Главная страница
Навигация по странице:

  • 8. Как изменилось отношение генералов к мужику в финале повести

  • 9. Кто из писателей изображал чиновников и в чем эти произведения можно сопоставить с Салтыковым-Щедриным

  • Андрей Вознесенский Первый лед

  • 15. Каков смысл названия стихотворения А. Вознесенского

  • 16. Кто из русских поэтов обращался к теме любви, и в чем данное стихотворение сходно и различно

  • 8. Как характеризует Тушина его поведение на военном совете у Багратиона

  • 15. Каким настроением проникнуто стихотворение 16. В каких произведениях отечественной литературы изображается родная природа, и в чем сходство

  • Практическое задание к теме 1(1). Вариант 1 М. Е. СалтыковЩедрин Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил


    Скачать 37.49 Kb.
    НазваниеВариант 1 М. Е. СалтыковЩедрин Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
    Дата11.04.2022
    Размер37.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическое задание к теме 1(1).docx
    ТипДокументы
    #462504

    Вариант 1-1.

    М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

    Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились. Чаще и чаще стали они припоминать об оставленных ими в Петербурге кухарках и втихомолку даже поплакивали.

    — Что-то теперь делается в Подьяческой, ваше превосходительство? — спрашивал один генерал другого.

    — И не говорите, ваше превосходительство! все сердце изныло! — отвечал другой генерал.

    — Хорошо-то оно хорошо здесь — слова нет! а все, знаете, как-то неловко барашку без ярочки! да и мундира тоже жалко!

    — Еще как жалко-то! Особливо, как четвертого класса, так на одно шитье посмотреть, голова закружится!

    И начали они нудить мужика: представь да представь их в Подьяческую! И что ж! оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!

    — А ведь мы с Подьяческой генералы! — обрадовались генералы.

    — А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше словно муха ходит — это он самый я и есть! — отвечал мужик.

    И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!

    И выстроил он корабль — не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой.

    — Ты смотри, однако, каналья, не утопи нас! — сказали генералы, увидев покачивавшуюся на волнах ладью.

    — Будьте покойны, господа генералы, не впервой! — отвечал мужик и стал готовиться к отъезду.

    Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки. Устлавши, уложил на дно генералов и, перекрестившись, поплыл.
    Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство — этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да гребет, да кормит генералов селедками.

    Вот, наконец, и Нева-матушка, вот и Екатерининский славный канал, вот и Большая Подьяческая! Всплеснули кухарки руками, увидевши, какие у них генералы стали сытые, белые да веселые! Напились генералы кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли — того ни в сказке сказать, ни пером описать!

    Однако, и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!

    8. Как изменилось отношение генералов к мужику в финале повести?

    Отношение генералов к мужику в финале повести меняется. С самого начала они относились к нему как к тунеядцу и лодырю, держали его на привязи, но за усердный труд даже собирались покормить. Высшей наградой для него считали возможность услужить им, а обязанностью - делать это безоговорочно. Сначала генералы агрессивно «накинулись на него», пребывая в полной уверенности, что мужик не будет протестовать, и в том, что они правы: «Вот как хорошо быть генералами - нигде не пропадешь!» Впрочем, они позволяют мужику и отдохнуть, но при этом заставляют свить для себя же самого веревку, чтобы не убежал. Они тиранят мужика, а он соглашается с этим.
    По пути в Петербург они опять его ругали за страх, что им претерпеть довелось, по морю плывя, а в благодарность за их спасенные жизни — рюмка водки да пятак серебром. «Однако, и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужчина!». По их мнению, что еще нужно мужику для счастья! Так автор показывает высшую форму неблагодарности, неспособность генералов оценить чужой труд, а также их паразитическое отношение к жизни.

     

    9. Кто из писателей изображал чиновников и в чем эти произведения можно сопоставить с Салтыковым-Щедриным?

    Образы чиновников созданы во многих произведениях русской литературы. Со сказкой М.Е. Салтыкова-Щедрина, а также с его романом "История одного города" можно сопоставить пьесу «Ревизор» и роман «Мертвые души» Н.В. Гоголя, рассказы А.П. Чехова «Хамелеон» и «Смерть чиновника» и др.

