Главная страница
Навигация по странице:

  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

  • Оглавление Введение 3Глава 1 Этапы формирования 41.1 Формирование культа Яхве 4 1.2 От политеизма к монолатрии 8

  • Ветхозаветный иудаизм. Ветхозаветный иудаизм формирование, религиознофилософские идеи


    Скачать 42.48 Kb.
    НазваниеВетхозаветный иудаизм формирование, религиознофилософские идеи
    АнкорВетхозаветный иудаизм
    Дата24.03.2022
    Размер42.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаproekt_dlya_zaytsa[1].docx
    ТипДокументы
    #412666

    Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация

    «Алтайский техникум кинологии и предпринимательства»

    СОГЛАСОВАНО Председатель ПЦК

    __________ М.А. Хромых

    «_____»__________20__




    УТВЕРЖДАЮ Зам.директора по УР

    ________О.В.Решетило

    «____»_________20___


    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

    по дисциплине: БОПр.04 История

    на тему: «Ветхозаветный иудаизм: формирование, религиозно-философские идеи»

    Выполнил студент « » 20 г. Гасилина. В. Д.

    (подпись) (ФИО)

    Специальность 35.02.15. Кинология Группа К-21-00/1

    Квалификация Кинолог

    Руководитель работы « » 2022 г. Широков О.А.

    (подпись) (ФИО)

    Работа защищена «_____» ___________20___г. Оценка______________

    Барнаул 2022

    Оглавление


    Введение 3

    Глава 1 Этапы формирования 4

    1.1 Формирование культа Яхве 4

    1.2 От политеизма к монолатрии 8

    1.3 От монолатрии к монотеизму 13

    Заключение 17

    Список использованных источников 18


    Введение


    Актуальность темы исследования Ввиду усугубившихся в ХХI в. этнополитических конфликтов на территории Ближнего Востока, интерес к культуре стран региона возрос. Пытаясь осмыслить проблематику вооруженных конфликтов их причины и предысторию, исследователи обращали внимание в том числе и на культурные традиции этнических групп, живущих в пределах государств изучаемого региона. Особенное внимание привлекают вопросы связанные с изучением религиозных институтов на востоке. Одной из самых древних религий является иудаизм. Однако современный реформаторский иудаизм, который исповедается большей частью представителями данной конфессии, сложился в результате длительного периода развития. Учитывая влияние ветхозаветной традиции на культуру древнего Ближнего Востока, на становление и развитие других религий, данная работа посвящается изучению раннего этапа Иудаизма — ветхозаветному периоду.

    Цель работы: Рассмотреть этапы и особенности формирования религиозно-философских идей, ветхозаветного иудаизма.

    Задачи:

    1.Описать религиозное начало формирования культа Яхве;

    2.Рассмотреть особенности перехода от Политеизма к Монотеизму;

    Объект исследования: религии народов мира.

    Предмет исследования: культура ветхозаветного иудаизма.

    Глава 1 Этапы формирования

    1.1 Формирование культа Яхве


    Иудаизм является первой по своей структуре монотеистической религией мира. Данное качество сформировалось в течении длительного процесса складывания религиозных представлений еврейского народа, в контексте западно-семитской мифологии и культуре древнего ближнего востока. Мы осознаем, что Иудаизм как и любая другая религия выполняет свои непосредственные функции, а именно: компенсирующую, интегрирующую, регулирующую. На наш взгляд, здесь следует остановиться и коротко охарактеризовать каждую из этих функций. Компенсирующая функция религии, выступая в роли покровителя и утешителя, посредника между пугающими, всесильными и необъяснимыми силами природы и слабым, подверженным этим силам, человека, призвана предохранить от этого злого воздействия внешних сил, и в тоже время научить, как защититься от этого воздействия, задобрив злые силы. В то же время данная функция, в условиях мифологического мышления древних людей, позволяла компенсировать бессилие человека, ограниченность его знаний и умений, несовершенство социального, политического, экономического устройства общества и государства. Веря в духов и богов, принося им жертвы и дары, молясь им и уповая на их благосклонность, человек добровольно отдавал себя под покровительство сверхъестественных сил в чье всемогущество он искренне верил. Интегрирующая функция, заключается в объединении людей в рамках мифологического мировоззрения, сложившегося под влиянием социальных, этических и духовных ценностей. Таким образом любая религиозная концепция освящает сложившиеся нормы и существующие порядки и тем содействует социальной, идейной и политической интеграции. Роль данной интеграции разнообразна: сплочение народа в момент опасности, примирение враждующих групп, необходимость достижения целей. Данная функция религии, в условиях религиозности человека, характерная для древних обществ, являлась необходимым условием для нормального функционирования государства.

