Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание I. Введение

  • III. Заключение

  • II. Основная часть Великая Отечественная война глазами молодого поколения

  • Идейно-художественное своеобразие повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...». Система образов.

  • Система образов. Главный герой, Федот Евграфович Васков

  • 3. Экранизация повести а) Фильм режиссёра Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие» (СССР, 1972)

  • Презентация. Великая Отечественная война в художественной литературе и кинематографе


    Скачать 113.5 Kb.
    НазваниеВеликая Отечественная война в художественной литературе и кинематографе
    АнкорПрезентация
    Дата29.03.2022
    Размер113.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла22.01.15_1.doc
    ТипРеферат
    #424702


    Александровская районная научно-практическая конференция школьников «Юность. Наука. Культура»

    Секция:

    филологическая

    Великая Отечественная война

    в художественной литературе и кинематографе


    Автор работы: Крецул Татьяна Александровна

    Место выполнения работы: с. Александровское, МОУ СОШ №16, 9б класс

    Научный руководитель:

    Хрынина Евгения Николаевна,

    кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы
    Январь 2015 г.

    Содержание

    I. Введение…………………………………………………………………стр. 3-4

    II. Основная часть

    1.Великая Отечественная война глазами молодого поколения…………..стр. 4-6

    2.Идейно-художественное своеобразие повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...». Система образов…………………………………………….......стр. 6-11

    3.Экранизация повести

    а) Фильм режиссёра Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие» (СССР, 1972)……………………………………………………………………….стр. 11-13

    б) Телевизионный сериал режиссёра Мао Вэйнин «А зори здесь тихие» (Китай—Россия, 2005)…………………………………………………..стр. 14-16

    в) Фильм режиссёра Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие…» (Россия, 2015)……………………………………………………………………….стр. 16-17

    III. Заключение………………………………………………………….......стр. 18

    IV. Список литературы……………………………….................................стр. 19

    V. Приложение………………………………………………………………стр. 20

    I. Введение

    Война! Эти пять букв несут за собой море крови, слез, страдания, а главное, смерть дорогих сердцу людей. На нашей планете войны шли всегда. Сердца людей, встретивших лицом к лицу годы военного лихолетья, переполняла боль утраты. И по сей день отовсюду, где идет война, слышны стоны матерей, плач детей, оглушительные взрывы, которые разрывают наши сердца. К счастью, мы знаем о войне лишь из художественных фильмов и литературных произведений. Выбор темы данной работы не является случайным. Тема исторической памяти – одна из важнейших тем в российском обществе. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве наших солдат, прошедших ее дорогами. Этим обусловлена актуальность данной работы

    Гипотеза: писатели и режиссеры пытаются показать государству, власти, политическим элитам, что литература и кинематограф идут верной дорогой, приучают молодых людей готовиться к защите Родины, формируют правильное восприятие героев, убеждает в необходимости жертвовать жизнью ради Отечества. Она полностью подтвердилась в результате исследования.

    Цель исследования: рассмотреть особенности отражения военной действительности в художественной литературе и кинематографе (на примере произведения Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и его экранизаций)

    Поставленная в работе цель определила несколько исследовательских задач:

    1. Изучить соответствующую литературу по данной теме

    2. Провести опрос учеников 5-11 классов МОУ СОШ №16

    3. Рассмотреть идейно-художественное своеобразие произведения Б. Васильева «А зори здесь тихие…»

    4. Рассмотреть «жизнь» данного художественного произведения в кинематографе

    При написании работы использовались такие методы исследования, как изучение литературы, наблюдение, сравнение и анализ

    Результаты исследования могут быть использованы при разработке классных часов, уроков литературы и истории

    II. Основная часть

    1. Великая Отечественная война глазами молодого поколения

    Второй этап исследования предусматривал проведение анкетирования. В нем приняли участие 260 учеников 5-11 классов МОУ СОШ №16.

    Война учащимися воспринимается как «самое страшное время», которое связано с ужасом, смертью, битвами, сражениями.

