Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Великое переселение народов или «этническая революция»

  • 3. Причины и последствия великого переселения народов

  • 4. Русские народы

  • 5. Восточные славяне

  • 6.Миграция восточных славян

  • 7. Заключение

  • 8. Список использованной литературы

  • Великое переселение народов: основные вехи. Великое переселение народов основные вехи


    Скачать 34.27 Kb.
    НазваниеВеликое переселение народов основные вехи
    АнкорВеликое переселение народов: основные вехи
    Дата10.06.2022
    Размер34.27 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаReferat.docx
    ТипРеферат
    #583972













    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области "Губернский колледж г. Сызрани"

    Реферат

    На тему:

    Великое переселение народов: основные вехи

    Выполнил: Студент 1 курса Группы 081-1А Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

    Авдоян Артур Мразович

    Проверила:

    Григорьева Татьяна Александрова

    Сызрань.2022г

    Содержание







    1. Введение................................................................................................3

    2. Великое переселение народов или «этническая революция».........4-5

    3. Причины и последствия великого переселения народов..................6

    4. Русские народы......................................................................................7

    5. Восточные славяне.................................................................................8-9

    6. Миграция восточных славян.................................................................10-12

    7. Заключение.............................................................................................13

    8. Список литературы.................................................................................14


    1.Введение



    С древних времен человечество интересуется своей историей, будь то прошлое или будущее. Всем известно о существовании наскальных живописей, летописей и исторических документов, которые предназначены для потомков, то есть для того, чтобы они могли узнать, что происходило ранее, почерпнуть для себя новые знания, набраться опыта. И очень давно люди стали пользоваться такими источниками информации, преследуя перечисленные цели и не только.

    Знать историю своей родины особо важно, не только из-за патриотических побуждений и повышения уровня образованности человека, а для того, чтобы он мог жить и выжить в окружающем его обществе, чтобы он мог помочь своему отечеству. Как известно, цивилизации развиваются по определенным путям, несколько отличным друг от друга в силу разности менталитета общества. И человек,

    желающий блага своей отчизне, может и должен пользоваться историческими данными как справочником, учитывать особенности своего народа и своей страны и не уравнивать пути развития разных обществ, то есть не подстраивать их под единый канон.

    Также важно заметить, что менталитет общества зарождается еще в древности, когда человек только начинает осваивать жизнь в этом мире, в обществе, когда только начинается освоение территорий и появляются традиции, когда зарождаются социально-экономические отношения. В этом процессе важные роли играют природно-географические условия, этнический состав и другие.

    В своем реферате я рассмотрю вопрос Великого переселения народов, его причины и последствия. А также проблемы миграции восточных славян.

    2.Великое переселение народов или «этническая революция»



    Начало первого тысячелетия нашей эры - это период наибольшей динамики в политической и этнической картине Восточно-Европейской равнины, время массовых миграций в Евразии. В ходе «этнической революции» «молодыми» народами были вытеснены многие «старые», стирались и изменялись границы прежних племенных ареалов, шло смешение разных этнических компонентов. Большинство современных народов начало свою историю именно в эту эпоху. Гуннские, германские, славянские, аланские и другие племена – это основные участники великого переселения народов.

    Начало данному процессу положили Германские племена. Во II - III веках с севера на юг (из районов Прибалтики и Дании в Крым, на Балканы и оттуда в Южную Азию) через Русскую равнину двинулись германские племена готов4. Есть также упоминание о мордве, мери, веси, эстах и об онежской чуди, которые вошли в состав готского царства, созданного вождем готов Германарихом и простиравшегося на всю Русскую равнину. Но

    Скифы. Образовавшись в Азии, этот народ к VIII веку до н. э. распространился до северных берегов Черного моря. Он представлял собой большое племенное объединение и занимал в VII—V веках до н. э. среднее и южное Поднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань. Могущественная Скифская держава сумела противостоять военно-политическим претензиям других народов. У скифов было развитое хозяйство в виде земледелия, скотоводства и ремесел.

    Киммерийцы. Племена, вторгшиеся в Закавказье во второй половине VIII в. до н. э. и завоевавшие некоторые районы Малой Азии в VII в. до н. э. Также условное название доскифских народов Северного Причерноморья эпохи железа.

    Сарматы. Перейдя в южнорусские степи из Западной Азии во II веке до н.э., сарматы разбили скифов в истребительной войне и заняли земли Причерноморья и Прикаспия. В течение нескольких последующих столетий остатки скифов растворились в среде новых пришельцев — сарматов, аланов, готов.