    Регулирующая функция, выражается в идеологическом контроле над всеми сферами жизни человека. Религия сформировавшись, приобретя устойчивые структурные очертания, создав догматы и практические методы воздействия на мышление и поведение людей, приспосабливает к своим потребностям соответствующие ее нормам системы духовных и этических ценностей, ритуалы и церемониал, праздники и обряды, стереотипы поведения и т.д. Учитывая тот факт, что именно в рамках этой функции религии обычно закладывались и веками тщательно соблюдались основы религиозной морали, в свою очередь восходящие к общечеловеческим принципам этики, к понятиям о добре и зле, хорошем и плохом, справедливости и несправедливости. Религия всегда выступала хранительницей этих норм морали, а кризис религии вел к деградации нравственных ценностей. Наряду с перечисленными религия имеет и ряд других функций, важных для понимания ее роли в обществе, но в рамках нашей темы нет необходимости их рассмотрения. Как уже было сказано, иудаизм претерпел многие этапы развития, в данной работе исходя из темы, мы рассматриваем начальный этап, а именно период ветхозаветного иудаизма охватывающий период от 13 до 2 вв. до н.э. В данной главе будет рассмотрена проблема формирования культа Яхве, который мы рассмотрим в двух условных этапах. В первый мы включим рассмотрение зарождения политеистических верований и их эволюцию в т.н генотеизм, и переход от генотеизма к монотеизму. При этом мы не будем забывать, что в различные периоды Иудаистическая мифология испытывала влияние египетской и особенно иранской мифологии.

    Формирование культа Яхве, а вместе с ним и всей религии евреев неразрывно связывается с историей народа, куда входят различные и постепенные этапы становления государственности древних евреев. Поэтому рассмотрение вопроса становления единого культа необходимо начинать с истории союза племен. В IV тысячелетии до н. э. Жители Палестины селились по берегам рек и в долинах, строили дома и занимались орошаемым земледелием. В III тысячелетии положение изменилось: Египет начал вести торговлю с Сирией и Палестиной, угрожая им в то же самое время военным вторжением. Население перебралось на возвышенности и приступило к постройке крепостей и защитных валов. Эти постройки стали особенно необходимыми, когда в середине III тысячелетия на Палестину стали совершать набеги семитские племена. Начиная с XX века до н. э. В Палестине, Сирии и Месопотамии появляются новые племена — амореи. В это время Палестина находилась под властью Египта, хотя её города имели некоторое самоуправление. В начале XIV в. до н. э. Палестину заполнили семитские племена , известные из Библии. В XIII в. до н. э. На территорию Ханаана с юга из пустыни пришли семитские племена. Постепенно они завоевали существовавшие здесь города-государства и изгнали, уничтожили или ассимилировали местное население. Сказания, вошедшие в Библию, повествуют о том, что прежде эти племена жили в рабстве в Египте, затем бог Яхве освободил их с помощью Моисея, который на горе Синай заключил от имени их союз (завет) с богом, пообещавшим дать им райскую землю Ханаан. Во время военной опасности во главе союза вставали избранные военачальники (в Библии их называют судьями).

    Наиболее известными из библейских судей были Девора, Гедеон, Иеффай и Самсон. Стоит отметить, что на протяжении своей истории еврейский народ делился на две резко отличающиеся друг от друга группы: на израильтян, занимавших северную часть Палестины, и на иудеев, осевших в южной части страны. Между обеими группами существовал глубокий антагонизм, только на короткое время две группы объединились в монолитное государство. Под влиянием более развитого в общественно-экономическом отношении местного населения, образ жизни израильских племен изменился. Вместо выбираемых предводителей, во главе союза племен стали стоять цари. Так возник царский период израильского государства.

    Планировал воздвигнуть храм, но эта задумка была осуществлена при его приемнике. Приемником Давида стал царь Соломон (970-931 гг. до н. э.), который стремился поддерживать дипломатические отношения со всеми государствами, чаще всего путем династических браков. В союзе с финикийцами он вел большую морскую торговлю. Однако экономический подъём страны привел к дифференциации доходов населения, сказавшись на социальном расслоение граждан. Росла пропасть между богатыми и бедными: большая часть населения перешла за черту бедности. С именем Соломона связано возведение храма Яхве в Иерусалиме и постройка царского дворца. После смерти царя государство распалось на две части.

