Клавишные инструменты. Виды клавишных инструментов. Виды клавишных синтезаторов
Скачать 362.94 Kb.
|
Виды клавишных синтезаторов Провести классификацию синтезаторов можно с учетом качества звука, функцио- нальности и стоимости. Исходя из качества звучания синтезаторы можно разделить на: детские (игрушки) любительские полупрофессиональные профессиональные По назначению синтезаторы делятся на: обучающие - синтезаторы с обучающими функциями интерактивные - синтезаторы с функцией “автоаккомпанемент” для индиви- дуальных выступлений исполнительские - синтезаторы без функции “автоаккомпанемент” для ис- полнения партии клавишных в составе ансамбля цифровые пианино - аналог акустического пианино рабочие станции - многофункциональные синтезаторы для создания, редак- тирования и записи звука, лупов, партий и др. В зависимости от цены синтезаторы делятся на бюджетные и профессиональные модели. К бюджетным синтезаторам принято относить модели стоимость до 30 тыс. руб. (до 1000$). В эту категорию входят не только детские и любительские модели, но и полупрофессиональные модели нижнего ценового диапазона. В зависимости от наличия или отсутствия функции “автоаккомпанемент” синтеза- торы можно разделить на интерактивные синтезаторы и исполнительские синтеза- торы. Автоаккомпанемент - это функция синтезатора, при включении которой синтеза- тор самостоятельно воспроизводит ритм и аккомпанемент в выбранном стиле. Ав- тоаккомпанемент позволяет исполнителю играть мелодию в сопровождении ритма и аккомпанемента. Многие модели синтезаторов с автоаккомпанементом имеют секвенсор - цифровой магнитофон, в который можно записать собственную игру на синтезаторе или за- грузить композицию с внешнего устройства, что позволяет исполнителю осу- ществлять индивидуальные выступления “под минус”. Отсюда и появилось не со- всем верное определение “самоиграйка”. Основная идея синтезатора с автоакком- панементом и секвенсором заключается не в том, чтобы проигрывать midi- композиции, а в возможности оперативного взаимодействия исполнителя с ним. Поэтому более корректное название таких моделей - интерактивные синтезаторы. По функциональности синтезаторы можно разделить на универсальные и специа- лизированные. К специализированным синтезаторам можно отнести электропианино, цифровое пианино, синтезаторы-вокодеры, синтезаторы с виртуально-аналоговым моделиро- ванием звука, исполнительские синтезаторы и классические рабочие станции. К универсальным синтезаторам относятся интерактивные синтезаторы - синтезаторы с автоаккомпанементом и секвенсором, интерактивные рабочие станции и аранжи- ровщики. Специализированные синтезаторы В чем разница между электропианино и цифровым пианино? Во времена аналого- вых синтезаторов электропианино называли синтезаторы, которые пытались ими- тировать акустическое пианино, что получалось не очень хорошо. У современных цифровых синтезаторов имитация получается намного качественнее, поэтому в настоящее время под электропианино условно понимается недорогой синтезатор, внешне похожий на обычный синтезатор, а под цифровым пианино понимают кор- пусной цифровой синтезатор. Цифровым пианино может называться инструмент, который по всем параметрам максимально соответствует акустическому инструменту. Это значит, например, что клавиатура цифрового пианино должна находиться на таком же уровне относи- тельно пола, как это имеет место быть в акустическом инструменте. Электропиа- нино можно поставить на стол, стул, клавишную стойку так, как того пожелает ис- полнитель. У цифрового пианино 88 клавиш, как и у фортепиано, а у электропиа- нино количество клавиш может быть 76. Размер клавиш цифрового пианино в точ- ности совпадает с размером клавиш фортепиано, а у электропианино может и не совпадать. Электропианино. Основное отличие данных моделей от прочих синтезаторов за- ключается в том, что в них используется либо 76-, либо 88-клавишная полувзве- шенная клавиатура с полноразмерными клавишами и изменяемым градиентом жесткости, что позволяет приблизить ощущения игры к тем, которые возникают при игре на фортепиано. Электропианино - более дешевая альтернатива цифровому пианино, поскольку за 15-25 тыс. руб. невозможно купить качественное цифровое пианино с компенсированной молоточковой взвешенной клавиатурой. В некоторых моделях электропианино имеется функция автоаккомпанемента и они имеют большое количество разных голосов, но, в отличие от интерактивных синтеза- торов, в электропианино основное внимание уделено качеству звучания фортепиа- нных и рояльных тембров, а также клавиатуре. Рис. 1. Электропианино