Главная страница

Веселкова а в 235 Типовые вопросы к промежуточной аттестации


Скачать 1.51 Mb.
НазваниеВеселкова а в 235 Типовые вопросы к промежуточной аттестации
Дата02.05.2022
Размер1.51 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаzachet_filosofia_2021.doc
ТипДокументы
#508050
страница6 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Теория отражения— материалистическая теория познания, согласно которой человеческие ощущения, понятия, научное познание в целом есть отражение объективно существующей действительности.

Позна́ние, когни́ция — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

ЗНАНИЕ – результат процесса познания действительности; знаково оформленная система идеальных образов.

СОЗНАНИЕ – одно из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.

Субъект познания — это активно осуществляющий познавательную деятельность производитель знания. Субъектом познания является, прежде всего, личность. Именно она непосредственно наделена способностью познавать. Но субъектом познания может быть и коллектив, социальная группа, а также общество в целом.

Объект познания — это то, на что направлена познающая деятельность субъекта, фрагмент бытия, оказавшийся в поле зрения его познающей мысли. Объекты познания делятся на:

• первичные, то есть фрагменты природной и социальной действительности;

• вторичные — различные проявления духовного мира людей;

• третичные — свой собственный духовный мир.

  1. Чувственное познание, его формы и ступени.

Чувственное познание – познание мира с помощью органов чувств (зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой анализаторы + двигательный анализатор и вестибулярный аппарат)

Чувственное познание – это отображение внешних сторон действительности, или явления. Поскольку не все явления отображаются в чувствах, доступные последним явления можно назвать чувственными явлениями.

Чувственное познание отражает явления, т.е. внешнее проявление вещей. Оно не способно углубляться в сущность предмета.

Формы чувственного познания:

1. Ощущения – моментальный снимок с действительности, который каждый раз дается заново. Это отражение отдельных свойств действительности. В ощущениях нет целостности предмета.

2. Восприятие – целостный, но моментальный снимок с действительности. Существует до тех пор пока предмет действует на наши органы чувств. Предмет существует независимо от нашего сознания, а это ускользает от восприятия.

3. Представление – это целостный снимок с действительности, существующий в нашем сознании независимо от того действует ли предмет на наши органы чувств или нет.

Чувственное познание ограничено, оно не углубляется в сущность, а мир имеет внутреннюю сущность, поэтому чувственное познание переходит в логическое, которое отражает сущность предметов.

Процесс познания проходит две основные ступени: чувственную (или живое созерцание) и логическую (абстрактное мышление). Эти ступени различаются прежде всего по предмету отражения, т.е. сторонам действительности, которые они отображают. Различие предметов отображения определяет различие чувственных и логических форм отражения, зависящих также от природы субъекта познания – человека.

  1. Рациональное познание, его формы и ступени.

рациональное познание – это познание, прежде всего, сущности предметов, явлений. Результаты рационального познания, выраженные в понятийной форме приобретают относительную самостоятельность по отношению к предметам, в них отраженным..
Основными формами рациональной ступени познания являются: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это выраженные в абстрактной форме и закрепленные в языке знания о сущности предметов, явлений, процессов. В понятии фиксируются только самые существенные стороны, особенности предметов, явлений, процессов.
Суждение – это система взаимосвязанных понятий, при помощи которой конкретизируется знание о предмете. Например, есть понятия “роза” и “красное”. Суждение будет – роза-есть-красная, что конкретизирует знание о розе.
Умозаключение – это система суждений, взаимосвязь которых ведет к получению нового знания.

  1. Философское учение об истине.

Истина — это верное отражение действительности — в живом созерцании или в мышлении. Поэтому первый и исходный признак истины — объективность: конечная обусловленность реальной действительности, опытом, практикой и независимость содержания истинного знания от отдельных людей. Истина не есть свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них.

Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т.п.). Например, всемирное тяготение изначально присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто Ньютоном.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее).

