Главная страница

вещное и образовательное право по законам ману. Вещное и обязательственное право по законам Ману. Вещное и обязательственное право по законам Ману. Брачносемейные отношения


Скачать 89.5 Kb.
НазваниеВещное и обязательственное право по законам Ману. Брачносемейные отношения
Анкорвещное и образовательное право по законам ману
Дата26.02.2022
Размер89.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВещное и обязательственное право по законам Ману .doc
ТипРеферат
#374264

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
РЕФЕРАТ

Дисциплина: История государства и права зарубежных стран

Тема: Вещное и обязательственное право по законам Ману. Брачно-семейные

отношения.


Выполнил: студент группы ЮВ – 1121(1)

Ф.И.О.: Волкова Самира Исаговна

Город: Железногорск


Омск 2022 г.


Оглавление


Введение 3

Вещное и обязательственное право по законам Ману 4

Брачно-семейные отношения 7

Заключение 11

Список использованных источников 12



Введение



Актуальность темы. Законы Ману– это памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества - Ману. Законы Ману представляют собой сборник религиозно-моральных наставлений, изложенных в стихотворной форме и относящихся в своей окончательной редакции к середине II в. н.э.

Нормы поведения изложены в законах Ману в определенной специфической манере, поскольку одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. В содержании норм всех институтов данного сборника права прослеживается глубинная связь права и религии,  особенно характерная для древнеиндийского общества.

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы.

Объектом настоящего исследования выступают древнеиндийские источники права.

Предметом исследования являются основные положения, касающиеся вещного, обязательственного и семейного права по законам Ману.

Целью настоящей работы является анализ вещного, обязательственного и брачно-семейного права по законам Ману.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть особенности вещного и обязательственного права;

- охарактеризовать брачно-семейное право.

Методологическую основу исследования составили общенаучный (диалектический) метод познания и частно-научные методы.

Вещное и обязательственное право по законам Ману


При характеристике вещных прав следует указать, что законы Ману ярко свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений1.

В 8 главе говорится о межевых спорах между различными деревнями, а также о спорах между отдельными крестьянами.

В гл.10, ст.115 перечисляются семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.

Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течении 10 лет, то он лишался права получить эту вещь обратно. Суровое наказание за: незаконное присвоение чужого имущества, воровство, уничтожение или повреждение.

Обязательственное право характеризуется не слишком развитой регламентацией. В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и некоторые другие, а также общие положения о договоре.

Из общих положений следует отметить положения, касающиеся недействительности договора. Так, договор считался недействительным, если он был заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться.

Законами Ману предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия недействительно.

Если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право «отдавать постепенно» (т.е. предоставлялась отсрочка).

В законах Ману довольно детально был разработан договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Однако при всей урегулированности данных отношений в праве сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались хитрость, принуждение путем захвата, сила. Кроме того, царь вправе был штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.

Законы Ману регулировали договор личного найма. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников.

Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание2.

Регулирование договора купли-продажи также сопряжено с особенностями.

В древней Индии существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиболее предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.

Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.


Брачно-семейные отношения



Брачно-семейным отношениям («дхарма жён и мужей») в Законах Ману посвящены в основном главы III и IX. В них выделяется восемь форм брака, которые были распространены в Индии. Первые четыре, поощряемые брахманами, включали брахму (вручение отцом «наделённой драгоценностями» дочери жениху), дайву (вручение дочери жрецу, когда он исполняет обряд), аршу (отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и коровы или двух пар) и праджапатью (вручение отцом дочери жениху после слов «Исполняйте вместе дхарму»). Другие («дурные») виды включают асуру (покупка невесты), гандхарву (добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей), ракшасу (похищение невесты) и самый худший вид - пайшачу (насилие над девушкой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или безумной).

