замкнутость; это среда отчуждения для его героев. Но и в развивающейся цивилизации он видит пагубность технического процесса: человек в ней тоже наряду с машинами становится ее механизмом. В брюсовской урбанистической поэзии возникает образ "страшного мира" и тема возмездия современному городу. Образ города этого периода становится главным объектом изображения поэта. Это вершина урбанизма брюсовской поэзии. В поздних стихотворениях Брюсова город отходит на задний план. Он теряется в потоке событий, постепенно превращаясь в воспоминания героев. Этот образ вдруг вспыхивает на улицах советского города яркими красками - красными флагами. Но теперь уже город не несет уже той наполненности и значимости, которые имел раньше. И все-таки Брюсов является крупным поэтом-урбанистом. Дитя города, поэт не мог творить вне города. Весь его интеллект, психологический склад, понимание уровня жизни во всех измерениях связаны с городом, с постом цивилизации. Город конца XIX века породил Брюсова, и он в благодарность своему "родителю" пронес эту тему через все три десятилетия своего творческого горения. Брюсов явился поэтом, открывшим пути художественного постижения образа города в поэзии ХХ века. Вслед за ним тема города раскрывается в поэзии А.Блока, А.Белого, С.Городецкого. По-новому вспыхивает она у В.Маяковского, современных поэтов: А.Вознесенского, И.Бродского, Е.Евтушенко и многих других. 24 Источники 1.Ашукин Н. С. .Брюсов В.Я. Избранное. Стихотворения. Лирические поэмы. -М.: Московский рабочий, 1983. .Брюсов Валерий, собрание сочинений в 7-ми томах, Т. 2, стихотворения 1909-1917, М.: Художественная литература, 1973 .Брюсов Валерий, собрание сочинений в 7-ми томах, Т. 3, стихотворения 1918-1924, М.: Художественная литература, 1974 .Брюсовские сборники. - Ставрополь, 1974, 1975, 1977. 6.Бурлаков Н.С. Валерий Брюсов. Очерк творчества. М.: Просвещение, 1975. .Валерий Брюсов среди стихов 1894-1924 М.: Советский писатель, 1990 8.Валерий Брюсов и Нина Петровская. Переписка 1904-1913. .Волошин М. Лики творчества. - Л., "Наука", 1988. .Гаспаров М.Л. Избранные статьи: о стихе, о стихах, о поэтах. - М.: Новое лит. Обозрение .Гаспаров М.Л. Брюсов-стиховед и Брюсов-стихотворец (1910-1920-е годы). // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Том III. О стихе. - М.: Языки русской культуры, 1997 .Гиндин С.И. Поэзия В.Я. Брюсова. М.,1973 13.Гинзбург Л.Я. О лирике.- Ленинград, 1974 .Гречишкин С., Лавров А. Брюсов-новеллист. - В кН.: Повести и рассказы. - М.: Правда, 1988. .Иванов Вячеслав. Мысли о символизме // Труды и дни. 1912. N 1. .Казеева, Е. А. Эстетика и поэтика символизма в лирике В. Я. Брюсова 1892 - 1909 гг.. 17.Лавров А. В. Русские символисты. - М., 2006 .Литературное наследство: В. Брюсов. - М.: Наука, 1976. 19.Лосев А.Ф. Логика символа // Контекст. 1972: Литературно-теоретические исследования. - М., 1973. 20.Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.: Искусство 25 1 2 |