Ватикан и современная Россия. Ватикан и современная Россия
Скачать 29.1 Kb.
|
Ватикан и современная Россия Первые дипломатические контакты между Ватиканом и Россией зафиксированы в середине XV века. Наиболее известной попыткой было посольство иезуита о. Антонио Поссевино к царю Ивану IV Грозному. Вплоть до конца XVIII века посольства, направлявшиеся папами в Россию, вели переговоры с царями по вопросам, связанным и с религией и политикой. В частности, речь шла о возможности совместного противостояния туркам и татарам, снижении напряженности между Россией и Польшей. Первая нунциатура (дипломатическая миссия Ватикана, аналог посольства) на территории России была основана в июне 1783 года. В течение десятилетий в Петербурге побывали несколько представителей католической церкви, которых официально называли "послами папы римского при российском дворе". Россия направляла свои делегации в Ватикан со времен правления Екатерины II (1762-1796 гг.) вплоть до Октябрьской революции 1917 года. В 1801 году при папском дворе была открыта русская миссия, работа которой на протяжении XIX и в начале XX несколько раз прерывалась из-за политической ситуации. Первые соглашения В декабре 1845 года папа Григорий XVI впервые принял императора Николая I. Состоялось две встречи (13 и 15 декабря). Николай I был единственным из российских императоров, встречавшийся в папой. Павел I, Александр II и Николай II посещали Апостольский дворец будучи наследниками-цесаревичами. Разговор шел о судьбах католиков, проживающих на территории Российской империи, и о возможности назначения новых епископов для окормления церкви в России. Итогом встречи стал конкордат (соглашение между папой римским и каким-либо государством), подписанный 3 августа 1847 года. Отношения между Россией и папским престолом всегда были непростыми. После раздела Польши в конце XVIII века численность католического населения в России значительно увеличилась. В начале 1867 года, в результате восстания в Польше, когда местное духовенство поддержало протестующих, дипломатические отношения были официально прерваны. Чуть ранее, 4 декабря 1866 года, Россия в одностороннем порядке отказалась признавать действительность конкордата. В восьмидесятые годы XIX столетия стороны подписали новое соглашение, в котором были повторены некоторые пункты конкордата 1847 года. Отношения во времена СССР После Октябрьской революции Ватикан несколько раз пытался наладить сотрудничество с коммунистами. 15 марта 1922 года было подписано разрешение на работу на советской территории "Миссии помощи", созданной Ватиканом. Миссия начала работу в Крыму, позднее ее деятельность распространилась на крупные города, в том числе Москву, Краснодар, Ростов-на-Дону и Оренбург. Однако в 1923 году в СССР начали ограничивать работу иностранных благотворительных организаций, усилилась и антирелигиозная кампания. В итоге сотрудники миссии покинули СССР и до 1960-х гг. никаких контактов между Москвой и Ватиканом не было. Ситуация начала меняться во времена хрущевской оттепели, совпавшие с понтификатом Иоанна XXIII (1958-1963 гг.). 25 ноября 1961 года среди сотен поздравительных телеграмм от глав государств с 80-летием папа получил поздравление от первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева. 7 марта 1963 года Иоанн XXIII принял на частной аудиенции дочь Хрущева Раду и ее мужа Алексея Аджубея, редактора газеты "Известия". Также Иоанн XXIII и Никита Хрущев обменялись письмами. В своем послании папа, в частности, отметил, что рад успехам советской космонавтики. "Я часто молюсь о них", - написал он. 30 января 1967 года в Ватикан впервые с официальным визитом прибыл председатель президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный. Несколько раз встречался с папами римскими Павлом VI и Иоанном Павлом II министр иностранных дел СССР Андрей Громыко. Встречи проходили в Нью-Йорке и в Ватикане. Их результатами стало незначительное смягчение политики советского государства в отношении религии вообще и католической церкви в частности. В 1970-80-е годы несколько раз Москву посещал секретарь Отдела сношений с государствами архиепископ (позднее кардинал) Агостино Казароли. Особое значение имел последний визит, состоявшийся в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси в июне 1988 г. Кардинал Казароли был председателем делегации Ватикана и был принят генсеком ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Будучи главой советского государства, Горбачев дважды встречался с папой Иоанном Павлом II в Ватикане (1989 и 1990 гг). В 1990 году были восстановлены официальные дипломатические отношения между Москвой и Ватиканом. После распада СССР Ватикан признал независимость и суверенитет РФ. С этого момента президенты России посещали Ватикан семь раз. 1 декабря 1989 г. М. Горбачев нанес официальный визит Папе Иоанну Павлу II. В некоторых республиках Советского Союза практически полностью были восстановлены структуры Католической Церкви. Второй раз Горбачев был принят Святым Отцом в Ватикане 18 ноября 1990 г. 15 марта 1990 года Святой Престол и Советский Союз установили официальные отношения. После распада СССР, 5 сентября 1991 года, Святой Престол признал независимость и суверенитет Российской Федерации. 