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не будет, достигнут, хотя познание все более приближается к нему. Во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: «Птицы имеют клюв», «люди смертны» и т.д. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики познания. При этом старые истины либо заменяются новыми, либо опровергаются и становятся. Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов.

Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине: догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм — изменчивой стороны каждой истины.

В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абсолютной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретность — еще одно важное свойство истины. Это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении условиями данного места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно учесть как можно полнее и точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в свой антипод — в заблуждение. Даже такая простая истина, как 2+2=4 является таковой только в десятичной системе исчисления.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина — это не разные «сорта» истин, а одно и то же истинное знание с этими своими характерными признаками (свойствами).

В философии на сегодняшний день можно указать наличие, по крайней мере, следующие концепции истин. Все они имеют как позитивные, так и негативные стороны:

1. Классическая теория истин: истина - это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.

2. Когерентная концепция: истина как соответствие одних знаний другим.

3. Прагматическая концепция: истиной считается то что полезно для человека.

4. Конвенциальная концепция: истина - это то, что считает большинство.

5. Экзистенциалистская концепция: истина есть свобода.

6. Неотомистическая концепция: истина - это божье откровение.

  1. Понятие науки. Функции науки. Уровни и формы научного познания.

НАУКА – сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности.

Функции философии науки:
1. Философская разработка различных моделей реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свою предметную область. Философия строит для науки онтологии, через которые наука смотрит на мир.
2. Исследует общие закономерности познания, которые рассматривает как вид деятельности и вид отношений. Это субъективно-объектные отношения; также изучает особенности познания.
3. Философия дает науке общие принципы, нормы и ценности, которые регулируют познавательную деятельность.
4. Методологическая функция. Философия науки предлагает предельно общие методы научных исследований.
5. Философия формирует мировоззренческие, смысловые и ценностные ориентиры науки. Наука производит знания, философия – смыслы.
6. В рамках философии разрабатываются основания науки, она выполняет логическую функцию, формирует логику исследования.

Научное познание – высший уровень логич.мышления. Оно направлено на изучение глубоких сторон сущности мира и человека, законов действительности. Выражением научного познания является научное открытие – обнаружение неизвестных ранее существенных свойств, явлений, законов или закономерностей.

Научное познание имеет 2 уровня: эмпирический и теоретический.

1) Эмпирич.уровень связан с предметом научного исследования и включает 2 компонента: чувственный опыт (ощущения, восприятия, представления) и их первичное теоретич.осмысление, первичную понятийную обработку.

Эмпирич.познание использует 2 осн.формы изучений – наблюдение и эксперимент. Осн.единицей эмпирич.знания выступает знание научного факта. Наблюдение и эксперимент – 2 источника этого знания.

Наблюдение – это целенаправленное и организованное чувственное познание действительности (пассивное собирание фактов). Оно может быть свободным, производиться лишь с помощью человеч.органов чувств, и приборным, осуществляться с помощью приборов.

Эксперимент – изучение предметов посредством их целенаправленного изменения (активное вмешательство в объективные процессы с целью изучения поведения объекта в результате его изменения).

Источником научного знания являются факты. Факт – это зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление.

2) Теоретический уровень заключается в дальнейшей обработке эмпирич.материала, выведении новых понятий, идей, концепций.

Научное познание имеет 3 основных формы: проблема, гипотеза, теория.

1) Проблема – научный вопрос. Вопрос представляет собой вопросит.суждение, возникает только на уровне логич.познания. От обыденных вопросов проблема отличается своим предметом – это есть вопрос о сложных свойствах, явлениях, о законах действительности, для познания которых необходимы спец.научные средства познания – научная система понятий, методика исследования, технич.оснащение и т.д.

Проблема имеет свою структуру: предварительное, частичное знание о предмете и опред.наукой незнание, выражающее осн.направление познавательной деятельности. Проблема – противоречивое единство знания и знания о незнании.

