Главная страница

Великая Отечественная война в кино. Великая Отечественная война в кино (темы и герои) Опубликовано


Скачать 4.33 Mb.
НазваниеВеликая Отечественная война в кино (темы и герои) Опубликовано
АнкорВеликая Отечественная война в кино
Дата05.03.2023
Размер4.33 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВеликая Отечественная война в кино.docx
ТипДокументы
#969135

Великая Отечественная война в кино (темы и герои)

Опубликовано

Послевоенный период для национальной кинематографии стал временем откровений о событиях Великой Отечественной. Тема героического противостояния врагу, актуальная в военное время, дополнялась и совершенствовалась; рисунок психологического портрета героев становился все более детализированным и глубоким. Пережитое и прочувствованное трансформировалось в кинообразы, менялись линии художественного повествования. Но новые мотивы не перекрывали старое: традиции кинематографа довоенного и военного времени были еще сильны. Тема патриотической борьбы, поиска идеалов нравственности была заложена еще лентами о гражданской войне.

Военная тематика в кино конца 1930-х гг. — историческое прошлое как основа фильмов 



Кадр из фильма «Чапаев», реж. бр.Васильевы

«Чапаев» (1934 г.) и «Щорс» (1939 г.) стали одними из первых кинотрудов, в которых в полной мере проявилась так называемая батальная традиция, оказавшаяся в итоге шире заданных тематических рамок: в ней был философский подтекст и мудрость народа. На примере боев разворачивалось противостояние классов, идеологических догм и точек зрения. Оживающие на экране образы героического прошлого,вовлекая зрителя в водоворот событий, делали его частью этого прошлого. Этой же цели служили фильмы, отсылавшие к еще более ранним страницам исторических триумфов: к подвигам А. Невского и А. Суворова. Кинематограф укреплял в людях чувство принадлежности государству-победителю, тем самым помогая справиться с тяжестью войны, которая постепенно входила в дом каждого человека. А в кино рождались новые герои.

 Кино военного времени — противостояние врагу как основная сюжетная линия

Первая полнометражная лента о войне «Секретарь райкома» появилась в 1942 г. Главный герой картины Степан Кочет являл собой образец мужества и чести, а сам фильм был проникнут идеей прямого противостояния врагу, его полного и бескомпромиссного уничтожения.



Кадр из фильма «Она защищает Родину», реж. Ф.Эрмлер

Война бесповоротно меняла жизни людей. Пронзительным драматизмом была наполнена снятая в 1942 г. Картина “Она защищает Родину» Ф. Эрмлера. Сценарист А. Каплер, состоявший некоторое время в партизанском движении, сумел с документальной реалистичностью передать бесчеловечную природу войны и в поступательной эмоциональной прогрессии отразить боль потери, стойкость человеческого духа и желание возмездия.

Симбиоз фактов и поэтики, жестокости реалий войны и веры в светлое будущее характеризовал и другие киношедевры тех лет: «Два бойца», «Жди меня».

В 1944 г. на экраны вышла «Радуга». Картина, в которой фактически отсутствовали сцены боев, держала зрителя в напряжении благодаря воссозданной трагедийной обыденности окружающей жизни. Здесь наглядно была представлена тема народного единства перед лицом врага: мучения главной героини словно испытывали и остальные персонажи картины. Великая Отечественная война в советском киноискусстве находила отражение в разных образах: крестьян, рядовых солдат, военачальников. Их жертва, их мужество, их героизм оставили свой оттиск в душе народа навечно. Спустя годы после окончания войны рожденный ей материал стал предметом тщательного изучения. События и герои тех лет обрели второе рождение в кинотрудах послевоенной поры.

Великая отечественная война в кинематографе — ключевые темы и герои (50-е гг.)



Афиша к фильму «Молодая гвардия» , реж. С.Герасимов

Одной из первых картин, появившихся в послевоенный период, стала работа С. А. Герасимова «Молодая гвардия»(1948 г.).

Ключевые герои киноленты – молодые комсомольцы – являли собой образец лишенного пафоса «бытового» героизма, отсылающего к пережитому опыту войны.

