Без имени 1. Верования, связанные с обожествлением явлений и предметов реального мира
Скачать 34.68 Kb.
|
Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. Денисов П.В. Религиозные верования чуваш. Чебоксары, 1959. – 408 с. Огнь.Одной из самых старых форм религии является обожествление предметов и явлений природы. Первобытному человекувсюду и всегда чудилась пугающая, полная неожиданностейтайна. Всюду он готов был усмотреть вмешательство невидимого, загадочного сверхъестественного мира.Сначало такими сверхъестественными созданиями,которым поклонялся человек, были солнце, луна Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира., звезды, земля, ветер, огнь, вода, гром, молния, деревья и т. д. Любопытно отметить, что пережитки первобытного олицетворения предметов и явлений природы сохранились и в современном языке, в современных религиозных верованиях и в быту различных народов, в том числе и чуваш. Огнь представлялся нашим отдаленным праотцам 'сверхъестественным существом Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира., которое может облагодетель ствовать человека либо разрушить ему. Совпадение и сходстволегенд и легенд об огне у разных народов заключается как раз в обожествлении этой силы природы. К примеру, как и у других народов, в преданиях чуваш существует пламенная птица «вут кайăк». Она приносит и переносит огнь, являет-ся предвестницей Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. пожара. Этой птице приписывалось появление и прекращение пожара. Такая вера и сейчас еще отчасти существует посреди неких групп чуваш.В связи с тем, что огнь играл очень важную роль в жизни старых людей, появились поверья и в охранительные и очищающие силы огня. Античные черты таких поверий сохранились и в позднейших языческих верованиях Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. чуваш. Так, к примеру, по религиозным мнениям низовых чуваш,,огнь отгоняет нечистого духа, присутствующего при погибели человека," также защищает живых от вмешательства в их жизнь духов погибших сородичей. В прошедшем чуваши причисляли огню охранительную силу от заболеваний, он же числился конструктивным средством и для исцеления людей и животных от различных заболеваний Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира.. В особенности лечебными качествами, по чувашским народным верова ниям, отличался «живой огонь», который добывали с помощью трения и использовали во время повальных заболеваний людей и скота.Первобытные люди, обожествляя огнь, считали его существом живым и владеющим разумом, приносили ему жертвы: кидали в огнь яства, лили напитки и Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. т. д. Ужас перед суровой стихией огня породил много и дру гих обрядов и поверий. Суровым бедствием для населения были пожары. Много было случаев, когда во время пожаров сгорали целые селения. В борьбе с пожарами суеверные крестьяне очень нередко прибегали к помощи волшебных прие мов: приносили жертвы божествам огня — «вут ами Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира.» («матери огня») и «вут аçи» («отцу огня»), разводили огнь в до машнем очаге. Было поверье, что божества домашнего очага, а в неких случаях и просто домашний огнь, -обладают способностью защищать жилье и хозяйственные постройки от чужого огня, т. е. от пожара. Не рекомендова лось тушить водой пожар, появившийся Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. от удара молнии. Почитая огнь, как источник очищающих и лечебных сил, наши праотцы старались держать его в чистоте и не осквернять, чтоб не «прогневить» божества огня. ВОДА.Поклоняясь воде, человек приписывал ей необыкновенную живи тельно-целебную и очищающую силу, типо уничтожаю- щую всякую нечисть. Эта вера в очищающую Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. силу воды отразилась в ритуалах с водой у наших старых протцов, пе режитки которых отыскали, свое выражение в религиозных ве рованиях различных народов. Так, к примеру, в прошедшем обширно были всераспространены разнообразные методы исцеления болез ней знахарями с помощью воды. Числилось, что особая обрядовая вода, т.. е. обычная вода над которой Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. совер-- шены надлежащие заклинания имеет силу, способную “ спасти человека от заболеваний и_происков злых духов. Так чу ваши при лечении нездоровых,."