    М.Е. Салтыков-Щедрин раскрывает тему власти, показывая, что господа относились к службе своих крепостных как к данности, не оплачивая ее. Автор создал чиновников, полностью зависящих от мужика, но при этом все равно ведущих себя высокомерно: «сколько они ругали мужичину за его тунеядство — этого ни пером описать, ни в сказке сказать».

    В своей пьесе Н. В. Гоголь описывал чиновничество с разных сторон. Он создал собирательные сатирические образы городничего, судьи, попечителя богоугодных заведений, тем самым обличая пороки этого класса людей. Как и в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина, в произведении автор раскрывает тему власти. Н.В. Гоголь показывает жестокое отношение городничего к купцам и другим людям, не желающим подчиняться ему. Однако, в отличие от сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», в комедии писатель сатирически изображает не только характер чиновников, но и их страх по отношению к ненастоящему ревизору. Писатель высмеивает поведение Антона Антоновича в присутствии Хлестакова, внушающего ему ужас.

    В романе «Мертвые души» Гоголь сатирически показывает чиновников уездного города. Чичиков знакомится с губернатором, вице-губернатором, прокурором, председателем палаты, полицмейстером, почтмейстером и многими другими. В их руках сосредоточена власть, однако они ничего не делают во благо людей, думая только о наживе, обворовывая казну и простых людей. Темы разговоров чиновников: обсуждение «Московских вестей», собак, они ведут беседы о вкусных блюдах, сплетничают. Чиновники не занимаются своими должностными обязанностями. Так за прокурора, по словам Собакевича, работу выполняет стряпчий, «известный хапуга». Какой порядок может быть, если правовыми вопросами занимается несведущий человек, в то время как прокурор вышивает по тюлю. Чиновники вроде бы даже проводили различные совещания, но автор сатирически замечает, что они «удавались», если можно было  покутить или хорошо пообедать. Именно за обедами, игрой в вист или другими карточными играми показаны чиновники в городе.
    Все они духовно умерли, именно они – «мёртвые души», у них нет интересов, их не волнуют судьбы простых людей. Именно чиновники – «мёртвые души», бездуховные люди.

    А.П. Чехов не раз обращался к теме чиновничества в своих рассказах. Один из них – «Хамелеон». Показав полицейского надзирателя Очумелова и его помощника Елдырина, он высмеял приспособленчество, подхалимство, свойственное представителям власти, которым нет никакого дела до справедливости, понятие совести у них отсутствует. Главная их цель – приспособиться к окружающему миру, воспользоваться тем положением, которое они занимают. Автор использует символы: шинель — как символ власти, узелок в руках и решето у Елдырина, наполненное конфискованным крыжовником, символизируют вседозволенность. Грубость по отношению к Хрюкину и заискивание перед одним только именем генерала – вот сущность Очумелова. О какой справедливости можно говорить? Такие, как он, никогда не встанут на защиту простого мастерового. Подобные чиновники действуют не в общественных, а в личных интересах.

    П. Чехова “Смерть чиновника”, как и в “Повести о том, как мужик двух генералов прокормил”, смешное и грустное неразрывно связаны друг с другом. Как и Салтыков-Щедрин, Чехов высмеивает пороки представителей высших слоёв общества, показывая их настоящую жалкую сущность. Герои Салтыкова-Щедрина попадают на необитаемый остров и оказываются совершенно беспомощными в самых простых вещах, а Червяков, в свою очередь, так сильно переживает о том, что чихнул на вышестоящего по должности человека, что в итоге умирает: “Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер”. Однако если для произведений Салтыкова-Щедрина характерно использование приема фантастического преувеличения — гротеска, то в творчестве Чехова сатира более умеренная и обыденная, так как изображает он чаще всего повседневные ситуации: “Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники.