Война стала прошлым, и точка, которая отделила это прошлое от настоящего, у каждого была своя:



Афиша к ленте Летят журавли, реж. М.Калатозов

  • для одних война закончилась в 1945,

  • для других – с возвращением домой родных.

Кинотруды не одного поколения режиссеров стали квинтэссенцией не просто истории, но человеческой памяти.

В 1957 г. вышла драма М. Калатозова «Летят журавли»,

в 1959 г. — лента Чухрая «Баллада о солдате» — различные сюжетно, но единые духовно грустные думы о войне и судьбах людей, оказавшихся в водовороте тех роковых событий.

Литература и кино (Симонов, Шолохов, Быков)  — основные герои, темы, направления мысли

Война стала источником горького, но уникального материала; постижение ее сущности стало приоритетным вектором философско-исследовательской кинопрактики. В создаваемых картинах вырисовывалась «очеловеченная» история войны: жизнеописания героев картин, такие разные и такие похожие, стали экранным концентратом реальности.



Кадр из ленты «Судьба человека» , реж. С.Бондарчук

Об этом – и картины Сергей Бондарчука «Судьба человека» (1959) и «Они сражались за Родину» (1975). Эти работы стали плодом режиссерских исследований бесконечной проблематики войны, и результатом исканий стало формирование особого чувственного рисунка фильмов, в которых ненависть к врагу постепенно трансформировалась в ненависть к войне и ее порождениям: боли, скорби и разрушениям. Важной детерминантой глубокой проникновенности картин Бондарчука являлась литературная основа, а именно — труды Шолохова. Работая с кинематографом в тесном тандеме, литература предоставляла идейную почву для съемок.

Но кинематограф не был пассивным реципиентом достижений писательского труда: он искал и находил собственные средства формирования художественной фабулы, свидетельством чему стали:

  • фильм А. Столпера «Живые и мертвые», снятый в 1964 г. по одноименному роману К. Симонова.

Опираясь на литературную платформу, кинематографистам удалось создать независимую картину, апеллирующую к народной памяти; проводящую героев и зрителей через все этапы войны и раскрывающую ее трагедийную сущность. Язык этого кино – язык притчи – позволил достаточно глубоко раскрыть тему человека на войне;

  • «Двадцать дней без войны» (1976 г.)



Афиша к фильму «Двадцать дней без войны», реж. Ю.Герман

Картина А. Германа, снятая по мотивам произведения К.Симонова, не стала безликим зеркалом литературного труда: повесть военного журналиста словно заново «родилась» на экране, а сам режиссер занял по отношению к писательскому тексту позицию действенного участника. Этот фильм — словно дыхание войны: в нем и почти хроникальные сцены боев, и оценка («личностная», режиссерская авторская) войны главным героем, желание проанализировать свое место в ней, проследить судьбу боевых товарищей.

  • картина «Восхождение» (1976 г.). Ее фундаментом стала повесть В. Быкова «Сотников», но режиссерская версия не уступила по силе художественного воздействия литературному оригиналу: зритель смог во всей полноте и многообразии увидеть столкновение добра и зла, перенесенного из плоскости «свой»- «чужой» в плоскость нравственного выбора, который вставал перед каждым человеком.

Тема войны в кино 1970 — аналитический взгляд на события. Женщины на войне

Великая Отечественная война в кино стала темой глобального порядка. Перманенто возрастала потребность осознать то, как жил и действовал человек в военные годы, какие испытания ему приходилось преодолевать. В своих картинах режиссеры стремились отразить все превратности войны, сделав ее ближе и понятней. В 1969 начались съемки культовой кинокартины Т. Лиозновой «17 мгновений весны». Формат многосерийного телевизионного фильма способствовал сокращению дистанции между героем и зрителем, что позволило последовательно раскрыть характер главного героя, сделав его человеком из плоти крови, способным на глубокие эмоции и переживания. Близким и родным стал и герой самобытной драмы «Отец солдата», в которой философско-этическое прочтение получила тема моральной стойкости, военного долга и чести.



