Вам необходимо дать определения этих категорий и раскрыть их содержание Первый семестр
Скачать 28.78 Kb.
|
Вам необходимо дать определения этих категорий и раскрыть их содержание Первый семестр Предмет философии 1. Мифология: самое древнее синкретическое мировоззрение, которое объясняло явления природы и жизни людей действием вымышленных существ и сил. 2. Анимизм: (от лат. анима – душа): вера в то, что все предметы обладают душой, которая, отделившись от предмета, становится духом 3. Магия - практическая часть древнего мифологического мировоззрения, совокупность заклинаний, действий, обрядов, направленных на использование сверъестественных сил. 4. Философия - любовь к мудрости, теоретическая основа мировоззрения, совокупность взглядов на мир в целом, на природу, общество, человека и его многообразные отношения к миру. 5. Материализм - учение о том, что определяющим в мире является материальное, а духовное зависимо, производно от него; сознание – это свойство или функция материи. 6. Идеализм- учение о том, что определяющим в мире является духовное (мировое или индивидуальное сознание), а материальное зависимо, производно от духовного 7.Монизм - Учение о том, что в основе мира лежит одно начало; для материалистов это – материя. А для идеалистов – сознание (мировое или сознание субъекта). 8.Дуализм - учение о том, что в основе мира два равноправных начала – материальное и духовное, попытка примирить материализм и идеализм. 9.Плюрализм - учение о том, что в основе мира много равноправных начал 10.Познавательный реализм - учение о том, что мир познаваем до уровня сущностей – нет ничего непознаваемого, но есть вещи ещё не познанные или мало познанные. 11.Агностицизм - учение о том, что сущности вещей непознаваемы, а познаваемы только явления, человек может иметь поверхностное, неглубокое знание, а главное в вещах – их сущности – непознаваемы (например, симптомы познаваемы, а патогенез – нет) 12.Скептицизм - учение о том, что сущности, возможно, познаваемы, а возможно – нет, уклоняется от ответа на вопрос о познаваемости сущностей. 13.Диалектика - (по Гегелю): учение о том, что все системы связаны друг с другом и находятся в развитии с приобретением новых качеств. 14.Метафизика (по Гегелю): противоположность диалектики – учение, отрицающее всеобщую связь и развитие систем в мире. История философии 15.Сансара- в веданте переселение души из одного тела в другое, в зависимости от праведного или грешного образа жизни бывает восходящей и нисходящей – переселение в лучшее или худшее тело 16.Карма- закон воздаяния, влияние совершенных действий на следующую жизнь, определяет направление сансары – восходящее или нисходящее 17.Нирвана- высшее состояние в буддизме, угашение желаний, отрешённость от мира, отсутствие страданий. В современной науке именуется аутогенным состоянием 18.Дао и дэ- дао (от кит. Путь, дорога) – закономерности мира и его основа, ДЭ – проявление дао, все окружающие вещи. Мир – единство дао и дэ. 19.У вэй- в даосизме принцип недеяния насилия и повреждения природы, подчинения дао, использование естественных свойств вещей и процессов 20.Сяо, ли; сяо – принцип сыновней почтительности в клнфуцианстве, затем почитания и беспрекословного подчинения всем старшим лицам; ли – правила этикета, нормы поведения людей в зависимости от их социального положения. 21.Жэнь – принцип взаимности в конфуцианстве: не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда в семье и государстве к тебе не будут испытывать вражды 22.Цзюнь цзы – благородный муж в конфуцианстве. Идеал мужчин сочетающего в себе гуманность (соблюдение жэнь) и чувство долга (соблюдение ли) 23.Ян и инь – противоположные силы, взаимодействие которых опереляет все процессы в мире, обществе, жизни людей. Ян – положительное, светлое, активное, тёплое. Инь – отрицательное, тёмное, пассивное, холодное. 24.Логос (по Гераклиту) – совокупность законов, определяющих все процессы и порядок в мире, основой которого служит огонь. Логос – аналог китайского Дао. 25.Софизм – нарушение закона логики, замаскированное внешней правильностью. Пример: то. что вы не потеряли, вы имеете; вы не теряли рога, значит, вы рогаты 26.Майевтика – дословно «родовспоможение, акущерство» - вопросно-ответный метод Сократа для постижения истины 27.Телеология – учение о том, что все явления в мире, в том числе и в неживой природе, имеют цель. Пример Аристотеля: дождь идёт для того чтобы рос хлеб. Наука отрицает наличие целей в неживой природе 28.Теология – учение о Боге, богословие – теоретическая основа религии 29.Теоцентризм – учение о том, что Бог – основа мира и первый предмет познания философии 30.Креационизм – учение о том, что Бог создал мир из ничего и поддерживает его существование в любой момент 31.