Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольная работа по дисциплине « История России » на тему: « В еликая Х

  • Интересные факты

  • КР История. Великая Хартия вольностей


    Скачать 30.81 Kb.
    НазваниеВеликая Хартия вольностей
    Дата21.04.2023
    Размер30.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКР История.docx
    ТипКонтрольная работа
    #1078704

    Бюджетное учреждение высшего образования

    Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

    «Сургутский государственный университет»
    Заочная форма обучения

    Политехнический институт

    Кафедра Истории России
    Контрольная работа

    по дисциплине «История России»

    на тему: «Великая Хартия вольностей» и ее роль в политической истории Англии

    Выполнил: студент гр.608-01 (з)

    Смолик О.Х.

    Проверил: ст.п. Веселов С.И.
    Сургут, 2023


    Содержание

    Введение 3

    1. История Великой хартии вольностей 5

    2. Создание Великой хартии вольностей 8

    3. Роль Хартии в политической истории Англии 16

    Заключение 18

    Список использованных источников и литературы 20

    Введение 3

    1. История Великой хартии вольностей 5

    2. Создание Великой хартии вольностей 8

    3. Роль Хартии в политической истории Англии 16

    Заключение 18

    Список использованных источников и литературы 19


    Введение



    В течении всей истории человек боролся за свои права, что подтверждается многими документами. Это отстаивание прав началось еще в период Высокого или классического Средневековья. Это ярко выражается в истории государства и права средневековой Англии. Речь идет именно об Великой Хартии Вольностей.

    Хартия Вольностей - это документ, подписанный в 1215г., который, главным образом, является символом исторического развития Англии в XIII в. Все мы слышали и знаем о существовании Конституции России, США, Франции, Германии, но никто, я думаю, не слышал о Конституции Англии. Ее просто не существует. В Англии законы, охраняющие права человека, так и не были юридически зафиксированы в одном письменном документе. Дело в том, следует своей традиции неписаной Конституции, английское право до сих пор не знает Кодекса о правах, если не считать, конечно Великой Хартии Вольностей.

    Актуальность темы: Великая Хартия Вольностей всегда считалась именно тем документом, который начал развитие демократических идей Европы. Исследуется именно та параллель в истории: как Хартия повлияла на дальнейшее развитие демократии и истории в целом. Именно после принятия исследуемого документа началось постепенное развитие демократических принципов в Европе. Поскольку наша страна ориентирована на европейские принципы, то, естественно, изучение ее юридической истории, а особенно прав человека принимает для нас особенную актуальность. Принятие в Англии Великой Хартии Вольностей – это знаменательное историческое событие, которое некоторые историки считают первым шагом к созданию демократичного общества; другая группа специалистов склоняется к мысли, что создатели хартии преследовали цель в ограничении монаршей власти.

    Великую хартию вольностей (Magna Carta ) 1215 г. обычно рассматривают в двух аспектах: как исторический документ 1215 г. – памятник феодального права Англии, и как один из основных, “фундаментальных” законов английской неписаной конституции.

    Однако, это не просто два подхода к документу.

    По сути дела, это два различных варианта документа, отличающихся друг от друга как текстуально, так и по направленности, по смыслу и “духу” содержащихся в них положений.

    Документ 1215г. – продукт исторического развития Англии в XII – начале XIII вв., политико-правовой мысли крупных феодалов и конфликтной ситуации, возникшей в Англии при короле Иоанне (Джоне) Безземельном в 1213-1215 гг.

    Хартия как действующий конституционный закон Англии – результат дальнейшей эволюции Англии в эпоху сословно-представительной монархии XIII-XIV вв., толкований и изменений первоначального текста применительно к потребностям этой эпохи, а также эпохи английской буржуазной революции XVII в.

    Объектом исследования выступает Великая Хартия Вольностей.

    Предметом исследования – история и создание Великой Хартии Вольностей.

    Цель работы – изучить особенности Хартии и ее роль в политической истории Англии.

    Для достижения поставленной цели мной определены следующие задачи:

    1. рассмотреть историю и предпосылки создания Великой Хартии;

    2. выявить ее роль в политической истории Англии.