    Вот основные результаты анкетирования:

    1. Великая Отечественная война в понимании учащихся – это...

    • «великий подвиг России, который нельзя забывать» (158);

    • память о великом подвиге» (73);

    • «история нашей семьи» (29);

    • «родственники, принимавшие участие в этой войне» (30);

    • ««далекое прошлое» (88);

    • «праздник Победы» (64).

    2. Откуда вы черпаете информацию о Великой Отечественной войне?

    Наиболее доступная и интересная информация о войне, по мнению детей, содержится в

    • фильмах (178);

    • книгах (123);

    • в рассказах участников войны (59).

    3. Опрашиваемые знакомятся с материалами о Великой Отечественной войне...

    · только для выполнения школьных заданий (184);

    · для расширения кругозора, домашнего чтения (46);

    · в разных целях (58).

    4. В какой форме информация о ВОВ для вас наиболее понятна и интересна?

    • просмотр фильма (156);

    • рассказ ветерана войны (59);

    • рассказ учителя (46).

    5. Назовите книги о войне, которые вы читали.

    Самыми популярными среди участников анкетирования стали такие произведения:

    • Б. Васильев «А зори здесь тихие» (64), «Завтра была война» (37);

    • Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» (47);

    • В.Некрасов «В окопах Сталинграда» (28);

    • Ю.Бондарев «Горячий снег» (21).

    6. Какая книга о Войне больше всего вам запомнилась или является вашей любимой?

    На вопрос о наиболее значимых писателях, пишущих о войне, и любимом авторе и книге, участники анкетирования отметили произведения Б. Васильева (62), М. Шолохова (52), К.Симонова (32), А.Твардовского (29), Б. Полевого (26), Ю. Бондарева (21), В. Быкова (16), В. Астафьева (11); стихи Ю. Друниной (18), Б. Окуджавы (12).

    7. Назовите фильмы о войне, которые вы смотрели

    Классические киноленты:

    • «А зори здесь тихие…» (103);

    • «В бой идут одни старики» (99);

    • «Они сражались за Родину» (92);

    • «Офицеры» (46).

    Современные фильмы о войне:

    • «Я живой» (45);

    • «Мы из будущего» (38);

    • «Прорыв» (34);

    • «9 рота» (28).

    8. Нужно ли изучать историю Великой Отечественной войны? Почему?

    На этот вопрос были даны такие ответы:

    • «это наша история» (195);

    • «являюсь патриотом страны» (176 чел.);

    • родные - участники войны» (154);

    • «хочу знать больше о войне» (89);

    • «хочу знать достоверные факты о войне» (73);

    • «интересуюсь историей Отечества» (59).

    9. Что Вы чувствуете, когда говорят о Победе в Великой Отечественной войне?

    • гордость (201);

    • радость (191);

    • восхищение (128)

    • эмоции переполняют (34).

    10. Что, Вы считаете, молодежь должна извлечь из различных источников о ВОВ, чтобы жить в XXI-м веке?

    Респондентами были даны такие ответы:

    • как нужно защищать Родину (158);

    • как стать патриотом страны (145);

    • жертвовать жизнью ради Отечества (124);

    • чтить память предков (99).

    Результаты опроса оказались весьма интересными и убедили меня в правильности выбора темы исследовательской работы.


    1. Идейно-художественное своеобразие повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...». Система образов.

    Среди произведений, написанных о войне, особенно запоминаются книги Бориса Васильева. Его произведения оставляют неизгладимое впечатление у современного читателя, они заставляют задуматься о том, что война не должна повториться.

    Повесть писателя «А зори здесь тихие...» - трагическая история о старшине, оказавшемся с горсткой девушек на крошечном пятачке земли в экстремальных условиях. В 1969 году повесть была опубликована, а в 1972 году на экраны вышел фильм под этим же названием, имевший огромную популярность и ставший классикой советского кинематографа. Многие театры включили в свой репертуар одноименный спектакль. Повесть переведена на все европейские языки, а в некоторых странах включена в обязательную школьную программу.