Провиденциализм – учение о том, что мир развивается в соответствие с замыслом (промыслом) Бога 32.Секуляризация – освобождение общественной и личной жизни от чрезмерного влияния религии и церкви, началось в Европе с 14 в. 33.Антропоцентризм – подход, согласно которому человек является главным предметом познания в философии 34.Гуманизм – учение о том, что здоровье, благополучие, свобода людей – главные ценности цивилизации, а общество должно обеспечить каждому человеку достойную жизнь 35.Пантеизм – (от греч.пан – везде, теос – Бог) – учение, отождествляющее Бога с природой и отрицающее существование Бога как личности, сотворившей мир 36.Эмпиризм и рационализм: эмпиризм (Бэкон) – учение. Считающее опыт (наблюдения и эксперимент) главным источником знаний; рационализм (в узком смысле, Декарт) – учение, считающее разум (теоретическое мышление) главным источником знаний. 37.Рационализм и иррационализм: рационализм (в широком смысле) – учение о том, что мир упорядочен законами, познаваем, управляем, а разум обладает безграничными возможностями познавать и преобразовывать мир. Иррационализм – всё наоборот. 38.Категорический императив по Канту: 2 формулировки: 1) поступай так, как хочешь, чтобы поступали все люди 2 ) относись к другому человеку как к цели, а не только как к средству 39.Абсолютная идея – по Гегелю – мировой разум, воплощением которого служит природа, общество и человеческая жизнь, аналог христианского Бога 40.Соборность – в православии церковный коллективизм, объединение единоверцев вокруг церкви 41.Теософия – по Соловьёву божественная мудрость, синтез религии, философии и науки. Материализм признаёт только возможность синтеза философии и науки 42.Сверхчеловек (по Ницше) – человек будущего, обладающий 2-мя качествами: 1) свободой от моральных обязательств (ему всё дозволено) и 2) большой волей к власти 43.Сублимация – по Фрейду реализация сексуально-биологической энергии (сексуального влечения) не по прямому назначению (для интимной близости и размножения), а в форме художественного и научного творчества Онтология и диалектика 44.Бытие – синоним реальности – самая широкая философская категория, обозначающая всё существующее в мире 45.Материя (с позиций материализма) – объективная реальность, отражаемая сознанием, субстанция (носитель) всех явлений и процессов в мире 46.Вещество, Поле – виды материи: вещество состоит из частиц, обладающих массой покоя (жидкость, твёрдое тело, газ); поле – из частиц, не обладающих массой покоя (свет, рентгеновские лучи и др.) 47.Движение- любое изменение, всякий переход из одного состояния в другое. 48.Энергетизм – учение, которое субстанцией мира считает не материю и не сознание, а энергию. Учение ошибочно, так как энергия имеет материальный носитель 49.Редукционизм и антиредукционизм: редукционизм – попытки свести высшие формы движения материи к низшим (биологическую к физической и химической, социальную – к биологической); антиредукционизм не учитывает связь между низшими и высшими формами, например, связь между химической и биологической формами и на этом основании характеризовал генетику как псевдонауку (Лысенко). 50.Пространство- способ существования бытия, характеризующий порядок взаимного расположения тел и явлений 51.Время- способ существования бытия, характеризующий порядок смены тел и явлений 52.Природа – естественная среда обитания людей, включает в себя неживую природу (физические, химические, геологические, астрономические объекты и явления) и живую (растения и животные) 53.Техника- совокупность инструментов, машин, приборов, используемых людьми в производстве, быту, медицине, в войнах, в спорте, в искусстве. 54.Техницизм, антитехницизм: техницизм преувеличивает значение техники для общества и недооценивает роль политики, морали, искусства; антитехницизм отрицательно оценивает значение техники для общества и вину за негативные явления ошибочно возлагает на саму технику, а не на людей, которые неправильно используют технику Второй семестр 55.Сознание (с научной точки зрения) – функция человеческого мозга. Которая заключается в идеальном целенаправленном отражении действительности и в управлении поведением человека 56.Вульгарный материализм- учение, отрицающее идеальность (бесплотность) сознания, отождествляет сознание с каким-либо видом материи 57.Гилозоизм – учение, согласно которому все предметы обладают ощущениями, ошибочно отождествляет ощущение с отражением 58.Биопсихизм – учение. считающее, что психикой обладает всё живое – люди, животные, растения 59.Отражение- воспроизведение свойств одного объекта в другом при их взаимодействии 60.Мораль- отражение поведения людей в форме нравственных понятий, представлений, чувств – добра и зла, морального и аморального, долга, чести, совести и др. 61.