    Структура работы обусловлена целью и задачами и включает: введение, основную часть разделенную на три главы, заключение и список использованных источников и литературы


    1. История Великой хартии вольностей



    Великая хартия вольностей была далеко не первым документом такого рода, еще до нее были и другие многочисленные хартии вольностей, которые принимались английскими королями еще со времен Вильгельма Завоевателя. Само наличие подобных грамот говорит о том, что английское общество еще со времен средневековья было весьма свободолюбивым и абсолютная королевская власть, принятая во многих тогдашних феодальных странах, тяготила английских баронов. Английские короли с помощью таких вот хартий вольностей пытались найти компромисс с баронами, получить их поддержку и таким образом упрочить свою власть.

    Очень часто новый король принятием хартии вольностей давал, таким образом, обещание устранить злоупотребление прошлого короля и одновременно пытался гарантировать права своих поданных.

    Впрочем, некоторые английские короли, например Генрих II, никаких хартий не давали, а от хартий и обещаний своих предшественников всячески уклонялись, последовательно укрепляя абсолютную королевскую власть и понемногу отнимая дарованные прежде привилегии.

    Особенно ситуация ухудшилась когда на английский престол взошел младший сын Генриха II – Иоанн Безземельный. Королевская власть при нем практически была ничем не ограничена, а сам король по сообщениям современников отличался дурным и своенравным нравом, под стать которому были и королевские решения, часто идущие вразрез с законом и оправданные тем, что «король выше закона».

    Разумеется, подобный стиль правления совсем не нравился ни английским дворянам, ни простым людям, в особенности ремесленникам и купцам, которые обкладывались тяжелыми налогами, так как королю были нужны деньги для своих военных кампаний – он воевал с королем Франции Филиппом II пытаясь вернуть часть своих земель во Франции, потерянных ранее. Но воевал крайне неудачно и так ничего и не вернул, что отнюдь не добавило ему популярности в английском обществе.

    Вдобавок ко всему, Иоанн Безземельный еще и умудрился поссориться с Папой Римским, так как обкладывал военными податями не только своих вассалов, но и церковь, что привело к конфликту с Римом. Чтобы приструнить зарвавшегося короля Папа Римский наложил на Англию интердикт – в течение нескольких лет католическому духовенству было запрещено отправлять на английской территории любые обряды, будь-то крещение младенцев или отпевание покойников. Учитывая какое место занимала религия в средневековом обществе трудно даже представить какое огромное недовольство вызвал этот поворот событий. Тем не менее, с Папой английский король все-таки примирился, но ему это не особо помогло. За время своего правления Иоанн Безземельный умудрился настроить против себя практически все английское королевство. И получить закономерный результат – восстание английских баронов в 1215 году, которых активно поддержали и простые люди.

    Требования восставших были следующие: «свободы для церкви и королевства» и восстановлении хартии вольностей, принятой королем Генрихом I столетие назад, защищающей права баронов. Иоанн сперва согласился принять все требования восставших, надеясь тем временем подавить восстание. Но ему это сделать не удалось, так как практически все отвернулись от короля, а жители Лондона пообещали сами открыть повстанцам ворота. Вскоре Лондон был в руках мятежников. Королю не оставалось ничего другого кроме как пойти на переговоры с восставшими баронами.

    В июне 1215 года при посредничестве архиепископа Кентерберийского начались переговоры между королем и мятежными баронами. Бароны вместе с рыцарями и лондонской верхушкой заставили Иоанна Безземельного 15 июля 1215 г. подписать Великую хартию вольностей.

    2. Создание Великой хартии вольностей



    Образцом для Великой Хартии послужила Хартия вольностей Генриха I. Оригинальная хартия вольностей столетней давности в ходе 10 дней переговоров была значительно дополнена новыми статьями, впоследствии этот документ получил название «Великой хартии вольностей». Ее требования выходили далеко за рамки индивидуальных жалоб баронов, формируя ряд важных политических реформ.

    Прежде всего, хартия обещала защиту церковных прав, подтверждались существовавшие ранее привилегии и свободы церкви и духовенства, в частности свобода церковных выборов. Также обещала защиту от незаконного тюремного заключения, обеспечивала доступ к скорому и справедливому правосудию и делала всех равными перед судом и законом. Помимо этого хартия регулировала налогообложение и прочие феодальные выплаты Короне.

