презентация. Блинова_Задание4. Величайшим прогрессивным переворотом
Скачать 20.33 Kb.
|
Особенности философии эпохи Возрождения "Величайшим прогрессивным переворотом" явилась эпоха Возрождения, ознаменовавшаяся достижениями во всех областях культуры. Поэтому неудивительно, что для философской мысли этого периода характерны несравненные глубина, богатство и многообразие. Ренессансная философия пришла на смену многовековому господству схоластики, разработавшей систему искусственных, формальных аргументов для теоретического оправдания догматов церкви. Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в изобретении новых приборов (сложного микроскопа, телескопа, термометра, барометра), благодаря чему научные наблюдения стали значительно более точными и более обширными, чем когда-либо прежде; в области естественных наук (рост объема сведений о живой природе), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения и т.д.), математики и механики. Философия Возрождения была пронизана отказом от авторитетов, свойственного схоластике, обращение к опытным данным, высоким доверием к человеку и его собственному разуму, отрицанием всяческих фантазий (схоласты писали даже о природе чертей) и заменой их свидетельствами естествознания, представлением о единой природе и идеей о посюсторонности человеческой культуры. Если для средневековых схоластов все уже было сказано в Священном писании, то мыслители новой эпохи убежденно искали ответы в самой жизни на те "истины", которые казались несомненным и вечными. Они считали, что изучать природу следует не схоластическим рассуждениями, не ссылками на авторитеты, не магическими заключениями, а реальным опытом. Для них Вселенная существует вечно, а не сотворена, как утверждали средневековые теологи; она является храмом извечного божества, перводвигателем всего сущего, создателем изначального разума, откуда происходит душа, оживляющая все светила и людские тела, животных и растений. Также философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоценризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. С точки зрения это философии истинно не то, что считалось истиной в течение столетий, не то, что сказано Аристотелем или Фомой Аквинским, а лишь то, что представляется достоверным и убедительным собственному рассудку. Философия больше не хочет играть роль "служанки" богословия. Таким образом, к характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся: - Формирование пантеистической картины мира, выражающейся в отождествлении Бога и природы; - Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики; - Антропоцентризм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; - Перемещение основного интереса от формы идеи к её содержанию. Основными направления философии эпохи Возрождения являлись: - Гуманистическое (XIV-XV вв.), представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центре внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; - Неоплатоническое (сер. XV-XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; - Натурфилософское (XVI-нач. XVIIвв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия. Используемая литература: Философия: Учебник / Под ред. Н.И. Сидоренко. 2004 УрГПУ. Философия эпохи возрождения/https://sdo.uspu.ru/mod/lesson/view.php?id=17843&forceview=1 Философия эпохи Возрождения - самое главное/https://alenakraeva.com/positive-philosophy/filosofiya-epoxi-vozrozhdeniya-samoe-glavnoe-kratko/ 2. Основные направления философии эпохи Возрождения 1. Гуманистическое — Данте Алигьери, Франческо Петрарка и другие — в центр внимания ставили человека, воспевали его достоинство, величие и могущество, иронизировали над догматами Церкви; 2. Неоплатоническое представители которого — Николай Кузан- ский, Парацельс и другие — развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; 3. Натурфилософское — Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и другие, пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия; 4. Реформационное — представители Мартин Лютер, Томас Мон- цер, Эразм Роттердамский и другие — стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; 5. Политическое (Н. Макиавелли) — изучало проблемы управления государством, поведение правителей; 6. Утопическо-социалистическое — Томас Мор, Томмазо Кампанелла и другие — искали идеальные формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем равенстве. Главной чертой гуманистического направления философии эпохи Возрождения было стремление уменьшить могущества Бога и доказать самоценность человека. Данте Алигьере (1265—1321) в своей знаменитой «Божественной комедии» высмеивал противоречивые истины христианского учения. Он восхвалял человека, признавая, что в нем есть и божественное и природное начало, которые находятся в гармонии друг с другом. Верил в счастливое будущее человека и его изначально добрую природу. Франческо Петрарка (1304—1374) полагал, что человеческая жизнь уникальна и дается один раз, поэтому человек должен жить не для Бога, а для себя и быть свободным физически и духовно. Он отрицал возможность загробной жизни, считая, что бессмертия можно добиться лишь в памяти людей. Человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить. Автор «Речи о достоинстве человека» Джованни Пикодела Мирандола (1463—1494) ставил человека в центр мира, чтобы он сам смог сформировать себя, как «свободный и славный мастер». Совершая свободный выбор, человек может, как опуститься до звериного состояния, так и подняться до ангельского уровня. Великий ученый эпохи Возрождения, Николай Коперник (1473— 1543) отрицал геоцентризм и полагал, что Солнце является центром по отношению к Земле (гелиоценризм), а Земля вращается вокруг Солнца. Космос бесконечен, сферичен и неизмерим. Процессы, происходящие в Космосе, можно объяснить с точки зрения природы, так как они лишены божественного смысла. Джордано Бруно (1548— 1600) — последователь Коперника и неоплатонизма, считал Солнце центром только по отношению к Земле, а не центром Вселенной. Вселенная не имеет центра и состоит из галактик. Число миров во Вселенной, согласно Бруно, бесконечно, а на других планетах есть жизнь. Он не признавал существование Бога, отдельного от Вселенной, утверждая, что вселенная и Бог — единое целое (пантеизм), а вся материя — одушевлена (гилозоизм). За взгляды, противоречащие официальной позиции церкви, Бруно был приговорен к казни и сожжен. Возрожденческая политическая мысль стремилась отделиться от спекулятивного мышления, этики и религии. Николло Макиавелли (1469—1527) — автор знаменитого философско-политического труда «Государь», является представителем антропологического пессимизма, поскольку побудительными мотивами деятельности людей он считал эгоизм и материальный интерес. Люди склонны к тому, чтобы быть алчными, малодушными, неверными. Поэтому государство в лице правителя призвано ограничивать человеческие инстинкты и пороки. Для достижения политических целей и блага государства, по мнению Макиавелли, правитель может использовать любые средства. Добродетель человека — это сила и здоровье, хитрость и энергия, возможность планировать и принуждать. Впоследствии действия политиков, которые пренебрегают нормами морали при достижении политических целей, беззастенчиво использующие антигуманные средства для достижения поставленных целей, получили название макиавеллизма. Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, являлись ответом на социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем. Томас Мор (1478—1535) в сочинении «Утопия» создает проект идеального государства, в котором отсутствует частная собственность. Все граждане участвуют в производительном труде. Произведенные продукты поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. В связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии по мнению Мора достаточно шестичасового рабочего дня. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. Самые же грязные работы Мор отдает рабам — осужденным и преступникам. Все должностные лица в Утопии избираются — прямо или косвенно. Мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности). Жители верят в Бога, существует полная веротерпимость. Утопический проект государства вслед за Т. Мором строит Том- мазо Кампанелла (1568—1639) в своем труде «Город Солнца». Жители этого города — солярий — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. Так же, как и в Утопии, в Городе Солнца отсутствует частная собственность. Жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну. Большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения. Во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями. |