    Таким образом, во многих произведениях русской литературы встречается прием сатиры, однако каждый автор использует его по-разному. Писатели в своих произведениях классической литературы показывают нравы чиновников. Авторы сатирически изображают их безответственное отношение к служебным обязанностям, бюрократизм, нарушение юридических и нравственных законов, взяточничество, желание наживы, отсутствие человечности. Им чужды понятия о гражданских и общественных обязанностях. Не случайно писатели, сатирически изобразив чиновников, одновременно высмеяли и порядки, царившие в России. К сожалению, многое, изображённое в произведениях, ещё не изжито и в наше время, поэтому так актуальны данные произведения.
    Андрей Вознесенский Первый лед
    Мерзнет девочка в автомате,

    Прячет в зябкое пальтецо

    Все в слезах и губной помаде

    Перемазанное лицо.

    Дышит в худенькие ладошки.

    Пальцы—льдышки. В ушах—сережки.

    Ей обратно одной, одной

    Вдоль по улочке ледяной,

    Первый лед. Это в первый раз.

    Первый лед телефонных фраз.

    Мерзлый след на щеках блестит —

    Первый лед от людских обид. 1959
    15. Каков смысл названия стихотворения А. Вознесенского?

    При объяснении названия важно показать, как развивается в тексте его метафорический смысл – первая безответная любовь как первый лёд.

    На раскрытие этой сквозной метафоры «работают» все слова и словосочетания, связанные с прямым значением холода: «мёрзнет», «зябкое», «по улочке ледяной», «дышит в худенькие ладошки», «мерзлый след». На фоне метафоры пальцев как льдышек появляются «серёжки», которые не только подчёркивают значение именно «женского», но и выводят на первый план смыслы «холодного» и «металлического». Дальше повторы «одной, одной» и «по улочке ледяной» соединяют метафорический и прямой смыслы льда как холода и льда как безразличия, холодности обидчика, от которой в первую очередь и «мерзнет» девочка.

    Наиболее ёмко метафора первого льда проявляется ближе к концу стихотворения. Сначала фиксируется «первый лёд» и «первый раз» в одной строке без какой-либо конкретики. Затем смысл названия проясняется и выходит на поверхность с помощью метафоры «первый лёд телефонных фраз», и окончательно формулируется в финальной строке – «первый лёд от людских обид».

    16. Кто из русских поэтов обращался к теме любви, и в чем данное стихотворение сходно и различно?

    Лирическая ситуация в стихотворении Вознесенского во многом сходна с «Постскриптумом» Бродского: та же телефонная будка, та же любовь, оставшаяся без ответа.

    Иосиф Бродский «Postscriptum»

    Как жаль, что тем, чем стало для меня

    твое существование, не стало

    мое существованье для тебя.

    ...В который раз на старом пустыре

    я запускаю в проволочный космос

    свой медный грош, увенчанный гербом,

    в отчаянной попытке возвеличить

    момент соединения... Увы,

    тому, кто не способен заменить

    собой весь мир, обычно остаётся

    крутить щербатый телефонный диск,

    как стол на спиритическом сеансе,

    покуда призрак не ответит эхом

    последним воплям зуммера в ночи.

    1967

    Однако в первом случае лирический субъект – девочка, и это во многом определяет несколько снисходительное отношение автора к своей героине: здесь и уменьшительные «пальтецо», «худенькие ладошки», не по улице, а «по улочке»; и множество материальной конкретики – те же «сережки», «слезы», «губная помада», «перемазанное лицо». Во втором случае лирическое повествование ведётся от первого лица, ситуация видится масштабно и глобально. Это подчеркнуто метафорой телефонного автомата как проволочного космоса, многочисленными противопоставлениями высокого и большого «твоего» («твое существованИе», «возвеличить момент соединения» и пр.) и приземленного, уменьшенного «моего» («моё существованЬе», «свой медный грош», неспособность заменить собой весь мир и т.д.).