    Готы. Одновременно с сарматами, но с другой стороны — из Прибалтики, в Южнорусские степи пришло германское племя готов, вступив в соперничество с сарматами и аланами. Военно-политический перевес готов проявился только через несколько веков. В IV веке н. э. их вождь Германарих образовал царство, раскинувшееся от Дуная до Дона и Кубани. Готской власти подчинилось разноплеменное население.

    готы были вытеснены на запад под напором гуннов1, которые позже (VI в) сменились аварами2, затем и славянами. В IV—V веках в бывших римских провинциях (Галлия, Испания, Германия, Эльзас, Швейцария, Италия, Британские острова) германцами были основаны новые королевства. В результате этого рухнула Западная Римская Империя, были основаны новые государства: Италия, Испания, Великобритания, Германия - и сформировались современные этносы Европы.

    Роль славянских племен в процессе миграции была не менее значительной. За исторически короткое время славянам удалось заселить огромную территорию (от Вислы до Верхней Волги, от Балтики до Черного и Адриатического морей) благодаря комбинированному характеру колонизации: одновременно мирное заселение пахотных земель и военные походы. Причем, в отличие от многих других племен, славяне окончательно не оставляли свои территории, а только расширяли их, что не позволило им оторваться, ослабнуть и затеряться среди других этнических масс. Но со временем эта единая общность стала менее заметной: славяне разделились на племена и народы. Но вплоть до христианизации сохранялось единство духовной и материальной культуры и единый славянский язык.

    Тем не менее, под влиянием местного неславянского населения, вторжений, обширных территорий и естественных географических барьеров языки и культура стали расходиться.

    Но не только германские и славянские племена сыграли главную роль в великом переселении народов. Восточная Европа стала «плацдармом» для перемещений еще и монголоязычных гуннов и (к середине первого тысячелетия) для тюркских племен - авары, хазары, булгары.

    3. Причины и последствия великого переселения народов

    Большинство исследователей называют в качестве причин великих переселений уход из оскудевших и неблагоприятных регионов в поиске более привлекательных земель для проживания. Одной из главных причин стало общее похолодание климата, в связи с чем население территорий с континентальным климатом устремились в районы с более мягким климатом. Пик переселения пришёлся на период резкого похолодания 535—536 годов.



    В процессе перемещений стирались и изменялись границы прежних племенных территорий, происходило резкое увеличение межплеменных контактов, смешивались разные этнические компоненты, что приводило к образованию новых народов. История многих современных народов берёт начало в этой эпохе. Миграция послужила фоном и главным условием начала этногенеза большинства европейских наций. Первая волна великого переселения была связана с германцами. Вторжения варварских (германских, сарматских и др.) племён, живших в первые века н. э. на периферии Римской империи, значительные уже в к.II-III вв. (Маркоманская война 166-180, захват в 2 70-х германскими и сарматскими племенами Дакии и др.), приняли с последней четв.IV в. катастрофический для Рима характер. Во II-III вв. через Восточно-Европейскую равнину с севера на юг - из районов Восточной Прибалтики в Крым двинулись германские племена готов. Вторая волна великого переселения была связана с гуннами в IV в. Причины этого кроются как во внутренних социальных сдвигах у варварских племён (разложение у них родоплеменного строя и начавшийся процесс формирования классового общества), так и в кризисной ситуации, создавшейся в Римской империи. Сочетание обоих факторов придало передвижениям IV-VII вв. радикальный характер.

    4. Русские народы

    Как уже было сказано, территорию Древней Руси населяло довольно много племен, которые в ходе расширения заселяемого пространства славянами смешались и растворились в славянстве. Тем не менее можно назвать эти племена и показать на карте, где они располагались (они были упомянуты в «Повести временных лет», также эти данные не противоречат археологическим находкам):

    Поляне, древляне, волыняне, дреговичи (восточнославянские племена) – лесостепь и леса правого берега Днепра.

    Белые хорваты, тиверцы, уличи – Прикарпатье и междуречье Прута, Днестра и Ю. Буга.

    Северяне и радимичи – левый берег Днепра.

    Вятичи – бассейн верхнего течения Оки.

    Гунны. Выходцы из монгольских степей, откуда они откочевали через Забайкалье сначала в Западную Сибирь, где вошли в военно-дипломатический союз с вогулами (манси), а затем — в Причерноморье. В византийских источниках гунны представлены «племенем, превосходящим всякую меру дикости, не знающим огня и хлебопашества». Мощный союз гуннских племен под главенством их вождя Аттилы во 2-й половине IV века ворвался в Европу, производя опустошения среди встречных народов. Провоевав в Европе около 80 лет, гуннский племенной союз распался. Одна часть племен, оставшись на Дунае и в Причерноморье, постепенно была ассимилирована их соседями. Другая часть ушла обратно на восток, где также «потерялась» в круговороте этнических и политических перемен.