Брать в жёны несовершеннолетних не запрещалось. Многожёнство не поощрялось, но муж мог взять вторую жену, если первая была склонна к пьянству, злобна или расточительна. В истории большинства стран правовое положение мужчин и женщин не было одинаковым. В условиях существования патриархальной семьи, лишь мужчина мог быть полноправным человеком, женщина же всегда была ограничена в правах и подчинена мужчине: сначала отцу и брату, затем мужу и сыну. Она была незаменима лишь с точки зрения необходимости продолжения рода, чем и определялся ее статус, общественное положение и широта предоставляемых ей прав.

Особенности правового статуса женщины в Древнем Вавилоне, Древней Индии и в Древнем Риме можно определить путем анализа сборников правовых норм, существовавших в те времена – Законов Хаммурапи, Законов Ману и Законов XII таблиц.

Женщина в Древнем Вавилоне не была бесправной: она могла, например, принимать участие в деловой жизни и заключать договоры, нести храмовую службу, однако в семейной жизни была значительно подчинена мужчине3.

Будущего мужа женщине выбирал отец. Он давал ей приданное, а жених должен был уплатить за нее выкуп отцу, в качестве потери рабочей силы. После этого заключался брачный договор, в противном случае брак считался недействительным4.

В Древнем Вавилоне существовало два принципа – свободный развод у мужчин и ограниченное право на развод у женщин. Для женщин было установлено три законных основания к разводу: прелюбодеяние мужа, безосновательное обвинение в супружеской неверности и оставление им дома и местности проживания. Последняя причина имела оговорки: 1) жена могла уйти только, если у нее нет средств существования, 2) если мужа брали в плен, и он возвращался, жена возвращалось к нему, 3) но если он бросал поселение и убегал, права на возвращение жены он не имел. При этом сыновья шли за своим отцами. Муж мог прогнать женщину без всяких причин. Вескими аргументами считались бесплодие жены, тогда муж мог взять наложницу, которая не равнялась в правах с женой; тяжелая болезнь, однако муж был обязан ее содержать, а если она захочет вернуться в отчий дом – возместить приданное5.

В области имущественных отношений жена имела определенные права: исключительное право на свое приданное, она забирала его при разводе; могла распоряжаться документально закрепленными дарами мужа; могла претендовать на долю от наследства мужа; в случае смерти мужа-раба женщина, если она приходилась дочерью полноправному человеку, могла претендовать на половину совместно нажитого имущества.

Жена не была материально бесправной, но имела ограничения. Например, оставшись вдовой, она не имела права отчуждения, доставшегося ей от мужа имущества. Муж мог продать жену в рабство за долг или не послушание, тем не менее, женщина обладала свободой, не будучи равной мужчине.

Жрицы имели привилегии в древневавилонском обществе. Они обладали большей правомочностью, нежели обычные женщины: могли заключать договор купли-продажи; при разводе от мужа, которому родила детей, получала не только приданное, но и половину его имущества; если отец не дал ей приданного, она получала в распоряжение долю от его имущества. Таким образом, жрицы имели гарантированное право на наследство, на обеспечение, имели право принимать участие в деловой жизни6.

Немного иным был статус наложниц: претендовала на долю в имуществе отца, только если он не обеспечил ее приданным и не выдал замуж; не равнялась с женой мужчины, в доме которого находится, даже в случае рождения ему детей.

В сравнении с вавилонским обществом, женщина в Древней Индии находилась в приниженном положении. Она считалась объектом собственности своего мужа. Брак представлял имущественную сделку, в результате которой муж приобретал себе жену, и она становилась его собственностью. Женщина должна была посвятить свою жизнь семье, беспрекословно почитать своего мужа, после его смерти оставаться ему верной. Она не могла вторично выйти замуж, после смерти мужа. Такой брак считался позорным (ЗМ, гл. V, ст. 162). Муж же мог свободно жениться, после смерти своей жены. Также женщина не могла выйти из брака, даже если муж продал или оставил ее (ЗМ, гл. IX, ст. 46)7.