    В отношении рыцарей в Хартии было предусмотрено обещание баронов не брать со своих вассалов каких-либо сборов без их согласия, кроме обычных феодальных пособий, а также не понуждать их к выполнению повинностей в большем размере, чем тот, который следует по обычаю. Хартия подтверждала древние вольности Лондона и других городов, а также право купцов, в том числе иноземных, свободно выезжать из Англии и въезжать в нее, вести торговлю без каких-либо стеснений.

    В Хартии было установлено необходимое для торговли единство мер и весов.

    Свободным крестьянам было обещано не обременять их непосильными поборами, не разорять штрафами.

    И что самое важное помимо прав баронов особое внимание уделялось и правам простых людей.

    «Ни один свободный человек не будет арестован или заключён в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдём на него и не пошлём на него иначе как по законному приговору равных ему или по закону страны». Так звучит текст 39 статьи хартии закреплявший положение «свободного человека». Еще в глубоком средневековье в Англии уже были документально закреплены «права человека и гражданина».

    В то время понятием «свободный человек» обозначался феодал. Однако в дальнейшем под «свободным человеком» формально стали понимать всякого свободного жителя Англии. Содержание ст. 39 Хартии было в последствии развито в Петиции о праве 1628 г. и в Хабеас Корпус Акте 1679 г.

    Центральное место в Хартии занимают статьи, выражающие интересы баронов, возглавлявших движение.

    1. Баронские лены объявлялись свободно наследуемыми владениями.

    2. Король не имел права требовать от вступавшего в наследство молодого барона больше установленного в феодальном договоре платежа — рельефа и обещал не злоупотреблять правом опеки над несовершеннолетними вассалами.

    3. Хартия восстанавливала некоторые сеньориальные права баронов, ущемленные в результате расширения королевской юрисдикции; так, запрещалось переносить по королевскому приказу иски о собственности из курии барона в Королевскую курию.

    4. Король обещал устранить всякий произвол при обложении баронов денежными повинностями. Главная суть Великой хартии вольностей в том, что она ограничила королевское самодержавие, отныне не «король выше закона», а «все равны перед законом», в том числе и король. Если же король будет нарушать принятые договоренности, его подданные освобождаются от вассальной присяги и имеют полное право восстать против короля, преступившего закон. Этот момент также был закреплен в Великой хартии.

    Только в трех случаях бароны были обязаны давать королю умеренную денежную помощь:

    - при выкупе короля из плена,

    - при посвящении в рыцари его старшего сына,

    - в связи со свадьбой старшей дочери от первого брака.

    Отдельного внимания также заслуживает 12 статья Хартии, согласно которой король должен назначать на государственную службу исключительно людей сведущих в законах, имеющих желание «добросовестно исполнять их».

    Некоторые положения Хартии сыграли значительную роль в политической эволюции Англии. Речь идет прежде всего о статьях 12 и 14.

    - статья 12 указывает: «Ни “щитовые деньги”, ни (какое-либо иное) пособие не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего».

    - статья 14 определяет состав этого совета: «А для того чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме вышеназванных, или для обложения “щитовыми деньгами”, мы повелим позвать архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами каждого отдельно и, кроме того, повелим позвать огулом, через шерифов и бейлифов наших, всех тех, кто держит от нас непосредственно».

    Таким образом, совет королевства — это собрание всех королевских вассалов, которое можно рассматривать как прототип палаты лордов. Если к этому собранию королевских вассалов добавить представителей от графств и городов, то налицо английский средневековый парламент. Таким образом, Великая хартия вольностей была прологом в истории английского парламента.

    Хартия в оригинале написанная на латинском языке имеет 63 статьи, которые условно разделены на 2 части: первая часть регулирует положение католической церкви, отношения сюзеренов и вассалов, а вторая включает конституционные статьи, которые относятся к сфере деятельности королевской администрации и королевского правосудия.