кроме разных ма гических приемов, очень нередко применяли воду с солью, пред варительно произнося над ней заклинания и молитвы, а потом давали эту воду пить нездоровому, как лечущее средство. Ритуал Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. принесения жертвы аква'источникам показывает также на существование у старых людей представлений о связи воды земной с водой небесной — дождиком. Это пред ставление отыскало колоритное выражение и в народных верованиях чуваш. Венгерский этнограф Дьюла Мессарош, в течение длительного времени изучавший язык и быт чуваш, в собственной работе «Памятники старенькой чувашской веры сообща- ет. что скопление Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. чуваши представляют в виде сосуда, который впитывает в себя из колодцев и незапятнанных источников воду нужную для дождика. В старину лицезрели, как вода столбом" подымалась из источников к тучам,— говорит чувашское предание. В прежнее время колодцы на все лето оставлялись- открытыми, чтоб скопление могло просто вбирать в себя воду. Во время огромных Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. засух чуваши считали нужным очи щать ...колодцы, потому что по другому как будто не шел дождик. В пре дании говорится, что облака некогда прогуливались близко, не выше мельниц, так что можно было достать до их. Но когда люди испортились, то облака рассердились на их и скачком подня лись Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. ввысь, с того времени они прогуливаются далековато от людей. СОЛНЦЕ.Обожествление солнца можно проследить и по многим ма териалам языческой религии чуваш. В древности чуваши виде ли в солнце могучего бога — подателя света и тепла, от него зависело их благосостояние и жизнь. По представлению чу ваш, солнце — существо одушевленное, имеющее супругу и Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. д е тей. Так в работе Н. И. Золотницкого в числе языческих бо жеств у чуваш упоминаются «хёвел ашшё», «хёвел амăшĕ», «хёвел ывăлĕсем» («отец -солнца», «мать солнца», «сыновья солнца»), также «хёвел хăлхи», «хёвел çуначĕ» «хĕвел ури» («уши солнца», «крылья солнца», «ноги со л н ц а Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира.» ) По сло вам Дьюла Мессароша, под хĕвел çуначĕ и хĕвел халхи нужно разуметь круги вокруг солнца, появляющиеся в прохладные зимние деньки по утрам, о которых чуваши молвят: хĕвел çунат- ланса тухна либо виçĕ хёвел тухнă. Он же докладывает, что о че ловеке, которого познают одно за другим Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. разные не счастья, чуваши молвят: «ăна хёвел ури пуснă» («он попал под ноги солнц а» ) В этом случае мы имеем, по всей вероятности, отголоски древнего представления чуваш о солнце, как о сущстве вредоносном, приносящем несчастья и уничтожающем жизнь. Время от времени солнце представлялось чу- вашам карателем всякого зла и неправды, что видно из слов чувашской Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. клятвы. К примеру, в подтверждение спра ведливости собственных слов чувашин клялся солнцем: «да померк нет для меня солнце, если я лгу», «клянусь солнцем, не брал» Такая клятва давалась только в суровых случаях в жестком убеждении, что карающая сила солнца накажет клятвопреступника. ЛУНА.В противоположность солнцу, почитание луны как особо го Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. божества в языческой религии чуваш выражено наименее. Как и у российских, месяц у чуваш имеет два значения; луны как не бесного тела и месяца как известного периода времени. По воззрению Н.И. Ашмарина, чуваши в прошедшем имели лун ное времяисчисление, замененное в предстоящем солнечным. Календарь чуваш, как видно из самих Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. заглавий месяцев, пре имущественно связан и определяется годовой последователь ностью сельскохозяйственных работ, зависящих не от смены лунных месяцев, а от положения земли в отношении к солнцу. На данный факт направил свое внимание еще Н. И. Золотницкий, который в итоге исследования мнений чуваш на луну при шел к выводу, что луна Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. у чуваш «не числилась существом- одушевленным, подобно солнцу; по ней чуваши даже не ведут исчисления времени, хотя время, относящееся к тому либо дру гому занятию собственного быта, и именуют ее именованием— «ойых» Пережитки старых религиозных верований, связанных с одухотворением сил природы, сохранились также в былых представлениях чуваш о звездах и планетках. В старину Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. чу ваши были убеждены, что у каждого человека имеется на небе своя звезда. Они подразумевали, что такая звезда возникает в момент рождения человека и падает с неба сразу после его погибели. «По астрологическим поверьям чуваш,— пишет Н. И. Золотницкий,— возникновение туманных звезд значит рождение людей, коим предначертано провести жизнь в бедности либо злосчастно; светлые Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. звезды обещают новорожденным богат ство либо счастье, а самые калоритные — относятся к рождению ца рей, величавых либо поразительных людей. Степенью яркости падающих звезд также определяется погибель людей бедных, богатых и великих». «Ман çăлтăр тÿпере» («моя звезда на небе»)— обыденное изречение чуваш в момент падения метео рита Этим Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. изречением суеверный чувашин вроде бы отстаивал свое право существования и жизни на земле. По позднейшим поверьям чуваш, возникновение на небе кометы (« хÿреллĕ çăл- тăр») предсказывало войну. НЕБО.