2) Гипотеза – предположительное решение проблемы. Ни одна научная проблема не может получить немедленное решение, она требует длит.поиска такого решения, выдвижения гипотез как разл.вариантов решения. Одним из важнейших свойств гипотезы является ее множественность: каждая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез, из которых выбираются наиболее вероятные, пока ни производится окончат.выбор одной из них или их синтез.

3) Теория – высшая форма научного познания и система понятий, описывающая и объясняющая отд.область действительности. Теория включает свои теоретич.основания (принципы, постулаты, осн.идеи), логику, структуру, методы и методику, эмпирич.базу. Важными частями теории выступают ее описательная и объяснительная части. Описание – характеристика соответствующей области действительности. Объяснение отвечает на вопрос почему действительность такова, какова она есть?

  1. Человек как биологическое и социальное существо. Биосоциальный подход к человеку в медицине.



Биосоциальный подход позволяет понимать все действия, творения, реакции и поступки человека двояко – выявляя в них животную (биологическую, зоологическую) составляющую и собственно разумную, рациональную природу.



  1. Проблема смерти и бессмертия как философская проблема.

Человек — самое уникальное и противоречивое творение природы и истории. Только люди способны задумываться о смысле жизни и осознавать конечность собственного существования. Проблемы смерти и бессмертия в философии занимают центральное место. Во все времена этот вопрос интересовал пророков, религиозных деятелей, великих мыслителей, педагогов и врачей.

Мнения философов из разных эпох существенно отличались. Например, античные мыслители видели смысл жизни в удовольствии и постоянном самосовершенствовании. Сократ призывал людей исследовать добродетель и развивать душевные качества. Аристотель считал, что жизнь — это счастье, которое заключается в мышлении и познании мира. Эпикур полагал, что существование людей должно быть связано только с земными удовольствиями, то есть с отсутствием голода и физических недугов.

В эпоху Средневековья мнение о смысле жизни существенно поменялось. В религиозных первоисточниках писали о том, что человек должен следовать примеру своих предков, придерживаясь религиозных идеалов. Эту тему кратко освещал в своих работах Фома Аквинский и философ Августин. В этот исторический период о жизни нередко высказывались негативно. Например, в буддизме жизнь отождествлялась со страданиями, в азиатских текстах— с бездной зла и мучением.

В эпоху Просвещения мировоззрение людей снова меняется. Смысл бытия видят в возможности утверждения человека как личности. В XIX веке появилось множество альтернативных направлений философии. Например, Артур Шопенгауэр, будучи представителем иррационализма, определял жизнь как проявление мировой воли. Он полагал, что человек не может совершать важные действия по собственному желанию, так как любыми поступками движет чужая воля.

Альбер Камю, напротив, считал, что человек должен создавать собственные ценности. Существование индивида оценивается только его поступками. Представители нигилизма и позитивизма и вовсе не видели в жизни особого смысла. Они предавали значение только конкретным событиям, достижениям и наследию индивида.

И. Кант считал, что жизнь заключается в осознании человеческого бытия. А мыслитель Фихте полагал, что смысл существования людей состоит в достижении гармонии с окружающим миром.

Смерть — это полное прекращение биологических и физиологических процессов в живом организме. С философской позиции это определение не является достаточным. Это явление абсолютно неизбежно и непредсказуемо, поэтому оно всегда несёт отпечаток таинственности и мистичности. Люди всегда боялись неизвестности, поэтому философы, изучая сущность смерти, искали способ избавить человечество от страха.

Изучение проблемы смерти в философии можно разделить на 3 периода:

дохристианский;

христианский;

современный.

В древнеегипетских верованиях, буддизме, трактатах Сократа и Платона высказывается идея о «загробной жизни». Тибетские монахи не рассматривали кончину человека как абсолютное завершение существования. Они верили в переход к новому циклу, в реинкарнацию. Большинство мыслителей писали о том, что смерть — это естественный этап жизненного цикла, бояться которого бессмысленно. Гибель человека рассматривалась как благо, необходимое для продолжения жизни на Земле.