20 декабря 1991 года официальный визит Святому Отцу нанес первый российский Президент Борис Ельцин. Второй раз Борис Ельцин был принят Папой Иоанном Павлом II 10 февраля 1998 года. Так же дважды Иоанн Павел II принимал и второго российского Президента -- Владимира Путина. Первый раз Путин посетил Ватикан в июне 2000 года, когда совершал первую после вступления на пост Президента РФ европейскую поездку. Второй визит состоялся 5 ноября 2003 года. По сообщению радио «Маяк», после этой встречи Президент России выразил свое убеждение, что христиане должны совместно трудиться ради достижения единства, сказав: «Мы должны способствовать объединению христианского мира, и нам бы очень хотелось добиться сближения позиции Русской Православной Церкви и Святого Престола в Риме». 13 марта 2007 года Владимир Путин встретился в Ватикане уже с Папой Бенедиктом XVI, преподнеся ему в дар два тома «Католической энциклопедии» на русском языке, издаваемой в России Издательством францисканцев. 3 декабря 2009 года с рабочим визитом Ватикан посетил Президент РФ Дмитрий Медведев, где был принят Папой Бенедиктом XVI. В ходе этой встречи было выражено намерение повысить уровень отношений между Россией и Святым Престолом. 9 декабря 2009 года Российская Федерация и Святой Престол обменялись нотами об установлении дипломатических отношений на уровне Посольства РФ в Ватикане и Апостольской нунциатуры в Российской Федерации. 17 февраля 2011 года состоялся первый после установления полноформатных дипотношений официальный визит Президента России в Ватикан. Основной темой беседы Дмитрия Медведева и Бенедикта XVI стали перспективы сотрудничества в гуманитарной и социальной сферах, по линии науки, образования, культуры. Отдельно обсуждались вопросы развития межконфессионального диалога. В условиях полной религиозной свободы, сложившихся в России в постсоветский период, Католическая Церковь в 1990-е гг. развивает на территории Российской Федерации колоссальную активность. К 1991 года папа Иоанн Павел II назначил епископов для России, Украины, Белоруссии и Казахстана, где были восстановлены самостоятельные епархиальные структуры. В России они первоначально были учреждены в ранге Апостольских администратур. В соответствии с нормами канонического права Католической Церкви этот шаг можно расценивать как создание поместной Католической Церкви России. С 1991 г. на территории России стали осуществлять свою деятельность архиепископ Тадеуш Кондрусевич (Апостольский администратор для католиков Европейской части России с резиденцией в Москве) и епископ-иезуит Иосиф Верт (Апостольский администратор Азиатской части России с резиденцией в Новосибирске). В 1998 г. состоялись хиротонии еще двух римско-католических епископов для России: епископ Клеменс Пиккель первоначально являлся викарием архиепископа Т.Кондрусевича, а епископ. Ежи Мазур - викарием епископа И.Верта. Вскоре они возглавили самостоятельные Апостольские администратуры для католиков Юга России (К.Пиккель) и Востока Сибири и Дальнего Востока (Е.Мазур). Апостольские администратуры были объединены в Конференцию католических епископов России во главе с архиепископом Т.Кондрусевичем. С начала 1990-х гг. на территории России возобновили свою деятельность представители католических монашеских орденов: ассумпционисты, доминиканцы, францисканцы, салезианцы, а также монахини-паулинки, кармелитки и проч. В 1992 г. была официально разрешена деятельность российского отделения ордена иезуитов. В 1999 году была образована Российская национальная конференция главных настоятелей и настоятельниц институтов монашествующих и обществ апостольской жизни. Началось создание учебных заведений Католической Церкви. В 1991 г. в Москве открылся Колледж католической теологии св. Фомы Аквинского (имеющий свои отделения в ряде областных центров РФ). В 1993 г. в Москве была открыта высшая духовная семинария "Мария - царица апостолов", позднее переведенная в Санкт-Петербург. В 1990-х гг. в России созданы несколько католических издательств. С 1990 г. стал выходить информационный бюллетень, позднее преобразованный в журнал "Истина и жизнь", который подготовляют к изданию одноименные информационное агентство и издательство. Выходящая в Москве еженедельная газета "Свет Евангелия" является официальным органом российской римско-католической митрополии. Католики России также издают журнал "Theologia", имеющий преимущественно богословское и церковно-историческое содержание и ряд других периодических изданий. Открыто вещание радио "Дар" в Москве и "Мария" в Санкт-Петербурге, Сибирского католического телевидения "TV Кана" в Новосибирске. 