Главная страница
Навигация по странице:

  • Уровни бытия

  • МАТЕРИАЛЬНО- ПРЕДМЕТНОЕ БЫТИЕ

  • БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА

  • ДУХОВНОЕ БЫТИЕ

  • СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ

  • объективной реальностью.

  • Материально-предметное бытие

  • Бытие духовного

  • Бытие социального

  • 4. Виды и формы бытия. Виды и формы бытия. Проблема взаимосвязи объективной и субъективной реальности


    Скачать 52.5 Kb.
    НазваниеВиды и формы бытия. Проблема взаимосвязи объективной и субъективной реальности
    Анкор4. Виды и формы бытия.doc
    Дата13.03.2018
    Размер52.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла4. Виды и формы бытия.doc
    ТипДокументы
    #16609

    Виды и формы бытия. Проблема взаимосвязи объективной и субъективной реальности.

    Рассматривая проблему бытия с точки зрения структурно- типологического анализа, можно выделить основные уровни и ви­ды бытия.

    Уровни бытия

    Актуальное бытие

    Потенциальное бытие

    бытие, наличествующее в данный момент времени

    данный

    бытие, в данный момент времени еще не возникшее, но которое может стать таковым в принципе

    Категориальная пара «актуальное бытие — потенциальное бы­тие» определяет мир как процесс, т.е. характеризует его как становящийся, обладающий некоторой долей неопределенности своего развития. Любой предмет с точки зрения его наличия в настоящий момент времени может быть охарактеризован как актуальное бытие, но до этого момента его ведь не существовало, т.е. он обладал лишь потенциальным бытием, в которое он и уйдет по прошествии определенного времени. Поэтому любой предмет является нераз­рывным единством актуального и потенциального бытия.

    Виды бытия

    МАТЕРИАЛЬНО- ПРЕДМЕТНОЕ БЫТИЕ

    Бытие 1-й природы: бытие предметов и явлений в их ес- тественно-природной данности

    Бытие 2-й природы: бытие предметов, измененных или созданных в результате человеческой деятельности

    БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА

    Бытие человека в мире вещей (в терминологии Э. Фром­ма бытие человека в статусе «Иметь»)

    Специфически человеческое бытие (в терминологии Э. Фромма бытие человека в статусе «Быть»)

    ДУХОВНОЕ БЫТИЕ

    Индивидуализированное духовное (сознание конкретного человека)

    Надындивидуальное духовное (существование духовного в безличных универсальных формах)

    СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ

    Бытие индивида как социального субъекта

    Бытие общества как целостной многоуровневой системы


    Основными видами бытия являются материальное и духовное бытие. Критерием различения материального и духовного может служить принцип, предложенный Б. Спинозой: «causa sui» - то, что является причиной самого себя. К материальному бытию относит­ся все то, что существует вне и независимо от сознания, т.е. явля­ется причиной самого себя. Данный тип реальности в философии называется объективной реальностью.

    Духовное (идеальное) бытие является субъективной реаль­ностью, т.к. оно испытывает определенную зависимость в своем существовании от материального бытия. Данная зависимость про­является как в том, что содержанием сознания (духовного) высту­пает явление реального мира (сознание всегда является сознанием о чем-либо), так и в том, что продукты индивидуального сознания могут существовать для Другого, т.е. стать частью культуры, толь­ко получив объективированное воплощение в знаковых формах.

    Объективная и субъективная реальность взаимосвязаны, пред­ставляют собой неразрывное целое. Существование человека и об­щества, мир культуры не могут быть однозначно отнесены только к материальному или духовному бытию. Способом их взаимосвязи выступает деятельность человека.

    Материально-предметное бытие

    «Первая природа» - совокупность предметов и явлений в их естественно-природной данности. Она возникает как результат биолого-космической эволюции и обладает статусом объективной и первичной реальности. Первичность природы понимается в том смысле, что человек и его дух рождается в природе и благодаря природе, являясь одним из поздних звеньев в бесконечной цепи эволюции бытия. Природа первична и объективна и в том смысле, что без нее невозможна сама жизнь и деятельность человека.

    «Вторая природа» возникает в процессе человеческой дея­тельности, воплощает труд и знания человека, т.е. создается созна­тельно ради обеспечения определенных социокультурных потреб­ностей людей. Бытие «второй природы» есть единство материала и возможностей «первой природы» и потребностей человека, реали­зованных в его целеполагающей, сознательной деятельности. Та­ким образом, «вторая природа» представляет собой результат взаимодействия материального и духовного бытия и по сравнению c первой природой» является реальностью нового типа, обладая комплексным (природно-духовно-социальным) характером.