Когда учёные получили достаточно знаний из области биологии и естествознания, идеи о загробной жизни и возможном воскрешении стали отвергаться. К изучению вопроса о смерти стали подходить с рационалистической точки зрения. Гибель индивида рассматривалась как естественная перемена человеческого существования.

Бессмертие — это вечное, непрекращающееся существование. С естественно-научной точки зрения, достичь такого состояния невозможно. Тем не менее рассуждение на эту тему встречалось у всех древних народов.

Греки и евреи понимали под бессмертием переход человеческой души после гибели в «царство теней». В Древней Индии и Египте верили в переселение душ. В иудаизме говорится о воскрешении мёртвых. В античной и восточной философии бессмертие является вознаграждением за достойную жизнь.

Материалисты категорически отрицают существование души, поэтому такое понятие, как вечная жизнь они не рассматривали. Однако философы XIX—XX вв. полагали, что достичь бессмертия можно через оставленное наследие, то есть через потомков, созданные произведения искусства.

Вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии актуальны и в XXI веке. Это связано с достижениями в области биологии и медицины. Современная реаниматология позволяет возвращать к жизни человека, пережившего клиническую смерть. Однако не все учёные рассматривают это достижение, как благо.

  1. Человек в системе социальных связей. Человек как родовое существо. Человек, индивид, личность.

Человек является субъектом, т.е. активным деятелем социальной системы. Однако конкретный индивид не способен вступить в отношение с целым обществом, он всегда связан с другими субъектами через конкретные виды деятельности. Социальные связи отличаются по виду, содержанию в зависимости от характера совместной деятельности людей и возникающих между ними отношений. В сфере производства складываются экономические социальные связи. В сфере политики и права социальные связи возникают на основе соблюдения законов. В сфере управления социальные связи определяются должностным положением субъектов деятельности.

Каждый человек одновременно вступает в несколько видов социальных связей и представляет собой не что иное, как «сгусток» общественных отношений (социальных связей), интегрированных в индивидуальности. Чем сложнее структура социальных связей, тем большую власть над личностью они приобретают. Иначе говоря, в многообразии социальных связей возникает опасность утраты личностной целостности и подмены ее функциональными проявлениями, когда система подавляет личность, формируя ее индивидуальные качества «под заказ».

Человек есть существо родовое, не только в том смысле, что и практически и теоретически он делает своим предметом род – как свой собственный, так и прочих вещей, но и в том смысле – и это есть лишь другое выражение того же самого, – что он относится к самому себе как к наличному живому роду, относится к самому себе как к существу универсальному и потому свободному.

Родовая жизнь как у человека, так и у животного фактически состоит в том, что человек (как и животное) живет неорганической природой, и чем универсальнее человек по сравнению с животным, тем универсальнее сфера той неорганической природы, которой он живет. Подобно тому как в теоретическом отношении растения, животные, камни, воздух, свет и т.д. являются частью человеческого сознания, отчасти в качестве объектов естествознания, отчасти в качестве объектов искусства, являются его духовной неорганической природой, духовной пищей, которую он предварительно должен приготовить, чтобы ее можно было вкусить и переварить, – так и в практическом отношении они составляют часть человеческой жизни и человеческой деятельности. Физически человек живет только этими продуктами природы, будь то в форме пищи, отопления, одежды, жилища и т.д. Практически универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело, поскольку она служит, во-первых, непосредственным жизненным средством для человека, а во-вторых, материей, предметом и орудием его жизнедеятельности. Природа есть неорганическое тело человека, а именно – природа в той мере, в какой сама она не есть человеческое тело. Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, означает ни что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы.

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

  1. Человек как субъект практической и духовной деятельности. Понятия творчества и свободы. Свобода выбора. Свобода и ответственность.