2. Учреждение канонических структур Римско-католической церкви на территории Российской Федирации Католическая Церковь в России составляет неотъемлемую часть всей полноты Католической Церкви, в той или иной мере присутствующей в настоящее время в большинстве стран нашей планеты. Основными ячейками, из которых состоит Церковь, являются приходы – общины верующих, объединенных, как правило, по принципу проживания на определенной территории. Приходы, в свою очередь, объединены в более крупные структурные единицы, которые называются отдельными Церквями. Наиболее обычный принцип формирования отдельных Церквей – территориальный, а наиболее распространенная ее разновидность – епархия (диоцез). Во главе епархии стоит правящий епископ (ординарий). Несколько епархий могут быть объединены в митрополию, или церковную провинцию: одна из епархий митрополии является ее центром и имеет ранг архиепархии, а ее ординарий – сан архиепископа, будучи в то же время главой всей церковной провинции (митрополитом). На территории Российской Федерации Католическая Церковь латинского обряда, к которому принадлежит большинство приходов в стране, составляет одну церковную провинцию, включающую в себя 4 епархии; одна из них имеет статус архиепархии и управляется архиепископом с резиденцией и кафедрой в Москве. Всю совокупность католических епархий той или иной страны (а в отдельных случаях – группы стран или, наоборот, части какого-то крупного государства) принято называть поместной (или местной) Церковью. Актуальные для поместной Церкви проблемы рассматриваются Епископской Конференцией – постоянным органом, объединяющим католических епископов данной территории. Для Католической Церкви в Российской Федерации таким органом является Конференция католических епископов России. Наряду с католиками латинского обряда в России проживает некоторое число католиков восточных обрядов (византийского, армянского и др.). Несмотря на различия в богослужении и канонической дисциплине и те, и другие подчинены пастырскому руководству Святого Престола – епископской кафедры святого Петра, Князя апостолов, преемником которого является Папа Римский. Поскольку Святой Престол представляет собой самостоятельное государство (Ватикан), он поддерживает дипломатические отношения со многими странами мира, в том числе и с Российской Федерацией. В Москве, как и в столицах ряда других стран, имеется дипломатическое представительство Святого Престола – Апостольская нунциатура. Монашествующие в Католической Церкви в соответствии с особенностями своего призвания принадлежат к тому или иному институту посвященной жизни (монашескому ордену, конгрегации и т.п.), каждый из которых подчиняется по своему уставу собственным руководящим органам, подвластным Святому Престолу. В России существуют общины ряда мужских и женских монашеских орденов и конгрегаций Многие из католиков-мирян объединяются в движения, каждое из которых ориентируется на какие-либо конкретные христианские идеалы и ставит перед собой определенные цели. Некоторые из таких движений, получивших распространение в различных странах мира, действуют и в России. Одно из самых значительных в современной Католической Церкви движений даже получило статус персональной прелатуры (специальной церковной структуры, учреждаемой для особых пастырских начинаний): это персональная прелатура Опус Деи. Согласно данным, приведенным независимым Интернет-сайтом "Религия и СМИ", Католическая Церковь в России имеет: 4 епархии (диоцеза), объединенных в церковную провинцию (митрополию); 267 религиозных организаций (в том числе - 256 местных религиозных организаций-общин); 4 духовных образовательных учреждения и 3 религиозных учреждения. Зарегистрированных католических монастырей на территории РФ в настоящее время нет (хотя в реальности таковые существуют). Митрополитом Российской церковной провинции и председателем Конференции католических епископов России является архиепископ Тадеуш Кондрусевич, который одновременно является правящим архиереем архиепархии Божией Матери с центром в Москве (бывшая Апостольская администратура Европейской части России), которая объединяет католиков Центрального, Северо-Западного и Калининградского регионов. Епархию св. Климента с центром в Саратове (бывшая Апостольская администратура Юга Европейской части России) возглавляет епископ Клеменс Пиккель. Преображенскую епархию с центром в Новосибирске (бывшая Апостольская администратура Азиатской части России) возглавляет епископ Иосиф Верт. Правящим архиереем епархии св. Иосифа с центром в Иркутске (бывшая Апостольская администратура Восточной Сибири и Дальнего Востока) является епископ Ежи Мазур (в 2002 г. выслан за пределы РФ). Католическая Церковь в России имеет в настоящее время следующие образовательные учреждения: Колледж философии, теологии и истории Св. Фомы Аквинского в Москве (филиалы в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Саратове, Калининграде); Высшая духовная семинария "Мария - Царица Апостолов" в Санкт-Петербурге; Предсеминария в Новосибирске; Школа христианской диаконии в Москве; Католическая гимназия в Томске. |