    Бытие человека

    Первичной предпосылкой существования человека является жизнь его тела. Тело человека сотворено природой. Именно телес­ность делает человека конечным, смертным существом. Природность тела позволяет включить проблему человеческого бытия в более ши­рокую проблему эволюции природы и возникновения человека (антропогенез). Чтобы мыслить, надо обеспечивать жизнь человеческого тела, удовлетворять хотя бы самые необходимые, фундаменталь­ные его потребности. Существование человека как природного орга­низма подчинено всем законам жизни, прежде всего - законам наследственности. Природно-биологическое «измерение» человеческого бытия - особый мир, относительно самостоятельный и целостный и в то же время вписанный в целостность природы.

    Бытие человека - единство тела и духа. Тело связано с рабо­той мозга и нервной системы, а через них - с психикой, душевной и духовной жизнью индивида. Человек для самого себя - не только первая, но и «вторая природа», поскольку мысли и эмоции, являясь важнейшей стороной жизни человека, влияют на жизнь тела.

    Особенность человеческого существования состоит в возник­новении уникальной для живой природы нежесткой и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны природности его тела, поскольку само тело находится в тесном взаимодействии с мышле­нием, психикой, эмоциями, волей, самосознанием. Специфика чело­веческого бытия состоит в соединении трех измерений его жизни:

    • - человек как чувствующее тело;

    • - человек как индивид, принадлежащий к виду Ноmo sapiens;

    • - человек как активно действующее и мыслящее социально- историческое существо.

    Бытие людей является уникальным единством природного и духовного, личностного и общественного. Люди не просто сущест­вуют в мире, но способны трансформировать мир и самих себя. Только человек способен познавать собственное бытие и бытие во­обще, испытывать тревогу за «судьбу бытия». Не случайно на пороге XXI века особую значимость получает проблема ответственности человека за судьбы человечества, цивилизации и культуры. Особые надежды возлагаются на духовность и разумность человека.

    Бытие духовного

    Духовное - это единство многообразных проявлений созна­ния и бессознательного. Оно включает в себя знания, материали­зующиеся в языках (естественных и искусственных), нормы и принципы человеческого общения, нравственность, право, художе­ственное творчество и т.д.

    Духовное подразделяется на индивидуальное и надындивиду­альное духовное бытие.

    Индивидуальное духовное представлено реальной жизнью соз­нания индивида. Его специфика заключается в том, что:

    • - оно неповторимо и уникально, и восстановить поток соз­нания во всей его полноте практически невозможно;

    • - процессы индивидуального сознания возникают и умира­ют вместе с рождением и смертью отдельных людей;

    • - индивидуальное сознание «проявляется», артикулируется посредством форм, выработанными культурой (знак, язык, символ и т.д.), которые имеют универсальный характер, поэтому сохране­ние результатов деятельности индивидуального сознания возмож­но только в результате их преобразования во внеиндивидуальную (знаково-символическую) форму существования.

    Специфика объективированного духовного в том, что оно спо­собно сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени. Более того, оно способствует становлению духовной жизни общества, человечест­ва в целом. Обогащаясь, мир идей приобретает относительную са­мостоятельность. Возникают такие устойчивые и объективно при­сутствующие в культуре формы духовного, как религия, мораль, искусство, философия, наука и т.д.

    Бытие социального

    Сущностная характеристика человека - его бытие в качестве коллективного, социального субъекта. Как далеко вглубь истории мы не пытались бы заглянуть, человек всегда существовал, объе­диняясь в различные формы социальных общностей - род, племя, семью, этнос, государство, класс и т.п. Социальность человека не­посредственно связана с его способом жизнедеятельности - спо­собностью не только вписываться в окружающую среду, что харак­терно также и для животных, но активно трансформировать среду своего обитания, формируя «вторую природу», культуру. Социальность неправомерно понимать просто как коллективность (множественность), т.е. совместную бытовую и производственную деятельность. Даже в ситуациях сознательного или вынужденного отстранения от общества (например, в ситуациях монашеского отшельничества) человек все равно остается социальным существом, реализуя свою социальность в «снятом», опосредованном виде: человек осуществляет свою познавательную деятельность в тех интеллектуальных «горизонтах», которые уже открыло человечество, формулирует свои знания в привычном для него звуковом и графическом письме, удовлетворяет свои потребности тем способом, который является типическим для его культуры. Поэтому, фактически, все характеристики человека являются его характеристиками именно как социального существа.


    написать администратору сайта