| Названия основных трудов
| Характеристика диалектики как метода
| Роль философии в культуре
| Концепция научного познания
| Значение религии для духовных потребностей
|
Кант
| «Всеобщая естественная история и теория неба»
«Опыт об оптимизме» «Грезы духовидца»
| Кант определяет диалектику как «логику видимости». Т.е. диалектическое рассуждение только создает видимость познания, которое якобы относится к какому-то объекту. Объекты диалектических рассуждений – не более чем видимость и иллюзия.
| Значение философии Канта в том, что он открыл внутренние противоречия, присущие разуму, т.е. подошел к открытию диалектики.
| И. Кант рассматривает познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания.
|
|
Фихте
| «Основы общего наукоучения»; «Очерк особенностей наукоучения по отношению к теоретической способности»; «Первое введение в наукоучение»;
|
|
|
|
|
Шеллинг
| «Идеи к философии природы», «Система трансцендентального идеализма», «Философия искусства»
|
|
| Шеллинг считал главным методом познания созерцание и фактически игнорировал рассудок. Он критиковал мышление, основанное на эмпиризме. Классическая немецкая философия Шеллинга полагала, что главным результатом опытного познания является закон.
|
|
Гегель
| «Философия истории», «Философия природы», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики»
| Гегель рассматривает ее как метод познания противоречий в качестве внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории.
| Философия культуры Гегеля наиболее последовательно стремилась преодолеть присущий Канту изначальный дуализм природы и свободы, сущего и должного, реальности и идеала на путях «погружения» культуры в гущу общественно-исторической жизни.
|
|
|
Фейербах
| «Сущность христианства»; «Сущность религии»; «Основы философии будущего»
|
|
| Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом.
|
|