Главная страница
Навигация по странице:

  • Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках

  • Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук

  • «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль

  • Трансформаций

  • Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Вера, сомнение, знание в социальногуманитарных науках


    Скачать 15.69 Kb.
    НазваниеВера, сомнение, знание в социальногуманитарных науках
    Дата13.01.2022
    Размер15.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОбъяснение и понимание как следствие коммуникативности науки.docx
    ТипДокументы
    #330149

    Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение - функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как "органоне наук о духе" (В.Дильтей, Г.-Г.Гадамер). Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям - общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании.

     

    Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках

    Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л.Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалектика веры и сомнения. "Встроенность" субъективной веры во все процессы познания и жизнедеятельности, скрытый, латентный характер верований как эмпирических представлений и суждений. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л.Витгенштейн). Вера и верования - обязательные компоненты и основания личностного знания, результат сенсорных процессов, социального опыта, "образцов" и установок, апробированных в культуре. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рассмотрение веры и истины - традиция, укорененная в европейской философии. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К.Ясперс).

     

    Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук

    Натуралистическая исследовательская программа (механицизм, биологизм, географический детерминизм, демографический детерминизм, экономизм, социоцентризм). Антинатуралистическая исследовательская программа (субъективизм, идеализм, культурцентризм, психологизм, феноменологизм). Общенаучное значение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ.

     

    Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки

    Проблема разделения социальных и гуманитарных наук (по предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам). Методы социальных и гуманитарных наук. Вненаучное социальное знание. Отличие гуманитарных наук от вненаучного знания. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.

     

    «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль

    Социально-гуманитарных наук в процессе социальных

    Трансформаций

    Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Изменения дисциплинарной структуры СГН, сложившейся в XIX веке. Смена лидирующих дисциплин. Переопре-деление парадигм и тем, появление новых областей исследования. Возрастание роли знания в обществе. «Общество знания». Участие СГН и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ. Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков.

     

    Рекомендуемая основная литература:

    1. Вебер М. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма. М., 2013.

    2. Лекторский В.А. Философия. Познание. Культура. М., 2012.

    3. Кимелев Ю.А. Философия социальных наук на рубеже XX-XXI вв. М., 2013.

    4. Современная мировая философия. Под ред. А.С. Колесникова. М., 2013.

    5. Риккерт Г. Философия истории. М., 2012.

    6. Соболева М.Е. Философская герменевтика: понятия и позиция. М., 2014.

    7. Тамарченко Н.Д. "Эстетика словесного творчества" М. М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция. М., 2011.

     

    Дополнительная литература:

    1. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7-ми т. Т. 5. М., 1996.

    2. Бек У. Общество риска. М., 2000.

    3. Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

    4. Валлерштейн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI века. Новые направления исследования. М., 1998.

    5. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

    6. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.

    7. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

    8. Маннгейм К. Очерки социологии знания. Теория познания - Мировоззрение - Историзм. М. 1998.

    9. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

    10. Микешина Л.А. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания. М., 2009.

    11. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

    12. Силантьева М.В. Проблемы логики и теории познания в современном гуманитарном знании. М., 2006.

    13. Социальное знание и социальные изменения. Отв. ред. В.Г. Федотова. М., 2001.

    14. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

    15. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009.


    написать администратору сайта