    Последняя группа статей немногочисленна, но именно она придаёт Великой хартии особый исторический колорит. Эти статьи иногда условно называют «конституционными». О них говорят, что они направлены не только против злоупотреблений короля и его аппарата, но претендуют на установление новых политических порядков, в частности, на ограничение политической власти короны. К «конституционным» статьям Хартии чаще всего относят ст.12,14,39 и 61(Хрестомат. памятн.). Возможность отнесения к этой группе ст.39, как указывалось выше, весьма проблематична. Остаются ст.12,14 и 61. Наличие в документе этих статей значительно усложняет оценку Хартии. В литературе единая точка зрения по этому вопросу достигнута в следующем:

    1) документ 1215г. следует оценивать без его позднейших модификаций;

    2) Хартия – документ чисто феодальный, в котором не могли содержаться положения, приписываемые ему историкам различных направлений. В остальном же оценки Хартии колеблются от документа «феодальной реакции» до «противоречивого документа».

    Поскольку решающую роль во всех оценках Хартии играет отношение к ограничению королевской власти, закреплённому в «конституционных» статьях, для аргументированной оценки Хартии необходимо ответить на ряд вопросов. Во-первых, какова мера такого ограничения; во-вторых, в интересах каких классов проведено такое ограничение, и в-третьих, отражает ли такое ограничение потребности общественного прогресса. Иначе говоря, надо ответить на вопрос, насколько Хартия как документ, отразивший конкретное соотношение социальных политических сил, выросший из политического конфликта и обладающий силой правового воздействия, своим влиянием на политические порядки страны могла объективно содействовать историческому развитию. В любом случае, оценка Хартии будет иметь в известной мере абстрактно-теоретический характер, ибо Хартия 1215г. ввиду непродолжительности своего юридического существования не успела реально повлиять на политические порядки в стране. Группа «конституционных» статей. Ст.12 ограничивает фискальные права короны в отношении взимания щитовых денег и феодального вспомоществования, особенно часто и произвольно взимавшихся Иоанном. Они должны теперь взиматься только «по общему совету королевства». Согласно ст.14 этот общий совет состоит из самых крупных духовных и светских феодалов и включает только непосредственных вассалов короля. Сравнение ст.12 со ст.32 Баронских статей позволяет сделать вывод, что в окончательной редакции положения этой статьи значительно изменили свой смысл и направленность. В ст.32 Баронских статей выдвигается идея общего совета королевства, без указания состава, для сбора «щитовых денег», феодального вспомоществования, а также тальи и пособий с городов, имеющих «относительно этого вольности». Однако в окончательной редакции ст.12 и 14 очевидна попытка баронов закрепить ограничение фискальных прав короны в своих, чисто баронских, узко сословных интересах. Традиционно существующий при короле совет феодальной знати, обладающий чисто совещательными функциями, теперь по существу наделяется решающим голосом по финансовому вопросу. А между тем «щитовые деньги», которые бароны упомянули, и талья, которую они опустили из окончательного текста, до середины 13в. составляли основные источники финансовых поступлений в казну. В результате здесь уже не просматривается движение к сословно-представительной монархии и юридическая форма её будущего выражения, как в ст.32 Баронских статей. Узко сословные интересы баронства выражаются в ст.12 и 14 также и потому, что уплата «щитовых денег» входила в обязанности прежде всего непосредственных вассалов короля. Вместе с тем, вряд ли можно считать, что ст.12 создаёт возможность для откровенной баронской олигархии. Сам институт «щитовых денег» не упразднён, в руках короля остаются и другие финансовые прерогативы, которые он может использовать без всякого обращения к совету – сбор тальи, различных экстраординарных налогов, к которым широко прибегал Иоанн и о которых, кстати, ничего не сказано. Можно было бы отметить и тот факт, что бароны волей-неволей «позаботились» в отношении «щитовых денег» и о других слоях населения, ибо на практике к их уплате в 13в. привлекалось и свободное, и даже крепостное крестьянство. Однако, эта «забота», конечно аналогична «заботе» о виллане в ст.20. Статья 61, безусловно, внешне самая «олигархическая». Она выступает как гарантия мира и соблюдения Хартии, и имеет чисто политический характер. Между тем, в ней, как и в материальных статьях Хартии, отразилось чисто вассальное отношение баронов к королю, стремление поставить королевскую власть в рамки феодального обычая. Узаконив возможность мятежа, в котором они вполне оправданно видели единственное средство давления на короля, бароны исходили из феодального обычая, предусматривавшего, что злостное нарушение сеньором своих обязательств в отношении вассалов может освободить последних от клятвы верности. Положения, аналогичные ст.61, содержались во многих правовых памятниках стран Европы периода феодальной раздробленности, например, в венгерской «Золотой булле» 1222г. Однако по сравнению с этими странами Англия давно уже сделала гигантский шаг вперёд в области государственной централизации и укрепления королевской власти. Попытка законодательно закрепить в новых условиях старый феодальный обычай, планирование в «статье мира» настоящей войны с королём, вряд ли может считаться прогрессивной мерой.