Если жена не приносила мужу потомства, он мог взять другую на 8 году жизни; если рожала мертвых – на 10; только девочек – на 11; а если «говорит грубо» — немедленно (ЗМ, гл. IX, ст. 81).

Женщина не имела доступа к священным книгам и религиозным учреждениям, считалась неспособной к обучению8. Законы Ману называют шесть видов собственности женщины: данное при помолвке, на свадьбе, в знак любви, полученное от брата, матери или отца. Также в Древней Индии женщина не могла выйти замуж за человека из более низкой варны, при этом мужчина мог жениться на девушке ниже статусом, тем самым подымая значимость ее рода.

В Древнем Вавилоне в неравных браках женщина сохраняла, а ее дети наследовали более высокий статус. Таким образом, женщины в этих государствах подчинялись мужчине, однако у этого есть плюс: мужчина обязан был их обеспечивать, воспитывать детей, от женщины требовалось лишь рождение потомства. Правовой статус женщины в Древнем Риме имеет несколько отличий. Сохранялся контроль отца над дочерью, однако появляется понятие эмансипация – освобождение зависимого члена семьи из-под отцовской власти. Такое освобождение автоматически происходило, если девушка избиралась весталкой. После смерти отца дети переходили под власть опекуна, контроль которого мог быть не таким строгим, к тому же от него можно было избавиться. Затем роль опекунства снижается, появляются законы, позволяющие выходить из-под опеки свободнорожденным женщинам, родившим троих детей и вольноотпущенницам, имевшим четырех. Необходимо было согласие женщины на вступление в брак. К тому же существовала форма брака, при которой женщина не подчинялась мужу, а оставалась под властью отца. Измена жены каралась смертной казнью. Женщинам запрещалось усыновлять детей. После развода или смерти супруга женщины сталкивались с проблемами доказательства отцовства детей, родившихся после этого. Имущественные права женщины зависели от формы брака. При браке жена была лишена активной имущественной правоспособности: все, что она приобретала, переходило к мужу9. Если оставалась под властью отца – получала наследство от него, полноправно распоряжалась приданным, если под властью мужа, то получала наследство от мужа, лишалась приданного. Получала в полное распоряжение имущество, выделенное человеком, под властью которого она находилась.

Законы Ману признавали полигинию (многоженство). Число жен было определено законом для каждой варны. Древнеиндийскому праву были известны восемь способов заключения брака: похищение, договор купли-продажи, договор о передаче дочери её отцом жениху и др. Они делились на две категории: хорошие и дурные. К последним относились все браки, совершённые без согласия родителей, в том числе и браки по любви.

Брак по Законам Ману прекращался смертью и разводом. Идеальным для благочестивого индийца считался пожизненный брак: «Взаимную верность надо сохранять до смерти», - это должно считать выраженной вкратце высшей дхармой мужа и жены. Мужчина и женщина, соединённые браком, должны стараться не быть разлучёнными и не нарушать своей взаимной верности».

Развод допускался в исключительных случаях, как по инициативе мужа, так и жены.

Законы устанавливали необходимость серьёзных причин для развода. Развод допускался, как правило, при наличии вины другого супруга, как-то: прелюбодеяние, грубые пороки одного из супругов, пьянство, сварливость, злобность, расточительность, вытравление плода (аборт) женой без ведома мужа.

Заключение



Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

При характеристике вещных прав следует указать, что законы Ману ярко свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.

Обязательственное право характеризуется не слишком развитой регламентацией. В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и некоторые другие, а также общие положения о договоре.

Древнеиндийскому праву были известны восемь способов заключения брака: похищение, договор купли-продажи, договор о передаче дочери её отцом жениху и др. (ЗМ, III, 20-34). Они делились на две категории: хорошие и дурные. К последним относились все браки, совершённые без согласия родителей, в том числе и браки по любви.

Брак по Законам Ману прекращался смертью и разводом. Развод допускался в исключительных случаях, как по инициативе мужа, так и жены. Законы устанавливали необходимость серьезных причин для развода. Развод допускался, как правило, при наличии вины другого супруга, как-то: прелюбодеяние, грубые пороки одного из супругов, пьянство, сварливость, злобность, расточительность, вытравление плода (аборт) женой без ведома мужа.