    Гибель каждой из пяти девушек – это подвиг. Страшна и в то же время возвышенна смерть каждой из них. Повествование ведется от имени коменданта разъезда Васкова. Вся повесть построена на его воспоминаниях. В рамках послевоенного времени идет повествование о прошедших ужасах бесчеловечной войны. И это играет важную роль в идейно-художественном восприятии произведения. Повесть написана человеком, прошедшим всю войну, поэтому повествование правдоподобно и захватывающе, с ярким описанием всех ужасов войны. Трагические действия происходят на мало кому ведомом 171-м разъезде, в лесу, в стороне от которого немцы круглосуточно бомбят Мурманскую дорогу.

    Пять совершенно различных девичьих характеров, пять разных судеб. Пришедшие на войну по собственной воле, почти не умевшие стрелять, они погибают от рук фашистской разведки, защищая себя и Родину. Женщины и девушки, молодые и совсем юные... Война не ставит границ возраста и пола, здесь все - солдаты.

    У каждого из героев повести свое отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами. И именно этим солдатам, молодым девчонкам, предстоит проявить себя в условиях войны, кому-то впервые, а кому-то и нет.

    Молодых девушек объединяет то, что они живут ради одной цели. Эта цель - защитить Родину, свои семьи. А для этого необходимо уничтожить врага, а уничтожить врага означает выполнить свой долг, отомстить за смерть близких и родных им людей.

    Система образов.

    Главный герой, Федот Евграфович Васков, но «собственному желанию» получает в распоряжение женский зенитно-пулеметный батальон: «Шлите непьющих... Непьющих и это... Чтоб, знаете, насчет женского пола...» О своем старшине девушки невысокого мнения, постоянно подтрунивают над ним, называя «пенек замшелый». И действительно, в свои тридцать два года старшина Васков был «старше самого себя», он немногословен, но многое знает и умеет. Девушки-зенитчицы отправляются в разведку под командованием старшины Васкова. Несмотря на ужасы войны, этот «пенек замшелый» сохранил лучшие человеческие качества. Он сделал все ради спасения жизни девушек, но его душа все равно не может успокоиться. Он осознает свою вину перед ними за то, что «мужики со смертью их оженили». Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в сердце старшины, он не может найти оправдания ей даже в своей душе. В скорби этого простого человека заключен высший гуманизм. Он совершил подвиг, взяв в плен немецких разведчиков, он может гордиться своими действиями. Пытаясь захватить врага, старшина не забывает и о девушках, он все время старается увести их от грозящей опасности.

    Все девушки не похожи по характеру друг на друга. Помощница старшины, сержант Рита Осянина, строгая, редко смеющаяся девушка. Из довоенных событий она ярче всего помнит школьный вечер, когда встретилась со своим будущим мужем - старшим лейтенантом Осяниным. Он был застенчив, как и она сама, танцевали вместе, разговаривали... Рита вышла замуж, родила сына, и «более счастливой девушки просто не могло быть». Но тут началась война, и этой счастливой судьбе не суждено было продолжиться. Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны, в утренней контратаке. Рита научилась ненавидеть, тихо и беспощадно, и, решив отомстить за мужа, пошла на фронт. Война разбила ее счастливую семейную жизнь, Рита все время беспокоится о судьбе своего маленького сына. Умирая, Осянина поручает заботу о сыне надежному и мудрому Васкову, она покидает этот мир, осознавая, что никто не сможет обвинить ее в трусости.

    Полная противоположность Осяниной - Женя Комелькова. Сам автор не перестает любоваться ею: «...высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца». Семью Женьки: маму, бабушку, братишку - всех убили немцы, а ей удалось спрятаться. В женскую батарею она попала за роман с женатым командиром. Очень артистичная, эмоциональная, она всегда привлекала мужское внимание. Подруги говорят о ней: «Женька, тебя бы в театр...» Несмотря на личные трагедии, Комелькова осталась жизнерадостной, озорной, общительной и пожертвовала своей жизнью ради других, ради спасения раненой подруги. Она погибает с оружием в руках. Писатель гордится озорной, дерзкой Комельковой. Эта чудесная девушка погибает, погибает непобежденной, совершая подвиг ради других.