Человек является субъектом деятельности. Его активность коренным образом отличается от активности животных. Анализ специфики доступных для непосредственного наблюдения сообществ человекообразных обезьян позволяет утверждать, что им присущи: адаптивная гибкость через научение (некоторое преодоление инстинктов); использование простейших орудий, находимых в природе; наличие примитивных коммуникативных систем (сигналы тревоги, брачные церемонии, приемы обучения младших и т.д.); охота и собирательство. Приматам присуща также способность к ответным реакциям на изменения и требования окружающей среды (изменения климата, рельефа, флоры и фауны в среде обитания).

Но ни одно животное, в том числе и человекообразные приматы, не способно выйти за пределы своих биологических потребностей и природных возможностей. Поведение животных регулируется системой инстинктов и начатками мышления, позволяющими поступать адекватно ситуации, но в рамках тех же инстинктов. Например, в муравейнике существует четкое разделение «трудовых функций» между муравьями. На первый взгляд может показаться, что они способны к целесообразной деятельности для выполнения функций, заданных разделением труда. Однако раскопки показывают, что в течение миллионов лет муравейник как сообщество структурно и функционально не развивался, что характерно и для остального животного мира. «Культурные» животные и растения появились в результате деятельности человека 



свобо́да — универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания.

Свобода в философии – это возможность проявлять свою волю, осознавая законы развития природы и общества.

Творчество — процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые объекты и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Свобода выбора — это возможность самостоятельного решения в пользу одной из альтернатив

Свобода - в истории это понятие претерпело длительную эволюцию - от отрицательной (свобода «от») до "положительной" (свобода «для») трактовки. Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью («познанная необходимость»), с произволом и анархией, с равенством и справедливостью. Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк - от полного отрицания самой возможности свободного выбора (в концепциях бихевиоризма) до обоснования «бегства от свободы» (Э. Фромм), в условиях современного цивилизованного общества.

В философской и юридической литературе категория ответственности рассматривается в двух аспектах - активном (позитивном) и ретроспективном (негативном). Ответственность в ретроспективном смысле есть ответственность за прошлое поведение, но не за всякое, а лишь за поступки, противоречащие определенным социальным нормам.

Активная (позитивная) ответственность есть осознание личностью своего долга и обязанностей перед обществом, понимание в этом смысле значения своих поступков.

  1. Вопрос о человеке как духовном существе в истории философии. Духовность и вера. Смысл жизни. Человеческая судьба.

Проблема человека в истории философии является центральной с самого процесса возникновения самой философии. Как писал наш отечественный мыслитель 20 века Н. А. Бердяев: "Человек предшествует философии, человек-предпосылка всякого философского познания, ибо философствует человек и для человека".

Философия рассматривает человека как уникальное, живое, духовное космическое существо. Религиозная идеалистическая философия рассматривает человека как божественное существо, сотворенное Богом. Тема человека является сквозной для всей истории философской мысли. Вопросы о сущности и природе человека, смысле и целях его существования, свободе и творчестве, являются наиболее сложными и острыми мировоззренческими и онтологическими проблемами.

Человек есть загадка в мире, и величайшая, может быть загадка. Человек есть загадка не как животное и не как существо социальное, не как часть природы и общества, а как личность. Весь мир ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственным лицом человека, с единственной его судьбой. Человек переживает агонию, и он хочет знать, кто он, откуда пришел и куда он идет. Еще в Греции человек хотел познать самого себя и в этом видел разгадку бытия, источник философского познания. Человек может познавать себя сверху и снизу, из своего света, из божественного в себе начала и познавать из своей тьмы, из стихийно - подсознательного и демонического в себе начала. И он может это делать потому, что он двойственное и противоречивое существо, существо в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное, высокое и низкое, свободное и рабье, способное к подъему и падению, к великой любви и жертве, к великой жестокости и беспредельному эгоизму.

Для Сократа основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Он впервые обосновывает принцип этического рационализма, утверждая, что "добродетель есть знание". Поэтому человек, познавший, что такое добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо.