Yamaha NP-30 Цифровое пианино. Очень часто под цифровым пианино в целях повышения про- даж или по другим причинам понимают интерактивные синтезаторы, электропиа- нино и др. Основной задачей цифрового пианино является получение звучания и ощущений от игры на нем максимально приближенными к звучанию и ощущениям игры как на обычном фортепиано. В зависимости от модели цифровые пианино могут включать в себя функцию автоаккомпанемента и по общей функционально- сти приближаться к интерактивным синтезаторам. Если данная функциональность реализована не за счет ухудшения качества цифрового пианино, то такой инстру- мент выглядит неплохой альтернативой акустическому инструменту. Рис. 2. Корпусное цифровое пианино Yamaha CLP-340 Синтезаторы-вокодеры. Это специализированные цифровые синтезаторы с вир- туально-аналоговым моделированием звука и возможностью создания роботопо- добных голосов с помощью вокодера, что является их преимуществом перед ин- терактивными синтезаторами, в которых нет данных функций или они не столь развиты. Рис. 3. Синтезатор-вокодер KORG microKORG XL Отличительные особенности: Неплохое звучание и возможность его моделирования Наличие на верхней панели управления регуляторов для изменения звучания Наличие микрофона и вокодера Небольшие габариты и вес (за исключением ряда моделей) Исполнительские (концертные) синтезаторы. Синтезаторы данного вида не имеют функции автоаккомпанемента и предназначены, как уже говорилось, для исполнения партий клавишных в составе ансамбля. Это более компактные и легкие инструменты по сравнению с интерактивными моделями синтезаторов, которые имеют встроенную акустическую систему. Основное внимание в исполнительских синтезаторах уделяется качеству звука, и некоторое время назад они действительно превосходили синтезаторы с автоаккомпанементом по этому параметру. Однако в настоящее время последние хорошо прибавили, и у исполнительских синтезаторов остались, пожалуй, три существенных преимущества - простота в использовании, компактные размеры и небольшой вес. Рис. 4. Исполнительский синтезатор KORG X50 Поскольку исполнительские синтезаторы должны обладать качественным звуком, то это модели полупрофессионального и профессионального класса. Отличительные особенности: Хорошее или отличное звучание Отсутствие функции автоаккомпанемента Небольшая функциональность Отсутствие встроенной акустической системы Небольшие размеры и вес Цена от 30 тыс. руб. Рабочие станции. В эту группу входят классические рабочие станции, которые вытеснены с рынка интерактивными рабочими станциями и синтезаторами- аранжировщиками. Классическая рабочая станция обладает качественным звуком и большой функцио- нальностью при работе с сэмплами, звуками, секвенсором и звуковыми эффектами. Но в них отсутствует интерактивность или, другими словами, оперативное взаимо- действие с пользователем. Часто композитору-аранжировщику требуется быстро набросать какую-нибудь идею или шаблон будущей композиции. Если в интерак- тивной рабочей станции и тем более в синтезаторе-аранжировщике это можно осуществить в реальном времени путем нажатия нескольких кнопок, то в классиче- ской рабочей станции придется выполнить значительную подготовительную рабо- ту. Другими словами, интерактивные рабочие станции и синтезаторы- аранжировщики могут всѐ (или почти всѐ), что и классические рабочие станции, но работать на первых двух значительно проще, удобнее и быстрее. Рис. 5. Профессиональная рабочая станция Kurzweil K2661 Универсальные синтезаторы Универсальные синтезаторы делятся на: детские синтезаторы синтезаторы для обучения синтезаторы любительского уровня полупрофессиональные и профессиональные синтезаторы интерактивные рабочие станции синтезаторы-аранжировщики Детские синтезаторы - это игрушки для детей. Их отличительные особенности: Крайне низкая реалистичность звучания Пассивная клавиатура с малоразмерными и невзвешенными клавишами Невысокое качество сборки и экономия на всѐм Небольшая функциональность Отсутствие ЖК-экран или он совсем маленький Присутствие на панели управления списка стилей и голосов Интерфейс позволяет подключить только наушники Небольшие габариты и вес Цена 2-5 тыс. руб. Рис. 6. Детский синтезатор Casio SA-76 Можно ли научиться играть на синтезаторе, используя подобного вида игрушку? Я со всей ответственность заявляю, что можно. Только для этого необходимо (как и я) окончить сначала детскую музыкальную школу по классу фортепиано, благодаря слуху или знаниям сольфеджио уметь строить основные аккордовые последова- тельности, иметь практику сочинения мелодий и аккомпанемента на