Эстетическое сознание- отражение действительности в форме эстетических понятий, представлений и чувств – прекрасного и безобразного, изящного, грациозного, гармонии, ритма и др. 62.Религия- мировоззрение, которое основано на вере в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей 63.Закон- существенная связь явлений, которая характеризуется повторяемостью и всеобщностью для данного класса явлений 64.Мера- интервал количественных изменений, в котором сохраняется данное качество, выход за границу меры приводит к исчезновению данного качества и возникновению нового 65.Метафизическое и диалектическое отрицание: первое – полное отбрасывание старого, обрыв в цепи развития (в культуре это нигилизм), второе – единство уничтожения и сохранения, 66.Единичное и общее: первое – конкретные объекты и явления в неповторимой совокупности их свойств, второе – свойства, присущие всем объектам данного класса. Пример: единичные – корь, скарлатина, грипп; общее - болезнь 67.Сущность и явление: первое – совокупность причин и законов, характерных для данного объекта, второе – внешнее обнаружение сущности. Пример: сущность болезни – этиология и патогенез, а явления - симптомы 68.Необходимость и случайность: первое – то, что обязательно, непременно произойдёт в данных условиях, второе – то, что может произойти, а может и не произойти. Случайность – форма проявления необходимости 69.Возможность и действительность: первое – то что существует в данный момент, актуальное бытие. Второе – то, чего нет, но может появиться в будущем, виртуальное бытие 70.Содержание и форма: первое – совокупность элементов и процессов, составляющих данный объект, форма – способ существования и развития содержания. Пример: содержание учебного процесса – передача знания от учителей к ученикам, формы – лекции, семинары, лаб. работы Теория познания и наука 71.Субъект и объект: первый – тот, кто познаёт (человек или группа учёных), второй – то, что познаётся. Объект может быть и материальным (тело), и духовным (душа, психика) 72.Ощущение – отражение отдельного свойства объекта (красное, тёплое. сладкое и др.) 73.Восприятие- система ощущений, целостный образ объекта, действующего на органы чувств 74.Представление- след восприятия, чувственный образ, сохраняемый в памяти 75.Понятие – мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства какого-либо класса объектов (человек, студент, болезнь – слова кроме имён собственных) 76.Суждение- мысль, к которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается об объекте, выражается простым предложением 77.Умозаключение- мысль, в которой из нескольких суждений (посылок) формулируется новое суждение (вывод). Пример: щука – рыба, рыбы живут в воде, следовательно, щука живёт в воде 78.Сенсуализм и рационализм: в первом учении главным или единственным источником знаний признаётся чувственное познание (ощущения и восприятия), во втором – рациональное познание (суждения и умозаключения). Спор между ними не корректен, поскольку чувственное и рациональное дополняют друг друга. 79.Интуиция (озарение, просветление, инсайт) - непосредственное усмотрение истины без рассуждений и логических выводов, обработка информации в подсознании и выход в сознание готового результата 80.Истина – знание, соответствующее сущности объекта; несоответствующее, го принимаемое за истинное – это заблуждение 81.Догматизм – учение, признающее возможность достижения абсолютной истины – совершенно полного и точного знания об объекте, не учитывает относительность знания (его неполноту и неточность), характерен для тоталитарных режимов и религии, не признаёт корректировки знания 82.Релятивизм – противоположность догматизма, учение, признающее всё знание только относительным и отрицающее наличие в нём объективных (адекватных) моментов, не учитывает, что адекватные моменты из старой теории переходят в новую 83.Наука – основанная на фактах развивающаяся система знаний в виде понятий, законов и теорий, истинность которых подтверждается практикой 84.Сциентизм и антисциентизм: в первом преувеличивается значение науки для общества и недооценивается роль морали, политики, искусства, религии, имеется связь с техницизмом; во втором не люди, а наука и техника ошибочно признаются ответственными за негативные явления в обществе, имеется тесная связь с антитехницизмом 85.Факт: достоверно зафиксированное явление, устойчиво повторяющееся в массовом наблюдении или эксперименте 86.Лженаука (псевдо-, пара-, квазинаука): неадекватное знание, основанное на псевдофактах – вымышленных явлениях (парапсихология) или вымышленных связях между реальными явлениями (астрология) 87.Наблюдение: восприятие объекта без вмешательства в ход его процессов 88.