Как понятно у чуваш небо и скопление обозначаются одним словом «пелёт». Но это слово более позднего происхожде ния. Из материалов исследовательских работ лингвистов Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. и этнографов видно, что сначало у чуваш небо именовалось «кăвак», что подтверждается и материалами языческих религиозных ве рований о небе, существовавших еще до конца прошедшего сто летия. Так по поверьям чуваш, бог припоминает людям о собственном существовании раскрытием неба на мгновение («ха вал уçăлни») и мерцанием ресниц— неожиданным Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира., броским световым явлением («кавак хуппи»). По сказаниям чуваш, во время раскрытия неба на мгновение и «кăвак хуппи» бог типо дает все, чего бы человек ни попросил. Исследование языка тюркских народов позволило ученым сде лать вывод о том, что слова «кăвак пĕлĕт» обозначается в тюркских языках словом, очень близким к чувашскому слову «тура». К Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. примеру, голубое небо по-турецки «таре», по- татарски — «тэнкре», по-монгольски, туркменски, уйгурски, киргизски — «тэнгри», «тенкер», «таре». На базе многих лингвистических примеров и данных сравнительного исследования старых религиозных верований тюркских народов можно- сделать вывод, что в дальнем прошедшем чувашское слово «тура» обозначало обожествляемое ими небо. МОЛНИЯ И ГРОМ.Загадочными Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. и стршными казались для темного человека такие явления природы, как молния и гром, послужившие предпосылкой бессчетных религиозных суеверий и страхов. Культ обожествлении молнии и грома был присущ в прошедшем и чувашам. Божество, грома практически у всех чуваш олицетворялось, в виде старика и именовалось «аслати» (аслати — мой дед, отец моего отца). В неких Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. текстах чувашских языческих молитв упоминается и мама бога грома — «аслати амăшĕ». Бог — молния у чуваш почитался под заглавием «аща» -(бук вально.— отец). Посреди чувашского населения обширно было всераспространено, скажем, поверье о том. что тура как будто преследует громом и молнией чертей и прочую нечистую сиду. убивает их громовыми камнями- стрелами {«аçа чуле»,а черти, спасаясь Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. от преследования бога, влетают в печную трубу, прячутся в деревьях либо в во- лосах человека. Но тура настигает их всюду и, желая поразить чертей, молнией поджигает дома, поражает деревья, убивает людей. Потому во время грозы суеверные люди воспринимали ряд предохранительных мер: закрывали трубы, окна и двери, не снимали головные уборы, избегали стоять Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. под деревьями посиживать у окна. Старшие строго наблюдали, чтоб и детки соблюдали обозначенные меры предосторожности. Дом, в кото- рый стукнула молния, числился неприменимым для жилища, ибо в нем «черти находили свое убежище». ЗЕМЛЯ.Земля в верованиях чуваш-язычников занимала очень Принципиальное место.. Вообщем следует отметить, что значение земли в религиозных мнениях Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. всеобъемлюще. Нет ни одно го народа, в религиозных представлениях которого не отрази лась бы вера в чудодейственную силу земли. Земля, как су щество, производящее все необходимое, давно являлась предме- том особенного почитания у старых чуваш. Почитая землю, чу ваши считали ее существом антропоморфным. Ей больше чем какой-нибудь обожествленной силе Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. природы приписывались многие свойства живых людей. Из бессчетных языческих представлений чуваш о земле видно, что практически во всех случа ях она представлялась в виде женщины-матери. Достойные внимания факты о взоре чуваш на землю, как на даму, были при ведены в работе Дьюла Мессароша. Он пишет, что «чуваши представляет землю мамой и дела свои к земле Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. как бы уподобляет отношениям малыша к собственной мамы. Это видно даже из изречения «пире щёр кăкри тăрантарать» («нас кормит грудь земли») ПОЧИТАНИЕ ЖИВОТНЫХ.