Философия. Вариант 10. Вариант 10 Задание 1
Скачать 28.49 Kb.
|
Вариант 10 Задание 1. Заполните таблицу. Вставьте пропущенные слова.
Задание 2. Прочитайте предложенные отрывки и ответьте на вопрос. Как понимают задачи философии Георг Гегель и Людвиг Фейербах? Ответ: Гегель понимает под задачей философии постижение сущего, того, что составляет разум. Поэтому философия должна соответствовать времени, быть тождественна своей эпохе. Предметом же философии выступает субстанциональный дух эпохи, который выступает в качестве определенным отображающим мир содержанием. Под необходимостью изучения субстанционального духа эпохи Гегель имеет в виду необходимость познания истории философии с самой античности, когда философия понималась как любовь к мудрости. Философия с самого начала своего становления изучала всеобщие законы развития мира и общества, в том числе, процесс познания и мышления, категорий этики, эстетики и т.д. В каждую эпоху философия отличалась своей методологией, предметом и объектом, своим мировоззрением. Отличаются философия античности, средневековая философия, философия Возрождения, философия Просвещения, Нового времени, Немецкая классическая философия, философия Постмодерна и т.д. Таким образом, философия дает ответ на социокультурные явления той или иной эпохи. Однако философия выходит за рамки мира, который она изучает. Поэтому ее целью является постижение не того, что лежит на поверхности, а познание необходимости вещей, их сущности и закономерностей, осуществляя также сопоставление вещей посредством их диалектического рассмотрения. Таким образом, философия по Гегелю возникает там, где сущее постигается всеобщим образом, где мысль является абсолютной основой. Это значит, что философия нацелена на постижение универсальных основ бытия. Л. Фейербах считает, что философия должна быть основана на конечном, определенном и реальном, выступающих в качестве предмета философии. То есть задачей философии выступает познание того, что есть, в осмыслении вещей и сущности такими, какими они представлены миру. При этом философия в процессе познания должна следовать принципам правдивости, простоты и определенности. Фейербах заявляет о новой философии, синтезирующей в себе различные воззрения (рационализм и мистицизм, пантеизм и персонализм, атеизм и теизм), но заключающую при этом самостоятельную истину. Мыслитель также утверждает необходимость взаимосвязи философии с естествознанием как эмпирической науки, изучающей конкретно предметный и материальный мир. Следовательно, задача новой философии состоит в исследовании бытия как действительно существующего, как чувственного, созерцаемого, ощущаемого. Но при этом стоит несколько не согласиться с мнением Фейербаха, поскольку философия изучает общее и универсальное, в отличие от естественных наук, которые основаны на специализированном знании, выработке своей методологии, объекта и предмета. Методы философии являются общенаучными. В целом, философия исторична. Отвечает на вечные вопросы о бытии. Предметом философии является сущее, включая изучение наиболее общих закономерностей и принципов бытия. Тем более, что результаты философии с трудом поддаются проверке экспериментом или опытом, поскольку философия абстрактна, но она пользуется логикой в объяснении своих теорий. Однако нельзя согласиться с тем, что философские положения не могут быть опровергнуты. Это скорее относится к метафизике, но научная философия (позитивизм) пытается отделить объективное знание, которое можно опровергнуть, от ненаучного, метафизического, религиозного, которое принимается на веру. Философия занимает возможно промежуточное положение между наукой и ненаучным знанием, но не относится к обыденному знанию, поскольку основана на научной методологии. Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос. Что значит открытость вопроса бытия за границами нашего поля зрения? Ответ: Материалистическое понимание единства мира заключается в представлении о тождественности реальности, равенства единства и множества, их целостности, которая неможет быть разделима, связи между конечным и бесконечным, внутренним и внешним. Например, Шеллинг также говорит о единстве пространства и времени, о порождении всего физическими явлениями, элементы которых находятся во взаимосвязи друг с другом и составляют единое целое, порождающее все сущее. Единство бытия по Энгельсу заключается в действительном существовании вещей, которые схватываются мыслью. Следовательно, материальное бытие отображается в нашем сознании, но мы не можем понять сущность вещей по другую сторону бытия. Напомним, что онтологический смысл «основного вопроса философии» заключается в определении того, что есть бытие, реальность. Проблема заключается в том, что объективную реальность, которая действует во всех существующих вещах и явлениях, нельзя охватить своим мышлением ни во всем ее объеме, ни во всех способах ее проявления. Критерий реальности несводим к критерию чувственной достоверности. Таким образом, нельзя полностью познать объективную реальность, поскольку сознание человека субъективно. Заметим также, что в зависимости от способа данности человеческому сознанию можно выделять феноменальное и ноуменальное бытие. Ещё их именуют чувственным и умопостигаемым, сенсибельным и интеллигибельным бытием. В зависимости от существования объектов выделяются подлинное и кажущееся бытие. Подлинное бытие - это то, что существует на самом деле, имеет место в действительности. Кажущееся бытие - это то, что не существует, но представляется существующим. Кажущееся бытие не есть небытие, это либо модель объекта, замещающая другой какой-либо подлинный объект, либо же модель вымышленного, а не подлинного объекта. Задание 4. Согласны ли вы с утверждениями: Ж.