    В то же время, историческая ситуация в Англии ясно отразилась на позиции баронов в ст.61. В отличие от «Золотой буллы» бароны уже не могли зафиксировать автоматическое право на восстание «знатных королевства» в случае нарушения документа, а тем более – право на восстание каждого из них в отдельности. В ст.61 предусмотрены уже и специальный комитет как представительный орган всех баронов, и определённая процедура исправления нарушения, но главное – положение об участии в войне против короля «общины всей земли». Более того, бароны настаивают на обязательном участии «общины» в этом движении (положение о всеобщей присяге). Таким образом, бароны попытались придать возможной войне с королём видимость не баронского мятежа; а общего движение всех свободных, широкой оппозиции во главе с баронами, как это уже было в конфликте 1215г. В ст.61, следовательно, отразилось осознание баронством исторической обречённости бывших баронских мятежей как средства, способного без поддержки других слоёв свободного населения нанести удар по королевской власти. Также следует отметить, что оценка Хартии, вероятно, не может быть однозначной. В исторической перспективе она сыграла прогрессивную роль, и прежде всего в области политической идеологии – роль политического манифеста, своего рода феодальной декларации прав. В1215г. Хартия непосредственно отразила расстановку социально-политических сил в условиях конфликта, временный компромисс короля и лидеров движения – баронов. Однако зафиксированные в Хартии попытки крупных феодалов ограничить осуществление королевской властью ряда наиболее ненавистных баронам прерогатив (ст.12,21,34) и ввести в той или иной форме (но в рамках централизованного государства и при сохранении мощного центрального аппарата) контроль за осуществлением этих прерогатив (ст.14,61) не могут считаться определяющими при оценке Хартии. Даже юридически, в том виде, в каком они нашли отражение в этом документе, попытки по сути дела ничего не меняли в положении королевской власти в Англии. Закон (Хартия) не ограничил существенно власть короля, а комитет 25 баронов мог препятствовать осуществлению этой власти лишь в случае нарушения данного закона и после соблюдения определённой процедуры. Что же касается фактической стороны дела, то претензии баронов в корне противоречили долговременному соотношению сил в пользу центральной власти, были утопичны, а потому тотчас отброшены жизнью. Центр тяжести, как представляется, приходится в Хартии всё же на судебно-административные статьи, которые стимулировали прогрессивные тенденции в развитии английской государственности, были реальны, и потому оказались жизнеспособными.


    3. Роль Хартии в политической истории Англии



    Великая хартия вольностей возникла в результате волны глубокого обострения социально-политических конфликтов, основными предпосылками которых стали частые случаи злоупотребления своим королевским положением. В целом принятию Хартии предвещало масштабное противостояние английских баронов и короля, поддержанных всеми независимыми сословиями. Независимо от этого всего, Иоанн Безземельный был вынужден утвердить Хартию, но спустя некоторое время отказался от ее выполнения и соблюдения, в результате этого ряд ее пунктов в том или ином виде не один раз был подтвержден иными монархами Англии. И до сегодняшнего дня продолжают оказывать свое действие четыре статьи Хартии, в связи, с чем она признается самой древней частью, не кодифицированной конституции Великобритании.

    Прежде всего, Великая хартия вольностей имела возрождающий характер: во множественном количестве статей она упорядочивала, закрепляла и уточняла общепринятые и устоявшиеся нормы обыкновенного феодального права. Но, преследуя защиту интересов феодалов, нормы Хартии применяли ряд прогрессивных принципов, а именно соответствия действий законодательству всех должностных лиц, соразмерности наказания и деяния, признания виновности человека только в судебном порядке и в соответствии с законом, неприкосновенности имущества, свободы покинуть государство и возвратиться в него или в другую страну.