Афиша к фильму «Белорусский вокзал», реж.А.Смирнов

1971 стал годом выхода фильма «Белорусский вокзал». Эта аналитически выстроенная картина отсылала к теме фронтового братства. Использованный прием ретроспекции позволил ее создателям продемонстрировать гуманистическую природу фронтового сообщества, которое в годы войны было спасительной необходимостью. Особый лирико-драматичный фон картины задала композиция «Нам нужна одна победа» в исполнении Б. Окуджавы.

Чувственная поэтическая атмосфера характеризовала и другой популярный фильм 1970-х гг., посвященный теме фронтового братства. «В бой идут одни «старики» был снят в 1973 г. Л.Быковым. Кинолента отличалась удивительной живостью и достоверностью созданных образов, прототипами которых стали реальные офицеры Великой Отечественной. Этот был фильм о том, что война — не только для потерь, но и для светлых чувств: этот посыл подчеркивали и прозвучавшие в нем песни, в том числе знаменитая «Смуглянка».

В 1972 г. по роману Ю. Бондарева Г. Егиазаров выпустил ленту «Горячий снег», в которой задавалась ключевая аксиома военного времени: жизнь есть бой, а бой — жизнь, где правят только законы патриотизма.



Постер к фильму «А зори здесь тихие», реж. С.Ростоцкий

Патриотическая тема красной нитью проходила через все советские военные фильмы и особое преломление получила в картинах, освещающих роль и участие женщины в войне. В таких кинотрудах, как «О тех, кого помню и люблю» и «А зори здесь тихие», выпущенных в начале 1970-х годов, эмоционально остро была показана жизнь женщин – бойцов, чьим образам особую поэтическую силу придавала напряженная атмосфера войны.

Вслед за этими работами последовали и другие, и в каждой из них раскрывалась многогранная, противоречивая природа войны. Фильмы о ВОВ были результатом тяжелого труда, анализа и размышлений о событиях тех роковых лет, охвативших всю страну и каждого человека.

12 фильмов о боевых легендах Великой Отечественной войны

В честь 76-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне вспоминаем 12 сильных лент о реальных сражениях, имевших место в 1941-1945 годы. Сейчас эти подвиги советских солдат, защищавших Родину, стали боевыми легендами.

«В бой идут одни "старики"» (1973)



Кадр из фильма «В бой идут одни "старики"»

Легендарная «поющая» эскадрилья действительно существовала. Собирая в начале 70-х идеи для сценария фильма о военных летчиках, Леонид Быков узнал о 2-й «поющей» эскадрилье во главе с летчиком Иваном Лавейкиным и поспешил встретиться с героями войны. В конечном итоге знаменитая лента Быкова вобрала в себя истории нескольких знаменитых летчиков, в том числе Арсения Ворожейкина, Виталия Попкова, ставшего прототипом Кузнечика (тот случай с «вечным дежурным» действительно был), Василия Борисовича Емельяненко (это он летал на самолете с нотным станом, как у Титаренко-Маэстро) и других. Сам же Лавейкин – это прототип Алексея Титаренко, которого исполнил сам Быков.

«Аты-баты, шли солдаты...» (1976)



Кадр из фильма «Аты-баты, шли солдаты...»

Второй военный фильм Леонида Быкова тоже имеет в своей основе историю реального боя, произошедшего под Харьковом в 1943 году. Молодому лейтенанту Петру Широнину, ставшему прототипом «Суслика», и его взводу из 25 человек (как в фильме) поручили как можно дольше задержать немецкие танки, приближающиеся к городу. Тяжелые бои длились почти неделю, однако «широнинцы» сумели не только задержать фашистов на подступах к Харькову, но и уничтожили 16 их танков, более 10 бронеавтомобилей и более 100 вражеских солдат. В этих боях из 25 человек в живых остались только 6, в том числе и сам Широнин. Павших же, по аналогии с героями-панфиловцами, именуют «широнинцами».

«Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967)



Кадр из фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика»

Художественная картина Наума Бирмана «Хроника пикирующего бомбардировщика» снята по мотивам одноименной повести Владимира Кунина, однако в отдельных моментах она буквально воспроизводит биографию летчика бомбардировочной авиации старшего лейтенанта РККА Бориса Степановича Быстрых, Героя Советского Союза. Именно ему, как одному из самых опытных и искусных пилотов, доверяли рискованные задания по разведке расположения вражеских аэродромов. Представленные в «Хронике» погони истребителей противника и то, как ловко и хитро герои уходили от них, взяты именно из биографии Быстрых (но в ленте «распределены» между несколькими героями). Погиб Быстрых в возрасте 27 лет в июне 1943 года, сажая самолет будучи смертельно раненным, – этот момент также получил отражение в фильме. Главные роли в «Хронике пикирующего бомбардировщика» исполнили Геннадий Сайфулин, Олег Даль, Лев Вайнштейн, Леонид Реутов и Георгий Корольчук. Песню «Туман» исполнил джазовый музыкант и композитор Станислав Пожлаков.

«Брестская крепость» (2010)



Кадр из фильма «Брестская крепость»

Фильм Александра Котта «Брестская крепость» практически с документальной точностью описывает события конца июня 1941 года, когда Брестская крепость одной из первых подверглась нападению войск нацистской Германии. По крайней мере, слово «документальной» справедливо непосредственно для известного хода кровопролитных боев, фактических масштабов разрушений города (знаменитая надпись «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина» существует на самом деле) и, в большей степени, к поведению и судьбе главных героев картины – командира полка Петра Гаврилова, комиссара Ефима Фомина и начальника 9-й погранзаставы Андрея Кижеватова. Мальчик Сашка Акимов – собирательный образ, который Котт почерпнул из истории участвовавших в обороне Брестской крепости пионеров из музвзвода 333-го полка Петра Клыпы и Петра Колокольникова.

«В небе "ночные ведьмы"» (1981)



Кадр из фильма «В небе "ночные ведьмы"»

Ленту «В небе ночные ведьмы» сняла Евгения Жигуленко, сама бывшая летчица, прошедшая войну в составе 46-го женского гвардейского бомбардировочного авиаполка. За основу сюжета Жигуленко взяла случаи, которые действительно происходили с их ночным авиаполком и летчицами. Даже прозвище «ночные ведьмы», наводившее ужас на немцев и служившее высшей похвалой для самих советских летчиц, настоящее, хотя все образы девушек, по большей части, собирательные.

«Командир счастливой "Щуки"» (1972)



Кадр из фильма «Командир счастливой "Щуки"»

В то время как подавляющее большинство известных нам фильмов о Великой Отечественной войне рассказывают о том, что происходило на земле, эта лента Бориса Волчека «опускается» на дно Баренцева моря, где свою службу несли моряки-подводники.Образы подлодки Щ-721 и ее командира Алексея Строгова принято считать собирательными, однако факт в том, что такие «Щуки» действительно обороняли Мурманск с моря и немцам было невероятно трудно уследить, откуда приходят и куда исчезают эти неуловимые подлодки, потопившие не один десяток их кораблей.

«Нормандия – Неман» (1960)



Кадр из фильма «Нормандия – Неман»

Легендарный французский истребительный авиаполк «Нормандия – Неман» (Normandie-Niémen) воевал в воздухе против нацистского блока вместе с советскими летчиками. Те французские летчики эскадрильи, кто погиб в ходе боевых заданий, похоронены в Москве на территории Введенского кладбища в братской могиле. Все герои фильма списаны с реальных людей (лишь некоторым изменили фамилии). Любопытно также, что инициатива снять фильм исходила с французской стороны – режиссер Жан Древиль впоследствии называл высшей честью возможность встать во главе этой ленты.

«Повесть о настоящем человеке» (1948)



Кадр из фильма «Повесть о настоящем человеке»

Фильм Александра Столпера был снят по мотивам одноименной повести Бориса Полевого, которая, в свою очередь, основывалась на фактах биографии знаменитого советского летчика Алексея Маресьева. Во время одного из своих боевых вылетов Маресьев был сбит, но сумел, несмотря на тяжелые ранения, выжить при падении самолета. Он три недели, сначала на ногах, а потом ползком (из-за тяжелых травм) добирался до линии фронта. Когда, наконец, он попал в госпиталь, врачам пришлось ампутировать Маресьеву обе ноги до голени. Однако после выписки Алексей Маресьев, научившись с протезами, вновь вернулся в авиационный полк и сражался в небе наравне со всеми.