    Галя Четвертак жила в придуманном ею мире, сказочном и прекрасном. Она «всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении». Этот созданный ею мир она пыталась перенести в реальную жизнь, постоянно что-то выдумывая. «Собственно, это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность». Но война, у которой «не женское лицо», не пощадила хрупкий мир девушки, бесцеремонно вторгнувшись в него и разрушив его. А разрушение всегда чревато страхом, с которым не смогла справиться молодая девушка.

    Боец Лиза Бричкина сразу понравилась Васкову. Судьба ее тоже не пожалела: с детства ей пришлось самой вести хозяйство, так как мать ее сильно болела. Она кормила скотину, убирала в доме, готовила еду. Она все больше отдалялась от своих сверстников. Лиза стала дичиться, отмалчиваться, обходила шумные компании. Однажды ее отец привел в дом охотника из города, и она, ничего не видя, кроме больной матери и дома, влюбилась в него, но он не ответил ей взаимностью. Уезжая, он оставил Лизе записку с обещанием в августе устроить ее в техникум с общежитием... Но этим мечтам не дала осуществиться война! Мечтательная Лиза Бричкина гибнет, желая поскорее перейти болото и привести подмогу. Эта девушка умирает с мыслью о своем завтрашнем дне.

    Впечатлительная Соня Гурвич, любительница поэзии Блока, тоже погибает, возвратившись за оставленным старшиной кисетом.

    Сколько девушек, столько судеб: все разные. Но в одном они все же схожи: все судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли героически.

    Многие поколения, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать героическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль за прерванные ниточки человеческих родов.

    Тяготы, несправедливости и жестокости автор описывает с неподражаемой простотой и краткостью, но это не вредит восприятию повести. Сцены из жизни девушек емки и лаконичны, но дают полное представление о каждой из них. В образах своих героев автор показывает разные типы людей, и это у него получается особенно хорошо. Васильев не просто писатель, а писатель-психолог. Этому он учился не по книжкам - сама жизнь, точнее, война научила и помогла понимать психологию людей.

    Бесчеловечность войны и ее противоестественность подчеркиваются образом тихих зорь, символизирующих вечность и красоту в том краю, где рвутся тоненькие ниточки женских жизней. «Положил ведь я вас, всех пятерых положил...», - терзает свою душу Васков. Васильев «убивает» девушек, чтобы показать невозможность существования женщин в условиях войны. Женщины на войне совершают подвиги, ведут солдат в атаку, спасают от смерти раненых, жертвуя собственной жизнью. Они не думают о себе, спасая других. Чтобы защитить Родину и отомстить за родных им людей, они готовы отдать последние силы.

    Предназначение женщины, дарованное ей природой, извращается в условиях войны. А женщина - это хранительница очага, продолжательница рода, которая является символом жизни, тепла и уюта. Рыжая Комелькова с волшебными зелеными глазами и удивительной женственностью, кажется, просто создана для продолжения рода. Лиза Бричкина, символизирующая дом, очаг, создана для семейной жизни, но этому не суждено сбыться... Каждая из этих девушек «могла нарожать детишек, а те бы - внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом». В этом заключается трагизм судьбы женщины на войне.

    Мужчины, выжившие в войне, навсегда останутся с вечным комплексом вины перед ними. Они не смогли подарить им любовь, не смогли защитить их. Поэтому Б. Васильев спрашивает, оправданы ли такие жертвы на войне, не слишком ли это дорогая цена победы, ведь утерянные ниточки женских жизней никогда больше не сольются с общей пряжей человечества? В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...» мы можем посмотреть на войну глазами женщины. Истинное восхищение вызывают подвиги девушек-бойцов, которые становятся еще более значимыми, так как совершены хрупкими созданиями.