    Авары в VI веке повторили путь гуннов из Азии в Центральную Европу — в район между Дунаем и Карпатами, где и было образовано аварское государство, просуществовавшее до начала IX века. Движение авар через южнорусские степи сопровождалось ожесточенными столкновениями со славянами. Поработив часть славянских племен, авары («обры» в славянском варианте) подвергали их жестокому угнетению, о чем рассказывается в «Повести временных лет». Воинственность авар толкала их на конфликты с Византией, с баварцами, с франками. Принесшие массу беспокойств соседним народам и государствам, авары в IX веке внезапно исчезли, поголовно вымерев от тяжелой эпидемии. Их гибель нашла на Руси отражение в поговорке: «Погибоша аки обри».

    Кривичи – верхние течения Днепра, Волги, Зап. Двины и Псковщина.

    Ильменские словений – между Чудским и Белым озерами к югу от Ладожского.

    5. Восточные славяне

    Славяне, являясь одним из активных участников "великого переселения народов", пришли в движение чуть позже, чем германские племена. По-видимому, начало славянских миграций связано с тем, что они были вынуждены реагировать на миграции других окружавших их племен. В ходе этих перемещений им приходилось сталкиваться с сарматами, германцами, фракийцами, иллирийцами, тюркскими племенами, при этом они перемешивались, делились, объединялись в различные союзы. Диапазон отношений с соседями был широк - от военных столкновений до вполне мирного соседства.

    Ученые-лингвисты (а именно на основе лингвистических данных во многом и реконструируется ранняя история славянства) предполагают, что первоначально славяне входили в состав обширной балто-славянской общности. Эта общность около 2000-1500 гг. до Р.Х. отделилась от носителей германских языков В это время славяне и балты заселяли побережье Балтийского моря, часть Восточной и Центральной Европы. Затем, около 500 г. до Р.Х. происходит разделение этой языковой общности на балтийские и славянские диалекты.

    Данные лингвистики очень сложно подкрепить археологическим материалом: в науке до сих пор идут споры о том, какие из известных археологических культур могли принадлежать предкам славян. Письменных источников, содержащих упоминания о славянах и относящихся к времени до Р.Х., не сохранилось. Позднейшие известия вплоть до VI в. по Р.Х., сообщающие о племенах, которые принято относить к славянским, вызывают у части исследователей сомнения. Римские авторы - Плиний Старший, Тацит (I в.), Птолемей (II в.), упоминали о неких "венедах", которых историки XIX в. относили к предкам славян, однако соотнести их с конкретной археологической культурой довольно сложно. Возможно, что разные авторы называли этим этнонимом разные племена или межплеменные союзы, в состав которых могли входить славяне. Кроме того, часто "венеды" упоминались в одном ряду с полулегендарными и сказочными народами.

    Молчание источников объясняется тем, что первоначальный ареал расселения славян находился относительно далеко от границ Римской империи. До некоторого времени славяне, приближаясь к ним, не стремились входить в контакты с ее жителями. Поэтому и объектом пристального внимания римлян они стали достаточно поздно, когда уже занимали достаточно обширную территорию - от Балтийского моря на севере до Черного на юге, от Одера на западе до Днепра на востоке. При Юстиниане I славянские набеги на Восточную Римскую империю стали довольно регулярными.

    По-видимому, только начиная с VI в. по Р.Х. можно утверждать, что в дошедших до нас сочинениях иностранных авторов названия "венеды", "склавены" и "анты", а также собственно "славяне" относятся именно к славянам. Это, прежде всего, труды византийских авторов Приска, Псевдо-Маврикия, Прокопия Кесарийского, а также готского историка Иордана, первым выделившего славян как отдельный этнос.

    В наше время восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) составляют около 85% населения России, 96% Украины и 98% Белоруссии: Даже в Казахстане к ним относится около половины населения республики. Однако такое положение сложилось относительно недавно. Сам процесс расширения территории сначала древних русов (восточных славян), а затем трех народов, их потомков, занял многие столетия сложного и изменчивого исторического развития.