    Если же сравнивать оба стихотворения с пушкинским образцом любовной лирики о безответном чувстве («Я Вас любил…»), то, безусловно оба лирических переживания проигрывают в плане подлинной любви, которая не требует ничего взамен. Пушкинская безответная любовь не обижает, не преуменьшает, но наоборот просветляет, облагораживает, возвеличивает человека:

    Я Вас любил так искренно, так нежно,

    Как дай Вам Бог любимой быть другим

    17.1. Тема природы в творчестве (поэзии) М. Ю. Лермонтова (если стихотворения, то не менее трех, море в «Парусе», «На севере диком…», «Утес», «Выхожу один я на дорогу…». Можно сопоставить природные образы: море, утес, сосна и душевное состояние лирического героя, мысль о символике природных образов. «Мцыри» – связь природного мира и внутренних ощущений героя).

    Природа в лирике Лермонтова — мотив, символическое значение которого меняется по мере развития таланта автора. Стихотворения Лермонтова, посвященные природе, по мере возмужания его таланта становились все богаче в смысловом отношении. В своих произведениях Лермонтов чаще всего сопоставляет состояние души героя с внешним миром - окружающей его природой. Главным мотивом в его творчестве является одиночество персонажа – это и есть универсальный мотив во всех его произведениях. Это подчеркивается в таких стихотворениях как «Парус», «На севере диком…», «Утес», «Выхожу один я на дорогу…». Эти произведения становятся символом бесцельного и бесприютного скитальчества одинокого лермонтовского героя. Мы видим поэта и «утесом-великаном», и сосной, и «одиноким парусом», и вечно свободной тучкой. Все эти герои такие же странники, как и сам поэт. За свою жизнь Лермонтов побывал во многих местах, он видел суровую, но неповторимую красоту средней полосы, «утесы-великаны» величественных гор Кавказа. И в каждом стихотворении, где есть описание природы, слова, описывающие пейзаж, передают душевное состояние поэта.

    В стихотворении «Парус», одном из лучших юношеских стихотворений Лермонтова, через образ «паруса одинокого» отражены мятежные настроения поэта, которые были характерны для передовой русской дворянской интеллигенции 30-х годов 19 века. Очень точно подобранные фразы, описывающие движение паруса, раскрывают душевный настрой поэта:

    Играют волны — ветер свищет,

    И мачта гнется и скрыпит…

    А он, мятежный, просит бури,

    Как будто в бурях есть покой!

    Это стихотворение было написано в 1832 году, когда Лермонтов был исключен из университета за «вольномыслие», то есть за поддержку идей декабристов. В это же время он переезжает в из Москвы в Петербург. Именно эти события и переданы поэтом в стихе «Парус», который, подобно его автору, «счастия не ищет/ и не от счастия бежит». Такие мысли харакерны для раннего периода творчества поэта.

    В лирике зрелых лет картины природы как бы очищены от эмоциональных словесных украшений и преувеличений: в них все просто, правдиво и точно. Поэт реже употребляет метафоры, метафорические сравнения, отвлеченные эпитеты. По словам Белинского, в стихотворениях Лермонтова «говорит чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения: ему не нужно убранства, не нужно украшений».

    С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», принадлежащем к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Блаженству умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли «в сиянье голубом» Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной: Жду ль чего? жалею ли о чем? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть.
    Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказа от жизни. При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Он воспевает торжественную и чудную тишину небес, вечный сон, который ему словно предлагается природой.

    В 1941 году, незадолго до смерти, находясь в отпуске после участия в войне с горцами, поэт создал стихотворение «На севере диком стоит одиноко…». Оно выражает глубокое одиночество поэта. Это творение представляет собой вольные перевод тридцать третьего стихотворения из «Книги песен» немецкого поэта Генриха Гейне. Лермонтов изменил тему и одновременно придал ему более обобщенный и более трагический смысл. Тема любовной тоски превратилась с легкой руки поэта в мотив безысходного одиночества: «одинокой сосне» снится, как на «утесе горючем / прекрасная пальма растет». К этому же году относится и стихотворение «Утес». И снова творение поэта буквально «пропитано» нотами одиночества и сожаления, и свое несчастье Лермонтов выражает в образе «старого утеса».