    «А зори здесь тихие...» — значительное по содержанию художественное полотно, произведение глубокого гражданского и патриотического звучания. Прочитав произведение Бориса Васильева, каждый не раз еще задумается о войне, ее бессмысленности и последствиях. Это произведение должно оставить неизгладимое впечатление у современного поколения, чтобы каждый задумался о том, что война не должна повториться.

    3. Экранизация повести

    а) Фильм режиссёра Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие» (СССР, 1972)

    В 1969 году в журнале «Юность» была опубликована повесть «…А зори здесь тихие». Произведение Бориса Васильева вызвало большой резонанс в читательской среде и стало одной из самых популярных книг 1960—1970-х годов о Великой Отечественной войне. В 1971 году повесть была инсценирована Юрием Любимовым в театре на Таганке (Москва). В 1971 году за экранизацию повести взялся классик советского кинематографа Станислав Ростоцкий. Как впоследствии вспоминал режиссёр и бывший фронтовик — фильм был снят в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти.

    Фильм стал классикой советского кинематографа, одной из самых любимых народных лент, посвящённых теме войны. Первый показ фильма за рубежом, в Венеции и Сорренто, произвел настоящий фурор. В кинотеатре «Россия» очередь стояла в течение месяца. Картина стала лауреатом нескольких международных кинофестивалей, а американской академией киноискусства она была признанана одной из пяти лучших мировых картин года. Фильм получил приз на Венецианском фестивале, а через год после выхода на экран был номинирован на «Оскар» (премия 1973 года в категории «Лучший фильм на иностранном языке»). Картина стала одним из лидеров советского кинопроката 1973 года — её посмотрело около 66 миллионов человек. В 2002 году во время опроса (социологическая компания «Башкиров и партнёры») она была признана самой популярной картиной о Великой Отечественной войне .

    В советское время фильм входил в число рекомендованных к просмотру в рамках школьной программы. Входит в образовательную программу российских вузов по специальности «Журналистика».

    Натурные съёмки фильма прошли в деревне Сяргилахта в Пряжинском районе Карелии, в районе Рускеальских водопадов и в павильонах «Мосфильма» в 1972 году. Основные события фильма происходят в 1942 году во время Великой Отечественной войны, в Карелии.

    У железнодорожного разъезда в тылу советских войск расквартировано два отделения взвода зенитчиков. К коменданту разъезда старшине Федоту Васкову (бывшему разведчику, ветерану финской войны), недовольному поведением солдат (в частности, пьянством и тягой к противоположному полу), присылают девушек-добровольцев, многие из которых только закончили школу.

    Находясь в самовольной отлучке, одна из бойцов взвода — командир отделения Рита Осянина (Ирина Шевчук) — обнаруживает в лесу двух немцев-диверсантов. Вернувшись в расположение взвода, она докладывает об этом старшине Васкову, и тот принимает решение остановить вражескую группу.

    Старшина Федот Васков (Андрей Мартынов), бойцы Женя Комелькова (Ольга Остроумова), Рита Осянина, Лиза Бричкина (Елена Драпеко), Галя Четвертак (Екатерина Маркова) и Соня Гурвич (Ирина Долганова) выступают на перехват диверсантов, возможной целью которых является Кировская железная дорога.

    Они устраивают засаду, но из леса выходят не двое, а шестнадцать диверсантов. Отряд Васкова вступает в неравный бой с немцами. Подкрепление не приходит — Лиза, которую Васков послал к своим, тонет в болоте. Девушки гибнут одна за другой, хоть старшина и старается беречь их, насколько возможно. В живых остаётся только один старшина. Раненный и почти безоружный, он берёт в плен оставшихся диверсантов во главе с командиром. Когда он конвоирует их в тыл, его нагоняют советские солдаты, возглавляемые «товарищем Третьим» и Кирьяновой. После демобилизации Васков усыновляет сына Риты Осяниной.