Эксперимент: изучение объекта путём воздействия на него, создания специальных условий и фиксации полученных результатов 89.Анализ и синтез: первое – мысленное или практическое расчленение объекта на части и изучение частей; второе – воссоздание целостной картины объекта на основе знания частей 90.Индукция и дедукция: первое – формулировка общего положения на основе частных (пример: железо электропроводно, медь электропроводна, алюминий электропроводен – вывод: все металлы электропроводны; второе – формулировка частного положения на основе общего, пример: все металлы электропроводны, цинк – металл, следовательно, он электропроводен 91.Аналогия: заключение о сходстве двух объектов в каком-либо отношении на основе установленного сходства в других отношениях 92.Моделирование: изучение объекта на его временном заместителе, обладающем подобием с оригиналом Социальная философия 93.Общество: возникшая из природы исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей, в основе которой лежит производство материальных и духовных благ 94.Обществненно-экономическая формация: тип общества, выделенный по особому способу производства (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, гипотетическая коммунистическая) 95.Цивилизация: тип общества, выделенный по особенностям культуры (западная, мусульманская, восточно-православная, индуистская, африканская и др.) 96.Прогресс: движение системы от простого к сложному, от старого к новому, от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному 97.Глобальные проблемы: проблемы, которые охватывают все страны, решение которых возможно тоже усилиями всех стран, а нерешённость какой-либо из них приведёт либо к глубокой катастрофе, либо к гибели человечества Антропология и медицина 98.Человек: биосоциальное существо, которое в процессе труда преобразует мир, обладает разумом, речью, самосознанием, волей, способностью к нравственному поведению 99.Личность: устойчивая система социально значимых качеств человека, входящих в темперамент, характер, направленность, потенциал человека 100.Индивидуальность (менталитет): социально-психологические особенности человека, отличающие его от других людей и определяющие его способ восприятия мира, мышления, эмоционального реагирования и поведения 101.Характер: устойчивые черты человека, определяющие его отношения к другим людям, себе и своему поведению 102.Необходимость и свобода (реальная): первое – то, что человек должен непременно делать; второе - 103.Фатализм и волюнтаризм: первое – учение, отрицающее наличие свободы и считающее всё в мире необходимым; второе – учение отрицающее существование необходимости и абсолютизирующее свободу 104.Счастье: состояние радости, полноты жизни, вызванное удовлетворением основных разумных потребностей человека 105.Смерть (с позиций материализма и идеализма): первое – прекращение функционирования души и тела (тело разлагается, душа исчезает бесследно); второе – прекращение функционирования тела и переход души к вечному загробному существованию 106.Эвтаназия: быстрое безболезненное умерщвление тяжело больного человека по его желанию 107Любовь: единство духовного и физического влечения, совокупность чувств, возникающих у человека в ответ на удовлетворение и неудовлетворение его духовной и физической потребностей в человеке другого пола 108.Норма и патология: первое – интервал изменений показателей организма (температуры, давления, PH и др.) в состоянии здоровья; второе – то же. Но в состоянии болезни 109.Здоровье и болезнь: первое – состояние организма и личности человека. когда его показатели соответствуют норме, а он может успешно выполнять свои социальные функции; второе – всё наоборот 110.Медицина: это система знаний о взаимосвязи процессов нормальной и патологической жизнедеятельности организма и личности человека; эти знания используются для диагностики, лечения, профилактики болезней и повышения уровня здоровья людей. 111.Принцип детерминизма: каждое явление материального и духовного мира порождается совокупностью других явлений (древнее высказывание: из ничего не может возникнуть что-либо) 112.Причина и следствие: явление, которое вместе с условиями порождает другое явление – следствие – и определяет его качество (специфику). Причина болезни определяет какая именно болезнь будет. Условия определяют количественные признаки следствия 113.Монокаузализм: учение, которое из всех этиологических факторов признаёт лишь роль причины и не учитывает значение условий и повода (провоцирующего фактора) болезни 114.Кондиционализм: учение, которое все этиологические факторы считает равноценными, что неверно: наибольшим весом обладает причина болезни, на втором месте – условия, на 3-м – повод. |