    Вновь поэт грустит в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Картины природы в этом стихотворении помогают читателю лучше понять душевное состояние поэта. Земля, дорога, туман, «кремнистый путь» выражают его реальную жизнь, его одиночество и неопределенность, но поэт обращает свой взор на небеса, где «торжественно и чудно!». Эти строки выражают его надежду на светлое будущее, «свободу и покой».

    Природа в лирике Лермонтова- это источник прекрасного, который разлит повсюду вокруг, это воплощение целесообразного. .Наблюдая за природой, поэт понял, что и в мире людей должны восторжествовать красота и высшая целесообразность. Человек и природа в лирике Лермонтова взаимосвязаны. Поэт умел оживлять, одухотворять природу. В его поэзии человеческими страстями наделены дружные волны, утес, парус, пальма, сосна. И человек и природа в лирике Лермонтова характеризуются тем, что им ведомы и неутолимая грусть, и горечь разлук, и радость встреч.

    Пейзажи в поэзии Лермонтова выполняют двойную роль. Во-первых, через них поэт выражает свою любовь к Родине и к родной природе. Во-вторых, во многих стихах он передает свои чувства и состояние души с помощью природы. Мы видим Лермонтова и «утесом-великаном», и сосной, и «одиноким парусом», и вечно свободной тучкой. Но одно объединяет все эти образы — мотив вечного одиночества. Трагедия жизни поэта находит отражение и в его стихах. Несмотря на это, мы до сих пор восхищаемся этими строками, и, гуляя по русским лесам, невольно вспоминаем слова Лермонтова:

    Природа в лирике Лермонтова- мотив, проходящий через все творчество поэта. В стихах он часто обращался к ней как к средству раскрытия единства окружающей среды и духовного мира своего героя. Этот мотив часто вводится в стихотворения для того, чтобы подчеркнуть одиночество изображенного персонажа. Сосна на « севере диком» мечтает о далекой пальме, утес - великан из стихотворения «Утес» также остается одиноким.

    Лирический герой Лермонтова тянется к природе в своем одиночестве, он способен ценить ее красоту.


    8. Как характеризует Тушина его поведение на военном совете у Багратиона?

    9. В каких произведениях отечественной литературы изображены люди, совершающие подвиг, и в чем их можно сопоставить с капитаном Тушиным?

    Владимир Костров

    Янтарная смола. Сосновое полено.

    Грибной нечастый дождь

    Да взгляды двух собак.

    И сердце не болит

    Так, как вчера болело.

    И верить не велит,

    Что всё идёт не так.

    Как хорошо заснуть!

    Как сладко просыпаться,

    И время у печи томительно тянуть,

    И медленно любить безлюдное пространство,

    Не подгонять часы,

    Не торопить минут.

    И быть самим собой –

    Не больше и не меньше,

    И серебро воды в лицо себе плескать,

    И сладко вспоминать глаза любимых женщин,

    И угли ворошить,

    И вьюшку задвигать.

    Двух ласковых собак тушёнкой не обидеть,

    И пить лесной настой, как свежее вино,

    И записных вралей не слышать и не видеть,

    А слушать только дождь

    И видеть лес в окно.

    У пруда силуэт давно знакомой цапли,

    Которая взлетит немного погодя.

    Спасибо, вечный врач,

    Мне прописавший капли

    В прозрачных пузырьках

    Нечастого дождя.

    15. Каким настроением проникнуто стихотворение?

    16. В каких произведениях отечественной литературы изображается родная природа, и в чем сходство

    17.1. Кто из персонажей комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» вам наиболее интересен (аргументируйте текстом).

    17.2. Какую роль играют образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

    Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев (глава «Помещик»): в рассказе помещика «старая жизнь» до отмены крепост. права и перестройка в новых условиях. Прогресс и регресс.

    17.3. Тема предназначения художника в лирике Б. Пастернака.

    «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь».

    17.4. Душевная красота человека на страницах отечественной прозы XX-XXI веков (на примере 1-2 произведений). Б. Пастернак «Доктор Живаго»; женщины в «Тихом Доне» М. Шолохова; Иешуа и его теория в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова; «Последний поклон» В. Астафьева; распутинские старухи.


    написать администратору сайта