    Через тридцать лет Васков и его приёмный сын устанавливают мемориальную доску в районе гибели Жени Комельковой, Риты Осяниной, Лизы Бричкиной, Гали Четвертак и Сони Гурвич.

    Фильм С. Ростоцкого «А зори здесь тихие…» стал вехой в истории искусства, одним из узлов культурной памяти поколений.

    б) Телевизионный сериал режиссёра Мао Вэйнин «А зори здесь тихие» (Китай—Россия, 2005)

    В ознаменование 60-летия Победы в 2005 году по повести Бориса Васильева Центральным телевидением Китая (CCTV) совместно с российскими кинематографистами снят ремейк — телевизионный сериал «А зори здесь тихие» (19 серий).

    В Китае с большим успехом демонстрируется телефильм «А зори здесь тихие…» по одноименной повести Бориса Васильева. Автор сценария, режиссер, продюсер - китайские кинопроизводители, актеры - российские. В роли старшины Васкова студент ВГИКа Андрей Соколов.

    Формат сериала позволил рассказать историю старшины Васкова и девушек-зенитчиц в подробностях, которых при всем желании не мог предоставить замечательный фильм Станислава Ростоцкого. Знакомые нам до этого образы во многосерийном телефильме Мао Вэйнина значительно расширены и детализированы, практически о всех персонажах мы узнаем много нового и интересного, позволяющего полнее и целостнее представить их жизнь, лучше понять мотивы их поступков.

    Работа над картиной продолжалась более двух лет. Кроме нескольких эпизодов, снятых в Москве и в Амурской области, съемки проходили в китайской провинции Хэйлунцзян, в городе Хэйхэ.

    В мае 2006 года «Первый канал» показал 12-серийнып фильм «А зори здесь тихие», снятый китайцами и прошедший в Китае с невероятным успехом. Для российского зрителя продюсер Александр Любимов сократил сериал почти в два раза.

    Китай (принято напоминать, что он коммунистический) восхищается советской литературой: повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» (как, впрочем, и «Как закалялась сталь» Островского, и «Мать» Горького) входит там в школьную программу, а одноименный фильм Станислава Ростоцкого пользуется бешеной популярностью. Поэтому идея отметить 60-летие Победы сериалом «А зори здесь тихие» в Китае была воспринята «на ура», тем более, что у китайцев уже есть опыт создания 20-серийных телефильмов на основе советских бестселлером «Как закалялась сталь» и «Овод».

    Но если романы Островского и Войнич растянуть на 20 серий было не так уж сложно, то над небольшой повестью Васильева сценаристам пришлось потрудиться. В результате «А зори здесь тихие» обогатились длинными диалогами, незапланированными писателем, учебными тревогами и подробнейшим рассказом обо всех деталях взаимоотношений героев, а также их довоенном прошлом. Вместе с тем, мне кажется, сериал совершенно неоправданно растянули. Действие порой откровенно топчется на месте, особенно в той части, которая повествует о предшествующих рейду старшины и пяти зенитчиц событиях. Так, нам показывают несколько отлучек Осяниной, развивающихся почти по одному и тому же сценарию. Наблюдаются подобные повторы по второму, третьему и даже четвертому кругу и в сюжетной линии Васкова, а также некоторых других героинь. На пользу сериалу это не идет.

    И конечно, диалоги. Не разговаривали так в то время. Речь не об отсутствующем вологодском говоре у того же Федота Евграфыча или Лизы Бричкиной, а о выражениях, построении фраз. То, что мы слышим в сериале, это речь, разговоры людей современных, но никак не тех, что жили в то время. Понятно, что воссоздать это полностью невозможно, но над построением диалогов и реплик, фраз стоило поработать тщательнее, чтобы общение, а, следовательно, и сами персонажи казались бы более близкими к своему времени.