    Текст Хартии был окончательно подтверждён королём Эдуардом I в парламенте и стал законом, который в латинской редакции получил название «Статус о неразрешении налогов» (1297г.). В этом акте было, в частности, провозглашено, что никакие налоги, пособия и поборы не будут налагаться и взиматься без воли и общего согласия архиепископов, епископов, графов, баронов, рыцарей, горожан и иных свободных людей королевства. Из всех статей Хартии 1215г. в него вошли с изменениями ст.1,9,13,20,21,22,23,33,39,40,41,47, причём они были сведены в 9 статей.

    В дальнейшем Хартия постоянно модифицировалась, её содержание толковалось и изменялось применительно к новым условиям. Особое внимание привлекала ст.39. Между 1331 и 1363г. парламент много раз интерпретировал эту статью, придав ей почти современное звучание. Так, «законный приговор равных» получил трактовку «судебная процедура с участием жюри присяжных»; термин «закон страны» приобрёл вид «надлежащей правовой процедуры»; слова «ни один свободный человек» были сначала заменены словом «никто», а затем словами «ни один человек, какого бы сословия или состояния он ни был…».

    Своё подлинно новое существование она начнёт в период, предшествующий английской революции, в XVII веке, когда знаменитый судья Кок извлечёт её из архива, отряхнув «пыль веков», истолкует в интересах ликвидации абсолютизма, расширения парламентских и судебных полномочий. Общие формулировки Хартии, продиктованные социальным составом коалиции 1215г., в особенности постоянное упоминание «свободных людей», облегчило дело, за которое ратовал Кок. Признанная официальной политической доктриной послереволюционного правительства, Хартия становится символической частью неписаной английской конституции.

    Во время организации, подготовки и проведения Английской революции, Хартия приобрела роль символа политической свободы, став знаменем английской борьбы против деспотизма королей и фундаментом Петиции о праве и разнообразных конституционных документов, а утвержденные ею гарантии недопущения нарушений прав подданных Англии оказали влияние на развитие и становление института прав человека.

    Заключение



    Значение Великой хартии вольностей

    Главное значение этого правового документа в том, что он стал фундаментом конституционной монархии, шагом на пути к демократии, закрепил права простых людей, всеобщее равенство всех перед законом и сформировал те ценности, без которых было бы невозможно зарождение современной демократии.

    В последствии Великая хартия вольностей неоднократно дополнялась и корректировалась. При следующем английском короле Генрихе III Хартия была значительно дополнена, ряд ее пунктов был видоизменен, в дополнение была принята Лесная хартия, регламентирующая границы королевских лесов и наказания за их нарушение. Под конец правления Генриха III Великая хартия вольностей стала одним из главных правовых документов Англии. Таковым она и оставалась на протяжении веков английской истории.

    Интересные факты

    Первоначально Великая хартия вольностей была составлена на латыни и называлась “Magna Carta”. На английский язык ее перевели лишь в 1680 году, во времена Английской революции под предводительством Оливера Кромвеля.

    «Декларация независимости США» и знаменитый «билль о правах» (8 из 10 поправок к конституции США), которыми так гордятся американцы, взяты непосредственно из Великой хартии вольностей.

    Принятие в Англии Великой Хартии Вольностей – был большим шагом в становлении правового государства. Как правильно заметил историк Д.М. Петрушевский, важно не содержание, а сам факт принятия документа. Впервые в истории Англии абсолютная власть монарха была ограничена определёнными рамками, что стало началом перехода государства к конституционной монархии.

    На основе исследуемой темы, я могу утверждать, что с 1215 г., а именно после принятия Великой Хартии Вольностей, началось постепенное развитие демократических принципов в Европе.

    Ученые ссылаются на Хартию при рассмотрении актуальных ныне вопросов о цивилизационных особенностях развития культур отдельных обществ - запада и востока. При этом выявляются характерные для западных стран преемственность и момент развития в цепочке истории значимых актов от Великой Хартии Вольностей 1215г. до Всеобщей декларации прав человека 1948г.

    Сегодня исследуемая тема особенно актуальна для нашей страны. Связано это прежде всего с ее политикой, так как нам необходимо изучать исторические документы, которые и формируют основную политику всех стран Европы.