Почитание животных, животных (тотемизм) чувашами засви- детельствовано, к примеру, в древней легенде о возникновении земледелия. В этой легенпе первым земледельцем выве ден ёж (череп ), только Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. он как будто знал поначалу технику об работки земли и последовательность цикла сельскохозяйствен ных работ. От старых Тотемистических верований у чуваш сохрани- лись и отдельные запреты — табу, в силу которых нельзя убивать, есть мясо того либо другого животного, птицы, а так- ж е произносить истинное заглавие животного. К примеру, в неких Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. местностях чуваши волка называю не его на стоящим заглавием «кашкар». а молвят «тикмак» («коло тушка»), Тут, по словам Н. И. Ашмарина, лежит мысль за мены «запретного» слова «подставным», с целью воздейство вать на природу именуемого зверька. По былым верованиям чуваш, если волка именовать «тукмак», то у него хвост станет томным , как колотушка, и Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. он не в состоянии будет нападать на домашний скот. Любопытно тут же отметить и другие по- верья чуваш, связанные с волком. Согласно мифологии чу ваш. волк является собакой — служителем Пихампара. бо жества-покровителя домашнего скота и животных. Вот почему чуваши в тех случаях, когда волк поедал домашних животных, обычно гласили: «Тукмак тур Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира.ă пурнине тытать» («Волк ловит добычу, предназначенную ему богом»), либо «турă памасассăн, кашкăр çимест» («Если бог не позволит, то волк не съест») В словаре чувашского языка Н. И. Ашмарина приведен и еще ряд увлекательных запретов на отдельные наименования пред ставителей животного мира. Так, чуваши называли мышь подставным словом «кай Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира.ăк», заместо запрещенного «шăши» и т. д. Для народов Поволжья типично было уважительное отно шение к лосю, которого очень нередко называли и именуют «лесной коровой» («вăрман ĕни»), убивать его воспрещалось. Этнографические данные свидетельствуют об особенном значе нии лебедя, журавля, голубя, ласточки и т. д. На Волге этих птиц Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. не убивают и не едят. Оригинальны были представле ния чуваш о змеях (щелен) Чуваши вообщем змею считали су- шестром зловредным, но змею, живущую на усадьбе, «кил çĕленĕ» (домашняя змея), они почитали, считая ее хранитель ницей скота и усадьбы. ДУХИ.На почве веры в существование духов и одухотворения предметов и явлений природы формировались образы различных Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. духов. Вера в умопомрачительных духов, населяющих мир вокруг нас, в прошедшем была обширно рас пространена у многих народов Поволжья. Этисущества, сделанные народной фантазией, обитали всюду: в лесу, ( в реках и озерах, в жилых и хозяйственных постройках и т. п. Так, по старенькым поверьям чуваш, в каждом доме Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. обитал «хёрт-сурт» — дух, наблюдающий за домом и за благополу чием жизни семьи. В виде «хёрт-сурт» много общих черт с монгольским «ой эясе» и русским «дедушкой-домовым». Но если местопребывание российского домового недостаточно оп ределенно, а монгольский «ой эясе» местом собственного жилья вы бирает подполье, то чувашский «хёрт-сурт» живет Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. на печке. Вобщем, он как будто. время от времени выходит из дома: навещает конюшню, а летом, во время жатвы, бывает на загоне и ок а зывает содействие обладателям в уборке. По поверьям чуваш хёрт-сурт относится к группе хороших духов. Своим покровительством он обеспечивает благополу чие в семье и хозяйстве, предсказывает и помогает устранять бедствия Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира.. В предчувствии неудачи он начинает стонать, рыдать либо стучать, предупреждая владельцев о грозящем несчастье. При добродушном отношении к владельцу дома, он ухаживает за домашним скотом, а у возлюбленных лошадок ночкой заплетает гривы. Хёрт-сурт не любит ссор и брани посреди членов семьи. В последнем случае он проявляет гнев и немилость к хозяе Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. вам дома и к скотине. Разъяренный хёрт-сурт может даже покинуть постылого владельца, после этого, как считали суе верные чуваши, счастья в доме не будет. Кроме хёрт-сурт, согласно религиозным представлениям чуваш, существовали и другие духи-хранители хозяйства. К примеру, посреди низовых чуваш бытовало поверье о сказоч- ной птичке «куйкорош», способствующей Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. своим покровитель ством обогащению человека. Более всераспространенной была вера в духов-— покровителей домашнего скота. Посреди, чувашских фермеров они были известны под разными на званиями: «карта пуçĕ» («глава хлева»), «карта хущи» («хо зяин хлева»), «карта сыхчи» либо «карта кĕтуçĕ» («сторож хлева»), «карта турри» («бог хлева»), а, по поверьям верхо- вых Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. чуваш, в скотном дворе обитало целое семейство этих духов — «карта йышё» либо «карта туррисем». В неких местностях фигура владельца хлева не только лишь была близка к хёрт-сурт, но даже сливалась с ним в одно божество. Анало гичную же картину можно следить в верованиях российского и монгольского населения так, к примеру, очень неотчетливо различие меж Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. домовым и дворовым у российских и меж ой эясе и абзар эясе (владелец хлева) у татар. ВОДЯНОЙ.