    Актрисы на роли девушек-зенитчиц подобраны неплохо. Все типажи вполне приемлемы. Лично мне особенно понравилась Лиаа Бричкина в исполнении Снежаны Гладневой. Простая, искренняя и без затей. Неплохо смотрится и Татьяна Остап в роли Риты Осяниной.

    Но вот старшина Васков вызывает вопросы. Ничего не имею против Андрея Соколова, но, на мой взгляд, его Федоту Евграфычу не хватает солидности и внушительности, он как-то чересчур тушуется перед подчиненными ему зенитчицами и выглядит рядом с ними слишком уж робким и зажатым. Того органичного сочетания авторитета с житейской простотой и мудростью, которые продемонстрировал нам в фильме Станислава Ростоцкого Андрей Мартынов, у него (Соколова) нет и в помине. Контраст бросается в глаза почти сразу.

    Чтобы не было ошибок, создатели «Зорь» постарались держаться как можно ближе к фильму Ростоцкого: построили на берегу Амура такую же деревню (даже про церковь не забыли) и актрис подобрали по принципу схожести с героинями советской картины.

    Хотя в целом позитивных ощущений после просмотра осталось все-таки больше, чем негативных. Решающего влияния недостатки, пусть и заметные, на общую картину не оказали. Во время просмотра постоянно приходили сравнения с фильмом Ростоцкого, тем более что он взят за основу данной картины. Вскоре мы пришли к выводу: фильмы в общем и целом равны и не стоит искать тут преимуществ и недостатков одного перед другим. Они просто каждый по-своему хорош. Несмотря на схожесть во многом и стремление походить на оригинал, фильм Вейнина создаёт свою особую атмосферу.

    Во время гибели девушек, вспоминая эпизоды первых серий с их участием, где они купались, танцевали или просто вспоминали прошлое, понимаешь: как ужасно, как глупо умирать так рано, в расцвете лет, когда ещё есть энергия жизни и ещё есть о ком заботиться. Режиссёр нам помогает это прочувствовать, вставляя кадры жизни девушек после каждой очередной смерти.

    в) Фильм режиссёра Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие…» (Россия, 2015)

    Ренат Давлетьяров, успешный продюсер и начинающий постановщик, снимает новую экранизацию повести «А зори здесь тихие».

    Картина должна выйти на экраны весной 2015 года – к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Повесть Бориса Васильева в свое время послужила литературной основой для спектакля, оперы, а также китайского телесериала.

    Работа над новой картиной началась в июле. В Подмосковье снимаются лишь зрелищные эпизоды, связанные с боями, основная работа над фильмом пройдёт среди северных красот Карелии.

    В главных ролях: Пётр Фёдоров, Анастасия Микульчина, Женя Малахова, Агния Кузнецова, Софья Лебедева, Кристина Асмус, Екатерина Вилкова

    Июнь 41-го, плотный огонь наступающих немецких войск буквально дотла выжигает приграничную заставу. Эти сцены дописаны к первоначальному сценарию картины 1972 года «А зори здесь тихие». В ремейке образы главных героинь обрастут яркими предысториями. На киноязыке это называется «флешбеком». Воспоминания героини Риты Осяниной (Анастасии Микульчиной ) особенно страшны - в них погибает её любимый. Исполнительница роли Риты Осяниной Анастасия Микульчина прочувствовала своего персонажа: «Всё у них хорошо, новая изба, цветущие поля, рассвет на реке. Жизнь только начинается. Но, к сожалению, началась не жизнь, началась война». Евгения Малахова, исполнительница роли Жени Комельковой, старается достичь уровня Ольги Остроумовой: «Я преклоняюсь перед своей предшественницей. Это, конечно, будет тяжело для меня - сыграть убедительно, сделать это также, и даже лучше».

    Ренат Давлетьяров снимает заново классический фильм для того, чтобы адаптировать содержание к жизненному миру современных молодых людей. По сути – налаживает диалог поколений.
    III. Заключение

    Великая Отечественная война отражена в художественной литературе и кинематографе глубоко и всесторонне: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях они опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах и фильмах о войне главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть.