Список использованных источников





  1. Баранова Н. С. Правовое положение женщин в древнем Вавилоне // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2014. – № 2. – С.24-28.

  2. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х томах. Т. 1. – М.: Высшая школа, 2008. – 650 с.

  3. Вигасин А. А. История древнего Востока. – М.: Дрофа, 2007. – 668 с.

  4. История государства и права зарубежных стран. В 2-х ч. Ч.1. / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. - М.: НОРМА, 2010. - 650 с.

  5. Ляшенко Е. Н. Правовое положение женщины по древнеиндийским источникам // Вестник ВУиТ. – 2013. – №2 (78) – С.210-212.

Матиенко, Т.Л. История государства и права зарубежных стран. Практикум. Учебн.-практ. пособие / Т.Л. Матиенко. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 193 c.

8. Пашенцев, Д.А. История государства и права зарубежных стран в схемах / Д.А. Пашенцев. - М.: Эксмо, 2018. - 160 c.

9. Прудников, М.Н. История государства и права зарубежных стран: Учебник. / М.Н. Прудников. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 543 c.

10. Рубаник, В.Е История государства и права зарубежных стран / В.Е Рубаник. - М.: Эксмо, 2018. - 480 c.

11. Рубаник, В.Е История государства и права зарубежных стран / В.Е Рубаник. - М.: Эксмо, 2018. - 544 c.

14. Сажина, В.В. История государства и права зарубежных стран. Новое и Новейшее время: Ответы на экзаменационные вопросы / В.В. Сажина, Д.Е. Тагунов, Д.В. Мазарчук.. - Мн.: Тетралит, 2018. - 224 c.

15. Сажина, М.А. История государства и права зарубежных стран. Ответы на экзаменационные вопросы / М.А. Сажина. - Минск: ТетраСистемс, 2018. - 224 c.

16. Саломатин, А.Ю. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / А.Ю. Саломатин. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 344 c.

17. Саломатин, А.Ю. История государства и права зарубежных стран: Учебно-методический комплекс / А.Ю. Саломатин. - М.: НОРМА, 2017. - 496 c.

18. Севастьянов, А.В. История государства и права зарубежных стран в вопросах и ответах / А.В. Севастьянов. - М.: Проспект, 2016. - 144 c.

19. Тинт, Ю.С. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / Ю.С. Тинт. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2018. - 112 c.

20. Томсинов, В.А. История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века): Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям / В.А. Томсинов. - М.: Зерцало, 2017. - 128 c.

21. Хрусталева, З.А. История государства и права зарубежных стран в вопросах и ответах: Учебное пособие для ВУЗов / З.А. Хрусталева. - М.: Проспект, 2016. - 144 c.

1 История государства и права зарубежных стран. Часть 1. / Под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2003. – С. 56.

2 Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран. – М.: Норма, 2012. – 650 - С. 65.

3 Баранова Н. С. Правовое положение женщин в древнем Вавилоне // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2014. – № 2. – С.24.

4 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. А. Крашенинникова. Т. 1: Древний мир и Средние века / Сост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. – М.: Норма, 2007. — С. 56.

5 Там же. – С. 69.

6 Баранова Н. С. Правовое положение женщин в древнем Вавилоне // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2014. – № 2. – С.26.

7 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. А. Крашенинникова. Т. 1: Древний мир и Средние века / Сост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. – М.: Норма, 2007. — С. 56.

8 Ляшенко Е.Н. Правовое положение женщины по древнеиндийским источникам // Вестник ВУиТ. – 2013. – №2 (78) – С.210.

9 Мнацаканян Э.Г., Белюшина Т.И. Исторический процесс формирования и развития юридического статуса женщин в древнеримском праве // Государство и право в XXI веке. – 2015. – № 2 – С.46.



написать администратору сайта