«Подвиг Одессы» (1985)



Кадр из фильма «Подвиг Одессы»

Двухсерийный фильм «Подвиг Одессы» Владимира Стрелкова, основываясь на окументальных материалах, рассказывает о событиях августа 1941 года, когда немецкие войска блокировали город с суши, намереваясь занять порт города и оттуда уже продолжить наступление на другие важные города СССР. Приморская армия Одессы под командованием Георгия Софронова (персонаж реальный), и без того немногочисленная, получила задание «стоять до конца». В армию массово стали вступать добровольцы – моряки, местные жители, даже те, кому по состоянию здоровья можно было не служить.

«Отец солдата» (1964)



Кадр из фильма «Отец солдата»

Сценарий знаменитой ленты советского режиссера Резо Чхеидзе написал Сулико Жгенти, ушедший в 16 лет (в 1941 году) добровольцем на фронт. По воспоминаниям Жгенти, в его части был один примечательный старик-крестьянин из Кахетии по имени Георгий Махарашвили (имя герою сценарист сохранил и в фильме). Несмотря на годы, он обладал огромной силой и выносливостью. Махарашвили помогал новобранцам освоиться в армии, веселил и подбадривал их, носил вместе с ними тяжелые боеприпасы и автоматы, случалось, даже заслонял молодых от пуль. Но однажды Георгию Махарашвили прислали письмо, где значилось, что его сын тяжело ранен. Старик поехал проведать сына, но не застал его в госпитале – оказалось, сразу как ему стало лучше, он выписался и вернулся на фронт. Именно эту историю Сулико Жгенти и взял за основу для сценария.

«Горячий снег» (1972)



Кадр из фильма «Горячий снег»

Лента «Горячий снег» рассказывает об одном из самых страшных эпизодов битвы за Сталинград – операции «Винтергевиттер», как называли ее немцы, или Котельниковской операции. 330-тысячная группировка войск фельдмаршала Паулюса, окруженная советскими войсками, по приказу Гитлера пускает в ход так называемый «танковый кулак», группу лучших немецких танков, чтобы прорвать кольцо и занять Сталинград. Для советского командования такое решение противника было неожиданным, и потому военному руководству пришлось срочно пересматривать план обороны города и координировать действия разрозненных частей. А в это время советские солдаты, оказавшиеся на передовой и имея приказ «не отступать», ценой своих жизней задерживали наступление немецких войск – да так, что тем пришлось приостановить операцию «Винтергевиттер».

Еще один заслуживающий внимания фильм о легендарных защитниках Сталинграда – лента Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину».

«28 панфиловцев» (2017)



Кадр из фильма «28 панфиловцев»

Фильм «28 панфиловцев» основан на реальных событиях, произошедших в ноябре 1941 года под Москвой, когда немецкие военные части, обосновавшись рядом с Волоколамском, готовы были двинуться на столицу СССР прямиком по шоссе. Их отделяло от Москвы каких-нибудь два с половиной часа полного хода, однако также на их пути, у разъезда Дубосеково, стояла 316-я стрелковая дивизия генерала Панфилова, которой был дан приказ стоять до конца, но не пропустить врага. «28 панфиловцев» – народное кино (уже отчасти потому, что первоначальную сумму на съемки создатели ленты Ким Дружинин и Андрей Шальопа собрали с помощью краудфандинга), которое создано именно для того, чтобы увековечить подвиг. Этот фильм прямолинеен, брутален и во всех смыслах конкретен, тут нет мелодраматического «мыла», и глаза в конце щиплет не из-за «это же так трогательно», а потому, что «сильно и горько». Не ошибутся и те, кто сравнивает фильм «28 панфиловцев» с реконструкцией – перед нами проносятся события того тяжелейшего четырехчасового боя как есть, без особо проработанных лиризма и психологизма, которых ждешь от картины о войне.


написать администратору сайта