    Этапы формирования культа Яхве и деятельность пророческого движения делится условно на три периода: первый связывается с временем до вавилонского пленения, второй в пленный, а третий с после пленной жизнью израильтян.

    1.2 От политеизма к монолатрии


    У западно-семитских народов, населявших с 4 — 3-го тыс. до н. э. Сирию, Финикию и Палестину, не сложилась единая для всех этнических групп система мифологических представлений, несмотря на языковую близость, общность важнейших элементов культуры, постоянные контакты. В отдельных этнических общностях складывались свои мифологические представления, по структуре близкие и имевшие общих божеств, но наряду с этим также существовали и местные локальные божества. При этом, в зависимости от ситуации на первый план могли выдвигаться разные боги, а в их облике преобладали те или иные черты, появлялись новые. Наличие на раннем этапе общих мифов и божеств (в т.. ч. верховных) не привело к формированию единого пантеона, наоборот, в поздней западно-семитской мифологии местные боги играли первенствующую роль и становились верховными божествами, перенимая качества более ранних верховных богов. Отсюда следует, что религия древних израильтян и иудеев, как религии других окружавших их народов была политеистичной.

    Имена богов в западно-семитской мифологии часто были табуированы. Они, как правило, заменялись эпитетами. Главой древне-израильского пантеона был общесемитский бог Эл (иначе Элоах или Элохим. Само это имя собственно и значит «бог». Слово «элохим» внешне имеет форму множественного числа, однако в действительности оно таковым не является и постоянно в тексте Библии согласуется с глаголами в единственном числе.

    Так было и в угаритском языке, где засвидетельствована и форма «илум», соответствующая еврейской «элохим». Здесь мы можем наблюдать, что уже в Угарите происходило смешение этих форм слова с формами множественного числа. Таким образом, можно сделать вывод, что ветхозаветная форма «элохим» отражает традиции, общие для всего сиро-палестинского региона. В I тысячелетии до н.э. мимация исчезла, однако обозначение бога с окончанием -м- сохранилось, такие аналогичные формы существовали в финикийском и аммонитском языках.

