Особенности индийской филосовской традиции. Ведический период ортодоксальной философии индуизма (1516 вв до нашей эры.). Эпический период создания знаменитых эпосов Махабхарата
Скачать 252.71 Kb.
|
Вопрос №9.Особенности индийской философской традиции Индийская философия берет свое начало в середине первого тысячелетия до н. э. Древнеиндийскую философию принято делить на три основных этапа: Ведический– период ортодоксальной философии индуизма (15-16 вв. до нашей эры.). Эпический– период создания знаменитых эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых рассматривались глобальные проблемы философии того времени. Эпоха сутр – период кратких философских трактатов, в которых описаны отдельные проблемы (2 в. до н. э.-17 в. н. э.). С древних времен индийская философия развивалась непрерывно и закономерно, без кардинальных смен идей и точек зрения. Все основные положения описаны в Ведах, датируемых 15 в. до н. э. Практически вся литература, последовавшая за Ведами, связана с их толкованием. Веды были написаны на санскрите, и включали в себя четыре части: Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады. Рис. 1. Веды К основным положениям философии Индии относят: 1.совершенствование внутреннего мира человека; 2.желание предостеречь от ошибок, которые в будущем могут стать причинами страданий; 3.искренняя вера в неизменное нравственное устройство Вселенной; 4.восприятие Вселенной как благодатного поля для нравственных поступков; 5.неведение – источник всех человеческих страданий, в то время как знание – обязательное условие спасения каждого; 6.постижение знаний путем длительного сознательного погружения; 7.подчинение слабостей и страстей разуму, который является единственным путем к спасению. Философские школы Древней ИндииВ Древней Индии философские школы были поделены на две крупные группы: ортодоксальные – те, то развивались на основе учения Вед, и неортодоксальные. К ортодоксальным школам относятся: Ньия– самая первая ортодоксальная школа, согласно которой мир может быть познан человеком только при помощи его органов чувств. В основе данной философской системы лежит исследование метафизических проблем, не чувственным, а логическим путем. Вайшешика– проповедовала вечный круговорот жизни, состоящий из цепи многочисленных превращений и смены одной телесной оболочки на другую. Это так называемая сансара – колесо вечного перевоплощения. Вследствие реинкарнации душа находится в постоянном движении и поиске гармонии и идеала. Рис. 2. Колесо Сансары. Йога– философия практического характера, направленная на познание окружающего мира и своего места в нем. Согласно положениям этого учениям, только гармоничная личность способна управлять собственным телом при помощи силы духа. Главная задача – полное подчинение тела мозгу. Возникновение неортодоксальных философских школ связано с поклонением материализму. В основе лежит лишь тело и его чувства, но никак не эфемерная душа. К неортодоксальным школам относят: Джайнизм– учит тому, что все существа, населяющие планету, состоят из одинаковых атомов, а потому равны перед Вселенной. Нанесение вреда живому – страшный грех. Достичь просветления в джайнизме невероятно трудно. Для этого нужно полностью заменить привычную пищу на солнечную энергию, никогда не отвечать на зло насилием и не причинять даже малейшего вреда ни одному живому существу. Главной целью всех философских школ Древней Индии было достижение нирваны – состояния полной гармонии со Вселенной, утрата всех земных ощущений, растворение в Космосе. Буддизм– согласно этому философскому учению, конечной целью жизни каждого человека должно быть уничтожение всех земных желаний, которые неизменно ведут к страданиям. Важнейший принцип поведения личности – непричинение вреда окружающим. |