Главная страница

Верования тюрок с VI по VIII век: буддизм, манихейство, христианство (несторианство).. Верования тюрок с VI по VIII век_ буддизм, манихейство, христиан. Верования тюрок с vi по viii век буддизм, манихейство, христианство (несторианство)


Скачать 10.28 Kb.
НазваниеВерования тюрок с vi по viii век буддизм, манихейство, христианство (несторианство)
АнкорВерования тюрок с VI по VIII век: буддизм, манихейство, христианство (несторианство)
Дата15.06.2022
Размер10.28 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВерования тюрок с VI по VIII век_ буддизм, манихейство, христиан.docx
ТипРеферат
#593889

Реферат.
Верования тюрок с VI по VIII век: буддизм, манихейство, христианство (несторианство).
Буддизм стал проникать в Южный Казахстан и Семиречье с середины I в. до н.э. Первоначально распространению буддизма способствовало Кушанское царство, где он стал государственной религией. В распространении буддизма важная роль

принадлежала и согдийцам (I-III вв.н.э.). С VI в. тюркская аристократия и часть

городского населения проповедовали буддизм. Китайский посол Уанг Йен Тэ,

совершивший в X веке (приблизительно в 981 году) путешествие в пределах

государства уйгуров, говорит о наличии здесь около 500 мест поклонения Будде.

Существуют китайские источники, повествующие о том, что

китайский император Вонг Кунг (570-576 гг.) послал кагану Великого Тюркского

каганата Таспару (572-581 гг.), в качестве подарка тюркский перевод произведения

«Нирвана Сутра», считавшегося одной из священных книг буддийской религии. Под

влиянием китайских буддийских миссионеров Таспар-каган не ограничился тем, что

сам принял буддийскую веру, он хотел заставить и своих подданных принять эту

религию, но успеха не добился.

Буддизм не нашел распространения в номадической культуре, обуславливаясь свободолюбием кочевого народа, когда основными компонентами буддизма было отстранение от мира, *уход от действительности".
Также в среде тюрок было распространено несторианство. До тех пор пока громада тюркского каганата заполняла центрально-азиатскую

степь, а тюргешские ханы держали в своих руках Семиречье, среди кочевников не

возникало необходимости для пересмотра их идеологических принципов. Мудрый

Тоньюкук воспрепятствовал пропаганде буддизма на том основании, что "учение

Будды делает людей слабыми и человеколюбивыми", а тюргешский хан Сулу ответил

послу халифа Хишама: "Среди моих воинов нет ни цирюльников, ни кузнецов, ни

портных; если они сделаются мусульманами и будут следовать предписаниям ислама,

то откуда же они добудут себе средства к жизни". Воинственным степнякам принципы

городской, регламентированной религии были чужды.

После падения обеих каганатов и возврата старого мировоззрения, которое оказалось скомпрометировано, а поборники его физически уничтожались. Победители-уйгуры

легко воспринимали новые идеи, приносимые главным образом из Ирана. Вторая

половина VIII в. была переломной эпохой в формировании мировоззрения центрально-

азиатских кочевников.

В VII-VIII вв. в городах Южного Казахстана и Семиречья широко

распространилась христианство несторианского толка, пришедшее из Средней Азии,

где основным центром его был - г. Мерв. Так, при патриархе Тимофее (780-819 гг.)

христианство принято карлукским джабгу, на рубеже IX-X вв. была образована

карлукская митрополия. Кроме того, в Таразе и Мерке действовали христианские

церкви.

В Семиречье, начиная с рубежа V-VI вв., сначала ираноязычными согдийцами, а с

VI в. - и тюркоязычными племенами, была воспринята еще одна мировая религия,

также использовавшая символ креста. Это было распространявшееся из Ирана на запад,

восток и на север манихейское вероучение. С конца VI по VIII в. манихейская кафедра и ее

епископат обосновались в Согде, имея свои отделения в Семиречье (город Тараз) и

Восточном Туркестане (город Турфан). Что касается Средней Азии, то под давлением

арабов в начале VIII в. манихейская кафедра перенесла свою резиденцию в Тохаристан,

а с начала X в. она переместилась в Самарканд. В истории манихейства начался особый

период - оно распространилось и создало самобытные китае-тибетский,

центральноазиатско-сибирский и кимакско-кипчакский центры. В Восточном Туркестане и в Северной Монголии манихейство сохраняли остатки

развеянного войнами IX в. уйгурского народа, да и другие центральноазиатские тюрки,

расселившиеся вплоть до излучины Хуанхэ.

После завоевания монголами региона манихейство не исчезло. В 1128-1130 гг.

мусульманский Кашгар и Семиречье пережили нашествие киданей. Арабский историк

Ибн ал-Асир (умер в 1233 г.) писал о возглавлявшем киданьское войско Гурхане: «Он

был манихеем». Следовательно, кидани, подданные империи Ляо, которая в 924 г.

распространила свою власть на запад, к тому времени и сами восприняли от тюркских

племен манихейскую веру.

По мнения Кызласова Л.Р. манихейство явилось единственной мировой религией,

которая в эпоху средневековья на несколько веков (IX-XIV вв.) объединила почти все

тюркоязычные народы Евразии от верховьев Амура на востоке до устья Дуная на

западе. Именно это вероучение более прочих приобщило тюрков к передовым

достижениям общественной мысли и духовной культуры Западной и Средней Азии.

После завоеваний монголов жизнь племен, населявших территорию Казахстана

изменилась, однако, следует отметить, что религии, исповедуемые населением в

домонгольскую эпоху сохранились. Так, в Золотой Орде имело место влияние

несторианства. С середины 13 века вместе с русским населением в Нижнее Поволжье

приходит православие. В Сарае в 1261 году основывается православная Сарайская

епархия, включившая постепенно в орбиту своего влияния и население, не связанное

своим происхождением с территорией Руси. Во второй половине 13-14 вв. в регионе

стало заметно влияние католической церкви. Преимущественно оно было связано с

орденом францисканцев-миноритов и его Аквилонским викариатом, развернувшим

свою деятельность на территории Улуса Джучи и состоявшим из двух кустодий –

Газария и Сарая.

Таким образом, в доисламский период, на территории проживания номадических культур Азии было распространено множество различных религий. Распространение и степень распространения этих религий зависела от разнообразия племен, политических идей правительства (подчинение с помощью религии), сложностей проникновения проповедников на новую территорию.


написать администратору сайта