    Пророк Иезекииль рассказывает, что у северных ворот Иерусалимского храма Яхве женщины совершали обрядовое оплакивание умершего Таммуза. Иеремия рассказывает: «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать меня .Обрядность священного брака Эла и Ашеры воспроизводит обличительная речь позднего пророка, включенная в книгу Исаии: «На высокой и выдающейся горе ты ставишь ложе твое и туда восходишь приносить жертву. За дверью также и за косяками ставишь памяти твои; ибо, отвратившись от Меня, ты обнажаешься и восходишь; распространяешь ложе твое и договариваешься с теми из них, с которыми любишь лежать, высматриваешь место.» Многие детали иудейского язычества нам ясны из описания религиозной реформы, которую осуществил в 621 г. до н. э. Иудейский царь Иосия .В Иерусалимском храме находились статуи и утварь, связанные с культами Баала, Ашеры, Солнца, Луны, звёзд и всего «воинства небесного». В храме имелись и колесницы Солнца, и кони, которых иудейские цари посвящали ему. Несомненно, обрядность служения Солнцу включала ритуальный проезд на священной колеснице изображения этого божества, что соответствовало прохождению Солнца по небесам от восхода до заката. При храме находились специальные дома, в которых жили жрицы-блудницы ткавшие для Ашеры одежды. Особое место в иудеском пантеоне занимал бог Яхве .Когда в XIII в. до н. э. был создан племенной союз для захвата Палестины, Яхве был лишь покровителем этого союза, почитаемым всеми двенадцатью племенами и символизировавшим связующую их силу. Само его имя (оно означает «сущий») избегали произносить. Вместо него говорили и читали «господь мой»- «адонай». Когда масореты огласовывали Ветхий завет, они к согласным, образующим слово «Йахве», присоединяли гласные от слова «адонай». В результате получилось никогда не существовавшее слово «Йехова». Языческая мифология Яхве реконструируется по сказаниям, которые не были устранены в процессе монотеистического редактирования. Культ Яхве был привнесен группой племен, прибывшей с юга. Эти племена кочевали по пустыне и обожествляли, олицетворяли различные явления природы, а также небесные светила. Наиболее почитаемым из созданных, фантазией древних людей, богов-существ было древнесемитское божество с крыльями по имени Яхве, оно летало в облаках, появлялось в грозах, вихрях и молниях, а также в огне. Бог-вихрь охранял племена во время кочевий, когда их подстерегали опасности, а также от богов других народов, отпугивая их своим появлением то в виде огненного столба, то в виде громадного облака. Кочевники верили, что они встречаются с божеством в сиянии молнии, в раскатах грома, считая, что так проявляется его гнев. Они ощущали власть божества во время землетрясений, извержений вулканов. В песне Деворы, одной из древнейших частей Ветхого завета, восходящей к XIII в. до н.э., показан израильский бог Яхве: «Когда выходил Ты, Господи, от Сеира, когда шел с поля Едомского, тогда земля тряслась, и небо капало, и облака проливали воду; горы таяли от лица Господа, даже этот Синай от лица Господа Бога ИзраилеваПомимо этого Яхве выполняет те же самые функции, что и боги других народов, близкородственных к евреям. В книге пророка Иеремии говорится: «Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса. По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Своих.» А у пророка Захария сказано: «Просите у Господа дождя во время благопотребное; Господь блеснет молниею и даст вам обильный дождь, каждому злак на поле.» Из этого следует, что Яхве — бог- громовержец, управляющий силами природы. Во всех этих фрагментах прослеживаются фрагменты древних мифов, в которых Яхве побеждает силы зла и устанавливает вселенский порядок. Политеистическая основа прослеживается в сказании об изгнании человека из «Сада Эдема». Здесь Яхве фигурирует как один из богов, опасающихся того, что человек приобретает божественную сущность: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. Мы наблюдаем, что в исходном варианте предания, помимо Яхве были и другие боги, именно к ним он и обращается оправдывая изгнание человека из Эдемского Сада. Еврейские племена, прибывшые в Палестниу с востока почитали не Яхве, а семитских богов. Эти этнические группы поклонялись таким богам как ЭлШаддай (т.е. бог гор) и Элохим, в котром проявлялась божественная сила различных «элов». После заключения племенного союза еврейским племенам пришлось отказаться от культа Элохима. «Итак бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу. Переход от одних божеств к другим, объясняется следующим образом, что Элохим слился с божеством племенного союза Яхве. Это произошло путем трактовки идеи, что Элохим — тот же самый бог, что и Яхве, только его имя было неизвестно, поскольку Яхве открыл свое имя Моисею, когда явился ему в виде несгораемого куста( неопалимой купины). Предки, почитаемые евреями за своих древних праотцов, поклонялись безымянному богу. Если же речь шла о божествах союзников, то они сливались с Яхве, их святилища становились в места поклонения ему, и все их эпитеты переносились на Яхве. Переход от кочевого образа жизни к оседлому- земледельческому ускорил процесс объединения черт Яхве и местных богов плодородия. Таким образом Яхве не исключал существования других богов. У каждой этнической общности или группы племен был свой бог. Но при этом все еврейские народы признавали Яхве. Беды, согласно Библии, начинаются с того, что кто-то начинает почитать «чужого» бога, забывает собственного и начинает поклонятся чужим богам, от того, как израильская религия стала отрицать существование любых других богов, кроме Яхве, она прошла этап признания их существования, но осуждала поклонение им. Подобная своеобразная форма верования в собственного бога в науке получила название монолатрия.

    1.3 От монолатрии к монотеизму


    Согласно данным американского востоковеда Уильяма Олбрайта, на основе клинописных документов, установлено, что в период с 1500 по 1200 гг. до н.э. в странах Западной Азии широко проявились монотеистические тенденции. Одним из доказательств этого утверждения будет являться попытка установления в XIV в. до н.э. в Египте, Эхнатоном фараоном 18 династии, монотеистического культа Атона, почитаемого под символом солнца. Однако эта попытка не удалась, и после смерти фараона, приверженцы нового культа преследовались.

    Сегодня благодаря археологическим открытиям, мы знаем, что вплоть до XIII века до н.э. существовали тайные секты Атона. Отсюда мы можем сделать вывод, что монотеистические тенденции могли быть восприняты семитскими группами кочевников и возможно привнесены на территорию Палестины. Позднее, в эпоху формирования древнееврейского государственного объединения при правлении царей Саула, Давида, Соломона, жрецы Иерусалима, пользуясь доминированием Иудеи, объявили войну ханаанским богам и пытались навязать северному населению культ Яхве в качестве государственной религии. Борьба яхвизма с богами Ваалом и Астартой заполняет большую часть библейских сказаний . Стремясь укрепить монархию, жрецы упразднили все храмы в Ханаане, а Иерусалимский храм сделали единственным центром культа Яхве.

