Хаммурапи. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Скачать 37.09 Kb.
|
История 5 класс 08.10.18 Тема урока: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» Тип урока:Изучение и первичное закрепление новых знаний (урок-исследование). Цель урока: создать педагогические условия, при которых ученик сможет достичь образовательных результатов. Задачи урока: 1)личностные результаты: а) осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; б) выявление способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; в) определение ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. 2) метапредметные результаты: регулятивные а) формировать умение ставить цель и планировать пути достижения цели самостоятельно контролировать своё время управлять им и осуществлять контроль свои действий коммуникативные а) научить формулировать и аргументировать своё мнение и высказывать его полным ответом развивать умение работать в группе для решения единой задачи познавательные а) развивать умения работы с учебной и дополнительной информацией работы с текстом, умение устанавливать причинно-следственные связи (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д., использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях. 3) предметные результаты: а) познакомить с жизнью и деятельностью вавилонского царя Хаммурапи его законами как памятником первому письменному законодательству б) овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества на примере законов Хаммурапи; в) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения деятельности Хаммурапи и роли его Законов в жизни Древнего Вавилона Основные понятия: закон, царь четырёх стран света. Персоналии: Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.) Технологии обучения, используемые на уроке: работа с текстом учебника Учебно-методическое обеспечение: учебник Ф.А.Михайловский «Всеобщая история. История Древнего мира», рабочая тетрадь к учебнику Ф.А.Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира», мультимедийное приложение к учебнику Ф.А.Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира». Карты: «Древние государства мира», «Древний Восток», «Вавилонское царство в XVIII в. н. э. Ассирийская держава в VIII–VII вв. до н. э.». Схемы: «Вавилон – центр ремесла и торговли», «Виды преступлений, названные в законах Хаммурапи» Организационная структура урока
Ресурсный материал к уроку Приложение 1
Приложение 2 Урок истории в 5-м классе. Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» Работастекстомзаконов. УчащиесяполучаюттекстысфрагментамисводазаконовХаммурапиивопросыдляработы.Онидолжныизучитьпредложенныестатьизаконовиответитьнавопросыкним. А также выявить, справедливы ли законы царя Хаммурапи? Вопросы первому ряду: 1.Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам? 2.Какой труд поощряли законы? 3.Предположите каким было отношение в Вавилонии к частной собственности? 4.Чьи интересы защищает закон? Почему царь защищает земледельцев, пострадавших от нерадивости соседа? 5.Предположите, почему царь был заинтересован в благополучии населения страны. (§ 42) Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей. (§ 43) Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у его соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить, вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля. (§ 44) Если человек арендовал на три года залежную землю для распашки, но он был нерадив и не распахал поле, то на четвертом году он должен вспахать, промотыжить и взборонить, а затем вернуть владельцу поля; кроме того, он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур поля (§ 47) Если пахарь, поскольку он в первый год аренды не оправдал даже своих издержек, сказал: «Поле я вновь обработаю», то хозяин поля не должен возражать; только этот пахарь может обработать его поле, а при жатве он возьмет зерно согласно своим обязательствам. (§ 48) Если человек имеет на себе процентный долг, а град побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить. (§ 53) Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил. (§ 54) Если он не в состоянии возместить зерно, то его самого и его имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро между собой. (§ 55) Если человек открыл свой арык для орошения, но был нерадив, и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей. (§ 64) Если человек отдал садовнику свой сад для возделывания, то садовник, пока он держит сад, должен из дохода отдавать хозяину сада 2/3, а он может взять 1/3. (§ 65) Если садовник сад не возделывал и сократил доход, то садовник должен отмерить доход от сада, как его соседи. Вопросы второму ряду: 1.За какие преступления наказывали в Вавилонии? 2.Как обычно наказывали людей, совершивших преступления? 3.Согласны ли вы с ответственностью судьи за изменение приговора? 4.Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные в законах преступления? 5. Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему? (§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит. (§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело - дело о жизни, то человек этот должен быть убит. (§ 5) Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде. (§ 6) Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит. (§ 21) Если человек сделал пролом в дом другого человека, то перед этим проломом его следует убить. (§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит. (§ 23) Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом все свое пропавшее, а община и староста, на земле и территории которых было совершено ограбление, должны ему возместить все его пропавшее. (§ 24) Если при этом была загублена жизнь, то община и староста должны отвесить 1 мину серебра его родичам. (§ 25) Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь. (§ 59) Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра. (§ 195) Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку... (§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз. (§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость. (§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб (§ 203) Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра. (§ 206) Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану, то этот человек должен поклясться: "Неумышленно я ударил", - и оплачивать лекаря. Вопросы третьему ряду: 1. О каких занятиях населения вы узнали, прочитав эти документы? Почему в Междуречье люди стремились хорошо выполнить свою работу? 2.Как относились в Междуречье к рабам? Какое вознаграждение полагалось Вавилонянину за поимку раба? 3.Докажите, что законы Хаммурапи защищали права детей, приемных детей. Докажите, что законы Хаммурапи требовали от детей уважения к своим родителям. 4.Предположите каким было отношение в Вавилонии к частной собственности? 5. Кого защищали законы царя Хаммурапи? (§ 15) Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, то он должен быть убит. (§ 16) Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, принадлежащих дворцу или же и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен. (§ 17) Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему два сикля серебра. (§ 18) Если этот раб не назвал своего хозяина, то поимщик должен привести его во дворец, дело его должно быть рассмотрено, а затем его должны вернуть его хозяину. (§ 73) Если... жилец полностью заплатил хозяину дома арендную плату за год, а хозяин дома приказал жильцу выехать до истечения его полного срока, то так как хозяин дома выселил из своего дома жильца до полного истечения его срока, серебро, которое жилец дал ему, он теряет... (§ 14) Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит. (§ 168) Если человек захотел отвергнуть своего сына и сказал судьям: "Я отвергну своего сына", то судьи должны рассмотреть его дело, и если сын не нанес отцу никакой обиды, за которую полагается отвергнуть от наследства, отец не может отвергнуть своего сына от наследства (§ 169) Если он нанес своему отцу тяжкую обиду, за которую полагается отвергнуть от наследства, то в первый раз они судьи должны отвести его намерения; если же он двукратно нанес тяжкую обиду, то отец может отвергнуть своего сына от наследства. (§ 188) Если ремесленник взял малолетнего для воспитания и передал ему свое ремесло, то приемыш не может быть потребован обратно по иску. (§ 189) Если он не передал ему своего ремесла, то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца. (§ 215) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра. (§ 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки . (§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казне (§ 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя. (§ 233) Если строитель построил человеку дом и работу свою не укрепил, и стена обрушилась, то этот строитель должен укрепить стену из собственных средств. (§ 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно. (§ 267) Если пастух был нерадив, и на скотном дворе появились чесотка , то пастух, который причинил ущерб от чесотки на скотном дворе, должен восстановить поголовье крупного рогатого скота и овец и отдать владельцу их. Приложение 3
|