Демокрит - представитель материалистического монизма в учении о человеке. Человек, по Демокриту, - это часть природы, и, как вся природа, он состоит из атомов. Из атомов состоит и душа человека. Вместе со смертью тела уничтожается и душа.

Платон стоит на позиции антропологического дуализма души и тела. Но именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. Поэтому от качества души зависит и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем - душа тирана. Это объясняется тем, что душа философа наиболее мудрая и восприимчива к знанию, а это и является главным в характеристике сущности человека и его отличия от животного.

Аристотель человека рассматривает, как существо общественное, государственное, политическое. И эта социальная природа человека отличает его и от животного, и от "недоразвитых в нравственном смысле существ", и от "сверх - человека". По этому поводу он пишет, что "тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством".

Человек - это возможность стать человеком. Он может пасть ниже животного состояния, а может и возвыситься до высоких образцов благородства и духовности. В каждой точке своего бытия человек снова и снова стоит перед проблемой выбора. Свобода человека делает его отношения с миром и с самим собой исключительно сложными, подвижными и изменчивыми.

ДУХОВНОСТЬ

в онтологии это сопричастность души к духу, преодолевающая абсолютизацию самодостаточности индивидуальной души («философская вера» как отношение экзистенции к трансценденции по К. Ясперсу).

ВЕРА

мировоззренческая позиция и психологическая установка, включающая принятие определенных утверждений вопреки возможным сомнениям.

СМЫСЛ ЖИЗНИ

предназначение, конечная цель, ценность жизни личности. Человек – единственное существо, которое при жизни задумывается о смысле жизни, размышляет, для чего живет. Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов, в т. ч. от мировоззрения. Человек религиозный живет и действует в надежде на спасение и продолжение безмятежной, счастливой и вечной жизни в граде Божьем – его истинном отечестве (Августин). Человек атеистического, естественнонаучного мировоззрения стоит перед более трудным выбором в решении проблемы смысла жизни. Эти представления весьма разнообразны и даже противоречивы: от бесцельного прожигания жизни до понимания своего предназначения, представления о том, что жизнь надо прожить так, чтобы оставить добрый след (а не «наследить») в благодарной памяти близких, общества и пр.

В философии судьба понимается как предопределенность событий и поступков, совокупность всего сущего, которое влияет и не может не влиять на бытие человека, народа и т. д. Греки персонифицировали судьбу в виде Мойры, Тюхе, Ате, Адрастеи. Понятие судьбы у них было тесно связано со справедливостью, которая в свою очередь была одной из кардинальных (главных) этических добродетелей. Мы можем сочувствовать прикованному Прометею, но смысл одноименной трагедии Эсхила как раз заключался в том, что закон судьбы неумолим и к людям, и к богам-олимпийцам, и к титанам.

Христианская теология, если не считать некоторые отклонения от генеральной линии в виде Пелагианства в целом придерживалась учения о предопределении Августина Блаженного. Смысл его заключался в том, что поскольку на всех людях лежит первородный грех, решение о том, кто будет спасен, а кто нет, определяется исключительно произволом Бога: мы все равны перед Ним в грехе и никакие наши личные заслуги не могут этого изменить. Эта экстремальная точка зрения была смягчена Фомой Аквинским в основном за счет положения о том, что участь человека может быть изменена церковью (что, конечно, весьма благотворно сказалось на материальном положении последней). Однако, она была возрождена Кальвином, но в очень своеобразном ключе. Он считал, что мы не можем изменить нашу судьбу, но мы можем ее узнать по внешним признакам. А именно, если человек состоятелен, имеет хорошую работу, семью, приближен к власти – то он и будет спасен. Так, по сути крайне детерминистская концепция послужила опорой для создания протестантской этики, и, как считают многие, сыграла огромную роль в становлении современной западной цивилизации.

  1. Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система. Подсистемы общества. Общественная жизнь, ее сферы. Проблема определения системообразующего начала общественной жизни.