    С возникновением царской власти Яхве приобрел новые качества. Он стал также и царем, который с небесного трона правит судьбой земного царства — Израиля. Земные цари являются выразителями воли небесного царя, хранителями его законов и совладетелями власти. Культ Яхве, для поклонения которому был построен храм, способствовал централизации верховной власти. Яхве представляется в ветхозаветной традиции царем и предводителем Израиля . Одновременно он — бог богов т. е. Верховный бог — глава пантеона, «великий царь над всею землею. Исследование книги Псалмов даёт нам возможность установить, что в иудее ежегодно справлялся праздник воцарения Яхве. Но и в это время наряду с Яхве почитались другие боги, рядом с его храмом воздвигались в их честь алтари и храмы. Широкие связи Соломона с соседними странами и его династические браки способствовали распространению чужих культов. Так, стало популярно поклонение Ваалу, зачастую поддерживаемое самим царем в ущерб культу Яхве. Это явление отразилось в сознании низших слоев населения как непосредственная причина и источник социальной несправедливости, углубившейся в процессе становления классовых отношений, усиления деспотической власти, роста влияния земельной аристократии и жречества. О распространении подобных взглядов, можно судить по высказываниям первых пророков, которые подвергали резкой критике искажение культа Яхве.

    Они выступали против поклонения чужим богам, так как считали, что именно в этом кроется источник всех бед, Их учение строилось на идеи, что судьба государства Израиля и его жителей станет лучше, если народ откажется от поклонения чужим идолам, и станет почитать только одного бога — Яхве. Библейские пророки проповедовали мысль, что Яхве является издревле не только главным богом израильского пантеона, но и единственным богом Израиля. Распространение в израильской среде языческих культов представляет, с их точки зрения, схождение с истинного пути, а именно поклонение только Яхве. Беды, которые претерпевает Израиль — это следствие нарушения израильтянами договора, который они заключили с богом, наказание за грех и преклонение другим (по их представлению, чужим) богам. Однако программа пророков, направленная на исключительности культа Яхве не находила поддержки в правящих кругах и царей. Ситуация изменилась когда в следствии агрессивной политики Ассирии во второй половине VIII в. до н.э. государства Израиль и Иудея не подверглись опасности. В это время учения пророков были поддержаны царями, которые увидели в культе Яхве политическую и идеологическую силу для сплочения народа в борьбе против внешних врагов. Когда в 721 г. до н.э. пал Израиль, царь Иудеи Иосия провел религиозную реформу суть которой заключалась в признании исключительности культа Яхве и насильном его насаждении. Но и в это время Яхве по-прежнему был не единственным, а лишь самым могущественным из богов. При этом жизнь людей не становилась лучше, постоянные набеги на Палестину, со стороны враждебных народов приводили в сознании людей к разрушению идеи защитника -Яхве и его всесильности. Данные события привели пророческое движение и учение пророков в состояние религиозного кризиса, ведь именно они являлись пропагандистами культа Яхве. Выйти из этого кризиса пророки сумели, провозгласив, что Яхве не просто один, хотя и самый могущественный из богов, а единственный бог, без ведома которого в этом мире ничего не делается и не происходит, так что он не отступает перед воинствами чужих богов, а сам посылает их на Иудею: ведь, будучи единственным повелителем, он имеет власть и над вражескими силами, Чужеземные завоеватели — посланники Яхве, которые пришли и наказали Израильский народ за грехи и неверие в своего единственного бога.

    В вавилонском плену учения пророков стали особенно авторитетны. Пленники могли верить в судьбу и надеяться на возвращение домой лишь в том случае. Если видели в Яхве силу способную изменить всё к лучшему. То есть если Яхве повелел им страдать в плену, то нужно отбыть наказание, чтобы бог позаботился об их возвращении на родину. Но Яхве представлялся уже не просто богом покровителем народа, а повелителем всего мира. Из этого следует, что Яхве уже не сам спуститься с небес и поможет освободиться своему народу, как это уже было во время исхода из Египта, а придет мессия, его посланник . Так во время вавилонского плена возникла идея веры в мессию, что первоначально означает приход спасителя по велению Яхве.