Ж. Руссо - “Развитие науки не ведет к повышению нравственности в обществе”; Ф. Шатобриана - “Идея разрушения является характерной для науки”. Обоснуйте ответ. Ответ: На сегодня актуальной проблемой является вопрос о гуманизации науки. Несмотря на то, что развитие науки привело к прогрессу, это же способствовало возникновению негативных явлений в обществе, среди которых господство технократии, приводящей к разрушению материальных и духовных основ бытия. При этом отметим, что наука как таковая не несет за собой никакой нравственной характеристики. Однако когда дело касается вмешательства науки или научных экспериментов в жизнь человека и общества, ставящих под угрозу существование человечества, то огда перед человеком-ученым встают, по крайней мере, две серьезные нравственные проблемы: продолжать ли исследования той области реальности, познание законов которой может нанести вред отдельным людям и человечеству в целом; брать ли на себя ответственность за использование результатов открытий - для разрушения, убийства, безраздельного господства над сознанием и судьбами других людей. Поэтому, повторим, что важно осуществить гуманизацию НТР, чтобы оно служило в интересах общества, а не меньшинства, заинтересованного в материальной или какой-то иной выгоде. Задание 5. Как вы понимаете высказывание Ж.П. Сартра: “Человек не мох, не плесень, не цветная капуста. Человек - есть собственный проект”. Ответ: Первое, что необходимо отметить при анализе теоретических положений Сартра, это то, что человек представляется ему как единственный проект, в котором существование предшествует сущности, поскольку человек сначала существует и лишь потом определяется в качестве самого себя, как личности. Из этого вытекает, что человек изначально держит ответственность за свое существование. С точки зрения субъекта, человек выбирает сам себя, принимая за ценность то благо, которое им выбрано. Это благо является всеобщим, так как основываясь на образе человека, который выбирается, человек руководствуется представлениями о благе. Из этого и происходит ответственность. Поскольку экзистенциалистское миропонимание исключает наличие божественного начала, следовательно, утверждается тезис «все дозволено» [1]. Если «все дозволено», то не существует детерминизма и значит – человек является по своей сути свободным, полагает Сартр. Тем не менее, отсутствие Бога влечет за собой и отсутствие моральных ценностей, что «осуждает» человека быть свободным, поскольку человек должен нести сам ответственность за свои поступки, будучи «брошенным в мир» [1]. Самостоятельный выбор своего бытия предполагает в то же время тревогу, поэтому Сартр допускает, что «заброшенность приходит вместе с тревогой» [1]. Исходя из вышесказанного, центральное положение, выведенное Сартром, содержит мысль о том, что человек представляет собой проект самого себя и существование человека предопределяется его собственным осуществлением. Экзистенциализм, следовательно, основывается на том, что человек сам «формирует» себя исходя из своих поступков и является, поэтому, ответственным за то, что делает. Постижение себя есть одновременно и открытие другого. Прохождение через другого позволяет обрести истину о самом себе. Это открытие себя через другого, согласно Сартру, означает интерсубъективность. Необходимость выбора, стоящего перед человек, охватывает выбор всего человечества. Это есть то, что человек выбирает сам себя и свободен выбирать сам себя перед лицом других людей, рассуждает Сартр. Вот этим он показывает корневую точку зрения экзистенциализма. Это значит и то, что свобода выступает для человека как основание всех ценностей. И сама свобода отдельного человека, к которой он стремится, находится в зависимости от свободы других людей и наоборот. Сартр, полагаясь на атеистические позиции экзистенциализма, в то же время берет за основу гуманизм как источник обнаружения человеческого. Поэтому, критикуя марксизм, он привел в качестве довода то, что марксизм излишне оперирует экономическими категориями при объяснении общественных явлений. В результате, теряется чисто человеческое понимания бытия. Вследствие этого, Сартр обвинял марксистов в антигуманной позиции. И.В. Бычко отмечает, что такая критика должна соответствовать не научно-диалектическому материализму, а вульгарному материализму [2, c.10]. Тем не менее все же отметим, что человек является и субъектом, и продуктом общественных отношений. Становление личности происходит в результате социализации. И поэтому, становление личности есть результат взаимодействия человека и общества. Человек как субъект реализуется в деятельности, творении культуры. Человек является преобразователем природы. Вся человеческая деятельность является работой его сознания. Кроме того, человек является самооценивающим существом. Без самооценки нельзя самоопределиться в жизни. Правильная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное применение своих возможностей к требованиям жизни, умение самостоятельно ставить перед собой цели. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет или к гармоничности духа, или к постоянному конфликту с самим собой. Со становлением философии сложился взгляд на деятельностный, беспокойный характер души, критичность разума по отношению к самому себе. А формирование самосознания невозможно без социального фактора, без самоуединения, без соотнесения себя с другими, без оценки себя с позиции общества и других людей. Список литературы 1. Сартр Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм. - М., 1990. 2. Бычко И.В. В лабиринтах свободы // М.: Политиздат,1976. - С.10. |