    6.Миграция восточных славян

    В конце IV века развитие провинциальноримских культур — пшеворской и черняховской, идентифицируемых как древнеславянские, — было прервано нашествием кочевников-гуннов, этническую принадлежность которых определяют как метисную тюрко-монгольскую. Области Северного Причерноморья и земли севернее Карпат, населённые древними славянами были разорены. Наиболее активные слои населения вынуждены были покинуть обжитые земли. В частности из мест совместного проживания со славянами ушли германские племена. Значительные массы славянского земледельческого населения также покинули ранее плотно обжитые территории. Ситуация этого времени усугублялась значительным ухудшением климата в землях, прилегающих к Балтийскому морю. Первые века нашей эры, напротив, были весьма благоприятны для жизни и занятий сельским хозяйством. Археологи зафиксировали здесь в III-IV веках увеличение числа поселений, значительный рост народонаселения и бурное развитие земледельческой техники. С конца IV века в Европе наступило довольно резкое похолодание. Особенно холодным было V столетие, когда наблюдались самые низкие температуры за последние 2000 лет. Резко возросла увлажненность почвы, заметно повысился уровень рек и озер, поднялись грунтовые воды, разрослись вширь болотные пространства. Многие поселения римского времени оказались затопленными или подтопленными, а пахотные земли — непригодными для сельского хозяйства. Началась великая славянская миграция.

    Часть древних славян Северного Причерноморья, известных под племенным именем «анты», оказалась вовлеченой в гуннское нашествие на Европу, переселившись на новые земли к северу и северо-западу от прежних своих мест обитания.

    В самом начале Средневековья археологи обнаруживают славян как на прежних территориях их проживания, но в меньшем количестве, так и далеко за их пределами — на северо-западе Русской равнины, на Средней Волге, на южном побережье Балтики, на Дунае и Балканах. Широкая славянская миграция привела к дальнейшей культурной и диалектной дифференциации. В конце VI века славяне пражско-корчакской культуры освоили также правобережные земли Среднего Поднепровья, а другая часть их, обогнув Карпаты, продвинулась в междуречье Дуная и Днестра. В конце IV-V века Среднее Повисленье, плотно заселенное в пшеворское время, почти полностью опустело. В связи с сильной увлажненностью жители этих земель вынуждены были переселиться на северо-восток вдоль возвышенной гряды, оставшейся от последнего оледенения, простирающейся вплоть до Валдая. На новом месте славяне вступили в контакт с аборигенным финно-угорским населением и вместе с ним создали новые культуры. В бассейне озер Псковского и Ильменя, на территории, ранее принадлежавшей прибалтийско-финскому населению, формируется культура псковских длинных курганов.

    Диалект славян Псковско-Ильменского края восстанавливается по реликтам псковских говоров и берестяным грамотам из раскопок в Новгороде и именуется древненовгородским. Академик А.А. Зализняк показал, что это был один из диалектов праславянского языка.

    Поселившись в лесном краю, славяне вынуждены были заняться подсечно-огневым земледелием. Лишь кое-где сохранились традиции пашенного земледелия, в частности в Удомельском поозерье. C VIII века, когда наступает потепление, приведшее к уменьшению увлажненности, это население активизируется и заселяет наиболее плодородные местности Ильменского края. Формируется культура сопок, отождествляемая с летописными словенами ильменскими или новгородскими.

    В Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье в условиях смешения пришлых славян с местными балтами складывается тушемлинская культура (V-VII века). В VIII веке в связи с активизацией словен новгородских на этой территории расселяется часть населения культуры псковских длинных курганов. В результате формируется культура смоленско-полоцких длинных курганов, отождествляемая с летописными кривичами.

    В результате той же миграционной волны, исходившей из Висленского региона, славянами в середине 1-го тысячелетия осваивается также междуречье Волги и Клязьмы. О появлении в этих землях крупных масс нового населения говорят и новый тип расселения, и новая форма хозяйственной деятельности, несовместимые с прежними. В период становления Древнерусского государства славяне Волго-Клязьминского междуречья именовались мерей — этнонимом, унаследованным от местного финского племени, в основной своей массе растворившегося среди пришельцев. Когда летописец писал, что «перьвии насельници... в Ростове меря», он имел в виду славян, заселивших земли мери, а не финноязычных аборигенов, как считалось до начала системных раскопок в Ростове. Славяне, расселившиеся в период великого переселения народов в лесной полосе Восточно-Европейской равнины, составили основу будущих северных великорусов.