    Позднее вера в мессию обросла различными деталями и дополнениями, превратившись в основу официальной еврейской религии. Начиная с этого времени мессия появляется в предсказаниях пророков в разных проявлениях, как спаситель, и как царь-победитель. За время вавилонского пленения произошли и другие изменения в религии евреев. До разрушения Иерусалимского храма центральным обрядом являлось приношение жертвы руками священников. В плену храмы не воздвигались, вместо этого появлялись места для собраний, именуемые синагогами. Эти места уже не связывались с приношением жертвы. Данный обряд заменялся песнопениями и молитвами и проповеди учителей. Так во время пленения возник институт синагог, а вместе с ним и возрос авторитет учителя, рабби, Раввина. После возвращения на родину укрепившиеся в вере в Яхве израильтяне, начали тщательный сбор письменных и устных преданий, повествующих о Яхве, связанных с его культом.

    Эта деятельность привела к появлению еврейской Библии. В процессе составления текста происходила обработка мифов, появлялись искажения, следы влияния других «ранних» богов ретушировались, что только способствовало оформлению монотеизма. Во время персидского владычества, в еврейской религии появляются некоторые персидские элементы. Так как персидская религия отличалась крайним дуализмом, то согласно этой концепции в мире существуют два принципа, два бога — Ахурамазда и Анхра-Майнью, олицетворяющие добро и зло. Эти божества постоянно ведут борьбу друг с другом, окончательное сражение между ними должно произойти в конце света, когда добро победит зло и вновь сотворит мир.

    Заключение


    В процессе исследования при изучении письменных и археологических памятников культуры сиро-палестинского региона ,в том числе и текстов ветхого завета. Анализируя данные источники ,мы выяснили ,что на начальном этапе развития религии имели формы политеистических верований. Однако появление монотеистических тенденций так же доказывается. Исследовав лишь одну религию – иудаизм, мы убедились в том ,как сильно влияет на жизнь древнего человека его мифологическое восприятие. Иудаизм, как монотеическая религия, как развитая культурная традиция с мифопоэтическим и философским потенциалом ,сыграл определенную роль в истории культуры. Наиболее заметна эта роль в том ,что через христианство и, особенно через ислам, религиозно-культурные принципы монотеизма стали широко распространяться на Востоке. При рассмотрении семантического значения элементов обрядового канона, мы видим отражение хозяйственно-бытовой жизни евреев, также находим отражение различных фрагментов религиозных культов. Период зарождение и становление религии христианства, говорит о дальнейшим развитии религиозно-философских идей зародившихся в начальный этап иудаизма.

    Список использованных источников


    Источники

    1.Амусин, И. Д. Рукописи мертвого моря/И. Д. Амусин.– М.,1960. – 272 с. 2.Флавий,И. Иудейские древности: В 2 т. /Пер. с греч. Г. Г. Генкеля /Подгот. текста, предисл. и примеч. Г. И. Довгяло, К. А. Ревяко, В. А. Федосика.– Мн.: Беларусь, 1994. – 606 с.

    Литература

    4. Беленький, М. С. Библия как литературный памятник/ М. С. Беленький // Наука и религия. – 1975. – №1

    5.Беленький, М. С. Иудаизм / М. С. Беленький. – М.: Политиздат, 1974. – 239 с.

    6.Вейнберг, И. П. К вопросу об устной и письменной традиции в Ветхом Завете / И. П. Вейнберг // Переднеазиатский сборник. История и филология стран древнего востока. – 1979. – №3

    7.Вейнберг, И. П. Рождение истории. Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н.э./И. П. Вейнберг.– М.,1993. – 352 с. 8.Вельгаузен, Ю. Введение в историю Израиля / Ю. Вельгаузен. – СПБ.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1909. – 441 с.

    9.Гече, Г. Библейские истории / Г. Гече. –М.: Политиздат, 1989. – 318 с.

    10. Голан, А. Миф и символ / А. Голан. – М.: Русслит, 1993. –375 с. 11.Жигульский К. Праздник и культура. Праздники старые и новые размышления социолога / К. Жигульский.– М.: Прогресс, 1985.– 336 с. 12.Кинх, Х. А. Восточное средиземноморье в древнейшую эпоху / Х. А. Кинх. – М., 2013. – 208 с.

    13.Косидовский, З. Библейские сказания. Сказания Евангелистов / З. Косидовский. –М.: Политиздат, 1990. – 479 с.




    написать администратору сайта