Общество — это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей. Общество включает в себя ряд общностей, между которыми существуют экономические, политические, соци альные и другие отношения.









  1. Понятия общественного бытия и общественного сознания. Законы и движущие силы развития общества.

Общественное бытие включает в себя деятельность людей по созданию необходимых для их жизни материальных благ. Эта деятельность осуществляется на основе использования орудий труда в процессе воздействия на природу с целью сделать ее пригодной для удовлетворения имеющихся у общества потреб­ностей. В ходе трудовой деятельности людей устанавливаются соответствующие отношения их между собой и с природой.

Общественное бытие — это вся совокупность материальных отношений, в рамках которых протекает реальный процесс жиз­ни людей, вся совокупность общественных материальных усло­вий их существования.

Если понятие «общественное бытие» касается материальной жизни людей, условий производства материальных благ, то по­нятие «общественное сознание» касается их духовной жизни, особенностей духовного производства общества.

Общественное сознание — это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, материальные условия их жизни.

Общественное сознание является отражением общественного бытия так же, как сознание вообще есть отражение существую­щей вне и независимо от него действительности. Будучи конкрети­зацией общефилософского принципа об отражении сознанием су­ществующей вне и независимо от него действительности, поло­жение об отражении общественным сознанием общественного бытия, однако, включает в себя ряд специфических моментов, которые делают его вполне самостоятельным философским прин­ципом, касающимся особого аспекта взаимосвязи сознания и бы­тия.

К движущим силам общественного развития относят весьма разнообразные общественные явления: социальные противоречия, производительные силы, способ производства и обмена, разделение труда, продолжительные действия больших масс людей, классов, народов, классовая борьба, революции, потребности и интересы, идеальные побудительные мотивы и др.

Движущие силы общества — это деятельность людей, раскрытая с точки зрения ее внутреннего механизма, ее факторов и причин

  1. Общественное сознание и его формы. Политическое, правовое, религиозное, моральное, художественное, научное сознание.

Общественное сознание — это сложная система идеальных форм, образов, мнении, переживаний, усвоенных большими группами людей, которые руководствуются этими представлениями в своей жизни; это также отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.

Общественное сознание проявляется в традициях общества и общественных настроениях, в науке и искусстве, в морали и праве, в религии и многих других своих формах — формах общественного сознания.

Политическое сознание — это система знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание политической сферы субъектами — индивидами, группами, нациями и тому подобное. Политическое сознание представляет собой систему идей, теорий, взглядов.

'Правосознание' — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права, то есть, это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Религиозное сознание – это совокупность представлений, взглядов, идей, настроений, эмоций, в которых выражается отношение человека и общества к реальному существованию сверхъестественного, потустороннего мира.

Моральное сознание выступает в виде совокупности ценностных ориентиров личности и его поведенческих форм, в сути которых находится моральный идеал. Это то, как мы представляем добро и зло, плохое и правильное.

Художественное сознание – духовная активность личности как предпосылка любой творческой инициативы; процесс художественного пересоздания отражаемой творческим субъектом действительности; результат духовного освоения мира со стороны творческой активности автора-художника.

НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ — часть, аспект сознания, содержанием которого является научное знание и деятельность которого регулируется ценностями, нормами и методами получения такого знания.

  1. Понятие социальной группы. Типологии социальных групп. Понятие социального института. Типология социальных институтов.


СОЦИАЛЬНАЯ
 ГРУППА — любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями

Типологии социальных групп

Общностей в социуме существует огромное множество. Ведь признаков для разделения индивидов может быть очень и очень много. Далее приведена самая распространенная типология социальных групп в социологии:

  1. Классы и слои по социальному статусу (крестьяне, рабочие, предприниматели, государственные служащие, интеллигенция, буржуазия).

  2. Общности по этнической принадлежности (нации, народности, племена и прочие).

  3. Социокультурные общности (поклонники различных субкультур, любители рок-музыки, клубы, созданные фанатами, коллекционеры).