    В ходе работы была проанализирована именно та историческая обстановка в Англии, а также те социально-экономические и политические факторы, которые и сыграли определяющую роль в формировании и подписании Хартии. Также был изучен сам документ, его причины и последствия.

    Было выяснено, что непосредственными составителями Хартии были бароны, но они затрагивали интересы и других сословных групп общества. Также стало известно, что Хартия именуется в неком роде неписанной Конституцией Англии, которая и является одной из первых в истории «общественных договоров» правителя страны со своим народом.

    В ходе исследования выяснилось, что пожалуй ни один исторический документ так не критиковался так единодушно исторической наукой. Но для англичан Хартия всегда оставалась письменным свидетельством ограничения власти короля, свидетельством прав подданных, которые король не могу нарушать. В Англии восторжествовал принцип, который не был знаком никакой другой стране того времени: закон выше власти короля.

    Список использованных источников и литературы





    1. Батыра К.И. Всеобщая история государства и права.- «Юристъ», М., 1998- 576 с.

    2. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. - Изд-во МГУ.,М., 1994- 624с.

    3. Блок М. Апология истории. Феодальное общество - Наука., М., 1973-504с.

    4. Бокль Из истории цивилизации Англии - изд. СПб., Б., 1864- 976с.

    5. Брактон Г.О законах и обычаях Англии – изд. :Центрполиграф, Т. 3, М., 1999- 224с.

    6. Быкова А.Ф. История Англии с ХІ ст. до начала мировой войны- изд. :Центрполиграф, М., 1918- с.564

    7. Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История средних веков- изд.: Интерпракс., М., 1995г.-с.336

    8. Гутнова Н.Д. Происхождение английского парламента- изд.: Титул., М., 1960- с. 276

    9. Дженкс Э. Миф Великой Хартии Вольностей- изд.: АСТ, Харвест, Л., 1904-с.720

    10. Дмитриевский Н.П. Петиция о правах 1628г.- изд.: Издательство Олега Абышко, М., 1946- с.704

    11. Жигалов И.И. Проблемы британской истории- изд.: Зерцало, М., 1990г.- с.774

    12. История запада- Изд.: Языки славянских культур, Т. 1,М., 1999- с. 808

    13. Косминский Е.А. Проблемы английского феодализма и историографии средних веков- Изд.: Экоперспектива, М., 1963- с.480

    14. Кострицина Н.А. Ограничение гарантий неприкосновенности личности в английском праве- изд.: Инфотропик Медиа, М., 1974- с. 112

    15. Метлэнд Ф. История английского права- Изд.: ВЛАДОС, К., 1898- с. 208

    16. Нерсесянц В.С. Права человека- Изд.: Норма, М., 1999- с. 574

    17. Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма- Изд.: Огни, М., 1974- с. 256

    18. Петрушевский Д.М. Великая Хартия Вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине ХІІІ ст. – Изд.: Академия М., 1915.-с. 336

    19. Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства и общества в средние века- Изд.: Академия, М., 2003- с. 346

    20. Пти-Дютайм Феодальная монархия во Франции и Англии Х-ХІІІ ст.- Изд.: Молодая гвардия, М., 1938- с. 239

    21. Сахаров А. История имеет сослагательное наклонение- Изд.: Проспект М., 2001- с.768

    22. Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия средних веков- Изд.: Амфора, Том 1, М., 1980-с. 160

    23. Стэббс В. Конституционная история Англии- Изд.: АСТ, О., 1887- с. 320

    24. Холт Дж. Великая Хартия Вольностей- Изд.: АСТ, К., 1995- с.435

    25. Холт Дж. Оппозиционные граждане- Изд.: АСТ, К., 1999- с. 126

    26. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права- Изд.: Зерцало, М., 1995- с. 640

    27. Ясинский А.Н. История Великой Хартии в ХІІІст.- Изд.: Юнипресс, М., 1956- с. 319

    28. Интернет- источники:

    29. http://allbest.ru/

    30. http://ru.wikipedia.org/wiki/Magna_Carta

    31. http://lib.ru/INOOLD/ENGLAND/hartia.txt

    32. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/20249/Великая

    33. В. В. Штокмар. История Англии в Средние века.

    34. .Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени.





    написать администратору сайта