Кроме духов, обитающих в границах хозяйства крестья нина, народная фантазия заселила умопомрачительными суще ствами также леса и водные источники. По верованиям чу ваш, водные источники — озера, реки и ручьи — также явля- ются местом Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. обитания духов (приемущественно злых). Так, к примеру, по поверьям низовых чуваш, в реках с небезопасными водоворотами живет «шуйттан» (черт). «Шыври шуйттан» («водяной черт») — существо злое и ожесточенное. Он типо оп а сен для купающихся либо переходящих через реку: нападает на их и утаскивает под воду. При неких болезнях, по совету йомзи, чуваши Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. приносили ему в жертву фигуры из теста, мимёр (завариха), лепешки и пр. Вера в существова ние умопомрачительных водяных духов отразилась и в произведе ниях фольклора.. Так, в притчах встречается образ какого-то магического существа, лохматого «шу патши» («царь воды»). ЛЕШИЙ.Одухотворение леса в народных поверьях отразилось в об разе Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. сказочного существа — лесного духа «арçури». В отличие от водяных духов, образ арçури в народных верованиях и пре даниях изображен в самых разных вариантах. Многие из их очень напоминают поверья казанских татар о «шурале» и о «лешем» у российских. По поверьям чуваш, арçури предпочи тает жить в глухих лесах и обладаем огромным искусством оборачиваться в самых Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. разных животных и в предметы.. Перед одиноким путешественником он будет то в виде седоборо дого старика, то преобразуется в гиганта, то прикинется заблудившимся в лесу и просит о помощи, то стращает в виде животных — козленка, собачки и пр. По неким преда ниям, у арçури темное лицо, длинноватые волосы, четыре глаза— два Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. впереди и два сзади, три руки и три ноги. «Он весь покрыт шерстью. Голова у него большая, а глаза только с просяное зернышко»— говорится в другом предании. КУЛЬТ Протцов.Следы культа почитания душ погибших протцов имеются и в былых языческих верованиях чуваш. По представлениям чуваш-язычников, умершие продолжают жить в потустороннем мире той же Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. жизнью, что и на земле. Загробная жизнь, по представлению чуваш, является подобием земной: обеспеченный и по погибели богат, бедняки и на том свете будут нуждаться . Вера в существование душ и после погибели человека и в за гробную жизнь более ярко отразилась в погребальных об рядах и обычаях чуваш. В этих Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. ритуалах выражена не только лишь забота об погибших, да и смутный ужас перед покойником, рвение оградить живых от его недобрых посягательств. Так, суеверные чуваши сразу после погибели человека, при нося умилостивительную жертву, обращались к нему с прось бой, чтоб он не проявлял собственный гнев к живым и не наказывал их заболеваниями. Ряд Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. обычаев, совершаемых при снаряжении мертвеца в «потустороннюю жизнь», имеет тот же смысл обезопасить себя от мертвого. Будучи убежденными, что в королевстве мерт вых погибший будет подвергнут допросу на предмет выясне ния нрава его жизни и деятельности и способности при бытия новых покойников, суеверные чуваши старались лишить погибшего возможности давать какие-либо Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. подобные сведения. Для этого в уши, рот и на глаза мертвеца клали шелковые нити, свернутые в комок, сопровождая эту функцию слова ми поучения, как отвечать на вопросы во время допроса. К примеру, на вопрос бога о земных грехах мертвеца послед ний был должен отвечать: «Çук, çăварăма уçман, çын çинчен калаçман Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира., çынпа вăрçман. Акă çăварта чăн мерчен, чĕнмерĕм, калаçман та, вăрçман та ,акă çăварта ахах». («Нет, и рта не открывал, с людьми не злословил, не бранился. Вот и во рту сердолик — я молчал, не говорил, не бранился,— вот во рту коралл»). На упреки бога, почему не обучался Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. добру и не читал нравоучительных книжек, он должен ссылаться на то, что его не учили грамоте из-за отвратительного зрения, ибо глаза его были затемнены шелком (« Çырăва вĕрентмерĕç, куçăм кур- марĕ, акă куçра пурçăн туллиех»). На обвинения бога в от сутствии у мертвеца бдительности к Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира. религиозно-нравствен ным учениям служителей культа, предлагалось сетовать на нехороший слух: <Илтмешкĕн хăлхана пурçăнпа чакрĕç, çавăн- па илтеймерĕм» («Не мог слышать, ибо уши были заложены шелком») |