  4. Индивиды, объединенные по территориальному фактору (жители поселков, городов, других различных населенных пунктов, страны, континента, части света).

  5. Религиозные (христиане, мусульмане, буддисты и другие, а также различные секты и группы людей, которых объединяют какие-то обряды).

  6. По признаку профессии (врачи, учителя, водители, юристы программисты и другие группы профессий и специальностей).

  7. Социально-демографические (молодежь, пенсионеры).

  8. Политические объединения (участники партий или политических движений, либералы, консерваторы, и прочие).

  9. Семейно-бытовые группы (семья, быт, различные их виды и формы).

Социальный институт – социальное образование в структуре общества (социума), которое поддерживается с помощью специальных норм. 

экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг;

политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;

институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др;

институты стратификации (касты, сословия, классы), которые детерминируют распределение ресурсов и позиций.

  1. Формационный подход. Учение об общественно-экономических формациях.

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.

Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация.

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

177

Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.

В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка — государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.

Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе — производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:

первобытнообщинная;

• рабовладельческая;

• феодальная;

• капиталистическая;

• коммунистическая (социалистическая).

Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически — шестую формацию) — "азиатский способ производства".

Первобытнообщинная формация характеризуется:

• примитивными формами организации труда (редкое применение механизмов, в основном - ручной индивидуальный труд, изредка — коллективный (охота, земледелие);

• отсутствием частной собственности — общей собственностью на средства и результаты труда;

178

• равенством и личной свободой;

• отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти;

• слабой общественной организацией — отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.

"Азиатский способ производства" был распространен в древних обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя:

• ирригационное земледелие как основу экономики;

• отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);

• государственную собственность на землю и средства производства;

• массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства (бюрократии);

• наличие сильной, централизованной, деспотической власти. Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно-экономическая формация:

возникла частная собственность на средства производства, в том числе "живые", "говорящие" — рабов;

• социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;

• государство и публичная власть.

Феодальная общественно-экономическая формация основывалась на:

• крупной земельной собственности особого класса землевладельцев — феодалов;

• труде свободных, но зависимых экономически (редко — политически) от феодалов крестьян;

• особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах — городах.

При капиталистической общественно-экономической формации:

• основную роль в экономике начинает играть промышленность;

• усложняются средства производства — механизация, объединение труда;

• промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;

• основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.

Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

• отсутствием частной собственности на средства производства;

179

• государственной (общественной) собственностью на средства производства;

• трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;

• справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;

• высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах. Он имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства — понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки — неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формации, нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации).

  1. Цивилизационный подход к обществу.

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975).

Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация.

Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.

Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

К основным цивилизациям относятся (относились):

• шумерская;

• вавилонская;

• минойская;

• эллинская (греческая);

• китайская;

180

• индусская;

• исламская;

• христианская;

• некоторые другие цивилизации.

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих

внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).

Движущими силами истории согласно Тойнби являются:

вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);

• ответ цивилизации в целом на вызов;

• деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).

Развитие всей истории строится по схеме "вызов — ответ". По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

творческого меньшинства;

• инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.

Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно "тушить" энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой.

Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

• зарождение;

• рост;

• надлом;

• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

47.Глобальные проблемы современного общества. Концепция глобализации.

Глоба́льные пробле́мы современности — это комплекс проблем существования и развития человечества в целом. Проблемы имеют планетарный масштаб, от решения которых зависит судьба человечества в целом. Они взаимосвязаны, охватывают разные стороны жизни людей и касаются всех стран и народов современного мира, независимо от уровня их социального, экономического и культурного развития.

Глоба́льные пробле́мы современности — это комплекс проблем существования и развития человечества в целом. Проблемы имеют планетарный масштаб, от решения которых зависит судьба человечества в целом. Они взаимосвязаны, охватывают разные стороны жизни людей и касаются всех стран и народов современного мира, независимо от уровня их социального, экономического и культурного развития.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта