Главная страница
Навигация по странице:

  • Примечали

  • Пасха

  • Вознесение Господне

  • Равноденствие

  • Реферат. Весенние праздники


    Скачать 103.71 Kb.
    НазваниеВесенние праздники
    Дата26.04.2022
    Размер103.71 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаРеферат.rtf
    ТипРеферат
    #497961


    Реферат по народному творчеству

    На тему: Весенние праздники

    Подготовил

    Волгоград 2022

    Благовещение Пресвятой Богородицы.

    Вербное воскресенье

    25 марта / 7апреля.

    Благовещение - благая весть о грядущем рождении Христа. Имя Христос означает «Спаситель», наречено архангелом Гавриилом Богомладенцу. В этот день оно было возвещено миру.

    Благовещение - один из самых больших праздников весны. И люди, и звери, и птицы, и растения этому дню радуются, и даже солнце «играет».

    Третья встреча весны. Первая встреча - на Сретенье, вторая - на Сороки. Сороки - 9/22 марта. Сорок мучеников истязались морозом на покрытом льдом армянском озере. Как будто бы в память о них весенняя природа посылает сорок морозов.

    Весеннее равноденствие. На Сороки день с ночью мирится, равняется. 8 апреля - Вербное воскресенье.

    Примечали:

    • Если на Благовещение снег еще лежит на полях, то лето будет неурожайное.

    • Хорошая погода в день Благовещения предвещает хороший урожай в этом году, ясная до захода - изобильный сенокос.

    • Благовещение прошло, гляди - гром греметь будет.

    • С Благовещением мураши и комары оживают.

    • Благовещение - самый большой у Бога праздник.

    • На Благовещение весна зиму поборола.

    • На Благовещение и на Пасху грешников в аду не мучат.

    • На Благовещение аист прилетает и медведь встает.

    • Благовещение - птиц на волю отпущение.

    • На Благовещение птица гнезда не вьет.

    • Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещение.
    Пасха

    14 апреля /27 апреля.

    Светлое Воскресение Христово названо Пасхой и считается главным праздником Христианской Церкви. Воспоминания о страданиях и воскресении Христа легли в церковную обрядность Страстной недели, поста и Святой недели Пасхи.

    От весеннего языческого праздника христианская Пасха взяла ритуал освящения куличей, изготовление творожной пасхи, крашение яиц.

    Примечали:

    • На Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету.

    • На Святой дождь - добрая рожь.

    • На Пасху ведро - все лето будет ведренным.

    В народе убеждены что солнце «играет» пять раз в году: на Рождество, на Крещение, на Благовещение, на Иоанна Крестителя (Праздник Ивана Купалы - 24 июня / 7июля).

    Вознесение Господне

    23 мая / 5 июня.

    Переходящие праздники - Вознесение и Троица - принадлежат к числу тех, с которыми связано много примет и народных обычаев. Хотя в зависимости от дня Пасхи время их празднования разнится год от года весьма значительно, это не меняет их общего смысла: приходи они раньше или позже - это прежде всего праздник торжествующей весны, наступающего лета, когда природа как бы празднует вместе с человеком свое возрождение. Благодаря этому и связанные с ними обычаи имели особую поэтическую окраску, отразившуюся в песнях, играх, обрядах и поверьях. Вознесение празднуется на сороковой день от Пасхи.

    Примечали:

    • Не приходится Вознесение в среду, а в четверг.

    • На Вознесение в поле не работали. С Вознесения запахивали.

    • На Вознесение пекли лесенки и приговаривали: «Лети, Христос, на небеса, тащи рожь за волоса», - потом ставили печенье в рожь.

    На Вознесение пекли блины, пироги с первым луком зеленым, делали яичницу и драчены, ели это в полях. «На снедь Христу».

    Ночь под Вознесение - соловьиная, соловьи громче и звонче поют, чем в остальные дни.

    Придет Вознесеньев день,

    Сбросит весна-красна лень,

    Летом обернется-прикинется,

    За работу в поле примется.

    Равноденствие

    22 марта – день весеннего равноденствия. Весеннее равноденствие, прежде всего, праздник молодого Солнца, пробуждающего заледеневшую Землю от долгого сна. Энергия весны направлена на физическое и духовное рождение, смену старого новым. Этот день издавна люди наделяли особыми магическими свойствами. Равноденствие весной отмечали праздником Сороки.