    Таким образом, поставленные на службу великому делу художественная литература и киноискусство выполнили свой гражданский патриотический долг, стали мощным духовным оружием Великой Отечественной войны. Они воспитывают в людях беззаветный героизм, нравственную чистоту и беспредельную преданность Родине.

    Книги и фильмы о Великой Отечественной войне необходимы не только потому, что в них отражена история нашей страны, но и потому, что, читая и заново просматривая их, можно превосходным образом воспитать в себе человека.

    Список литературы

    1. Агеносов. В. В. Русская литература XX века: учебник для общеобразовательных учебных заведений / В. В. Агеносов. - М.: Дрофа, 1998.

    2. Бочаров, А. Человек и война / А. Бочаров. - М. : \ Пресс, 2000.

    3. Васильев, Б. Л. А зори здесь тихие... / Б. JI. Василии М. : Фактория, 2004.

    4. Васильев, Б. Л. Завтра была война / Б. J1. Васильев. М Вече, 2006.

    5. Голубков, М. М. Русская литература XX в. : учеб. пособие для вузов / М. М. Голубков. - М.: Аспект-Пресс, 2001.

    6. Духан, Я. С. Великая Отечественная Война в произведениях 70-80-х годов / Я. С. Духан. - Л.: Знание, 1982.

    7. Крупина, Н. Л. «Литература в школе» - научно-методический журнал / Н. Л. Крупина. - М.: Алмаз-пресс, 2000.

    8. Леонов, Б. А. Эпос героизма / Б. А. Леонов. - М. : Молодая гвардия, 1997.

    9. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/сост. Г. В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2013.

    10. Русская литература XX века : учеб. пособие для вузов в 2 т. / Л. Ф. Алексеева, А. П. Ауэр, И. А. Беляева [и др.]; под ред. Л. П. Кременцова. - М.: Академия, 2002.

    11. Сильников, М. Во славу павших, во имя живущих М. Сильников. -М.: Молодая гвардия, 1985.

    12. Шнейберг, Л. Я. От Горького до Солженицына: пос. для поступающих в вузы / Л. Я. Шнейберг, И. В. Кондаков. Высшая школа.

    Интернет-ресурсы

    http://ppt4web.ru/istorija/velikaja-otechestvennaja-vojjna-.html

    http://ru.wikipedia.org

    http://ppt4web.ru/istorija

    http://nsportal.ru/shkola/literatura

    Приложение

    Анкета «Великая Отечественная война глазами учеников МОУ СОШ №16»

    Дорогие ребята!

    Просим вас ответить на следующую группу вопросов:

    1. Великая Отечественная война в вашем понимании – это...

    · далекое прошлое;

    · великий подвиг России, который нельзя забывать;

    · гордость за свой героический народ;

    · скорбь по погибшим;

    · уважение к ныне живущим ветеранам и участникам войны;

    · ваше мнение.
    2. Откуда вы черпаете информацию о Великой Отечественной войне?

    · из книг;

    · газет и журналов;

    · школьных уроков;

    · теле- и радиопередач;

    . кинофильмов;

    · рассказов ветеранов;

    · библиотечных мероприятий;

    · ваше мнение.
    3. Вы знакомитесь с материалами о Великой Отечественной войне...

    · только для выполнения школьных заданий;

    · для расширения кругозора, домашнего чтения;

    · в разных целях.

    (нужное подчеркните)
    4. В какой форме информация о ВОВ для вас наиболее понятна и интересна?
    5. Назовите книги о войне, которые вы читали.
    6. Какая книга о Войне больше всего вам запомнилась или является вашей любимой?
    7. Назовите фильмы о войне, которые вы смотрели
    8. Нужно ли изучать историю Великой Отечественной войны? Почему?
    9. Что Вы чувствуете, когда говорят о Победе в Великой Отечественной войне?
    10. Что, Вы считаете, молодежь должна извлечь из различных источников о ВОВ, чтобы жить в XXI-м веке?






    написать администратору сайта