    Во время нашествия гуннов крупная группа славян Днестро-Днепровского региона переселилась в пустовавшие плодородные земли Среднего Поволжья, где сложилась именьковская культура. Судьба этих земледельцев была двоякой. На рубеже VII и VIII веков под натиском появившихся здесь тюркоязычных кочевников-булгар значительные массы их вынуждены были покинуть волжские земли и переселиться в лесостепь в междуречье Днепра и Дона, где ими была создана волынцевская культура. Оставшиеся в Средневолжском регионе носители именьковской культуры подчинились булгарам и составили земледельческую часть населения Волжской Булгарии. Еще в X веке ее правителя Алмуша Ибн-Фадлан именует «царем сакэлиба» (то есть славян), а Волгу называет Славянской рекой.

    Племена волынцевской и развившихся из нее роменской, боршевской и окской культур заселили обширную территорию — лесостепные и отчасти лесные земли левобережья Днепра, верхнее течение Оки и Воронежское Подонье. Славяне этой племенной группы, как можно судить по «Баварскому географу» IX века, назывались русами и были непосредственными соседями Хазарии. Русы в это время были достаточно хорошо известны в Баварии, и это были не скандинавы.

    Формирование народностей протекало в разных местах славянского ареала неодинаково. Самые крупные раннесредневековые славянские народности, польская и древнерусская, складывались в условиях интеграции различных племенных образований праславян.

    Древнерусская народность включила в себя несколько разнодиалектных племенных образований славян и ассимилированное местное население Восточно-Европейской равнины. Одним из явлений, активно способствовавших интеграции восточного славянства, стала миграция славян из Дунайского региона. Она относится к тому времени, когда Восточно-Европейская равнина уже была освоена славянами. Началась она еще в VII-VIII веках, а наиболее крупный прилив дунайских переселенцев имел место в VIII-IX веках и продолжался еще в начале X века. Проникновение славян из Дунайских земель было многоступенчатым процессом, переселения осуществлялись более или менее крупными группами и затронули все восточно-славянские земли. Отлив славян с Дуная в Восточную Европу отразился в русском фольклоре и обрядности, а также в летописях.

    Летописи и памятники агиографии XI-XII веков свидетельствуют, что на первых порах русами именовали себя военно-служилое и церковное сословия, но очень скоро русью, русскими людьми стали считать себя и широкие слои населения всего Древнерусского государства. Вопрос о происхождении этнонима «русь» остается дискуссионным. С одной стороны, в Днепровcко-Донском регионе существовало славянское племя русь, и это имя в Древней Руси могло распространиться на всю территорию восточного славянства. Именно об этом, кажется, говорит и «Повесть временных лет»: в 882 году Олег, организуя поход из Новгорода в Поднепровье, берет в свое войско «мнози варяги, чюдь, словени, мерю, весь, кривичи» (руси в дружине не было). И только после того как Олег утвердился в Киеве, «варязи и словени и прочи прозвашася русью». С другой стороны, та же летопись сообщает, что в 862 году «русь, чюдь, словени и кривичи и веси» решили пригласить князей из-за моря и обратились «к варягам, к руси». «И от тех варяг прозвася Русская земля». Племени русь в Скандинавии никогда не было, западные финны так называют шведов. Отсюда распространенная в литературе гипотеза, что русью первоначально звались варяги, затем представители дружинного сословия независимо от этноса и на следующей стадии этот термин был перенесен на всех жителей Древней Руси.

    7. Заключение



    Великое переселение народов – уникальный исторический феномен переходной эпохи. Это особый период исторического развития, когда на значительном историческом пространстве (уже не Античность, но ещё не Средневековье), ограниченном конкретными хронологическими рамками (IV-VII вв) и определённой территорией (Европа, Азия, Африка) взаимодействие варварства и цивилизации достигло своей наиболее интенсивной фазы. Результатом явилось зарождение нового типа цивилизации. Четыре столетия Переселения определили тенденции дальнейшего развития Европы, дали мощный импульс рождению новых народов, новых государств, новых языков, новой социально-психологической и духовной атмосферы, морали и нравственности.



    8. Список использованной литературы

    русское государство великое переселение

    1.Волобуев О. В., Клоков В. А., Пономарев М. В., Рогожкин В. А. История. Россия и мир // Москва. 2008. С. 44-55.

    2.Личман Б.В., Рыбаков С.В. История России с древнейших времен до второй половины XIX века // Екатеринбург. 1995

    3.Wikipedia.org

    4.Maxbooks.ru

    5.Статья П.Н. Третьякова «Славяне и великое переселение народов.Древности антов»

    5.Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994.

    7.Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995.

    8.Буданова В.П., Горский А.А., Ермолова И.Е. Великое переселение народов: этнополитические и социальные аспекты. М., 1999.

    9.Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.












    написать администратору сайта