фортепиано и регулярно заниматься хотя бы по 30 минут в день. Обучающие синтезаторы - недорогие модели, которые предназначены для тех, кто никогда раньше не играл на пианино, но хочет попробовать свои силы в этом деле и научиться играть на синтезаторе простые мелодии. Такие синтезаторы име- ют весьма посредственное звучание, но по функциональности они на порядок ин- тереснее игрушек. Рис. 7. Обучающий синтезатор Casio LK-270 с функцией Light Key Особенности синтезаторов данного вида по сравнению с синтезаторами- игрушками: Звучание лучше, но достаточно посредственное Пассивная или активная легковзвешенная клавиатура с полноразмерными (в некоторых моделях) клавишами Наличие обучающих функций и встроенных песен Значительная большая функциональность Большой перечень стилей и голосов на верхней панели управления (на рис. 4. видно, что списки занимают значительную площадь) Значительно более крупный ЖК-экран Внешний интерфейс позволяет подключить не только наушники Более мощная встроенная акустическая система Большие габариты и вес Цена 5-10 тыс. руб. Синтезаторы любительского уровня - это синтезаторы более высокого класса по сравнению с обучающими синтезаторами, но здесь есть одна тонкость. Среди всего множества моделей с посредственным звучанием, есть несколько моделей с весьма неплохим звучанием. Можно сказать, что существует два подвида синтезаторов любительского уровня: первый - с хорошим звуком, второй - с большой функцио- нальностью. Особенности синтезаторов данного вида: Достаточно неплохое звучание (у некоторых моделей) Активная легкая или полувзвешенная малоразмерная или полноразмерная клавиатура Несколько большая функциональность относительно обучающих синтезато- ров Более мощная встроенная акустическая система Цена от 10 до 20 тыс. руб. Рис. 8. Синтезатор любительского уровня Yamaha PSR-E423 Полупрофессиональные и профессиональные синтезаторы. Качество звучания и функциональность этих инструментов достаточна для того, чтобы с ними можно было выступать на публике. Рис. 9. Синтезатор полупрофессионального уровня Yamaha PSR-S550В Особенности синтезаторов данного вида: Хорошее, отличное или первоклассное звучание (за исключением несколь- ких моделей) Отсутствие списков на передней панели Отсутствие блока кнопок с нумерацией от 0 до 9. Элементы управления го- лосами и стилями отделены друг от друга и сгруппированы по категориям (банкам) Активная полноразмерная полувзвешенная или молоточковая клавиатура (у многих моделей есть чувствительность к послекасанию) Большая функциональность Развитый внешний интерфейс, который позволяет подключать к синтезатору различные устройства и наоборот. Цена от 25 тыс. руб. Интерактивные рабочие станции. Это синтезаторы с первоклассным звучанием, которые занимают промежуточное положение между классическими рабочими станциями и профессиональными синтезаторами-аранжировщиками по степени оперативного взаимодействия с ними. Наиболее высокий уровень оперативного управления синтезатором реализован в синтезаторе-аранжировщике, поскольку он должен предоставить исполнителю возможность свободной игры и быстрой смены режимов работы. Интерактивная рабочая станция также позволяет играть в сопровождении аккомпанемента, но это осуществляется более сложным образом. Если на синтезаторе-аранжировщике смена голоса, наложение голосов, включение гармонизации, сбивки в ритме, изме- нение вариаций аккомпанемента и др. можно осуществить нажатием одной или не- скольких кнопок, как это происходит в интерактивных синтезаторах, то также быстро и легко осуществить эти действия на интерактивной рабочей станции не получится. Скорее всего, придется оторваться от игры для того, чтобы произвести дополнительные настройки. Если в синтезаторе-аранжировщике функция автоак- компанемента является одной из основных рабочих функций, то в интерактивной рабочей станции эта функция играет вспомогательную роль и используется для де- монстрации построения исполнений в том или ином стиле. Функциональность син- тезатора-аранжировщика выведена на панель управления, а функциональность ин- терактивной рабочей станции находится внутри неѐ. Рис. 10. Профессиональная интерактивная рабочая станция Yamaha MOTIF XF6 Синтезаторы-аранжировщики. Это инструменты высшего ценового диапазона, которые обладают прекрасным качеством звучания, оперативным управлением и большой функциональностью по созданию и редактированию исполнения. Можно сказать, что синтезатор-аранжировщик - это интерактивный синтезатор и рабочая станция в одном корпусе. Рис. 11. Профессиональный синтезатор-аранжировщик Yamaha Tyros-4 |