    Не в честь белобоких сорок, а в честь сорока мучеников Севастийских. Это были воины христиане, которые приняли мученическую казнь за веру. Память их празднуется 22 марта. Сорок погибших в народном поверье воплотились в жаворонков. В этот день на Руси поминают погибших воинов и всех усопших близких. У русского народа существовала вера, что в этот день прилетают с юга сорок святых душ, в образе сорока разных птиц, знаменуя приход весны, и первая из них жаворонок. "Сколько проталинок – столько и жаворонков".

    Поэтому в некоторых местах праздник помнят под названием "Жаворонки". Действительно, первые жаворонки появляются в средней полосе России примерно в эти дни. Тому, кто первый его увидит и услышит его песню, дарили булку-птицу от всей деревни. Этот день считался птичьим днем. Это день "закликания" птиц. Главный "птичий" праздник народного календаря. Издревле на Руси было принято привлекать к дому скворцов, разорение гнезд которых считалось преступлением. По народным верованиям, хозяйство, в котором есть гнездо ласточки, будет счастливым. Если какой селянин впервые после зимы увидит ласточку, то протягивает ей кусочек хлеба — призывает урожай на своё поле. Это детский праздник, и детям поручают главные обряды — закликание весны, встречу птиц, ряжение весеннего деревца. Утро праздничного дня начиналось с вкусного запаха — хозяйки пекли особые постные булочки – "жаворонков", (кое-где «куликов», «воробушков» или «орешки») из разной муки, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста. К изготовлению «жаворонков» охотно допускаются дети. Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут «преснушками». Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

    Делали куколок - мартиничек. Мартинички - это соединенные пояском две куколки, скрученные из ниток – белая и красная, мужская и женская. Красный и белый цвет – олицетворяют ярую силу жизни и волю богов на эту жизнь данную. Белые нитки – символ уходящей зимы, красные – символ весны и жаркого солнца. Соединенные мужская и женская фигурки разных цветов – единство двух начал, славянский аналог Инь-Янь. Люди в первую декаду марта дарили Мартинички друг другу и хранили этот оберег долгие годы на память. О

    бережный подарок был способом сказать человеку, что он 5 тебе дорог. Девушки и юноши обменивались Мартиничками в знак любви. А новая западная традиция дарить «Валентинки» не такая уж нам и чужая - она лишь перевоплощение старой, родной, забытой. Печеных жаворонков и мартиничек насаживали на длинные палки, шесты и выбегали с ними на пригорки и кричали "заклички" – короткие песенкикричалки, призванные ускорить прилёт гонцов весны. Обряд кликанья весны сопровождался специальными обрядовыми песнями — веснянками. Потом уже можно и полакомиться румяными жаворонками да попытать свое счастье. Птичек обычно съедали, а головку отдавали матери со словами: "Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был". Или печенье раздавали детям со словами "Жаворонки прилетели, на головку сели" - тем самым, благословляя детей. Ребята — это печенье крошили, разбрасывая на 4 стороны птицам на корм. В некоторых деревнях по печеным жаворонкам гадали взрослые: в птичек запекали кольцо, монетку, уголек и т. п.

    Новгородцы приготовляли в этот день из теста птичек по числу лиц, составляющих семейство. В одну из них запекали небольшую монетку. Во время обеда каждый брал по птичке, и тот, кому доставалась с монеткой, считался на весь год счастливейшим. Монетку хранили на божнице или носили с собой для счастья. В ряде мест также выбирали семейного засевальщика. Для этого в жаворонка запекалась монета, и мужчины, не зависимо от возраста, вытаскивал себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева. В первые весенние дни замужние женщины - они были главными участниками обряда, выходили за околицу и кликали Весну. Женщины одевались в яркие, нарядные одежды. Особенно нарядными были головные уборы – сороки - разного вида, украшенные перьями, отороченные мехом, похожие на птиц. Женщины сами принимали образы птиц. Существовало поверье, что, если женщине птица села на голову, на плечо или на руку, весь год у нее будет счастливым и удачным.

    Считалось, что птицы несут с собой ключи от счастья, тепло и свет. Женщины шили обрядовую куклу - Птица – радость - символ этой удачной и счастливой женщины Девушки гадали на будущее замужество - группой пекли сорок пирожков, и каждая помечала каким-то оригинальным способом свой. Потом, разложив их в один ряд на пороге, приглашали в дом собаку. Чей пирожок будет съеден первым та первой и замуж пойдёт. Так говорили, в это верили. С этого дня считали, что новый год полностью входит в свои права.

    В ночь на 22 марта матери не давали спать детям, заманивая их слушать тишину, ожидая особого звука, разносящегося в мире, когда «год ломается».


    написать администратору сайта